ОТ РЕДАКЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

В центре внимания нашего журнала находятся проблемы метафизического обоснования основ мироздания, что определяет главную тематику - обсуждение оснований фундаментальной физики и математики. Однако метафизические принципы, лежащие в основании этих наук, являются ключевыми и для всех других разделов мировой культуры, в том числе и гуманитарных наук. В течение нескольких последних лет у нас постепенно сложилась традиция посвящать третий номер нашего журнала обсуждению метафизических вопросов гуманитарных наук. Это относится и к данному выпуску журнала, состоящему из трех разделов. Первый раздел журнала «Метафизика сознания» содержит несколько статей, в которых продолжается рассмотрение глобальных проблем сознания, в частности статью К.И. Бахтиярова «Магия метафизики: суперреконструкт подсознания», завершающую цикл его работ на эту тему, опубликованных в ряде предыдущих номеров нашего журнала. Важные проблемы глобального сознания подняты в статье В.Н. Сараева и А.С. Шатирова «Космический интеллект». В качестве гипотезы для изучения космического интеллекта, рассматриваемого как цельный интеллект множества миров, предложена модель нейросети, основанная на взаимодействии (работе) простых автоматов. Близкие вопросы обсуждены в двух других статьях этого раздела. В статье «Человек в космосе и космос в человеке, или Гидромеханическая аналогия потоков жизни» О.В. Доброчеев и Д.Н. Лиджиев показали возможность применения расширенной трактовки модели гидродинамической аналогии Колмогорова для построения новых аналогий между статикой и динамикой поведения исторических и органических тел. Статья В.В. Гутина «Проблема референтов фундаментальных понятий» посвящена вопросам определения референтов автоэпистемических понятий. Второй раздел журнала посвящен рассмотрению непосредственно гуманитарных вопросов, главным образом формированию и современному состоянию русского языка и русской личности. Раздел содержит шесть статей. Т.Е. Владимирова в своей статье «Русское слово: феноменологический подход» пишет: «Язык и сформировавшийся на его основе образ мира изначально включали в себя отношение к Высшим началам и, таким образом, выполняли функцию регулятора бытия. Позднее пришло понимание самобытности родного языка и тех духовных феноменов, которые были заложены предшествующими поколениями». Далее фактически обращается внимание на то, что для развития лингвистики необходимо учитывать принципы метафизики: «Сознавая трудоемкость стоящей перед лингвистами задачи, обратимся к античной философии, раскрывающей процессуальную природу речевой деятельности и ее содержательно смысловую направленность. Здесь мы имеем в виду триаду Аристотеля <dynamis-energeia-entelecheia>, где dynamis - это возникшая интенция, energeia - собственно речевая деятельность, а entelecheia - представление в ее совершенном исполнении». В работе В.А. Масловой «Сакральное, духовное и энергийное в русском слове» также рассматривается русское слово в трех аспектах: 1) энергийном, 2) сакральном и 3) духовном. Особое внимание уделяется религии в процессе формирования языка и слова. При этом утверждается, что язык «есть живое порождение духа», что его главнейшая деятельность лежит в основе ряда видов деятельности - искусства, философии, науки. В своей статье «Творческий путь А.Ф. Лосева (этапы и направления): „Уходя в бездну истории…“» В.И. Постовалова пишет: «А.Ф. Лосев определял суть своей философской позиции как православно-понимаемый неоплатонизм. Разделяя программу цельного знания В.С. Соловьева с её установкой на построение универсальной системы знания, выявляющей основные принципы единства бытия, Лосев стремился разработать такую философскую систему на основе диалектико-мифологического осмысления православного миросозерцания. Этот замысел нашел своё воплощение в его незавершенном учении об абсолютной мифологии, ядром которого выступает у него имяславие (ономатодоксия) - мистико-аскетическое учение об Имени Божием». Здесь же приводится высказывание самого А.Ф. Лосева о сути своей деятельности: «В религии я всегда был апологетом ума, и в мистически-духовном и в научно-рациональном смысле; в богословии - максимальный интерес я имел всегда почти исключительно к догматике, как к той области, которая для богословствующего христианина есть и нечто максимально разработанное в Церкви и максимально достоверное <…> в философии я - логик и диалектик, „философ числа“, из наук любимейшая - опять-таки математика; и, наконец, филологией-то я занимался почти исключительно классической, в области которой в науке достигнута наибольшая разработанность и четкость». В связи с неоплатонизмом А.Ф. Лосева уместно напомнить, что близкой позиции неоплатонизма придерживался и физик-теоретик Ю.И. Кулаков, автор теории физических структур, математический аппарат которой самым существенным образом используется нами для развития цельной физической картины мира в рамках реляционно-метафизической парадигмы. Так, Кулаков в своей книге «Теория физических структур» писал, что в основу разрабатываемой им теории положены: «Философское кредо - признание в русле неоплатонизма, неотомизма и метафизического реализма в качестве основы бытия иерархии идеальных сущностей, образующих Мир Высшей Реальности», а также «Теологическое кредо - Credo ut intelligan (Верю для того, чтобы понимать) - признание Мирового Сверхличностного Разума в качестве Высшего надмирного Первоначала». В статье Е.Ф. Тарасова «Методологические основания построения теории „Язык и личность“» утверждается, что «проблема „язык и личность“ может быть решена в духе триангуляционного подхода, в духе принципа дополнительности Н. Бора, когда одна проблема решается в структуре двух наук - психологии и лингвистики, или в рамках одной науки, если они объединились в одну стыковую дисциплину - психолингвистику». Две последние статьи этого раздела: З.К. Тарланова и Аргена Кадырова посвящены методологическому анализу деятельности двух великих писателей России: Максима Горького и Чингиза Айтматова. Так, в статье З.К. Тарланова, написанной по материалам множества писем Горького, отмечается: «Важнейшее качество человека, согласно Горькому, - это его включенность в деяния, его социальная активность по отношению к другим людям и к жизни в целом. «Мир держится деяниями, - писал он в письме Л.Н. Андрееву, - и - чем далее, тем более становится актуален, человек же, утверждающий пассивное отношение к миру, - кто бы он ни был, - мне враждебен, ибо я всю жизнь утверждал необходимость отношения активного к жизни, к людям. Здесь я фанатик». Третий раздел журнала «Принципы метафизики в древних цивилизациях» включает статью В.А. Яковлева, в которой обсуждаются креативы Древней Индии. В заключение редакционной статьи отметим, что в декабре 2023 года намечено проведение очередной седьмой российской конференции «Основания фундаментальной физики и математики», проводимой на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. По сложившейся традиции, следующие три номера нашего журнала будут посвящены публикации материалов этой конференции.
×

Об авторах

Юрий Сергеевич Владимиров

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vladimirov-yus@rudn.ru
доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Института гравитации и космологии РУДН. Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 2; Российская Федерация, 115419, Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах