РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1991-2010 ГГ.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена развитию российско-турецких отношений в 1990-е и 2000-е гг. в экономической, политической, военно-технической и культурной сферах. Особое внимание уделяется экономике, прежде всего нефтегазовому сектору, который стал основным двигателем двухсторонних отношений. Отмечается, что 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Рассматриваются основные договоры и декларации, заключенные между Россией и Турцией. Показано, что в 2000-е гг. отношения развивались гораздо успешнее, чем в 1990-е гг. Обозначены основные причины роста российско-турецких взаимосвязей.

Полный текст

Рассматриваемое двадцатилетие в российско-турецких отношениях четко делится на две части: менее успешное развитие отношений в 1990-е гг. и гораздо более успешное - в 2000-е гг. Поэтому эти два периода российско-турецких связей будут рассмотрены каждый отдельно. Говоря о связях России и Турции в 1990-х гг., следует отметить, что после распада СССР происходит активизация отношений независимой России с Турцией, экономически наиболее мощной страной Ближнего Востока. Однако в разных сферах отношения развивались неравномерно: в то время как экономические связи протекали между двумя странами очень интенсивно, что выражалось в значительном росте товарооборота, в политической сфере существовали серьезные противоречия. Например, стороны имели противоположные позиции по конфликтам в Нагорном Карабахе и Абхазии, что затормозило развитие отношений. Определенные противоречия в интересах двух стран создали попытки Турции усилить свое влияние в Центральной Азии и Закавказье, региона, входившего в состав СССР, на который Россия смотрела с позиции лидера, а Турция, пользуясь идеей о родстве тюркских народов, также хотела стать ведущим партнером для новых независимых тюркоязычных государств. Турция очень интенсивно приникала в регион, развивая сотрудничество во всех важнейших сферах: политической, экономической, культурной, образовательной. Эта страна заключила множество соглашений о сотрудничестве с государствами Центральной Азии [5]. Надо сказать, что идеи пантюркизма - максимального сближения братских тюрских народов вплоть до их политического объединения, а также неоосманизма - восстановления турецкого влияния на территории бывшей Османской империи, в 1990-е гг. были очень популярны не только среди рядового населения Турции, но и среди турецких политиков, причем иногда очень высокого ранга. Это приводило к резкой активизации политики Турции в Центральной Азии, на Кавказе и Балканах, причем Турция, как правило, выступала с противоположных России позиций. Так, на Балканах она оказала поддержку Боснии и Албании, а Россия традиционно поддерживала сербов. В то же время Россия в силу погруженности во внутренние проблемы стремительно теряла в этих регионах свое влияние. Особенно активно Турция действовала в Центральной Азии. С 1993 г. в крупных городах Турции при поддержке власти стали проводиться курултаи тюркских народов, причем многие делегаты выступали с крайне антироссийских позиций вплоть до предложений выделения из состава России тюркоязычных мусульманских регионов, в связи с чем МИД России выразил озабоченность. Министр Турции по связям с тюркоязычными республиками А. Чей, по всей видимости, выражая точку зрения правительства Турции, даже заявил, что Турция должна начать создавать государственное объединение с тюркскими государствами бывшего СССР, а также Украиной, и ради этой цели может пойти и на резкое ухудшение отношений с Россией, что вызвало недовольство МИДа России [4. C. 329-331]. Однако ни политические разногласия, ни соперничество за влияние в данном регионе не привели к серьезному охлаждению отношений между Россией и Турцией. Наоборот, к концу 1990-х гг. они вышли на качественно новый уровень, прежде всего в области торговли и поставок нефти и газа из России в Турцию, а также поставок военной техники из России, включая вертолеты, которая была нужна Турции для подавления террористической Рабочей партии Курдистанa [5]. 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Это было связано с глубоким кризисом российской экономики, приведшему к резкому росту потребности в товарах широкого потребления из-за рубежа. Соседняя Турция с ее развитой текстильной и пищевой промышленностью за 1990-е гг. превратилась в одного из главных российских торговых партнеров. Только за 1993-1997 гг. турецкие поставки в Россию выросли в 4 раза, и это без учета не учтенной официально торговли, объемы которой также были весьма значительными. В Турцию за счет экспорта текстиля поступило до 100 млрд дол. из России за 1990-е гг. В турецком импорте из России, который также быстро рос, основную долю составило энергосырье, а доля России в турецком импорте газа поднялась до 60% к концу 1990-х гг. Министр иностранных дел Турции И. Джем назвал энергетику «движущей силой российско-турецких отношений». Это направление для Турции исключительно важно, т.к. она в ХХI в. надеется стать евразийским энергетическим коридором, поставляя энергосырье через Балканы в Европу. Колоссальное развитие приобрело турецкое подрядное строительство в РФ, которое в 1990-1997 гг. составило 42% от строительных подрядов Турции за границей, а также туризм - Турцию в 1997 г. посетило более 1 млн российских туристов. Однако экономические связи двух сторон значительно снизились в самом конце 1990-х гг. из-за глубокого экономического кризиса, охватившего Россию и особенно Турцию [8. C. 82-87]. Столь успешное развитие российско-турецких экономических отношений было бы невозможно без создания прочной договорно-правовой базы, которое началось с начала 1990-х гг. 14 мая 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции было подписано соглашение о создании Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Страны договорились об учреждении данной комиссии, состоящей из российской и турецкой частей, которая должна изучать состояние торгово-экономических отношений между двумя странами и возможности их развития, помогать организациям, фирмам и бизнесменам России и Турции для расширения торгово-экономического сотрудничества, предоставлять свои предложения по развитию этой сферы на утверждение стран. Заседания комиссии стороны договорились проводить раз в год и чаще, вначале на уровне делегаций экспертов и специалистов, а затем - председателей ее частей [26]. 25 мая 1992 г. был подписан Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. Стороны подтвердили намерение поддерживать и укреплять добрососедские отношения, сложившиеся исторически, а также содействовать стабильности в регионе. Россия и Турция договорились об активном развитии отношений во всех сферах на равноправных основах, уважая суверенитет и территориальную целостность сторон, а также об отсутствии оказания помощи потенциальному агрессору одной из сторон. Все двухсторонние разногласия должны решаться только мирным путем. Было решено проводить каждый год политические консультации, в том числе - на высшем уровне, а также регулярно проводить совместные встречи военного руководства. Россия и Турция договорились и о развитии широкомасштабного сотрудничества в торговле, экономике, науке и технике, культуре, экологии, а для реализации потенциала сотрудничества и обмена информацией и опытом было решено создавать в будущем благоприятные условия [3]. 9 сентября 1993 г. было подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов-физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [38]. 20 апреля 1994 г. было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. Стороны договорились о военно-техническом сотрудничестве по ряду важных направлений [37]. Тот факт, что Турция подписала этот договор, будучи членом НАТО, несмотря на в целом антироссийскую позицию этого блока, говорит об очень большой заинтересованности Турции в развитии отношений с Россией, т.к. она не считалась с мнением основных членов НАТО. 19 июля 1994 г. было подписано Соглашение о культурном и научном сотрудничестве. Россия и Турция решили способствовать развитию отношений в области культуры двух стран на основе взаимного уважения и отсутствия вмешательства в дела, которые являются внутренними. «В целях взаимного ознакомления с достижениями культуры Стороны будут поощрять связи и творческое сотрудничество на коммерческой и некоммерческой основе в различных областях культуры, искусства, образования, информации, осуществляемые путем: а) обмена артистами, писателями, работниками печати и средств массовой информации, композиторами, художниками и другими лицами, занятыми творческой деятельностью в области культуры; б) взаимодействия между ассоциациями деятелей искусств, творческими союзами и учреждениями культуры; в) проведения фестивалей, выставок, концертов и театральных представлений; г) чтения лекций, организации творческих встреч, семинаров и конференций; д) обмена печатными изданиями и другими публикациями, теле- и радиопрограммами, выступлениями деятелей культуры одной из Сторон в средствах массовой информации другой Стороны; е) взаимной деятельности по подготовке кадров путем обмена деятелями культуры и специалистами; ж) сотрудничества в области оперы и балета, организации совместных выступлений и обмена гастролями». Стороны также договорились о содействии сотрудничеству в таких областях, как фольклор, археология, библиотечное дело, история искусств, реставрация культурных памятников, музейное дело, а также производить обмен специалистов. Было решено способствовать организации прямого сотрудничества культурных организаций двух стран, контактов между их музеями с целью обмена выставками, а также сотрудничества в области кинематографии. Стороны договорились и об обмене учеными, студентами, аспирантами, создании благоприятных условиях для изучения языков и литературы двух государств [22]. 24.03.1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Стороны решили развивать сотрудничество в сфере туризма, основываясь на равноправии, взаимной выгоде и согласно своему законодательству. Было решено действовать в направлении упрощения формальностей в ходе обмена туристами, помогать взаимодействовать государственным туристическим администрациям и частным предприятиям двух стран, работающим в сфере туризма. Стороны выразили желание развивать индивидуальный и групповой туризм. Было принято решение об обмене статистикой туризма, информацией о законодательных актах, регулирующих данную сферу, информацией о рекреационных ресурсах, об опыте в области управления гостиницами и учреждениями для обслуживания туристов, обмене специалистами по туризму, поощрению совместных проектов в сфере туризма. Следить за выполнением данного соглашения и принимать решения по дальнейшему развитию отношений в области туризма в соответствии с договором должно быть поручено Смешанной комиссии, заседания которой должны были проходить каждые два года поочередно в РФ и Турции [32]. 16 сентября 1997 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [36]. 15 декабря 1997 г. стало исключительно важной датой в деле российско-турецких отношений. В этот день было подписано сразу семь соглашений, договоров и протоколов. 1. Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. В нем стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов - физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [39]. 2. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В нем стороны выразили желание создать хорошие условия для инвестиций с целью укрепления торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Капиталовложениям инвесторов решено было предоставить полную безопасность, защиту, равноправный и справедливый режим, обеспечить ликвидацию дискриминации и строго соблюдать свои обязательства по отношению к другой стороне, в частности, обязательство сделать законы, регулирующие капиталовложения, доступными и открытыми для инвесторов. Стороны договорились об условиях экспроприации, о порядке возмещения ущерба, перевода платежей, разрешения споров [23]. 3. Соглашение о сотрудничестве в области энергетики. Стороны с целью расширения и укрепления экономического сотрудничества «договорились поддерживать и поощрять сотрудничество между организациями обеих стран наряду с другими в следующих областях: - строительство электростанций, объектов газовой и газохимической промышленности; - строительство и расширение газопроводов и подземных хранилищ газа; - строительство и модернизация нефтеперерабатывающих заводов; - поставки электроэнергии и угля; - модернизация объектов угольной промышленности; - строительство гидроэлектростанций; - разведка, добыча, переработка нефти и газа». Стороны порекомендовали участие организаций из России (Газпром) в строительстве в Турции электростанций на природном газе. Было принято решение использовать российские и турецкие трубопроводы для транспортировки нефти, которую добывают организации по добыче нефти двух стран. Контролировать реализацию Соглашения было поручено Межправительственной российско-турецкой комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству [33]. 4. Соглашение о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря. Были определены объемы природного газа, которые Россия обязалась поставить, а Турция - закупить: они должны были вырасти с 0,5 млрд куб м. в 2000 г. до 16 в 2007-2025 гг. Стороны договорились также построить газопровод: Россия - на своей территории и по Черному морю, Турция - на сухопутной части территории. В России и Турции ведущей фирмой, осуществляющей строительство, должен стать Газпром (в Турции - совместно с местными компаниями) [24]. При этом в турецких властных кругах в конце 1990-х гг. велись споры по поводу данного соглашения: Партия националистического действия заявила, что М. Йылмазу, вождю Партии Отечества, следовало бы заключить соглашение не с Россией, а с братским Туркменистаном, также обладающим большими запасами газа [8. C. 85]. 5. Протокол о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе. Этим объектом должна стать электростанция в г. Денизли, пустить ее в эксплуатацию было запланировано в 2004 г., а строить ее должна будет инвестиционная группа с участием Газпрома [15]. 6. Договор о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам. Общие положения договора выглядят следующим образом: «Статья 1. 1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такой же правовой и судебной защитой своих личных и имущественных прав и интересов, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. 2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют на территории другой Договаривающейся Стороны право беспрепятственно обращаться в суды и другие учреждения юстиции, к компетенции которых относятся гражданские, торговые и уголовные дела, для использования и защиты своих прав и интересов на тех же условиях и при соблюдении тех же формальностей, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. 3. Положения настоящего Договора распространяются на юридические лица, имеющие местонахождение на территории одной из Договаривающихся Сторон и учрежденные в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны, насколько эти положения могут быть к ним применены. Статья 2. Для целей применения настоящего Договора Центральными Органами со стороны Российской Федерации являются Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, со стороны Турецкой Республики - Министерство юстиции Турецкой Республики. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон направляют друг другу запросы о правовой помощи через Центральные Органы. Центральные Органы сносятся друг с другом непосредственно. Статья 3. Министерства юстиции Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по запросу информацию о действующем или действовавшем на их территориях законодательстве и судебной практике по правовым вопросам, являющимся предметом настоящего Договора». Также был определен порядок оказания правовой помощи в гражданских и торговых делах, порядок предоставления сторонам необходимых документов, условия и порядок освобождения от залога judicatum solvi и судебных расходов. Были приняты решения по различным вопросам в области уголовного права и наказания преступников [2]. 7. Протокол о налогообложении строительных компаний. Было принято решение, что соответствующие органы России и Турции к концу 1998 г. отменят, вернут или компенсируют турецкие и российские налоги, которые выплатили строительные компании двух государств и их работниками, на прибыль и доходы с 01.01.1991 по 31.12.1996 г., но только если эти компании осуществляли строительство на конкретном объекте не более 36 месяцев [12]. 5 ноября 1999 г. было подписано Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам. Согласно ему граждане сторон, имеющие дипломатический паспорт, могут въезжать, выезжать и пребывать в России и Турции 90 дней без виз, при этом они должны соблюдать законы страны пребывания [19]. 5 ноября 1999 г. также было подписано Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии. Целью был поставлен контроль и предупреждение инфекционных заболеваний животных. Стороны обязались дать задание своим компетентным органам разработать и подписать соглашение, касающееся санитарных норм при транспортировке из одной страны в другую животных, продуктов животного происхождения, биоматериалов и кормов для них. Россия и Турция договорились ежемесячно обмениваться бюллетенями, содержащими данные по инфекционным болезням своих животных и сразу же ставить друг друга в известность при появлении опасных инфекционных заболеваний [29]. 27 ноября 1999 г. был подписан Протокол к соглашению о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г. Был определен маршрут газопровода «Голубой поток» (от поселка Изобильное в России до города Самсун в Турции). Строить и эксплуатировать участок до пункта соединения с газовыми сетями Турции будет компания, учрежденная Газпромом, которой и будет принадлежать данный участок газопровода. Газпром же будет являться и главным поставщиком газа. Протокол регулировал также вопросы, касающиеся налогообложения будущей российской компании-строителя участка газопровода [11]. 12 апреля 2000 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в охране морских пространств на Черном море. Две стороны определили сферу применения соглашения: экономическая зона двух государств на Черном море, а также выявили полномочные органы для реализации Соглашения: Федеральная пограничная служба Российской Федерации и Береговая охрана Турецкой Республики. Эти органы должны руководствоваться национальным законодательством и международными договорами, где участвуют договаривающиеся стороны. Россия и Турция «через свои полномочные органы будут осуществлять сотрудничество и оказывать друг другу помощь в охране своих морских пространств на Черном море по следующим направлениям: борьба с незаконным оборотом и контрабандой наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых и психотропных веществ; борьба с нелегальной миграцией; совместная выработка и реализация мероприятий, согласованных полномочными органами Сторон, направленных на предупреждение противоправных действий в морских пространствах; борьба с терроризмом; охрана морских биологических ресурсов и осуществление государственного контроля в этой сфере; предотвращение загрязнения морской среды веществами, опасными для жизни человека и морской среды; оказание, в случае необходимости, в соответствии с нормами международного права помощи при преследовании по горячим следам судна, нарушившего законодательство Российской Федерации или Турецкой Республики; подготовка специалистов полномочных органов Сторон; оказание помощи терпящим бедствие на море». Также было решено проводить обмен информацией между полномочными органами, подготавливать и реализовывать совместные программы и учения, обмениваться опытом. В случае инцидентных ситуаций одна сторона должна ставить в известность другую с целью принятия решения в духе сотрудничества. Чтобы координировать свое сотрудничество, стороны договорились ежегодно проводить встречи между главами своих полномочных органов [34]. Как можно увидеть, подавляющее большинство заключенных в 1990-х гг. договоров и соглашений относятся к сфере экономики, прежде всего торговле и энергетики. Именно эти направления сотрудничества активнее всего развивались в 1990-х гг., однако их потенциал остался не до конца реализованным. Данные соглашения послужили хорошей базой для развития двухсторонних отношений и более глубокой реализации имеющегося потенциала сторон в 2000-х гг. Теперь следует перейти ко второму периоду российско-турецких отношений. В 2001-2010 гг. отношения России и Турции резко активизировались во всех сферах: торгово-экономической, политической, военно-технической, культурной. Этому способствовало и то обстоятельство, что на внешнеполитической арене в зонах интересов России и Турции не существовало столь острых противоречий, как в 1990-е гг. Главным направлением отношений осталась экономика. И в 1990-е гг. экономические отношения России и Турции развивались достаточно динамично, но, как будет показано ниже, в 2000-е гг. это развитие резко ускорилось и вывело экономическое сотрудничество на гораздо более высокий уровень. Огромному росту экономических связей в рассматриваемый период поспособствовало и очень быстрое экономическое развитие как России, так и Турции, особенно до кризисного 2009 г., что резко контрастировало с положением дел в 1990-х гг., когда экономика России находилась в глубоком упадке. Нужно отметить ключевые моменты в развитии российско-турецких отношений за указанный период. Если посмотреть на российско-турецкие политические контакты, то можно видеть, что они за 2000-е гг. развивались вполне динамично. Президент России В. Путин в декабре 2004 г. прибыл с визитом в Турцию, подписав несколько межправительственных соглашений и Совместную декларацию по укреплению дружбы и многопланового партнерства. В январе 2005 г. в Москву с рабочим визитом приехал премьер Турции Р. Эрдоган. Он повторно прибыл в Россию в августе 2008 г., встретившись с Президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным. Российский министр иностранных дел С. Лавров посещал Турцию в июле 2008 г. и сентябре того же года, а его турецкий коллега А. Давутоглу был в России в июле 2009 г. [6]. Развивались и связи между парламентами двух стран. 3-4 ноября 2008 г. в Турцию прибыла российская парламентская делегация, которая контактировала с турецкими чиновниками и провела конструктивные переговоры. В том же году делегации Группы дружбы турецкого парламента и Комиссии по международным делам посетили Москву и отметили, что с Россией у них позиции близки или полностью совпадают; например, турецкие депутаты отрицательно относятся к агрессии Грузии в августе 2008 г. Подобная межпарламентская группа дружбы существует не только в Турции, но и в России [1]. 12 мая 2010 г., когда Президент Д. Медведев находился в Анкаре, был основан Совет сотрудничества высшего уровня, что позволило говорить о стратегическом партнерстве между РФ и Турцией; тогда же имело место и его первое заседание. Совет состоит из следующих частей: комиссии по экономике, группы по стратегическому планированию под председательством министров иностранных дел и социального форума, ориентированного на культурно-религиозное сотрудничество [9. C. 38]. Таким образом, между Россией и Турцией в 2000-е гг. существовало политическое партнерство на высшем уровне. Заметная активизация связей произошла в военной сфере и сфере безопасности. В июне 2007 г. командующий ВВС Турции Ф. Джомерт прибыл с визитом в Россию, а со стороны России Турцию посетили главнокомандующий ВМФ В. Высоцкий (июнь 2008 г.) и министр обороны А. Сердюков (ноябрь 2008 г.). Первый заместитель директора ФСБ В. Проничев посетил Турцию в январе 2009 г. [6]. Российские и турецкие военно-морские силы в Черном море наладили взаимодействие в целях обеспечения безопасности региона. Стороны едины в том, что в проблемы Черного моря не имеют права вмешиваться государства, чья территория не находится вблизи от него (речь шла главным образом о западных странах - лидерах НАТО). В январе 2009 г. прошли российско-турецкие военно-морские учения. Российские военные предприятия начали поставлять в Турцию оружие, поскольку страна заинтересована в новых российских военных технологиях, которые не может предложить Запад. Все это говорит, что российско-турецкое политическое и военное сотрудничество приобрело реальные очертания и становится все более весомым фактором стабильности в регионе [16. C. 214-216]. Во внешнеполитической сфере между Россией и Турцией в 2000-е гг. не только не было серьезных противоречий, но во многих случаях одна сторона поддерживала позицию другой, даже несмотря на наличие некоторых разногласий. Потеплению отношений помог отказ России поддерживать Рабочую партию Курдистана, считающуюся в Турции террористической организацией. Достаточно сложным моментом в двухсторонних отношениях оставалось Закавказье. Турция традиционно поддерживала единокровный Азербайджан, а Россия - Армению, два непримиримых противника. Турция выступала и за вступление в НАТО Грузии, чего очень не хотела Россия. Однако в ходе грузинского конфликта Турция препятствовала доставке помощи США в Грузию, не давая пройти американской эскадре через проливы, а Р. Эрдоган объявил, что его страна солидарна с Россией. Турция также предприняла попытку взять на себя миротворческую роль на Кавказе, предложив в августе 2008 г. создание «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» с участием всех региональных государств. Турции и России даже удалось прийти к общей позиции в том плане, что вмешательство внерегиональных держав в дела на Кавказе недопустимо. Турция и Россия едины и по ядерной проблеме Ирана, будучи уверенны, что ее надо решать исключительно дипломатическими средствами. В то же время стремление Турции вступить в ЕС может создать серьезную конкуренцию многим проектам по интеграции, за которые выступает Россия [9. C. 39-40]. Российско-турецкие экономические связи в 2000-х гг. развивались на удивление быстро и приобрели несравнимо больший масштаб, чем в 1990-е гг., хотя уже тогда их объем был весьма значителен. Во второй половине 2000-х гг. Москва вышла на второе место (после Берлина) в турецкой внешней торговле. Товарооборот двух стран был равен 22,5 млрд дол. в 2007 г., в том числе российский экспорт - 18,3 млрд дол., 70% которого составили нефть и газ, а 21% - металлические изделия. Турция в 2007 г. закупила 23,3 млрд куб. м газа у России, выйдя на 3 место по этому показателю, а также 3 млн тонн нефти. Россия же завозила из Турции машины и оборудование (30,3%), текстиль (20%), продовольствие (15%), изделия химической промышленности (10%). В 2008 г. торговый оборот вырос до 33,8 млрд дол. (в полтора раза). В том же году со стороны Газпрома было обеспечено 63% газа, в котором нуждалась Турция, или 24 млрд куб. м, в том числе 42% - с использованием газопровода «Голубой поток». На экономические отношения серьезно повлиял мировой кризис, и товарооборот упал до 19,6 млрд дол. в 2009 г., но затем стал быстро восстанавливаться, - до 25,3 млрд в 2010 г. Ключевое место в экономическом сотрудничестве двух стран занимает энергетика, а в ней - газопровод «Голубой поток», представляющий для Турции стратегическую важность. Этот газопровод длиной в 1,2 тыс. км построен с использованием уникальных технологий. Он строился с 1997 г. и был открыт в ноябре 2005 г. в крупном турецком городе Самсун. После его строительства зависимость Турции от российского газа резко возросла, что может способствовать долгосрочному развитию двухсторонних отношений. Газпром - российский поставщик газа - безукоризненно выполняет свои обязательства, и поэтому пользуется уважением турецкой стороны [7. C. 100-101]. Можно перечислить и некоторые крупные совместные экономические проекты и сделки 2000-х гг. В 2005 г. состоялась покупка российской «Альфа-груп» 49% акций турецкого предприятия Cukurova Telecom Holding, владеющего самым большим оператором мобильной связи в Турции Turkcell. В 2009 г. филиал нефтяной компании Лукойл в Турции (Lukoil Eurasia Petrol A.S.) купил сеть автозаправочных станций турецкой фирмы Akpet, на которую приходилось 5% розничного рынка нефтепродуктов страны. Российское предприятие ОАО «Атомэнергопроект» в 2010 г. начала строительство турецкой атомной электростанции Аккую, первый из четырех энергоблоков которой должен вступить в строй в 2020 г. По оценкам, проект потребует 22 млрд дол. вложений [44]. Таким образом, речь идет об очень крупных экономически значимых проектах, что говорит о весьма высоком уровне, которого достигли экономические связи. Однако это не значит, что в экономических отношениях не было трудностей. Они существовали, хотя и не являлись непреодолимым препятствием для развития связей. Например, Россия ужесточила правила ввоза турецких продовольственных товаров, а в 2008 г. даже наложила запрет на некоторые из них. Но эти меры не носили политического характера и были примерены ко многим другим государствам помимо Турции. Тем более что в сентябре 2008 г. министры иностранных дел России и Турции С. Лавров и А. Бабаджан обратили внимание на эту проблему и заявили, что постараются в срочном порядке ее устранить [16. C. 217-218]. Очень интенсивно в 2000-е гг. рос туризм, прежде всего из России в Турцию. В 2010 г. Турцию посетили около 3 млн российских туристов, которые оставили там более 3 млрд дол. Для дальнейшего стимулирования туризма в мае 2010 г. стороны подписали Соглашение об отмене визового режима, что привело к росту числа турецких фирм, инвестирующих в Россию [9. C. 43]. Существенное развитие получили российско-турецкие культурные связи, включая их религиозный аспект. Развитие этого направления сотрудничества чрезвычайно важно, поскольку способно победить устоявшиеся у населения негативные стереотипы друг о друге и сформировать у него стремление к тесному сотрудничеству на благо двух государств, что, в свою очередь, будет способствовать созданию благоприятного климата для дальнейшей активизации отношений в других сферах. Что касается наиболее значимых событий, следует сказать, что в 2007 г. был организован Год культуры РФ в Турции, а в 2008 г. - Год культуры Турции в РФ (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и иных крупнейших городах [16. C. 218]). Резко активизировалось и сотрудничество российских и турецких религиозных деятелей. В ноябре 2008 г. на международный форум «Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом» прибыл начальник Управления по делам религии Турции А. Бардакоглу, который в рамках форума встретился и провел переговоры с председателем Совета муфтиев России Р. Гайнутдином, и стороны подписали Протокол о сотрудничестве в области религии, в том числе издания религиозной литературы, организации паломничества, подготовки священников. Бардакоглу отозвался о России как об образце межрелигиозной толерантности, взаимоуважения и отсутствия конфликтов различных вероисповеданий. Также он встретился с представителем Московской патриархии митрополитом Кириллом. На встрече была достигнута договоренность о сотрудничестве в области издания книг; Турция также обещала помочь паломникам-христианам из России с организацией маршрутов [1]. Кульминацией очень успешного развития двухсторонних отношений стал визит Президента Турции А. Гюля в Россию 12-15 февраля 2009 г., который впервые назван «государственным». В турецкую делегацию входили в том числе министр энергетики и природных ресурсов Х. Гюлер, министр торговли К. Тюзмен, а также турецкая бизнес-элита, что свидетельствовало о первостепенной важности для Турции именно экономических вопросов. В ходе переговоров были обсуждены возможности дальнейшего продвижения сотрудничества, включая сферу транспортировки газа, которая, по словам турецкого Президента, стала самым главным аспектом двухстороннего сотрудничества. Прежде всего Турция была заинтересована в перевозке газа через свою территорию на новое для нее ближневосточное направление. В этой связи сторонам удалось составить проект газопровода «Голубой поток - 2». Также состоялся визит А. Гюля в Татарстан и его встреча с Президентом республики М. Шаймиевым, что турецкие политологи прокомментировали как стремление к расширению экономических связей с этим экономически высокоразвитым регионом. Российские же политологи говорят, что столь масштабная активизация сотрудничества именно с тюркоязычным регионом вызывает некоторые вопросы. Итогом визита стало подписание Совместной декларации об углублении в двухсторонних отношениях многопланового партнерства. Президент России Д. Медведев заявил, что Декларация представляет собой «новый шаг в развитии не только политических и торгово-экономических связей, но и гуманитарного сотрудничества», а А. Гюль подчеркнул, что документ является очень конкретным и охватил почти все области взаимодействия двух сторон. Ведущие турецкие эксперты и журналисты очень высоко оценили данный документ, заявляя, что началась новая эра в отношениях Турции и России [16. C. 209; 221]. Активизация взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях потребовала совершенствования уже имевшейся договорно-правовой базы и подписания целого ряда новых договоров. 16.11.2001 г. министрами иностранных дел России и Турции был подписан План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии (От двустороннего сотрудничества - к многоплановому партнерству). В документе был сделан акцент на том, что фундаментальные изменения в мире открыли новую стадию в российско-турецких отношениях. Появилась возможность развивать все сферы сотрудничества в атмосфере дружбы и с учетом взаимных интересов. Подчеркивалось, что диалог и сотрудничество в Евразии способно принести мирные и долгосрочные решения политических конфликтов на ее территории. В рамках плана была достигнута договоренность по созданию Совместной рабочей группы высокого уровня для регулярных консультаций с целью улучшения отношений двух стран и распространения их сотрудничества на целый регион Евразии [45]. 14.01.2002 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров. Стороны договорились о военном сотрудничестве, в том числе в изучении военных дисциплин, обучении и подготовке военных кадров, в обмене опытом в сфере военного дела, в области военной медицины. Для этого будут составляться ежегодные планы. Было решено реализовывать сотрудничество в виде официальных визитов глав военных ведомств; организации различных мероприятий; консультаций по вопросам военной сферы; организации совместных семинаров и конференций [27]. 25.02.2004 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море. В договоре была осуществлена делимитация поисково-спасательных районов двух стран. Было подчеркнуто, что соответствующие службы России и Турции должны своевременно обмениваться нужной информацией, касающейся поисково-спасательных служб. Были прописаны условия взаимодействия морских спасательно-координационных центров, о необходимости ежегодных встреч уполномоченных в поисково-спасательной сфере [28]. 06.12.2004 г. было подписано Соглашение о взаимной защите секретных информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности. Соглашение предусматривает, что стороны обязуются защищать секретные материалы и информацию и сохранять степень их секретности; также были определены каналы по их запросам и получению: МИД, военные атташе и посольства двух стран; данные материалы было запрещено передавать третьей стороне или лицам, не имеющим к ним отношения. Были сопоставлены и грифы секретности каждой стороны [20]. 06.12.2004 г. было также подписано Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Стороны выразили приверженность соблюдению Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г., а также конкретно описали, как кораблям двух стран избегать столкновений, и определили радиочастоты для обмена информацией между кораблями; договорились о своев
×

Об авторах

Александр Сергеевич Ходунов

Российский государственный гуманитарный университет

Email: Nalim13s@mail.ru
Миусская пл., 6, Москва, Россия, 125047

Список литературы

  1. Гурьев А.А. Ситуация в Турции: ноябрь 2008 // Институт Ближнего Востока. 14.12.2008. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/14-12-08b.htm.
  2. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам (не действует). 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/FFF41C4957A2E 29543257F5F00209736.
  3. Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. URL: http://docs.cntd.ru/document/901926138.
  4. Егоров В.К. Россия и Турция: линия противоречий // Ближний Восток и современность. Сб. ст. Вып. 9. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000.
  5. Иванова Ю.М. Российско-турецкие отношения в постбиполярную эпоху: основные тенденции и проблемы // Вестник Одесского национального университета / ОНУ имени И.И. Мечникова. Одесса: Астропринт, 2009. Том 14. Вып. 13: Сер. «Социология, политология».
  6. История российско-турецких отношений. Справка // РИА Новости. 13.01.2010. URL: http://ria.ru/politics/20100113/204301523.
  7. Калашников А.М. «Голубой поток» как важный фактор развития российско-турецких отношений // Власть. 2013. № 2.
  8. Киреев Н.Г. Турция - экономический партнер и политический соперник России в Евразии // Россия на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности. Сб. ст. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001
  9. Кудряшова Ю.С. Активизация российско-турецких отношений: сущность и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 5.
  10. Меморандум между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики по таможенным процедурам. 06.08.2009. Действует. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  11. Протокол к соглашению между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года. 27.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  12. Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о налогообложении строительных компаний. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  13. Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о cотрудничестве в газовой сфере (не действует). 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  14. Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о cотрудничестве в нефтяной сфере. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.
  15. Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о cотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  16. Пылев А.И. Новые горизонты российско-турецкого взаимодействия (начало ХXI в.) // Ближний Восток и современность. Сб. ст. Вып. 40. М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2009.
  17. Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. 13 февраля 2009 года // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/02/212886.shtml.
  18. Cовместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Анкара, 6 декабря 2004 года // Президент России. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2004/12/80719/ 161826.shtml.
  19. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  20. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о взаимной защите секретной информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  21. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.
  22. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве. 19.07.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  23. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  24. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf.
  25. Cоглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. 06.12.2004. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  26. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о создании смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 14.05.1992. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  27. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров. 14.01.2002. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  28. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море. 25.02.2004. Действует. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  29. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области ветеринарии. 05.11.1999. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  30. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  31. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области карантина растений. 13.01.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  32. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма. 24.03.1995. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  33. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области энергетики. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  34. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в охране морских пространств на Черном море (не действует). 12.04.2000. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  35. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  36. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. 16.09.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  37. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. 20.04.1994. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  38. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. 09.09.1993. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  39. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. 15.12.1997. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  40. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках. 06.08.2009. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf.
  41. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Самсун (Турецкая Республика). 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  42. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf.
  43. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики по морскому транспорту. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf.
  44. Токарева А. Что Россия и Турция значат друг для друга // Коммерсант-Власть. 01.06.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2736421.
  45. Turkey´s Political Relations With Russian Federation // Republic of Turkey. Мinistry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-russian-federation.en.mfa.

© Ходунов А.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах