ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛИВИИ (1990-2010 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе автор рассматривает приоритетные направления внешнеполитической деятельности Ливии в период с начала 1990 г. по 2010 г. Особое внимание уделяет ее отношениям с США и другими западными странами, а в частности более подробно раскрывает тему санкций ООН, введенных против Ливии, поскольку они сильно влияли практически на все сферы деятельности страны, также рассказывает о главных событиях между Ливией и Россией. Кроме того, автор освещает основную идею внешнеполитической деятельности Ливии - юнионизм.

Полный текст

Как и в предыдущий период, внешнеполитическая деятельность Ливии в период с 1990 г. по 2010 г. строилась на основе концепции «третьей мировой теории», разработанной М. Каддафи, которая значительно отличалась от капитализма А. Смита и коммунизма К. Маркса [9]. Основой идеей на внешнеполитической арене для М. Каддафи по-прежнему оставался юнионизм, в основе которого лежала идеология, а экономика отходила на второй план, что во многом объясняет неудачи ливийского лидера на этом поприще. Вместе с тем ряд внешнеполитических решений был принят с позиций прагматизма, который проявлялся не только во внешнеполитических заявлениях, но и в конкретных решениях. Однако прагматизм этот был вынужденным, ставшим следствием применения санкций, а не глобальным переосмыслением внешнеполитических приоритетов. В 1990-е гг. Ливия жила в режиме санкций, принятых ООН. Меры, предпринятые мировым сообществом против Ливии, предполагали запрет на любые формы военного и технического сотрудничества с ней, запрещали международное воздушное сообщение, заблокировали ливийские авуары в иностранных банках, запретили продажу некоторых видов нефтяного оборудования. И в то же время ливийскому правительству не запрещалось продажа нефти, что и спасло, в конечном счете, экономику страны от кризиса. Ежегодно ливийская казна получала серьезную подпитку от торговли нефтью на сумму до девяти млрд долларов. М. Каддафи, в числе немногих политиков, поддержал действия ГКЧП. Отношения с Россией как правопреемницей СССР в этот период отошли для Ливии на второй план. Тому были серьезные причины: во-первых, руководство РФ во главе с Б.Н. Ельциным проводило прозападный курс, надеясь получить материальную и политическую поддержку со стороны Запада для проведения реформ, т.е. фактически шло в фарватере политики США. Во-вторых, Россия перестала играть роль поставщика вооружений Ливии, а именно в этом качестве интересовал Ливию когда-то Советский Союз. Но М. Каддафи рассчитывать на поддержку Москвы в вопросе отмены санкций против ливийского государства. Все 1990-е гг. и начало 2000-х гг. противостояние Ливии с западным миром, и прежде всего с США, продолжалось. Введенные санкции дали о себе знать, экономическая мощь ливийского государства была подорвана, что не могло сказаться на внешнеполитической активности М. Каддафи. Важным инструментом для достижения внешнеполитических целей для М. Каддафи было оказание материальной помощи заинтересованным сторонам, но после санкций она существенно сократилась исламистским и националистическим движениям в различных регионах. Борьба с Западом в 2000-е гг. как традиционный вектор внешней политики М. Каддафи приобрела новые черты. Это была борьба уже не с западной цивилизацией как таковой, а с экономическими санкциями, которые она инициировала. В 2001 г. ливийское правительство открыто осудило террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Более того, военную операцию США против правительства талибов в Афганистане М. Каддафи охарактеризовал как «законный акт защиты». Это был беспрецедентный случай, когда лидер ливийской революции публично поддержал президента США. 19 декабря 2003 г. ливийское правительство объявило о том, что оно: вопервых, прекращает производство ядерного и химического оружия массового уничтожения, во-вторых, разрешает провести соответствующие проверки военным инспекторам ООН [1]. В этом же заявлении говорилось, что Ливия готова уничтожить все баллистические ракеты и ликвидировать все запасы химического оружия [2]. Ливия пошла не только на допуск иностранных специалистов на секретные объекты, но и согласилось на серьезные ограничения в своей военной программе, что впоследствии негативно сказалось на безопасности страны. Ливия присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия. Некоторые исследователи приводят сведения о том, что ливийский лидер внимательно следил за судьбой Саддама Хусейна и понял, что с ним может произойти то же самое [3]. Однако в августе 2002 г. ООН избрала Ливию в качестве председателя комиссии ООН по правам человека, что было полной неожиданностью для многих экспертов. Безусловно, ливийская дипломатия сполна воспользовалась подвернувшимся шансом начать информационную атаку против своих противников на Западе. Так, возглавляемая ливийцами комиссия подвергла жесткой критике пенитенциарную систему США и существование смертной казни в этом государстве. Пытаясь уйти из-под режима санкций, ливийское правительство было вынуждено взять на себя ответственность за теракт в Локерби. Более того, в марте 2003 г. Ливия окончательно договорилась о суммах и порядке выплат денежных компенсаций по 10 млн долларов каждой семье погибших [4]. 12 сентября 2003 г. в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по вопросу о санкциях против Ливии, 13 из 15 членов Совета Безопасности ООН высказались за отмену санкций, только представители США и Франции воздержались. Таким образом, не нашлось ни одного государства, которое бы выступило за сохранение режима санкций. Санкции ООН против Ливии были сняты, глава ливийского государства избавился от ярлыка «изгоя», вернув себе статус легитимного правителя [5]. Обратим внимание еще на один важный нюанс: позиции двух ведущих атлантических стран в отношении Ливии несколько отличались. Если США по-прежнему занимали жесткую позицию в отношении Ливии (госсекретарь К. Пауэлл как и прежде называл Ливию тоталитарным государством) [6], Вашингтон продолжал с недоверием относиться к Триполи, отношения США на протяжении всего периода правления М. Каддафи оставались напряженными, то позиция Великобритании стала более мягкой. Британцы полагали, что Западу стоит учесть изменения во внешнеполитическом курсе М. Каддафи и пытались привлечь ливийцев на свою сторону. Надеясь договориться с М. Каддафи, британцы верили, что по пути сотрудничества с Западом пойдут Иран и Северная Корея, а политика М. Каддафи может стать им примером. Вашингтон считал, что вести переговоры с ливийским лидером можно только с позиции силы. Так или иначе, но в октябре 2004 г. все санкции с Ливии окончательно были сняты. Действительно, отношения между Ливией и Великобританией значительно улучшились, особенно после добровольного отказа Ливии от производства оружия массового поражения. Еще в 1999 г. были восстановлены дипломатические отношения с Великобританией, а с 2002 г. началось стремительное улучшение двусторонних отношений [7]. В знак поддержки нового курса ливийского лидера в Триполи прибыл премьер-министр Великобритании Т. Блэр, приветствуя возвращение Ливии в международное сообщество. В этот же период было заключено несколько соглашений в сфере экономического сотрудничества между Ливией и западными странами [3]. В 2000-е гг. основным партнером среди западных стран для Ливии продолжала оставаться Италия, с которой было налажено экономическое сотрудничество. В июле 2003 г. было подписано соглашение между двумя странами о совместной борьбе с нелегальной иммиграцией, что особенно актуальным было для бывшей метрополии. В августе 2008 г. итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони подписал соглашение о дружбе, по которому Италия обязалась выплатить Ливии 5 млрд долларов в качестве компенсации за годы 30-летнего колониального владычества (период с 1911 г. по 1942 г.). Среди европейских стран чаще всего М. Каддафи посещал именно Италию. Только за один 2010 г. он побывал в Риме четыре раза. Преодоление последствий санкций ООН правительство Ливии видело прежде всего в интенсивном развитии нефтегазового сектора национальной экономики. В нефтегазовом секторе Ливии действовали более 20 иностранных фирм. Это были компании со всего мира: из Италии, Канады, Швейцарии, Великобритании, Франции, Испании, Саудовской Аравии и Малайзии. В 2001-2002 гг. Ливия стала также проявлять интерес к Украине. Отношения с Россией были возобновлены только во второй половине 2000-х гг. В 2007 г. прошла встреча глав внешнеполитических ведомств С.В. Лаврова и А. Шалькамав рамках 62-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке. И в декабре того же года Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров прибыл в Триполи с рабочим визитом и передал ливийскому лидеру послание В.В. Путина [8]. После многочисленных встреч должностных лиц обеих стран 2008 г. стал годом встреч глав государств. Президент Российской Федерации В.В. Путин нанес визит в Ливию 16-17 апреля 2008 г. В ходе встреч было подписано ряд межправительственных документов (в частности, Декларация об укреплении дружбы и развитии сотрудничества, Декларация о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества), а также меморандумов и контрактов между экономическими структурами.1 октября - 2 ноября 2008 г. состоялся визит в Россию Руководителя ливийской М. Каддафи. Было заключено Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, достигнута договоренность о создании совместного банка и ряд других взаимопониманий, стимулирующих набранную динамику отношений [8]. 31 октября 2008 г. ливийское правительство приняло решение перевести деньги на счета Международного фонда благотворительных ассоциаций, через который предстояло организовать выплаты жертвам катастроф и терактов. Официальный представитель Госдепартамента США Шон Мак Комарк назвал это решение «похвальной вехой... очищающей путь к длительному и расширяющемуся американо-ливийскому товариществу». Действительно, выплаты жертвам терактов рассматривались американской администрацией как важное условие налаживания отношений между двумя государствами. Дж. Буш также подписал правительственное распоряжение, восстанавливающее неприкосновенность Ливии в судебных процессах, связанных с террором. Первый визит М. Каддафи в США состоялся в сентябре 2009 г. Он выступил в Нью-Йорке на заседании ООН. Африканское направление стало приоритетным во внешней политике Ливии в 1990-2000-е. Идеи юнионизма, которые М. Каддафи пытался неудачно воплотить в жизнь в арабских странах, так как объективных предпосылок для объединения кроме наличия общего языка, культуры и религии у арабов не было, получили свою вторую жизнь на «черном континенте», стремившегося к объединению. Их сплачивала бедность и наличие в прошлом общего врага - колониализма. Сравнивая результаты юнионизма в обоих регионах, можно констатировать, что в Африке М. Каддафи добился определенных успехов. С одной стороны, сама идея была прогрессивна, так как освободившаяся от колониального господства Африка нуждалась в координации действий, в единой политике по решению насущных экономических проблем. В том, что Организация африканского единства, преобразованная в Африканский союз, стала работать эффективней, есть немалая заслуга ливийского лидера. Между тем на пути реализации идеи общеафриканского единства Ливия допустила ряд ошибок, подорвавших доверие к этой стране. М. Каддафи форсировал создание «Соединенных штатов Африки», не учитывая реалии, сложившиеся на континенте, оказывал давление на другие государства, пытаясь выступать в роли «старшего брата». Опираясь в основном на бедные страны континента, он пренебрегал интересами африканских государств, игравших роль региональных лидеров. Таким образом, можно заключить, что с конца 1990-х гг. начался и в течение 2000-х гг. шел процесс постепенной нормализации отношений Ливии с Западом. Инициировала его сама Ливия, так как М. Каддафи пришел к пониманию того, что в условиях сохранения санкций со стороны ООН экономика страны обречена на стагнацию. Изменения во внешнеполитическом курсе ливийского государства были с энтузиазмом встречены в Европе. В попытках выйти из изоляции М. Каддафи нашел достаточно неожиданную поддержку в Лондоне. Однако основным партнером Ливии на европейском континенте продолжала оставаться Италия. И в то же время наиболее трудным был процесс урегулирования отношений с США. Администрация американского президента продолжала с недоверием относиться к режиму М. Каддафи. В правящих кругах этого государства попрежнему преобладали влиятельные «ястребы», противодействовавшие нормализации отношений.

×

Об авторах

Фатума М Мамлук

Посольство Ливии

Автор, ответственный за переписку.
Email: fatomamm@yahoo.com

Фатума М. М. Мамлук (Fatuma M. M. Mamlouk) - временный поверенный в делах Государства Ливия в РФ.

ул. Мосфильмовская, 38, Москва, Россия, 151127

Список литературы

  1. Абдул Хамид Сиам. Безъядерный Ближний Восток, Израиль является исключением (на арабском языке) // Информационное агентство Al-Quds Al-Arabi. URL: http://www.alquds.uk/?p=425892 (дата обращения 19.08.2016).
  2. Зарипов А.Х. Проблема массового уничтожения в Ливии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. 1. С. 71.
  3. [3] Хаггер Н. Синдикат. История мирового правительства. М.: Алгоритм-Книга, 2009. С. 246.
  4. Libya Offers $2.7 Billion Settlement To Relatives of PanAm 103 Victims // The Wall Street Journal. URL: http://www.wsj.com/articles/SB1022624328897385720 (дата обращения 09.11.2016).
  5. Горшков А.В. Идеологическое обоснование концепции «государств-изгоев» в теории и на практике // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2. С. 266-269; Горшков А.В. К современному понятию «политического режима» через призму «государств-изгоев» // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 3. С. 29-31.
  6. Клименко И.А. Изменение позиции США в отношении Ливии после выдачи Триполи оружия массового поражения международному сообществу // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. № 3. С. 76-80.
  7. Касаев Э.О. Западный вектор внешней политики Ливии // Институт Ближнего Востока. URL: http://iimes.ru/rus/stat/2009/16-07-09.htm (дата обращения 21.10.2016).
  8. Российско-ливийские отношения // Официальный сайт МИД РФ. URL: http:// www.mid.ru/ru/maps/ly/?currentpage=main-country (дата обращения 13.07.2016).
  9. Воронин С.А. Восток-Запад: специфика политико-правовой доктрины «третьего пути» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2011. № 4. С. 7-25.

© Мамлук Ф.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах