ПОДХОДЫ АРАБСКИХ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА К УРЕГУЛИРОВАНИЮ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема эскалации сирийского кризиса за текущий год приобрела новый характер: возросла угроза терроризма всему мировому сообществу, больше политических акторов стало принимать участие в конфликте, неугасающая волна мигрантов стала причиной возникших социальных, демографических и экономических проблем на европейском континенте. В силу геополитических факторов наиболее чувствительными к развитию гражданской войны в Сирии являются страны Персидского залива: это обуславливается, в основном, интересами национальной и региональной безопасности. Исходя из важности роли региональных стран в сирийском кризисе, данная статья содержит комплексное исследование позиций арабских государств Персидского залива в обсуждении и разрешении конфликта в Сирии.

Полный текст

Для стран Персидского залива Сирия и разгоревшийся конфликт внутри нее представляет собой поле столкновения региональных интересов арабских монархий Аравийского полуострова и Ирана. Основные игроки - Саудовская Аравия и Иран. Внешнеполитические, идеологические и религиозные разногласия этих государств вышли далеко за пределы региональной политики, втягивая в противостояние все мировое сообщество. Позиции региональных игроков тоже разделились, и основаны они, в частности, также на собственных интересах национальной безопасности и экономической выгоды. Позиции арабских стран Персидского залива в сотрудничестве с Сирией, а также их участие в урегулировании возникшего вооруженного конфликта фокусируются через призму их желания и стремления вытеснить сирийское государство с орбиты иранского влияния. По отношению к Сирии основной стратегической задачей страны Персидского залива видят в перетягивании Дамаска под свое управление, что поможет укрепить лидирующие позиции, например, Саудовской Аравии в регионе. Потенциальное ослабление проиранского режима в Дамаске дает странам Персидского залива возможность расширить свое региональное влияние. В частности, Саудовская Аравия и Катар считают, что дружественный по отношению к ним политический уклад в Сирии позволит доминировать в шиитском Багдаде, на которое они могут сейчас оказывать лишь небольшое влияние, но который в то же время представляется важным участником в региональном балансе сил. С началом антиправительственных выступлений в Сирии свою солидарность с руководством Сирии выразил Президент Ирака Джалаль Талабани. Позиция иракского правительства объясняется прежде всего его внешнеполитическими приоритетами. С одной стороны, Ирак занял достаточно нейтральную позицию по отношению к сирийскому кризису, высказывая необходимость именно политического урегулирования конфликта, без военного вмешательства извне. С другой, приветствует военную операцию России в Сирии, направленную против террористической деятельности ИГ, а также помощь Ирана в содействии укреплению власти Башара Асада. Недавние события в Ираке и опасения их повтора, а именно международного вмешательства и свержения режима Саддама Хусейна, не позволяет руководству страны смело высказываться за военное вмешательство, что также противоречит ее Конституции, в которой указано, что Ирак обязуется не вмешиваться во внутренние дела других государств [4]. Тем не менее, Ирак является союзником Ирана в регионе, а также имеет схожие с Сирией проблемы, такие, например, как курды и распространение ИГ на свою территорию. Сирийский кризис усугубил внутрииракскую ситуацию. Официальный Багдад опасается возникновения вакуума власти в Сирии, возможности распространения в этом случае конфликта на восток, на иракскую территорию, что в итоге и произошло в виде экспансии ИГ [1]. Именно исходя из соображений собственной безопасности, а также учитывая свои отношения с Ираном, правительство Ирака поддержало действия России на территории Сирии. В целом же страна пытается придерживаться нейтральной позиции в сирийском кризисе, выступая за его политическое разрешение, основанное на воли сирийского народа. Союзничество Ирака с Ираном после 2003 г. воспринимается международным сообществом в качестве важнейшей причины возрастания регионального влияния Тегерана [3]. Суннитский режим в Сирии смог бы способствовать укреплению и усилению ныне изолированных от политики иракских суннитских сил, тем самым позволяя им и странам Персидского залива влиять на политическую линию Ирака в целом. Также установление нового порядка в Сирии могло бы содействовать укреплению позиций аравийских монархий в Ливане, который уже экономически зависим от них. Уход Дамаска за пределы иранского лагеря рассматривается как прямой путь к укреплению регионального влияния в Леванте и более благоприятному для монархий Персидского залива балансу сил в регионе, который был нарушен после американской интервенции в Ирак в 2003 г. За такой ход событий выступает, в первую очередь, Саудовская Аравия и Катар. В частности, эти страны инвестировали наибольший политический и экономический капитал, предоставляя сотни миллионов долларов в качестве помощи и помогая финансировать различные группировки умеренной оппозиции в их борьбе против сирийского правительства [2]. С самого начала волнений в Сирии правительства Саудовской Аравии и Катара осудили действия Башара Асада и высказали свою поддержку сирийской оппозиции. Существует предположение, что дом Саудитов спонсирует оппозиционеров оружием через суннитских союзников Ирака и Ливана. В 2012 г., в ходе своего визита в Тунис, принц Сауд аль-Фейсал заявил, что гуманитарной помощи в Сирию «недостаточно», и идея вооружения сирийских повстанцев была «отличной идеей». В свою очередь, некоторые высказывания представителей Катара также выражают открытую поддержку сирийской оппозиции. Премьер-министр Катара не раз заявлял, что страна готова «сделать все необходимое, чтобы помочь сирийскому народу, в том числе предоставляя им оружие, чтобы защитить себя» [5]. Таким образом, позиции Саудовской Аравии и Катара, как представителей суннитов на Ближнем Востоке, основываются на стремлении предотвратить рост влияния шиитов в регионе, а именно ослабить положение Ирана, не позволяя укрепиться ему с помощью режима в Сирии. Относительно других арабских стран Персидского залива стоит отметить, что их позиции в урегулировании сирийского кризиса более нейтральны. Так, Кувейт является сегодня одним из крупнейших в мире доноров после ЕС и США, который пообещал выделить свыше 500 млн долларов на гуманитарную поддержку населения Сирии и ее беженцев. Оман, со своей стороны, продолжает посредническую политику, избегая прямого участия в текущих конфликтах в регионе. Кроме того, Оман является единственным арабским государством Персидского залива, которое поддерживает дипломатические и политические отношения с Сирией. Изначально, на заре развития сирийского конфликта, большинство стран Персидского залива ставили перед собой задачу примирить правительство Сирии с населением страны и принять участие в инклюзивном политическом процессе, который мог бы положить конец боевым действиям и проторить путь к миру. Однако по мере роста числа жертв среди мирных граждан, погибших в результате военных действий сирийского правительства, и в условиях начавшейся дезинтеграции страны подобный призыв к политическому урегулированию конфликта потерял свою былую осуществимость и практичность [2]. Если обрисовывать ситуацию вокруг Сирии с учетом позиций арабских стран Персидского залива относительно данного конфликта, то стоит отметить, что в большинстве своем так или иначе государства заинтересованы в скорейшей стабильности в регионе. Распространение террористических группировок, особенно действий со стороны ИГ, заставляют страны задумываться о любых вариантах разрешения гражданской войны в Сирии. Так, например, Оман и Ирак выступают за принятие участия нынешнего Президента Сирии Башара Асада в урегулировании конфликта, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт высказываются лишь за скорейшее решение ситуации и обязательно политическими методами. На недавней встрече с министром иностранных дел России посол Бахрейна также высказался за политическое урегулирование сирийского кризиса, правда, отметив, что Башару Асаду не место в будущем страны. Наиболее же несговорчивыми остаются Саудовская Аравия и Катар, но их позиции, как уже было отмечено, основаны на стремлении сменить существующий режим в Сирии и способствовать суннитскому укреплению в регионе. Позиции стран Персидского залива в урегулировании сирийского кризиса зависят от их геополитических интересов в регионе и на международной арене. Иран, учитывая свое военно-экономическое и политическое влияние, которое он оказывает на сирийское государство, будет продолжать поддерживать и способствовать укреплению прежней власти в Сирии. Потеряв контроль над Сирией, иранское правительство потеряет традиционного союзника в регионе. Ирак, в свою очередь, не отступает от позиции Ирана, но в то же время, исходя из недавнего военного вторжения на свою территорию, иракское правительство не спешит с резкими и категоричными заявлениями в поддержку Башара Асада. На противоположной стороне выступают Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Эти страны заинтересованы в укреплении своего статуса в регионе, а, следовательно, вытеснении Сирии из-под орбиты иранского влияния, чем и обусловлено стремление этих стран сменить правящий режим в Сирии.
×

Об авторах

Ферас Джаззан

Российский университет дружбы народов

Email: feras.jazzan1986@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Али Осам Абед Али. Позиция иракского правительства в отношении сирийского кризиса в контексте независимой внешней политики Ирака после 2003 г. Развитие: Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам. URL: http://www.evolutio.info/content/ view/2310/235.
  2. Долгов Б. Сирийский конфликт: позиции России и стран ССАГПЗ. Геополитика. URL: http://geopolitics.by/analytics/siriyskiy-konflikt-pozicii-rossii-i-stran-ssagpz.
  3. Gary G. Sick, Lawrence G. Potter. The Persian Gulf At the Millennium: Essays in Politics, Economy, Security, and Religion. New York: Palgrave Macmillan, 1997.
  4. Iraqi Constitution. The Republic of Iraq. Ministry of Interior General Directorate for Nationality. URL: http://www.iraqinationality.gov.iq/attach/iraqi_constitution.pdf.
  5. Jonathan Schanzer J. Saudi Arabia Is Arming the Syrian Opposition. Foreign policy. URL: http://foreignpolicy.com/2012/02/27/saudi-arabia-is-arming-the-syrian-opposition.

© Джаззан Ф., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах