
 

72 

ЗАПАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КИТАЕ XX—XXI ВВ. 

А.А. Агапов 

Объединенная Редакция Новостей 
Российского Агентства Международной Информации 

«РИА Новости» 
Зубовский бульвар, 4, Москва, Россия, 119021 

В статье рассматривается процесс проникновения западных медиа-гигантов на информаци-
онный рынок Китая и избираемые ими стратегии освещения и подачи событий в стране. В центре 
внимания находятся две крупнейшие новостные корпорации — Time Inc. и News Corporation, в по-
следнее столетие поочередно державшие лидерство в регионе среди западных медиа. Подчеркива-
ется тот факт, что в вышеупомянутых концернах выросла целая плеяда журналистов-китаистов, 
сделавших большой вклад в международную журналистику. 

В современном мировом информационном пространстве Китай занимает од-
но из главных мест. Бурное экономическое и промышленное развитие, а также 
очевидный рост политического влияния обусловили то, что мировая обществен-
ность с нарастающим интересом следит за страной, понимание которой становит-
ся ключом к прогнозированию возможных сценариев развития ситуации в рамках 
всей планеты. Неудивительно, что к Китаю приковано пристальное внимание за-
падных СМИ. Многочисленные публикации, посвященные тем или иным аспек-
там жизни Поднебесной, регулярно появляются в крупнейших мировых изданиях. 
Китай манит медиа-концерны огромным массивом еще не разработанной инфор-
мации и крупнейшей потенциальной аудиторией. С каждым годом растет при-
сутствие в стране журналистов из стран Запада. 

Процесс проникновения в Китай отдельных западных журналистов (глав-
ным образом британских), начавшийся в первой половине XIX в., интенсифици-
ровался в 30—40-х гг. XX в. В это время страной вплотную занялись не единич-
ные издания, а целые медиа-корпорации. В данной статье мы рассмотрим работу 
с Китаем двух крупнейших представителей рынка СМИ — американского Time 
Inc., основанного Генри Люсом (Henry Luce; 1898—1967), и News Corporation, 
принадлежащей австралийскому магнату Руперту Мёрдоку (Rupert Murdoch; род. 
в 1931). 

Создатель американского медиа-концерна Time Inc. Генри Люс родился 3 ап-
реля 1898 г. в китайском городе Пенлай (Penglai), где в протестантской миссии 
жили и работали его родители. Мальчика воспитывала китаянка-ама, поэтому 
до того как заговорить по-английски, Генри уже мог произносить несколько слов 
по-китайски (R.E. Herzstein. «Henry Luce. A political portrait of the man who created 
the American century». New York: Macmillan Publishing Company, 1994. P. 27). 
Детство, проведенное в Китае, определило дальнейший ход жизни медиа-магна-
та. Именно тогда он унаследовал от родителей трепетное отношение к протес-
тантской религии, трудолюбие, исключительную требовательность к себе и сво-
им подчиненным, чувство патриотизма — качества, которые стали в основу лич-



Агапов А.А. Западная журналистика в Китае XX—XXI вв. 

 73 

ности Люса, оказали влияние на его взгляды и редакционную политику всех его 
изданий. 

На рубеже XX в. Соединенные Штаты развернули активную деятельность 
с целью вмешаться в распределение сфер влияния в Китае и перехватить инициа-
тиву в регионе, которая в тот момент принадлежала Великобритании. Чтобы пре-
дотвратить раздел Поднебесной между европейскими государствами и Японией 
без учета интересов Америки, официальный Вашингтон осенью 1899 г. обратил-
ся к ведущим мировым государствам с требованием официально подтвердить 
приверженность «Доктрине открытых дверей», которая гарантировала террито-
риальную целостность Китая и право равноправного использования морскими 
портами страны всеми мировыми державами. В то же время США вели активную 
работу по упрочению своего положения в регионе. В этих целях нередко исполь-
зовались христианские миссии, члены которых выступали в качестве неофици-
альных информаторов и пропагандистов среди местного населения. Как отмеча-
ют исследователи, американские миссионеры, приезжая на родину в отпуск, как 
правило, вызывались в Белый дом или госдепартамент. На встречах с государст-
венными чиновниками они рассказывали об общем положении дел в Китае и от-
дельных событиях, об эффективности американской политики и т.д. В ответ офи-
циальный Вашингтон, по словам Артура Смита (Arthur Henderson Smith; 1845—
1932) — одного из видных миссионеров, прожившего в Поднебесной 35 лет, «от-
крыто и сердечно поддерживал работу миссий» в Китае (А. Волохова. Иностран-
ные миссионеры в Китае (1901—1920 гг.). — М.: Наука, 1969. — С. 82, 92). 

Родители Люса, убежденные протестантские миссионеры, видели в Америке 
страну, которой провидение уготовило особую роль — обращения в истинную 
веру всего человечества, его просвещения и демократизации. Под впечатлением 
от призыва Вильяма МакКинли (William McKinley; президент США в 1897—
1901 гг.) к христианизации Азии, они посвятили этому всю свою жизнь, будучи 
уверенными, что несут дары веры, свободы и материального прогресса бедному 
и страдающему Китаю. Родители Люса ни на секунду не сомневались в пра-
вильности и необходимости того, что они делают (R.E. Herzstein. New York, 
1994. P. 26). Эта уверенность в особой миссии Америки во всем мире и в част-
ности, в Китае не только передалась их сыну, но и получила в нем свое новое 
идеологическое развитие. Всю свою жизнь Люс оставался экспансионистом 
по натуре, все его помыслы были направлены на усиление Америки и ее миро-
вого присутствия. Самое яркое отражение эти взгляды нашли в опубликованной 
в 1941 году на страницах журнала «Life» статье «Американский век» («American 
century»). В ней Люс, к тому времени уже ставший влиятельным медиа-магна-
том, призывал сограждан отказаться от политики изоляционизма и бороться за бо-
лее активное участие в решении мировых проблем. В частности, он выступал 
за официальное вступление страны во вторую мировую войну. Сформулирован-
ная Люсом доктрина «Американского века» оказала заметное влияние на внеш-
нюю политику США. Отметим, что современный курс Белого дома во многом 
базируется на проекте «Новый Американский век» («The new American centu-
ry»), наследующие ее принципы. 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

74 

Уехав в юности в Америку по указанию родителей, Люс не упускал из виду 
страну, в которой родился. В конце 1930-х гг. он в рамках своей политической 
деятельности развернул кампанию по помощи Китаю, подвергшемуся веролом-
ному нападению со стороны Японии. Подобно отцу-миссионеру, который в свое 
время собирал в США пожертвования на развитие миссии, Генри Люс бросил всю 
свою энергию на сбор финансовой помощи. Создав Общество помощи Китаю 
(United China Relief), он активно занялся координацией деятельности различных 
благотворительных организаций, готовых выделить средства. Люс был уверен 
в чрезвычайной важности победы Китая в войне с Японией для будущего Азии 
и американской внешней политики. 

Time Inc. в 30-е гг. ХХ в. первым из крупных западных газетных концернов 
комплексно взялся за освещение событий в Китае. К тому времени это была уже 
влиятельнейшая американская медиа-корпорация, включавшая в себя журналы 
«Time» (1923), «Fortune» (1930) и «Life» (1936) и др. Люс и его издания в середи-
не XX в. задавали тон новой американской журналистики — репортажной, ана-
литической. В то время как остальные издания США не уделяли Китаю практи-
чески никакого внимания, Time Inc. в начале 1940-х гг. содержал сразу несколько 
собственных штатных корреспондентов в стране, а также периодически команди-
ровал туда лучших сотрудников. Стратегия корпорации предусматривала нара-
щивание количества журналистов в регионе, аналитическое освещение событий 
в Китае. Входящие в нее издания не просто публиковали новости, но, анализируя 
их, старались «открыть» для своего читателя Поднебесную, дать ему полное пред-
ставление о стране, ее современном состоянии и путях развития. Люс и Time Inc. 

придерживались курса на поддержку режима Чан Кайши (蔣介石; 1887—1975) 

в Китае, стремились создать позитивный образ страны в глазах западной общест-
венности, параллельно развивая тезис о необходимости альянса США с правым 
Гоминьданом и усиления американского присутствия в регионе. 

Созданный Люсом в 1936 г. иллюстрированный журнал «Life» уже в первые 
годы своего существования посвящал большое внимание теме Китая. На страни-
цах издания были опубликованы фотографии, запечатлевшие варварское япон-
ское вторжение в страну. Журнал опубликовал эксклюзивные снимки лидеров 
китайских коммунистов Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая, сделанные крупнейшим 
журналистом-китаистом того времени Эдгаром Сноу (1905—1972) (R.T. Elson. 
«Time Inc. The intimate history of a publishing enterprise 1923—1941». New York: 
Atheneum, 1968, p. 306). В 1940 году «Life» послал в Китай Карла Майданса 
(1907—2004) и его супругу Шелли (Carl and Shelley Mydans) — одних из лучших 
своих фотографов и журналистов. Первый фоторепортаж, составленный из при-
сланных Майдансом снимков, был опубликован в 1941 году. 

Показательно, что Люс не просто направлял на освещение китайской те-
мы своих лучших журналистов, но и сам в 1941 году отправился в находившу-
юся в состоянии войны страну (D. Halberstam. «The power that be». New York: 
Laurel, 1986. P. 101—102). Вернувшись в США, он рассказал о своем путеше-
ствии в клубе «Commonwealth Club», особо подчеркнув, что американцы чрез-



Агапов А.А. Западная журналистика в Китае XX—XXI вв. 

 75 

вычайно мало знали о происходящем в то время в Китае, и горячо призвав со-
отечественников к помощи этой стране. Аналогичные тезисы легли в основу 
его статьи «Китай: отход в горы» («China: to the mountains»), которая была опуб-
ликована 30 июня 1941 г. в «Life». 

Люс утверждал, что если прошлое Америки связано с Европой, то будущее 
будет зависеть от Азии. Он был убежден в важности и неизбежности союза США 
и Китая после окончания войны. Не только на страницах журналов, но и в созда-
ваемой Time Inc. кинохронике «March of Time» он показывал американской ауди-
тории смелых китайских солдат, противостоящих варварскому вторжению япон-
цев. Это была самая блестящая пропаганда того времени в пользу Китая и пра-
вительства Чан Кайши (D. Halberstam. New York, 1986. P. 102). 

Одним из самых ценных корреспондентов Люса в Китае в то время был мо-
лодой репортер Теодор Уайт (Theodore White; 1915—1986), впоследствии ставший 
ведущим американским политическим комментатором. Он внес огромную лепту 
в завоевание изданиями Люса первенства в освещении китайской тематики в се-
редине XX в. 

Уайт закончил Гарвард с отличием по специальности «История и культура 
Китая». Его научным руководителем был Джон Кинг Фэйрбэнк (John King Fair-
bank; 1907—1991) — крупнейший американский китаист ХХ в. После окончания 
колледжа юноша уехал в Китай. Там он в первое время работал в министерстве 
информации правительства Чан Кайши. Теодор Уайт обладал отличным набором 
репортерских качеств: бесконечной энергией, ясным умом, феноменальной па-
мятью и способностью анализа. В свои 24 года он считался одним из самых осве-
домленных специалистов по Китаю, нередко за советом к нему обращались кол-
леги вдвое его старше. 

В 1939 г. Уайт познакомился с Джоном Херши (John Hersey; 1914—1993) — 
известным журналистом, а впоследствии писателем. В то время именно Херши 
был ведущим корреспондентом «Time» в Китае и считался одним из главных экс-
пертов по этому региону в американской журналистике. Херши предложил Уай-
ту работу стрингера для «Time», тот согласился и сразу же сделал для журнала 
рискованный репортаж, прорвавшись вместе с китайской кавалерией в японский 
тыл. 

Во время приезда Люса в Китай тот впервые встретился с Уайтом и, несмот-
ря на уже тогда имевшиеся разногласия во взглядах на положение дел в стране, 
проявил к нему большой интерес. На протяжении следующих нескольких лет он 
рассматривал Уайта как «китайского джокера» своей медиа-корпорации, и тот 
полностью оправдывал такое отношение своей работой. Однако постепенно меж-
ду магнатом и его корреспондентом возникали расхождения, которые впоследст-
вии привели к их полному разрыву. Причиной стало различное отношение к си-
туации в Китае: Уайт своими глазами видел, как Чан Кайши с каждым годом те-
рял реальную силу и уважение, а деятельность правительства вместо руководства 
страной все больше сводилась к простому удержанию власти. Он понимал, что 
будущее Китая за возглавляемой Мао Цзэдуном Коммунистической партией, ко-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

76 

торая к этому моменту уже завоевала громадный авторитет среди простых лю-
дей. Обо всем этом он писал в своих корреспонденциях, однако Люс — консер-
ватор до мозга костей и ярый приверженец Чан Кайши — не мог принять по-
добные аргументы. Редакционная политика «Time», как и прежде, сводилась к 
безоговорочной поддержке режима диктатора. Статьи Уайта, открывавшего ми-
ру ужасы китайской действительности того времени, когда целые провинции 
вымирали от голода при полном бездействии правительства, подвергались цен-
зуре и выходили в «Time» отредактированными лично Люсом в доброжелатель-
ном тоне по отношению к лидеру Гоминьдана. Вместе с тем кредит доверия 
Уайту со стороны магната падал: за статьями, обличающими китайских нацио-
налистов, он видел предательство интересов США и прокоммунистическую 
пропаганду. 

Состоявшийся в 1945 г. разрыв с Уайтом стал переломным моментом в рабо-
те Time Inc. по освещению событий в Китае. Концерн укрепился в своем курсе 
на поддержку китайских националистов. Даже после поражения Гоминьдана 
в ходе китайской гражданской войны и бегства Чан Кайши на Тайвань (1949) из-
дания Люса отказывались признавать сам факт образования КНР. Глубокие ана-
литические комментарии и репортажи сменились пропагандисткой тенденциоз-
ностью, однобоким и вследствие этого недальновидным освещением китайской 
проблематики, отличительными чертами которой стали чисто идейный интерес 
к событиям в Китае, бескомпромиссный антикоммунизм и упорная поддержка 
гоминьдановского правительства. Подобную позицию издания Time Inc. сохраня-
ли на протяжении долгих лет, даже после того, как Генри Люс в 1964 г. отошел 
от дел и передал все свои редакционные полномочия в руки Хедли Донована 
(Hedley Donovan). 

Очевидно, что ведущая роль корпорации Time Inc. в освещении китайской 
проблематики в середине XX века является заслугой ее основателя Генри Люса. 
Именно он, обладая геополитическим чутьем и пониманием Китая, сделал все, 
чтобы обратить внимание западного мира (и в первую очередь Вашингтона) 
на этот регион. Он не жалел ни времени, ни средств, чтобы находить высококласс-
ных корреспондентов, создавал им лучшие условия для работы. В то же время 
и ошибки Time Inc., допущенные в освещении событий в регионе, были порожде-
ны личностью Люса. Его уверенность в собственной миссии по принесению де-
мократии и западного образа жизни в Китай, а также убежденность в том, что 
помочь Соединенным Штатам сделать это может только Чан Кайши, привели 
к тому, что со временем Time Inc. потеряло плеяду блестящих журналистов-ки-
таистов. 

Как видим, Генри Люс и его издания задавали тон для западной журнали-
стики в Китае середины XX в. Однако на рубеже третьего тысячелетия роль ли-
дера в этом контексте взяла на себя другая крупная медиа-корпорация — News 
Corporation Руперта Мёрдока. Различия Люса и Мёрдока в подходах к Китаю ог-
ромны, но во многом они определяются кардинальной сменой политической, эко-
номической и информационной ситуации в мире, произошедшей за последние 



Агапов А.А. Западная журналистика в Китае XX—XXI вв. 

 77 

полвека. В середине XX в. западные медиа-корпорации боролись за западного 
читателя, стараясь увеличить охват и качество своей корреспондентской сети. 
В последние десятилетия акценты сместились на борьбу за политическое влияние, 
а также рынки сбыта и аудиторию. Идеологический интерес к Китаю сменился 
интересом политическим, прагматическим и коммерческим. Все это связано 
с процессами глобализации и интенсивным развитием электронных СМИ. Важно 
отметить, что во времена Люса Китай представлял собой полуколониальную 
страну, находившуюся под гнетом Японии, с одной стороны, и в зависимости 
от Запада, с другой. Однако за прошедшие с тех пор полвека страна не только об-
рела полную независимость (1949), но и фактически превратилась в одну из круп-
нейших мировых держав. 

Тем не менее, несмотря на разные обстоятельства и цели, у двух медиа-маг-
натов есть много общего в отношении к Китаю. Для обоих Поднебесная пред-
ставляла и представляет не просто профессиональный, но и личный интерес. Ру-
перт Мёрдок хоть и не родился в Китае, как Люс, однако также имеет «фамиль-
ную» связь со страной. Во-первых, его отец Кейт (Sir Keith Arthur Murdoch; 
1886—1952) в 1930-е гг. работал военным корреспондентом в Китае и являлся 
страстным коллекционером фарфора династии Мин (J. Kahn, «Murdoch’s Dealings 
in China: It’s Business, and It’s Personal». The New York Times. 26.06.2007). Во-вто-
рых, третьей женой Мёрдока в 1999 г. стала китаянка Венди Ден (邓文迪; Wendi 
Deng). Но главное — как в свое время для Люса, Китай для него стал одним 
из важнейших направлений в работе, делом принципа, на которое было потра-
чено и до сих пор тратятся огромные силы и внимание магната. 

Руперт Мёрдок пришел на китайский медиа-рынок в июле 1993 года, через 
четыре года после известных событий на площади Тяньаньмэнь. Именно тогда 
News Corp, заплатив порядка 1 млрд. долларов, приобрело спутниковую сеть 
Satellite Television Asia Region (Star TV) со штаб-квартирой в Гонконге, способ-
ную вещать и на материковый Китай. В то время Мёрдок позиционировал себя 
как защитника либеральных ценностей и демократии. Три месяца спустя, высту-
пая с речью в Лондоне, он заявил, что распространение спутникового телевиде-
ния в ближайшем будущем поспособствует свержению всех мировых тоталитар-
ных режимов. Заявление вызвало бурю негодования со стороны официального 
Пекина. Правительство Китая запретило частное владение спутниковыми антен-
нами, в результате чего Star TV столкнулось с угрозой полной потери аудитории. 

Мёрдок понял, что изначально недооценил важность укрепления связей с ру-
ководством КПК. Он сразу же изменил свою позицию и начал предпринимать 
активные попытки по исправлению ситуации. Запрет на спутниковое телевиде-
ние для частных лиц сохранялся в стране на протяжении четырех лет, в течение 
которых магнат не оставлял попыток добиться доверия официального Пекина. 
Сначала телесеть Star TV пересмотрела свою программную политику с учетом 
пожеланий руководства КНР: в 1994 году из пакета вещания был исключен канал 
BBC News, нередко критиковавший чиновников в своих репортажах из матери-
кового Китая. Позже была достигнута договоренность о сотрудничестве «Жэн-
минь Жибао» с принадлежавшей Мёрдоку лондонской «The Times». 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

78 

Однако, несмотря на многочисленные шаги навстречу, предпринятые Мёр-
доком, продвижение на китайском рынке было для него затруднено. В этой си-
туации News Corp крайне необходим был партнер-посредник, и он вскоре был 
найден. В 1996 году Мёрдок объединил свои усилия в Китае с Лиу Чанглом 

(劉長樂; Liu Changle) — журналистом и медиа-менеджером родом из Шанхая. 

Лиу Чангл долгое время работал на Центральном радио Китая, освещая во-
енную тематику. В 1988 г. он на время ушел из журналистики и занимался бизне-
сом, пока не создал коммерческую базу, достаточную для того, чтобы вернуться 
в медийную сферу с проектом создания телевизионной компании, вещание кото-
рой осуществлялось бы на китайском языке. В середине 1990-х Лиу готовился 
к запуску своей телесети. В это время News Corp контролировала доступ к круп-
нейшему в Азии спутнику, однако материковый Китай уже запретил использова-
ние домашних спутниковых тарелок и китайский канал Мёрдока не мог найти 
свою аудиторию. Магнат нуждался в региональном партнере с хорошими связя-
ми, в свою очередь Лиу был необходим доступ к спутнику. В 1995 г. они оформи-
ли сотрудничество, в рамках которого китайский канал News Corporation перехо-

дил в их совместное владение и был перезапущен под именем Phoenix (凤凰卫视). 

Партнеры также передали 10% акций нового канала Центральному телевидению 
Китая. «Это был символический жест, которым мы хотели показать, что не пла-
нируем вставать в оппозицию Коммунистической партии Китая», — сказал Лиу 
(P. Pan. «Making Waves, Carefully, on the Air in China». The Washington Post, 
19.09.2005). 

В начале своего существования вещание сети Phoenix ограничивалось лишь 
одним каналом, передачи которого могли принимать только жители Гонконга 
и Тайваня, а также незначительная аудитория в материковом Китае. В 1997 году 
канал представил свою первую новостную программу, позиционируя ее макси-
мально нейтрально, дабы избежать трений с официальным Пекином. Постепенно 
объем новостного вещания увеличился, появились аналитические комментарии — 
жанр, практически отсутствующий на государственном телевидении Китая. 

В 1999 г., когда вещание Phoenix’a на территорию материкового Китая ока-
залось на грани запрета (власти КНР начали проводить меры по пресечению неза-
конного приема иностранных вещательных сигналов), телесеть постаралась при-
влечь симпатии руководства страны за счет подчеркнуто лояльного освещения 
основных событий. Так, репортажи о ситуации с бомбардировкой китайского по-
сольства в Белграде (1999), произведенной авиацией НАТО, отличались столь 
высокой патриотической риторикой, какую сложно было встретить даже на госу-
дарственных телеканалах. 

Своим существованием Phoenix продемонстрировал, что современные сред-
ства массовой информации в Китае могут, несмотря на динамичное развитие 
и использование западных методов организации и менеджмента, служить госу-
дарству. Кроме того, он доказал властям КНР, что Мёрдок является надежным 
партнером и с ним можно иметь дело. 



Агапов А.А. Западная журналистика в Китае XX—XXI вв. 

 79 

Вскоре Дин Гуангэнь (丁关根; Ding Guangen) — в то время руководитель 
отдела пропаганды КНР — имел беседу с Мёрдоком. Вслед за ним с магнатом 
встретился и Чжу Жунцзи (朱镕基; Zhu Rongji), исполнявший тогда должность 
премьер-министра КНР. В декабре 1998 г. Руперта Мёрдока принял генеральный 
секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. Он выразил «признательность за усилия, 
предпринятые медиа-империей господина Мёрдока, для объективного представ-
ления Китая в мировых СМИ и сотрудничество с китайской прессой». Магнат, 
в свою очередь отметил «огромные достижения, достигнутые Китаем по всем на-
правлениям за последние два десятилетия» (Yn Ding. «The dragon and the Phoe-
nix». New Internationalist. № 331, апрель 2001). 

В начале XXI в. News Corporation и аффилированные с ней компании конт-
ролировали 9 из 31 доступных в Китае зарубежных каналов, в том числе новост-
ные. По этому показателю они опережали все зарубежные медиа-корпорации. 
В это время маркетинговые исследования показали, что Phoenix быстро наращи-
вает аудиторию — в первые годы количество зрителей канала в Китае превысило 
140 миллионов. Опираясь на это, руководство телесети, несмотря на огромный 
риск, решилось на запуск первого китайского круглосуточного новостного канала. 

Новостной канал Phoenix вышел в эфир в 2001 г. и сразу же оказался под уг-
розой закрытия — правительство КНР повсеместно запретило его показ. Без зри-
телей и рекламных показов владельцы каждый день терпели убытки на сумму бо-
лее 10 тыс. долларов. С ростом потерь Лиу подвергался все более жесткой критике 
акционеров компании, которые требовали от него закрытия канала, но вещание 
продолжалось. Спустя два года, потеряв миллионы долларов, он все-таки добился 
от правительства Китая отмены запрета. 

В подаче новостей новый канал имитировал стиль оперативных репортажей 
с места событий, снискавший популярность на Западе. За счет чего этого он сразу 
выделился на фоне сдержанных государственных китайских каналов, где новост-
ные передачи до сих пор базируются на дикторской подаче и официальных со-
общениях о запланированных встречах высших государственных руководителей. 
В то же время, дабы избежать напряженности в отношениях с властями, Phoenix 
воздерживается от освещения острых тем и временами выступает с патриотиче-
ской риторикой. «Мы крайне осторожно относимся к передачам, которые транс-
лируются на материковый Китай, — говорит Лиу Чангл. — Если вопрос очень 
чувствительный, можно вообще ничего не сообщать. Так мы, по крайней мере, 
никому не будем лгать» (Yn Ding. «The dragon and the Phoenix». New Internationa-
list. № 331, апрель 2001). 

Позиционируя свой новостной канал, руководство телесети старалось избе-
гать термина xinwen (新闻; по-китайски — новости), заменяя его другим терми-
ном — zixun (资讯), обычно используемым для обозначения деловой информа-
ции. Менеджмент Phoenix’а делает акцент на экономической составляющей ка-
нала, стараясь таким образом избежать освещения «скользких» с политической 
точки зрения тем. 

В 2004 г. власти Китая разрешили создание совместных проектов зарубеж-
ных и китайских медийных компаний для локального вещания, пообещав не рас-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

80 

пространять на них ограничения, наложенные на передачи зарубежных вещате-
лей. Мёрдок трактовал это решение в либеральном ключе. News Corporation за-

ключила договор о сотрудничестве с телевидением провинции Чинхай (青海省), 

который подразумевал совместное производство и распространение передач. Од-
нако проект не состоялся. Мёрдок использовал чинхайское телевидение для 
трансляции своих собственных передач (а не совместных, как это анонсирова-
лось), на что конкуренты без промедления пожаловались властям. Вскоре отдел 
пропаганды вынудил News Corporation свернуть сотрудничество с телевидением 
провинции Чинхай. Потери корпорации, согласно источникам внутри компании, 
составили сумму от 30 до 60 млн долларов. 

Несмотря на то, что проект завершился неудачей, Лиу Чангл утверждает, 
что Мёрдок не лишился расположения руководства страны («Они не забыли его 
усилий») и уверен в отличных перспективах его бизнеса в Китае: «Он не дол-
жен отчаиваться <…> он должен продолжать гнуть свою линию, ведь Китай — 
это крупнейшая развивающаяся экономика в мире» (H. McDonald. «Running 
risks with Rupert: China’s latest media magnate». The Sydney Morning Herald, 
31.10.2005). 

Мёрдок следует совету партнера: в последние годы пресс-служба News Cor-
poration обнародовала информацию о новых широкомасштабных проектах в Ки-
тае, в число которых входит создание китайской версии знаменитого интернет-
сервиса MySpace. Накануне летних Олимпийских игр в Пекине можно смело 
прогнозировать особый рост интереса западных медиа-корпораций к региону. 
В этих условиях положение западного «первопроходца», приобретенный опыт 
и знакомства в высших эшелонах власти, уже позволившие магнату многого до-
биться в Поднебесной, наверняка, позволят ему дополнительно укрепить поло-
жение News Corp в восточной Азии. 

На протяжении всего XX в. Китай привлекал к себе внимание мировой об-
щественности, однако в целом для западных медиа Поднебесная до сих пор ос-
тается полузакрытой страной, белым пятном на мировой информационной кар-
те. В данный момент работа в Китае является одним из перспективнейших на-
правлений для мировых СМИ. Однако опыт крупнейших новостных концернов 
показывает, что для того, чтобы достичь успеха в этой стране и удержать его, 
современным медиа необходимо прилагать большие усилия. Журналисты долж-
ны понимать, что работа в Азии требует глубокой и фундаментальной подготовки, 
больших связей. Китай отвергает непрофессионализм, предубежденность, тен-
денциозность, отсутствие уважения и лояльности к своим партнерам. Свиде-
тельством этому является вся история западной журналистики на Востоке. 

ЛИТЕРАТУРА 

  На русском языке: 
 [1] Алексеев В.М. Наука о востоке. — М.: Наука, 1982. 
 [2] Волохова А.А. Иностранные миссионеры в Китае (1901—1920 гг.). — М.: Наука, 1969. 



Агапов А.А. Западная журналистика в Китае XX—XXI вв. 

 81 

 [3] Воронцов В.Б. Судьба китайского Бонапарта. — М.: Издательство политической литера-
туры, 1989. 

 [4] Делюсин Л.Н. Китай в поисках путей развития. — М.: Муравей, 2004. 
 [5] Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: статьи и выступле-

ния. — М.: Палея, 1997. 
 [6] Ефимов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. — М.: Государственное из-

дательство политической литературы, 1951. 
 [7] Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. — М.: Восточная литература, 

2002. 
 [8] Михеев В.В. Глобализация экономики Китая. — М.: Памятники исторической мысли, 

2003. 
 [9] Непомнин О.Е. История Китая. — М.: Восточная литература, 2005. 
 [10] Севостьянов П.П. Экспансионистская политика США на Дальнем Востоке. — М.: Го-

сударственное издательство политической литературы, 1958. 
 [11] Симоновская Л.В., Юрьев М.Ф. История Китая с древнейших времен до наших дней. — 

М.: Наука, 1974. 
 

  На английском языке: 
 [1] Elson R.T. Time Inc. The intimate history of a publishing enterprise 1923—1941. — New 

York: Atheneum, 1968. 
 [2] Halberstam D. The power that be. — New York: Laurel, 1986. 
 [3] Herzstein R.E. Henry Luce. A political portret of the man who created the American centu-

ry. — New York: Macmillan Publishing Company, 1994. 
 [4] Jacoby A., White T.H. Thunder out of China. — New York: Da Capo Press, 1980. 
 [5] Seagrave S. The Soong Dynasty. — New York: Harper & Row Publishers, 1986. 
 [6] Swanberg W.A. Luce and his empire. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1972. 
 [7] White T.H. In search of history. — New York: Warner Books, 1979. 

 
  На китайском языке: 
 [1] Report on Development of China's Media Industry (2007) 

(2007年：中国传媒产业发展报告). — Beijing: Shehui Kexue Wenxian Chubanshe 
(社会科学文献出版社), 2007. 

 [2] Shi Yonggang (师永刚). Decode Phoenix TV (解密凤凰:凤凰卫视时事开讲影响力). — 
Beijing: Zuojia Chubanshe (作家出版社), 2004. 

 
  Периодическая печать: 
 [1] Ding Yn. The dragon and the Phoenix // New Internationalist № 331, апрель 2001. 
 [2] Kahn J. Murdoch’s Dealings in China. It’s Business, and It’s Personal // The New York 

Times, 26.06.2007. 
 [3] Kharif O. Murdoch’s Mission to China // Businessweek, 21.09.2006. 
 [4] Landler M. Entrepreneur Walking Fine Line at a News Channel for China // The New York 

Times, 8.01.2001. 
 [5] McDonald H. Running risks with Rupert: China’s latest media magnate // The Sydney Morn-

ing Herald, 31.10.2005. 
 [6] Page B. Murdoch and China // The Observer, 24.08.2003. 
 [7] Pan P. Making Waves, Carefully, on the Air in China // The Washington Post, 19.09.2005. 
 [8] Robinson J. Murdoch builds up China links // The Observer, 12.11.2006. 
 [9] Murdoch wins China state TV deal // BBC News World Edition, 20.12.2002 (news.bbc.co.uk/ 

1/hi/business/2593645.stm). 



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2008, № 2 

 

WESTERN JOURNALISM IN CHINA 
(XX—XXI CENTURIES) 

A.A. Agapov 

Integrated News Department 
Russian News & Information Agency «RIA Novosti» 

Zubovsky Boulevard, 4, Moscow, Russia, 119021 

The article is devoted to the western news corporations’ activity in China during the last century 
(XX century) and analyses their strategies and methods of covering Chinese reality. The paper is fo-
cused on two prominent leaders among western media in the country — Time Inc. and the News Corpo-
ration. Special attention is given to a number of talented «china hands» who started their careers in 
these news corporations and made a great impact on the international journalism. 


