ДИПЛОМАТИЯ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В РОССИЙСКО-ЕГИПЕТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (2014-2016 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития Арабской Республики Египет после сложных политических и социальных событий 2011 г., так называемой «арабской весны». Начало правления Президента АРЕ Абдель Фаттаха Аль-Сиси можно охарактеризовать как новый этап развития Египта и его внешнеполитического курса, в котором важная роль отводиться интенсификации российско-египетских отношений. Так, первым международным визитом Абдель Фаттаха Аль-Сиси за пределы арабского мира в качестве президента Египта стала Россия. Взаимная заинтересованность России и Египта отражается в частоте встреч между главами двух государств, способствующих достижению стратегических договоренностей, а также укреплению двустороннего сотрудничества, в частности по созданию российской промышленной зоны на территории Египта, строительству атомной электростанции, расширению сотрудничества в военнотехнической сфере. Автор устанавливает характерные черты дипломатии на высоком и высшем уровне в российско-египетских отношениях, систематизирует знаковые встречи первых лиц государств в контексте с их внешнеполитическими приоритетами. Интенсивность контактов Президентов РФ и Египта, а также достигнутые на них договоренности формируют базу для укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами.

Полный текст

Введение. В условиях ускоренной динамики процессов глобализации и роста взаимозависимости между государствами современного мира дипломатия на высшем уровне становится более интенсивной и приобретает большую значимость. Международные акторы стремятся использовать ее преимущества, дающие возможность обсуждать широкий круг межгосударственных вопросов во взаимосвязи, что не всегда представляется возможным при переговорах на других уровнях. Важным фактором при проведении саммитов в верхах является возможность принципиального и оперативного решения проблем двустороннего сотрудничества, но еще немаловажно то, что подобные встречи предоставляют возможность из первых уст получать необходимую информацию, обмениваться мнениями и достигать важных договоренностей. Кроме того, эти договоренности, подписанные высшими должностными лицами государств, дают дополнительные гарантии выполнения двусторонних договоров и соглашений. Но вместе с тем имеется и ограничительный момент дипломатии на высшем уровне, поскольку она определяется не только личными симпатиями, но и антипатиями, которые не могут не влиять на принятие внешнеполитических решений. Методы и материалы. В статье применен исторический метод, который позволил расположить события в соответствии с фактами и реалиями настоящего времени. Системный и сравнительный методы позволили определить закономерности российско-египетских отношений, а также выявить общие и отличительные моменты во взаимодействии двух сторон. При написании статьи источниками послужили материалы, выступления и протоколы встреч Президента РФ В. Путина и Президента АРЕ Абдель Фаттаха Аль-Сиси, представленных на официальных правительственных интернет-ресурсах, а также материалы периодической печати, освящающие текущие события. Исследование проблемы. Египет, без всякого сомнения, является государством, которое обладает весьма высокой степенью влияния на ближневосточную региональную систему. Государством, которое одно из первых среди арабских государств получило независимость и обозначило принципы арабского единства, придавая этому в своей политике в арабском мире приоритетное значение. Египет, заинтересованный в комплексном решении поставленных задач, расширяет свои внешнеполитические связи, призванные помочь урегулировать проблемы, связанные со стабильностью, безопасностью и развитием не только своей страны, но и всего Арабского Востока в целом, видя в такой политике важное условие для обеспечения своего лидерства в международных отношениях в регионе [1. С. 3-4]. Когда определяют роль и место Египта в региональной системе международных отношений на Арабском Востоке, придают значение характеру взаимоотношений АРЕ с ведущими мировыми и региональными державами. Внешние политические шаги Египта в последней четверти XX в., в том числе и особые отношения с США, курс на развитие торгово-экономических связей с Европой, подписание мирного договора и установление дипломатических отношений с Израилем [2] позволили ему быть проводником взаимных интересов между арабскими странами и Западом. Египет - страна, вес которой в системе международных отношений в арабском мире является и остается внушительным, он настойчиво продолжает стремиться играть роль активного посредника в процессе ближневосточного урегулирования, который включает в себя не только решение палестино-израильского конфликта, но и снятие напряженности в отношениях между Израилем и многими арабскими странами [3]. АРЕ участвует практически во всех мирных инициативах, направленных на его урегулирование. Страны Ближнего Востока, а также Запада, в свою очередь также заинтересованы в том, чтобы в Египте царили мир и спокойствие, поскольку Египет является посредником между арабским миром и Западом, особенно в том, что касается насущных политических вопросов арабского сообщества [18, с. 75]. Международный авторитет Египта укрепляют ведущие западные державы и Российская Федерация. Дипломатия на высоком и высшем уровне играет ключевую роль в российско-египетских отношениях на современном этапе, о чем свидетельствует хроника контактов на уровне первых лих двух государств за последнее время [4]. 13 февраля 2014 г. с официальным визитом в Россию прибыл фельдмаршал Абдель Фаттах Аль-Сиси для участия во встрече формата «два плюс два» министров обороны и иностранных дел Египта и РФ. В ходе этого визита состоялась его первая встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным в Ново-Огарево, где В.В. Путин пожелал Абдель Фаттаху Аль-Сиси успеха на предстоящих президентских выборах в Египте. Откровенный сигнал в готовности оказать поддержку Аль-Сиси в своих пока еще официально не объявленных намерениях баллотироваться на пост президента крупнейшей арабской страны прозвучал из уст российского Президента, который прямо сказал: «Я знаю, что вы, уважаемый господин министр обороны, приняли решение баллотироваться на должность президента Египта». При этом, исходя из понимания того, что стабильность на Ближнем Востоке и Северной Африке зависит в немалую степени от Египта, Путин добавил: «Думаю, что вам удастся мобилизовать своих сторонников и наладить взаимодействие со всеми частями египетского общества» [16]. Аль-Сиси в свою очередь во время встречи с Президентом России напомнил, что «террористические проявления в Египте и других странах угрожают безопасности не только нашей страны, но и всего Ближневосточного региона». Он также подчеркнул, что угрозы терроризма несут в себе опасные последствия, обращая внимание на происходящие события на ливийской и сирийской арене, а также внутри самого Египта. Аль-Сиси также добавил, что главная сила, которая противодействует экстремизму, - это египетская армия, которая, по его утверждению, «является в подлинном смысле слова народной армией, ей по силам справиться с этой задачей». Стоит отметить, что визит египетских министров обороны и иностранных дел в Россию в феврале 2014 г. являлся ответом на визит их российских коллег в Каир 14 ноября 2013 г. Визит состоялся на фоне похолодания в стратегических партнерских отношениях между Вашингтоном и Каиром ввиду заявлений официальных властей США, сразу же после событий 3 июля 2013 г. в Египте, о перенастройке своих военных связей с Каиром, а также о принятии решения приостановить поставки некоторых видов вооружений и сократить финансовую помощь, оказываемую США Египту на протяжении уже более 30 лет [5]. При этом главным результатом первых переговоров в формате «2+2» между сторонами стала договоренность о формировании полноценной юридической основы военно-технического сотрудничества двух стран. Еще очень важным моментом упомянутого визита являлось заявление высоких руководителей АРЕ и РФ о полном совпадении позиции двух стран по самому главному вопросу ближневосточной повестки - сирийскому конфликту [6]. В этом заявлении проявился контраст позиции нового руководства Египта с заявлениями смещенного Президента Мохаммеда Мурси, который открыто выступал в поддержку сирийской революции, более того, незадолго до своего свержения он решил разорвать дипотношения с Сирией, что противоречило официальной позиции Москвы. После данного визита многие политологи в Египте [7] предполагали, что победа Аль-Сиси на выборах президента республики даст отношениям между Арабской Республикой Египет и Российской Федерацией дополнительный импульс. В Египте заговорили о том, что в этом случае двусторонние отношения с Россией вернутся к уровню 50-х-60-х гг. прошлого столетия с СССР Российские аналитики в своих оценках относительно будущего двусторонних отношений в случае прихода Аль-Сиси к власти в Египте прогнозировали увеличение их динамки, однако при этом они констатировали, что не стоит ожидать полной переориентации Каира в сторону Москвы, ссылаясь на то, что большая часть египетских офицеров и высоких чинов армии, в том числе и сам Аль-Сиси, по установленной практике еще при Президенте А. Садате получали военное образование в США. Важно также отметить, что данный визит ознаменовался появлением в СМИ и сообщений о заключении между двумя странами контрактов на поставку военной техники и оружия, стоимость которых оценивалась примерно в 2 млрд долларов [8]. После свержения Хосни Мубарака (1) Египет испытывал значительные проблемы, связанные с противостоянием различных социально-политических сил, поскольку разобщенность и враждебность между ними в этот период были особенно интенсивными. Отсутствие антикризисного механизма, многопартийности и харизматических лидеров, которые бы являлись ясными и авторитетными как в политических кругах, так и были бы понятными для масс, также сыграло свою роль в событиях «арабской весны» 2011 г., в основе которых как социальные факторы - неспособность власти предоставить достаточное для растущего населения количество рабочих мест, и как следствие увеличение уровня бедности [9. С. 12-13], так и протесты демократических слоев населения против политического и экономического застоя. На этом фоне в 2011 г. партия «Братья-мусульмане» (2) выделялась в противовес действующей армии как одна из сильнейших и влиятельных в египетском обществе [10]. Но ассоциации не удалось найти оперативные решения социальных проблем страны или заключить политические союзы с другими игроками внутри страны. Вместо этого функционеры организации пытались устанавливать контроль над средствами массовой информации, были приняты решения о назначении губернаторов, которые были ранее связаны с радикальной группировкой Аль-Джамаа аль-Исламия, кроме того, обязали армию представить доклады о расходах и развязали конфликт с монархиями Персидского залива, в первую очередь с Саудовской Аравией и ОАЭ. Аль-Сиси с самого начала своего правления позиционировал себя как преемник Г.А. Насера (3), который фактически создал современный Египет и вывел страну в лидеры арабского мира. Г. А. Насер являлся активным сторонником арабского единства и много делал для объединения двух десятков арабских государств в федерацию. Он являлся приверженцем арабского социализма и антиимпериалистом, а на посту президента старался выводить отношения Египта и СССР на новый уровень, особенно после того, как США на время заморозили военную помощь Египту. После прихода к власти Аль-Сиси США осудили действия египетских военных [11], считая легитимным главой Египта отстраненного от власти М. Мурси. С самого начала Президент Аль-Сиси знал, что не получится наладить отношения на выгодных для Каира условиях с США. Он предпочел сближение с Россией, оказывающей поддержку в его действиях во внутренней политике, и особенно в борьбе с терроризмом. Россия в свою очередь оказала полную поддержку Аль-Сиси в понимании проводимой им внутренней политики и постаралась улучшить двусторонние отношения, став первой страной за пределами Арабского мира, которую Аль-Сиси посетил в качестве президента Египта [12]. 12 августа 2014 г. состоялись переговоры Президентов России и Египта в г. Сочи. На этих переговорах стороны договорились развивать двустороннее сотрудничество в сфере сельского хозяйства, что удовлетворяет интересам Москвы и Каира - помочь России в преодолении негативных последствий эмбарго на поставки сельхозпродукции из государств Европы и Северной Америки, введенного в результате украинского кризиса. Египту же это должно было помочь в решении насущных экономических проблем и способствовать выходу из кризиса. Руководство Египта выразило готовность увеличить поставки сельхозпродукции, которая является основным составляющим импорта в Россию на 30%, в то время как Россия остается крупнейшим поставщиком зерна для Египта. Так, на долю российских экспортеров пшеницы приходят порядка 40% его потребления в Египте [13]. При этом российское руководство выразило готовность предоставить преференционный упрощенный режим допуска египетских товаров на российский рынок, для осуществления которого на переговорах поднимался вопрос создания египетского логистического центра на Черноморском побережье России по аналогии с турецким. Речь шла о том, чтобы увеличить объем поставок ряда сельхозпродуктов из Египта, с тем чтобы на 40-50% компенсировать возможный дефицит этих товаров из-за введенного Москвой эмбарго. В этом ключе Президенты также условились увеличить в 2 раза объем торгового оборота, который составлял на тот момент примерно 3 млрд долларов. Очень важное заявление в этом контексте сделал российский Президент, в котором речь шла об идущих переговорах по заключению соглашения о зоне свободной торговли между Египтом и ЕЭС. Так, по итогам встречи В.В. Путин отметил: «Достигнута важная договоренность о налаживании взаимодействия между Египтом и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Сейчас мы изучаем возможность создания зоны свободной торговли» [17]. Вместе с тем два направления сотрудничества, по которым лидеры двух стран достигли договоренности, можно назвать стратегическими - это расширение военно-технического сотрудничества и создание российской промышленной зоны в Египте, которая должна стать частью грандиозного проекта нового Суэцкого канала. В повестке международных и региональных вопросов на переговорах руководители двух государств констатировали совпадение позиций сторон по многим региональным проблемам, в первую очередь это арабо-израильское урегулирование, в частности на фоне событий, происходивших на тот момент в секторе Газа, где оба Президента призывали к прекращению насилия, во-вторых, позиции сторон на переговорах были почти идентичными по событиям в Сирии и в Ираке. 9 февраля 2015 г. Президент РФ Владимир Путин прибыл в Египет с двухдневным официальным визитом. В Каире президента дружественной Российской Федерации встретили эскортом истребителей и приняли с особыми почестями. Это второй визит В. Путина в качестве Президента Российской Федерации на египетскую землю, и многие аналитики назвали его поворотным в отношениях двух стран. В ходе встречи 10 февраля во дворце «Аль-куба» в Каире. Президенты детально обсудили сложную ситуацию в мире, и в частности ближневосточном регионе, где особое внимание было уделено вопросу урегулирования сирийского конфликта и борьбе с терроризмом. По результатам переговоров были достигнуты принципиальные для двусторонних связей договоренности. Подписаны несколько важных документов, таких как меморандум о взаимопонимании в сфере привлечения инвестиций и участия российских компаний в строительстве объектов на территории АРЕ, соглашение о развитии проекта по строительству АЭС на территории АРЕ с использованием именно российских ядерных технологий, а также меморандум о взаимопонимании развитии инвестиционного сотрудничества. Встреча двух Президентов показала, что, несмотря на происходящие в Египте потрясения, Россия поддерживает Президента Аль-Сиси, заинтересована в двухсторонних отношениях и готова их развивать. Визит В.В. Путина в Каир доказал что Россия остается сильным и влиятельным партнером, а Египет отвечает ему своим доверием [14]. Следующая встреча двух Президентов состоялась уже летом 2015 г. и была посвящена вопросам борьбы с терроризмом и палестино-израильского урегулирования. На ней Президент Египта Аль-Сиси отметил особый характер отношений между Россией и Египтом и подчеркнул, что «египетский народ при каждой нашей встрече с вами с надеждой смотрит на перспективы развития наших отношений в различных областях, не только в экономической, но и в сфере борьбы с терроризмом, особенно в том регионе, который сотрясается большими проблемами терроризма и экстремизма» [15]. Заключение. Подводя итоги, важно отметить, что стабильность является главной чертой российско-египетских отношений, а диалоги между Президентами опираются на объективность и взаимопонимание по различным региональным проблемам, что является своего рода гарантом развития двустороннего сотрудничества между странами. В этой связи российско-египетские отношения выходят на качественно новый уровень и имеют тенденцию к дальнейшему росту в широкой сфере областей, а также в развитии взаимовыгодных проектов, таких как модернизация крупных промышленных объектов, строительство атомной электростанции в северном Египте, создание особой промышленной зоны для производства на территории Египта продукции российского сельхозмашиностроения для стран Ближнего Востока и Северной Африки и др. На настоящем этапе Президент Египта Абдель Фаттах Аль-Сиси прилагает максимум усилий для обеспечения развития всестороннего сотрудничества между Египтом и Россией и, что важно, Президент РФ В. Путин разделяет его стремления.
×

Об авторах

Саад Ибрахим Халаф

Российский университет дружбы народов

Email: saadsayed@yandex.ru
аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Al Jazeera Centre for Studies. 02.2009. С. 3-4 // Д-р Норхан Эль-Шейх. АрабоРоссийское партнерство между прошлым и будущим (Исследовательский центр Аль-Джазира). 02.2009. С. 3-4.
  2. Dan Eldar. Egypt and Israel: A Reversible Peace, Middle East Quarterly. 2003. P. 57-65. URL: http://www.meforum.org/565/egypt-and-israel-a-reversible-peace.
  3. Robert W. Kasten Jr. Egypt’s Role Remains Vital To Middle East Peace Process, the Christian Science Monitor. October 14, 1993. URL: http://www.csmonitor.com/ 1993/1014/14183.html.
  4. Omar Said. Egypt and Russia: Walking a tightrope of diplomacy, MADA, Egypt-based media organization. September 1,2015. URL: https://www.madamasr.com/en/2015/09/01/ feature/politics/egypt-and-russia-walking-a-tightrope-of-diplomacy.
  5. Col. (ret.) Dr. Jacques Neriah. Egypt’s Turn to Russia, Jerusalem Center for Public Affairs. Oct 30, 2013. URL: http://jcpa.org/egypts-turn-to-russia.
  6. Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ // Совместное заявление по итогам российско-египетской встречи в формате «2+2», Москва, 12-13 февраля 2014 года. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02-Bw/content/id/76678.
  7. Arab Centre for Research & Studies. 07.09.2015. Ибрахим Миншави - Аспекты и проблемы египетско-российских отношений: новый качественный поворот (Арабский центр исследований и разработок). URL: http://www.acrseg.org/39349.
  8. Военно-политический журнал Interpolit, Россия и Египет подписали многомиллиардный оружейный контракт. 10.02.2014. URL: http://interpolit.ru/blog/egipet_i_rf_ podpisali_mnogomilliardnyj_oruzhejnyj_kontrakt/2014-02-10-358.
  9. Trade, Investment, and Development in the Middle East and North Africa. Engaging with the World // World Bank Publications. 2003. C. 12-13.
  10. Eric Trager. Tensions Grow between Egypt’s Military Leaders and the Muslim Brotherhood, The Washington Institute. November 8, 2011. URL: http://www.washingtoninsti-tute.org/policy-analysis/view/tensions-grow-between-egypts-military-leaders-and-the-muslim-brotherhood.
  11. Мозговая Н., Васильев В. Кризис в Египте: что дальше? // Голос Америки. 15.08.2013. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/vv-egypt/1730652.html.
  12. Долгов Б. Россия-Египет: взлет стратегического сотрудничества. URL: http://www. fondsk.ru/news/2014/08/17/rossia-egipet-vzlet-strategicheskogo-sotrudnichestva-29024. html.
  13. Российская газета. Ведомости № 4094 от 14.06.2016, «Россия продала урожай».
  14. Ephraim Kam, Zvi Magen. President Putin Visits Egypt, INSS Insight. No. 665. February 22, 2015. URL: http://www.inss.org.il/index.aspx?id=4538&articleid=8814.
  15. Официальный сайт президента РФ // Начало встречи с Президентом Арабской Республики Египет Абдель Фаттах Аль-Сиси. 26.08.2016. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/copy/50182.
  16. Официальный сайт Президента России // Встреча с главами Минобороны и МИД Египта. 13.02.2014. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/20222.
  17. Официальный сайт Президента России // Заявления для прессы по итогам российскоегипетских переговоров. 12.08.2014. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/379/ events/46441.
  18. Савичева Е.М., Турекулова Ж.Е. Роль Суэцкого канала в контексте обеспечения региональной безопасности на Ближнем Востоке // Вестник РУДН: серия Международные отношения. 2014. № 2. С. 75.

© Халаф С.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах