ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе анализируются смысл и содержание понятия метафизики в истории. Выделяются семь метафизических программ Античности, во многом определивших развитие науки. Обосновывается, что метафизика выступает как фундаментальное основание науки и философии в целом, описывается их сущностная структура. Метафизические принципы являются информационными элементами мироздания. Подробно рассматривается современное религиозное направление метафизических исследований.

Полный текст

С древности человечеству известно понятие «метафизика». Книги, которые остались после Аристотеля и, можно сказать, чудом сохранились, носили довольно разнородный характер. Андроник Родосский, систематизатор и издатель рукописей Аристотеля, живший на два века позже самого Стагирита, при их издании, вероятно, руководствовался простым принципом - те книги, которые озаглавил сам автор, вышли под названием «Физика», а всем остальным был придан общий термин «Метафизика», то есть «то, что идет после физики». Например, А.Н. Чанышев пишет: «Ирония истории философии состояла в том, что идущее перед физикой у самого Аристотеля было названо метафизикой, то есть идущим после физики» [1. С. 285]. Однако в дальнейшем, как и всякий неологизм, «метафизика» стала интерпретироваться в разных смыслах. Один смысл - это нечто вторичное по отношению к физике (поскольку «мета» - «после»). Второй смысл - и его придерживается большинство исследователей творчества Аристотеля - это интерпретация «мета» как нечто «сверх», «в основе» физики, а значит, всего мироздания. Иначе говоря, метафизика - это «первая философия», физика - «вторая философия», а замыкает круг теоретических наук - математика. Метафизика («первая философия») изучает начала и причины всего сущего, сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности, а чувственное, подвижное и изменчивое изучает физика. Метафизика - это «божественная наука», в сравнении с которой, согласно Аристотелю, другие науки представляются более необходимыми, но «лучше нет ни одной». Так, В.Ф. Асмус пишет: «Со временем термин этот («метафизика») приобрел особое философское значение. Им стали обозначать все философские учения о началах (принципах) бытия вещей и о началах их познания, иначе говоря, высшие вопросы онтологии и гносеологии (теории познания). Но термин этот («метафизика») стал применяться не только как термин, означающий высший («первый») предмет философии. Он стал применяться и как термин, характеризующий метод философского исследования. «Метафизическим» познанием стали характеризовать познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное. Это - то, что ум «видит» в вещи как составляющее ее сущность. «Метафизическое» познание - познание сути вещей, сущностное видение, сущностное созерцание» [2. С. 5]. В целом, по Аристотелю, метафизика не является средством достижения какой-либо цели, но есть сама высшая цель человеческого существования. В сложившейся далее в истории философской традиции метафизика ассоциируется не вообще со всем корпусом философского знания, а лишь с определенной его частью, касающейся исходных, сущностных принципов мироздания. В.В. Миронов справедливо констатирует: «Термин “метафизика” отличается от понятия философии. Это как бы ее теоретическая часть или сердцевина - учение о первоосновах сущего. Не случайно её иногда называют теоретической философией, противополагая практическим разделам» [3. С. 35]. Для всестороннего осмысления креативной (эвристической) функции метафизики необходимо, прежде всего, историко-философское исследование. Историко-философская программа должна показать креативную функцию наиболее плодотворных метафизических принципов, или эйдосов, для развития науки и культуры в целом. Данные принципы-эйдосы успешных исследовательских программ, доказывающих свою эффективность на протяжении длительного времени, назовем креативами. С одной стороны, такие принципы выступают как продукт имманентной креативности всего универсума, а с другой - сами становятся креативами (исходными импульсами) развития человеческого духа и культуры - так называемая «филиация идей» через информационно-коммуникативную практику поколений. Соглашаясь с известным философом И. Лакатошом, что количество исходных программ в каждой науке носит ограниченный характер, можно выдвинуть дополнительный тезис об исходном наборе открытых древними греками априорных (трансцендентальных) принципов, задавших в целом креативный (метафизический) импульс для последующих конкретно-научных исследований проблем мироздания. Ретроспективно, с позиций науки, на наш взгляд, эвристически значимыми выступают семь бинарно дополнительных натурфилософских программ Античности. 1. Программы, постулирующие первоначала («архе») мироздания: материальное (досократики) VS идеальное (Платон). 2. Программы, опирающиеся на принцип структурности: дискретность (Демокрит) VS континуальность (Аристотель). 3. Программы взаимодействия и взаимосвязи всех составляющих компонентов мироздания: дальнодействие (Демокрит) VS близкодействие (Аристотель). 4. Программы, связанные с пониманием природы движения: идеальный перводвигатель (Платон, Аристотель) VS неотъемлемый атрибут материи (Гераклит, Демокрит, Эпикур). 5. Программы, постулирующие гносеологический статус: случайность (стоики, Демокрит) VS признание объективности случайности как атрибута универсума (Эпикур, Л. Кар). 6. Программы строения космоса: Земля как центр гармоничного мироздания (Платон, Аристотель) VS бесконечное множество миров (Демокрит, Эпикур). 7. Программы осмысления сущности жизни и природы души: пантеизм (натурфилософы, Платон, стоики) VS лестница бытия (Аристотель). Логика становления и развития первых мировоззренческих теорий - «осевое время человечества» (К. Ясперс) - свидетельствует, что креативы метафизики выражают имманентно-креативную информационную сущность Мироздания. В то же время догмативы связаны с различного рода ограничениями человеческих познавательных возможностей и сложностью, нелинейностью процесса исторического развития культуры. Эвристически значимые метафизические программы сами становятся креативными исходными импульсами развития человеческого духа и культуры в целом. Уже в диалогах Платона формируется развёрнутая теория креативности, основные положения которой, связанные с выяснением структуры процесса творчества, актуальны и в настоящее время. Согласно Хайдеггеру, именно досократики заложили фундамент метафизики, и «…все философские вопросы начинаются с них. В их поэтических изречениях рождается западный мир» [4. С. 147]. Декарт, основоположник новоевропейской философии, писал, что «…вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике» [5. С. 309]. Эвристическую функцию метафизики в немецкой классической философии наиболее точно выразил И. Кант. Хотя метафизика, по его мнению, не является наукой в том смысле, в каком являются физика и математика, однако она выражает неотъемлемое свойство разума, его попытки выйти за сферы трансцендентального в сферу трансцендентного (от феноменов к ноуменам), хотя это и ведет к известным антиномиям. Кант пишет: «Метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность (metaphysica naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не может дать ответ никакое опытное применение…» [6. С. 42]. Говоря иначе, это метафизическое свойство разума есть, по Канту, «неистребимая потребность» человека. Метафизические стремления являются регулятивными принципами развития конкретных научных дисциплин. Человек должен доверять, надеяться и иметь смелость пользоваться своим разумом. Гегель создаёт грандиозную метафизическую систему, во главе которой находится Абсолют, понимаемый как нечто божественное, начало мироздания, объективная истина и высшая ценность. Философ считал, что каждый человек, поскольку он обладает разумом, является метафизиком, а свою философскую систему рассматривал как истинную философию и, в духе Аристотеля, как «науку наук». В то же время Гегель, разработавший диалектический метод, прямо противопоставил его метафизике. Именно эта идея разрабатывалась затем в марксистской философии В XX в. следует, прежде всего, выделить известного логика и философа Э. Гуссерля, который, сближая метафизику и философию, писал: «Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чистое и подлинное теоретическое познание» [7. С. 351]. Однако наиболее оригинальной и всесторонне представленной является метафизика М. Хайдеггера. Ядро этой метафизики - идея фундаментальной онтологии. Философ пишет: «Раскрытие бытийной конституции вот (здесь)-бытия есть онтология. Поскольку в ней должна быть заложена основа возможности метафизики, - фундамент которой суть конечность вот (здесь)-бытия, - она называется фундаментальной онтологией» [8. С. 190]. Метафизика, по его мнению, присуща природе человека. Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие. Размышляя об экзистенциальном смысле бытия, Хайдеггер снова задаётся основным вопросом метафизики, впервые поставленным ещё Лейбницем - почему вообще есть сущее, а не, наоборот, - Ничто? Хайдеггер пишет: «Означенный нами как первый по чину вопрос “Почему вообще есть сущее, а не наоборот - ничто?” есть в связи с этим основной вопрос метафизики. Метафизика принята в качестве наименования для определяющего средоточия и сердцевины всей философии» [9. С. 101]. В современной философии постепенно утверждается мысль, что метафизика как ядро философии выражает наиболее абстрактную форму рефлексии над фундаментальными проблемами не только бытия и человека, но также познания и нравственности [10]. При таком понимании метафизика выступает как фундаментальное основание философии в целом, её сущностная структура. Вся дифференциация философских дисциплин вполне резонно считает В.В. Миронов «…реализуется лишь внутри общего метафизического пространства, ибо в той или иной степени любая конкретная философская дисциплина (от эстетики до философии религии) представляет собой ту или иную конкретизацию общих метафизических ракурсов исследования (онтологического, гносеологического и аксиологического), а также сложившихся в истории философии фундаментальных метафизических (или философско-теоретических) ходов мысли» [11. С. 420]. Метафизика, иначе говоря, должна выполнять роль бойскаута, стремясь преодолеть границы познанного и заглянуть в ещё неведомое. Принципы метафизики не обосновываются, поскольку само обоснование, в свою очередь, потребовало бы соответствующего обоснования и т.д., что ведёт к «порочному кругу», или «дурной бесконечности» (Гегель). Принципы открываются, как и законы природы, являющиеся информационно-коммуникативными единицами (элементами) мироздания. Однако по отношению к законам науки метафизические принципы, безусловно, первичны. В настоящее время метафизические исследования развиваются по двум взаимосвязанным программам - религиозной и естественнонаучной. Первая программа была заложена ещё в эпоху Средневековья и сыграла определённую позитивную роль в становлении науки Нового времени [12]. В наши дни теологи Папской академии наук и других религиозных институтов регулярно проводят специальные тематические конгрессы, посвящённые проблемам метафизики. Первые пять выпусков прошли в Риме (2000, 2003, 2006, 2009, 2012). В 2015 и 2018 гг. Конференция проходила в Папском университете Саламанки, Испания. Автор данной работы непосредственно участвовал в работе I Конгресса «Метафизика третьего тысячелетия» (Рим 2000 г.) и III Конгресса «Метафизика. Культура. Наука» (Рим 2006 г.) [13]. В отличие от традиционного, идущего от Античности понимания метафизики как теории о сущностных онтологических причинах бытия, предлагалось рассматривать метафизику в более широком плане. В выступлениях участников конгрессов и подготовленных в дальнейшем печатных материалах метафизика переосмысливалась в качестве связующего звена между наукой, философией и религией в качестве фундаментальной метатеории, лежащей в основании всех частей философского знания, базовых научных концепций и мировых религий. Концептуально метафизика трактовалась как совокупность определённых трансцендентальных (априорных) идей, тождественных в своей совокупности идее Бога. Причём личностное, антропоморфное божественное начало как бы отходило при этом на второй план. Этический вектор современной цивилизации, с точки зрения католических исследователей, утрачивая христианскую метафизическую основу, всё более определяется не духовностью, а прагматикой, меркантильностью, эгоизмом, что особенно отчётливо выражается в философии постмодернизма, вообще отрицающего наличие каких-либо объективных человеческих ценностей. В целом можно сказать, что в практику проведения такого рода конгрессов постепенно входит рассмотрение метафизических оснований антропологии, эпистемологии, эмпирических наук, образования, медицины, экономики, политики, права, этики и эстетики. Сам спектр тем свидетельствует о том, что метафизика понимается как способ выражения предельной реальности каждой сферы культуры, как концепция Абсолюта, к построению которой человечество постоянно стремилось и стремится в ходе исторического развития. 27-29 октября 2021 г. в Испании прошла Восьмая всемирная конференция по метафизике - «Метафизика, естественные и гуманитарные науки: необходимый диалог». Автор статьи принимал участие в работе конференции и выступал с докладом в дистанционном формате. Суммируя то, что было заявлено в Манифесте конференции и представлено в пленарных докладах, можно составить общее представление о контенте и подходах исследователей к современной метафизической проблематике. Как заявлено в Манифесте, конференция является единственной в своем роде, поскольку с момента своего основания в 2000 г. она стала уникальным международным форумом для диалога, где представители самых разных академических дисциплин собираются вместе, чтобы обогатить друг друга как в человеческом, так и в интеллектуальном плане, в поисках фундаментальной метафизической основы своих соответствующих наук. В содержательном плане, прежде всего, обращается внимание на признание креативной роли метафизики в фундаментальных рефлексиях естественных и гуманитарных наук по проблемам жизни и культуры. Один из организаторов конференции - известный испанский философ Фернандо Риело подверг развёрнутой критике философские направления редукционизма и релятивизма в современной западной философии и обосновал тезис о формировании новой метафизики, основанной на универсальном призвании человека к размышлению и поиску смысла истории, своих экзистенциальных размышлений и действий. Метафизические размышления должны постоянно пополняться и обновляется за счет дополнительного вклада конкретных наук и личного опыта человека. Перспективы дальнейшего развития метафизики обозначены в трёх направлениях. 1. Поощрять, адаптировать и формировать новый диалог вокруг всеобъемлющего взгляда на природу и сущность человека. При этом выделяются три уровня человеческого существа: тело, психика и дух. Эти уровни определяют самотождество человека, связывают его с самим собой, с трансцендентным, с другими людьми и с природой. Природа в метафизическом плане понимается как личностная, сакральная, социальная и космическая сущность. Физическое, психологическое и духовное благополучие человека выявляется в многообразии измерений таких видов его деятельности, как наука, религия, искусство, культура, экономика, политика, спорт. 2. Необходимо вернуть метафизику в сердце человеческой культуры. Метафизика должна стать путеводной звездой и действительно выполнять свою основополагающую, интегрирующую роль в каждой области исследований и человеческой деятельности: физике, биологии, социальных науках, медицине, праве, политике, экономике, искусстве и теории мирного сосуществовании между народами. 3. Способствовать экуменическому сближению между различными религиозными традициями и диалогу между этнокультурными менталитетами. В эпоху всеобщей глобализации и массовых миграций необходимо разрабатывать подлинную метафизическую модель определения человеческой личности со всеми её научными, социальными, правовыми и духовными атрибутами. В этот период, вызванный пандемией, человеческая рефлексия нуждается в объединяющих мерах, способствующих облегчению проблем, с которыми сталкиваются люди нашего времени, и исцелению болезненных культурных, религиозных, социальных и политических разногласий, присущих современной истории. Наука вместе с технологией не могут сами по себе исчерпать и заменить область культуры. Собственно экономика не обеспечивает достаточной основы для полноценной общественной жизни. Религиозное измерение также не может претендовать на полную автономию, поскольку обманчивая самодостаточность в таком подходе привела бы религию в конечном счете на разрушительный путь фундаментализма или фанатизма. Не только учёные, но и все люди задаются метафизическими вопросами, которые выходят за рамки отраслевых знаний. Действительно, в наших метафизических исследованиях мы ищем абсолютное основание или происхождение - и рациональную понятность - наблюдаемого нами многообразия. Наша мысль не может произвольно остановиться в определенной точке своего пути, не задохнувшись, не нанеся себе раны, потому что её динамика безгранична. Мы понимаем, что не можем свести конечную метафизическую основу реальности к научным формулам. Здесь необходимо признать, что очень полезно - даже необходимо - для нас, для культуры, осуществлять одновременное двойное движение экспансивности научной мысли и её смирения пред вечным и бесконечным. Таким образом, метафизика обладает целебной функцией, уравновешенностью, понятностью для человеческого общества, его культуры, религиозности и науки. Как только такая миссия будет принята - в это время впечатляющих достижений во всех областях знаний, - мы должны спросить себя, можем ли мы сегодня принять метафизический подход и может ли он способствовать реальному прогрессу во всех областях нашей деятельности. Несомненно, есть что-то важное, что нужно «исправить» или «улучшить», чтобы метафизика могла быть помещена в центр культуры в качестве путеводной звезды и действительно выполнять свою основополагающую и интегрирующую роль во всех областях исследований. В заключение авторы манифеста формулируют важную мысль. Метафизика - в сочетании с религиозным измерением и расширяющей возможности всеобъемлющей диалогической эпистемологией - может стоять на вершине жизненного, творческого гуманизма, который является ключом к выяснению того, кем на самом деле являются люди и их образ жизни, с целью защиты их от любых возможных манипуляций или покушений на их свободу и жизнь. Подчеркнём, в свою очередь, что в изложенных тезисах превалирует католический подход к пониманию метафизики, хотя есть посыл и к экуменическому осмыслению метафизически значимых проблем. В качестве дополнения уточним, что с точки зрения православных исследователей метафизическая ценность и место «…человека в мире определяется тем, что он является одним из творений, но вместе с тем - творением особенным, Imago Dei, образ самого Творца - вот первое определение человека. Разум и свободная воля являются чертами этого образа, и человек обретает их в силу рождения. Однако подлинный источник этих качеств - Бог, а потому их ценность определяется тем, что они позволяют человеку следовать призыву, с которыми к нему обращается Бог: призыву к богообщению и богоуподоблению» [14. С. 97]. В заключение отметим, что в последние 10-15 лет в России в целом отмечается существенное расширение сферы исследований по метафизике со стороны философов и учёных. Философами науки ставятся вопросы о введении и осмыслении таких новых понятий, как «трансцендентальная физика» и «экспериментальная метафизика» [15], выдвигаются новые подходы к метафизическому обобщению понятий «информация», «вещество», «энергия» [16]. Выходит периодический журнал «Метафизика» («Metafizika» - еnglishversion). Всё больше современных учёных рассматривают метафизику как необходимый базис осмысления исходных принципов, используемых теоретических конструкций и полученных результатов в науке. Так, известный учёный физик-теоретик Ю.С. Владимиров уделяет большое внимание разработке программы так называемой бинарной геометрофизики. Эта программа, как полагает исследователь, самым непосредственным образом связана с метафизикой и её принципами, без которых невозможно обсуждение оснований любой дисциплины. Необходимо согласиться с учёным, «…что бессмысленно требовать доказательств наличия того или иного метафизического принципа. Они, как и аксиомы в геометрии, не доказываются, а открываются и используются. Их правомерность обосновывается лишь плодотворностью развиваемых на их основе рассуждений» [17. С. 93]. На наш взгляд, необходимо дальнейшее осмысление философских традиций интерпретации метафизики и её современное понимание как в науке, так и других сферах культуры [18]. * * * Ах, метафизика, душа твоя В миру везде и всюду пребывает. Ты - знак и смысл, и сущность бытия; Цвет древа жизни, что не увядает. От малой крошки хлеба на столе До самых запредельных звёзд Вселенной Гармония вещей - в простом числе И всех фигур пропорции священной. Ах, метафизика, твой адский труд Лишь только дюже мудрый замечает: Где ты на убыль, - энтропии труп Культуры дух зловоньем омрачает. Зачем времён связующая нить И память благодарного потомка? Не быть гораздо проще ведь, чем быть, А гедонизм приятней чувства долга. Рефлексия нас держит на плаву, Хоть райских кущ она не обещает. Мысль - ключик к мирозданию всему, Свет горний истин, что умы прельщает. Ах, метафизика, - исток всего. Из категорий все твои одежды. В них светится природы естество И наши сокровенные надежды.
×

Об авторах

Владимир Анатольевич Яковлев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: goroda460@yandex.ru
доктор философских наук, профессор философского факультета Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские Горы

Список литературы

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С. 285.
  2. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  3. Миронов В.В. Становление и смысл философии как метафизики // Альманах «Метафизика. Век XXI». Вып. 2. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: сборник статей. М.: Высшая школа, 1991.
  5. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
  6. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
  7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1999.
  8. Хайдеггер М. Метафизика вот-бытия как фундаментальная онтология // Мартин Хайдеггер и философия XX века. Минск, 1997.
  9. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.
  10. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: Современные тетради, 2004. С. 50-51.
  11. Миронов В.В. Становление и смысл философии как метафизики // Метафизика. Век XXI. Альманах. Вып. 2. М.: Бином, 2007. С. 418-429.
  12. Яковлев В.А. Христианская метафизика и генезис классической науки // Философия и культура. 2011. № 6 (42). С. 142-150.
  13. Суркова Л.В., Яковлев В.А. Метафизика в Ватикане // Метафизика. Век XXI. Альманах. Вып. 2: сборник статей / под ред. Ю.С. Владимирова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 144-148.
  14. Кырлежев А.И. Взаимоотношение концепции прав человека и религиозных ценностей // Церковь и Время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2006. № 4 (37).
  15. Панченко А.И. Физическая реальность: трансцендентальная физика или экспериментальная метафизика? // Философский журнал. 2008. № 1. C. 68-76.
  16. Яковлев В.А. Метафизика бытия информации // Вопросы философии. 2021. № 2. С. 117-125.
  17. Владимиров Ю.С. Фундаментальная теоретическая физика и метафизика // Метафизика. 2011. № 4.
  18. Метафизика и постметафизическое мышление / под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. 307 с.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах