
721ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism

Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика

2019   Vol. 24   No. 4   721–731

http://journals.rudn.ru/
literary-criticism

© Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю., 2019

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Научная статья
DOI 10.22363/2312-9220-2019-24-4-721-731
УДК 654.19(075.8)
ББК 76.031

«News»: cоветский журнал, 
пропавший без вести на идеологическом фронте

Е.А. Котеленец, М.Ю. Лаврентьева

Российский университет дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Статья посвящена журналу «News» («Новости»), который по решению И.В. Ста-
лина начал выходить в СССР на английском языке в 1951 г. и распространялся в 80 стра-
нах мира. Актуальность работы обусловлена тем, что этот журнал, игравший заметную 
роль в советской внешнеполитической пропаганде, в настоящее время не известен даже 
узким специалистам и не фигурирует ни в одном из научных исследований. 

Изучение технологий информационных войн имеет важное значение при анализе 
их методов в период становления. Особое значение приобретают исследования малоиз-
вестных органов советской внешнеполитической пропаганды, одним из которых и явля-
ется журнал «News». Он был закрыт секретным постановлением Президиума ЦК КПСС 
в конце 1956 г. как «издание, исчерпавшее свои задачи».

Источниками исследования являются оригинальные экземпляры «News» на ан-
глийском языке и архивные документы ЦК КПСС, МИД, СССР, Совета министров СССР, 
рассекреченные после 1991 г., многие из которых впервые вводятся в научный оборот. 

Работ по исследованию истории советского англоязычного журнала «News» не су-
ществует. Это связано с тем, что в Советском Союзе история иноязычных СМИ, направ-
ленных на зарубежную аудиторию, по ряду причин практически не изучалась, и реальная 
информация о них была засекречена. Доступ к архивным документам, которые могли 
пролить свет на специфику этих СМИ, появился только в конце 1990-х гг.

Ключевые слова: советский журнал «News»; секретные постановления Полит-
бюро ЦК КПСС; внешнеполитическая пропаганда; психологическая война; информаци-
онная война; мировое общественное мнение

Введение

Я смотрю на архивные документы с грифами «рассекречено», на кото-
рых автограф Брежнева соседствует с карандашными пометками Сталина, 
а письма, докладные записки и постановления передают бюрократический 



Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, 24(4), 721–731 

722 JOURNALISM. History and theory of media

дух советских учреждений середины XX века… Я понимаю, что, вероятно, 
ни одно периодическое издание в СССР не имело подобной записи в своей 
трудовой биографии: приказ начать работу за подписью И.В. Сталина от 9 мая 
1951 г. и приказ об увольнении без выходного пособия за подписью Л.И. Бреж-
нева от 20 ноября 1956 г.

Подбирая по совету научного руководителя материалы для диссерта-
ционного исследования, последние несколько лет я работала в ряде государ-
ственных архивов. Стояла задача разобраться в запутанной истории советской 
газеты «Moscow News», выходившей в СССР на английском языке с 1930 г. 
В одном из архивов я обнаружила папку (судя по всему, ее не брали в руки 
с 1956 г.), в которой содержались интересные недавно рассекреченные до-
кументы о советском издании «Новости» – именно так оно и фигурировало в 
документах, датированных 1951 г. Как свидетельствовали эти документы (все 
под грифом «строго секретно»), издание выходило в свет на английском языке 
и распространялось за рубежом. Казалось, что эти документы имеют прямое 
отношение к газете «Moscow News», которую советские чиновники могли для 
собственного удобства называть «Новости». 

История этой папки могла бы закончиться одной строкой в списке ли-
тературы, если бы я не проштудировала до конца сотню страниц архивного 
дела. На одной из них содержалась информация о том, что издание «Новости» 
и газета «Moscow News» являются разными средствами массовой информа-
ции. Интрига усилилась после того, как выяснилось, что советское издание 
выходило и распространялось за рубежом под тривиальным английским на-
званием «News» начиная с 1951 г. немалым по тем временам тиражом 18 000 
экземпляров… Более того, из архивных документов стало очевидно, что из-
дание этого журнала было инициировано И.В. Сталиным, который в 1950 г. 
поручил секретарю ЦК по идеологии М.А. Суслову разработать концепцию 
нового издания. 

В ходе просмотра почти 30 вузовских учебников и монографий, выходив-
ших в свет для факультетов журналистики с 1951 г., не нашлось ни одной строч-
ки об издании «News» в анналах истории советской (отечественной) журна-
листики [2. С. 497]. Изучение каталогов Российской государственной библи-
отеки и ряда ведущих библиотек мира также не дало результатов. Не помог и 
анализ тем почти полутора тысяч научных статей, написанных преподавате-
лями факультета журналистики МГУ за последние 70 лет, – ни в одной из них 
не упоминалось это издание [3. C. 143].

Все говорило о том, что журнал «News» является чьей-то умелой ар-
хивной мистификацией – ведь за прошедшие полвека ни один из сотен ис-
следователей истории СМИ ни в СССР, ни в России, ни в других странах не 
посвятил этому изданию ни одной строки. На это издание не были подписаны 
ни Британская библиотека, ни Библиотека Конгресса США.

Но Провидение распорядилось иначе! Профессор Е.А. Котеленец, мой 
научный руководитель, зная логику советской бюрократии, предположила, что 
информация о журнале может сохраниться в фундаментальных изданиях, ко-



Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731

723ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

торые персонально курировал Сталин. Так оно и вышло! Во втором издании 
Большой советской энциклопедии, которое подписывалось в печать еще при 
жизни вождя народов Е.А. Котеленец нашла небольшую статью «Ньюс» («Ново-
сти»), в которой говорилось, что это «двухнедельный общественно-политиче-
ский журнал, издаваемый в СССР на английском языке. Выходит в Москве. 
Журнал ставит своей задачей содействовать сближению народов СССР и англо-
саксонских стран. Первый номер журнала вышел 15 июля 1951 г.» [1. C. 517].

Опираясь на эту информацию, в каталоге одной из региональных библи-
отек я обнаружила журнал с названием «News» – в карточке значилось, что он 
издается на английском языке с 1951 г.

Стало понятно, что обнаружено забытое отечественное издание, кото-
рое в качестве органа советской внешнеполитической пропаганды выходило 
в течение почти шести лет (1951–1956 гг.), распространялось в 80 странах и 
имело значительное влияние на мировое общественное мнение, так как с ним 
в полемику по острейшим вопросам международной политики вступали та-
кие монстры как «New York Times», «News Week», «The Times»…

С этого момента я подумала, что мы с Е.А. Котеленец, словно детектив 
Шерлок Холмс и доктор Ватсон, пытаемся распутать клубок загадок, остав-
ленный 70 лет назад кремлевскими комбинаторами.

У истоков журнала «News»

Из архивных документов удалось установить, что журнал «News» начал 
издаваться по личному распоряжению И. Сталина в середине 1951 г. После 
закрытия в 1949 г. газеты «Moscow News» и гибели от пыток ее главного ре-
дактора М. Бородина (М. Грузенберга) Сталин остался без газеты, которая 
должна была пропагандировать по всему миру успехи строительства социа-
лизма в СССР.

Сталин поручил создать комиссию под руководством М. Суслова по 
«подготовке предложений об издании газеты на английском языке». Предла-
галось назвать газету «Международный еженедельник» и выпускать ее еже-
недельно тиражом 10 000 экземпляров [5. C. 85]. За две недели консультаций с 
разными инстанциями газету переименовали в «Вестник» и сократили тираж 
до 5000 экземпляров. Газета должна была «пропагандировать международное 
сотрудничество и дружбу народов Советского Союза, Англии и Соединенных 
Штатов в их борьбе за прочный мир, против поджигателей войны, разъяснять 
миролюбивую внешнюю политику СССР, публиковать материалы, показыва-
ющие рост и сплочение сил мира, демократии и социализма, борьбу рабочего 
класса и трудящихся капиталистических стран за свои жизненные интересы 
и права, популяризировать в убедительной и доходчивой для зарубежных чи-
тателей форме достижения советского народа и стран народной демократии в 
мирном хозяйственном и культурном строительстве». [5. C. 88].

Эти мысли и другие оргвопросы были изложены в письме на имя «това-
рища Сталина И.В.», которое якобы «по собственной инициативе» подгото-



Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, 24(4), 721–731 

724 JOURNALISM. History and theory of media

вили обеспокоенные вопросами внешнеполитической пропаганды председатель 
ВЦСПС В. Кузнецов и главный редактор профсоюзной газеты «Труд» М. Стре-
пухов: «В связи с организацией выпуска журнала «Новости» (на английском 
языке) вносим на Ваше рассмотрение следующие предложения...» [4. C. 2]. 

Общеизвестно, что многие личные идеи Сталин, иезуитски демонстри-
руя «социалистическую демократию», предпочитал оформлять как народную 
инициативу с мест в виде писем от колхозников, рабочих, представителей ин-
теллигенции и советской бюрократии. 

Сталин внимательно прочитал предложения, значительно сократил их, 
газету «Вестник» переименовал в журнал «Новости» и добавил несколько пун-
ктов в проект. Обращают на себя внимание достаточно примитивный текст 
документа, свойственный языку Сталина, и выражение «без ругани», которое 
Сталин часто любил употреблять. Оно и перекочевало из правки в постанов-
ление Политбюро, так как никто из исполнителей не осмелился вычеркнуть 
из бюрократического текста просторечие, начертанное лично вождем.

Скорее всего, это небольшое письмо на одну машинописную страницу, 
оформленное без соблюдения канцелярских стандартов (бланк организации, 
исходящий номер, дата), было отредактировано самим Сталиным, отпечатано 
в его секретариате, доставлено фельдъегерем в кабинеты профсоюзных бонз, 
которые под ним расписались, и возвращено в Кремль 2 апреля 1951 г., о чем 
свидетельствует пометка А. Поскребышева – помощника Сталина и началь-
ника его секретариата. 

СТРОГО СЕКРЕТНО

Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
П81/232
16.IV.1951 г.

Т.т. Маленкову, Суслову, Кузнецову (ВЦСПС), Григорьяну, Стрепухову («Труд») – все; 
Помазневу – 1, 4; т . Молотову – все.

Выписка из протокола № 81 заседания Политбюро ЦК 
Решение от 16 апреля 1951 г.
232. – Об издании журнала на английском языке.

1. Организовать при газете «Труд» издание двухнедельного журнала «Новости» на ан-
глийском языке. Выпустить первый номер журнала 15 мая с.г.

2. Журнал «Новости» должен освещать жизнь англосаксонских стран и, прежде всего, 
Соединенных Штатов Америки и Англии, объективно и без ругани, с точки зрения сохране-
ния мира и демократии.

3. Наиболее важные материалы, публикуемые в журнале «Новости», в особенности по 
международным вопросам неофициозного характера, должны широко распространяться 
для зарубежной печати через ТАСС, а также передаваться по радио и перепечатываться 
в советской прессе.

4. Журнал «Новости» выпускать тиражом 5 тыс. экз. объемом 4 печ. листа. Установить 
гонорар для журнала «Новости» 20 тыс. рублей на номер.

5. Утвердить главным редактором журнала «Новости» т. Морозова M.М. и замести-
телями главного редактора – т. Сергееву Н.С., освободив ее от работы в Комитете радио-
вещания, и т. Викторова Я.З.

СЕКРЕТАРЬ ЦК 
[4. C. 1]



Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731

725ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

После того как было принято секретное постановление Политбюро ЦК 
об издании журнала «News», в течение трех недель были экстренно прорабо-
таны и решены довольно сложные организационные и хозяйственные вопро-
сы, касающиеся работы нового СМИ.

Правительственное решение о его издании было оформлено постанов-
лением № 1547 Совета министров СССР «О мерах по изданию журнала “Но-
вости”» от 9 мая 1951 г. за подписью председателя Совета министров СССР 
И. Сталина и управляющего делами Совета министров СССР М. Помазнева 
[4. C. 8–10].

Интересен факт, что постановление Совмина в отличие от постановле-
ния Политбюро уже не было секретным, но в нем не было упоминания, что 
журнал выпускается на английском языке, а его название в тексте приводи-
лось на русском языке.

Редакционная механика

С первых дней своего существования редакция журнала получила суще-
ственную материальную и финансовую поддержку от Совмина СССР. Из фон-
дов различных министерств журналу были выделены 14 комнат общей пло-
щадью 430 квадратных метров в центре Москвы на ул. Горького, 3 квартиры 
для руководящих сотрудников, 3 легковых автомобиля и 1 автофургон, 100 тыс. 
рублей на покупку мебели, определены большие лимиты на командировки, 
телефонную и телеграфную связь с заграницей, закуплена справочная ино-
странная литература на 7000 рублей в валютном эквиваленте. Министерство 
внешней торговли закупило для издательства газеты «Труд» 8 новых комплек-
тов линотипных матриц на английском языке, на которых набирались гранки 
журнала. Опять же издательству газеты «Труд» было выделено 12 тонн дефи-
цитной типографской бумаги и 2 тонны обложечной бумаги «для обеспече-
ния выпуска журнала “Новости” в 1951 г. за счет резерва Совета министров 
СССР» [4. C. 8–10].

Штатное расписание журнала было утверждено Совмином в количестве 
55 единиц, но, скорее всего, оно было подготовлено по примеру журнала «Новое 
время», который тогда уже выходил на девяти иностранных языках. В штате 
редакции скрупулезно были предусмотрены все должности, обеспечивающие 
слаженную и бесперебойную работу редакции: четыре водителя, двое вахте-
ров, двое курьеров, по одной уборщице и буфетчице, кассир и два бухгалтера, 
а также такие весьма редкие профессии, как «контрольный редактор отдела 
переводов», «ревизионный корректор» и даже «заведующий иностранной би-
блиотекой». Дело в том, что в сталинские времена заведовать подобной би-
блиотекой, в которой хранились недоступные для советских интеллектуалов 
справочные издания на английском языке, мог только проверенный сотрудник 
органов госбезопасности.

Ежегодный фонд зарплаты составлял 650 000 рублей – весьма значительная 
сумма в начале 1950-х гг. (в современном эквиваленте – 410 млн рублей) [4. 



Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, 24(4), 721–731 

726 JOURNALISM. History and theory of media

C. 11–12]. Ежемесячная зарплата главного редактора составляла 3000 рублей 
(в современном эквиваленте покупательской способности – около 200 000 рублей), 
а двух его заместителей по 2500 рублей. Зарплаты редакционного персонала в 
журнале (от 1000 до 2000 руб.) в 2–3 раза превышали средние зарплаты в СМИ 
того периода. Средняя зарплата в СССР, по данным ЦСУ СССР, в 1951 г. была 
661 рубль, а корреспондент центральной газеты получал оклад 890–1200 руб-
лей в месяц. Для справки: новый автомобиль «Победа» стоил 16 000 рублей, 
«Москвич» – 12 000 рублей, велосипед – 592 рубля, наручные часы – 300 руб-
лей, 1 литр молока – 2 рубля, десяток яиц – 7 рублей, 1 килограмм говядины – 
12 рублей [6].

Первоначальный тираж журнала планировался в 3000 экземпляров, 
но вскоре он вырос до 15 000 и распространялся в 80 странах мира через со-
ветское внешнеторговое предприятие «Международная книга». Издание жур-
нала было планово-убыточным и покрывалось за счет правительственных до-
таций.

Согласно подсчетам в создание и развитие нового журнала только в пер-
вый год его работы было вложено не менее 1,5 млн долларов по ценам того 
времени, что представляло собой огромную сумму для СМИ, ежемесячный 
тираж которого был 3000 экземпляров, то есть себестоимость одного экзем-
пляра журнала составляла 40 долларов (390 долларов в современных ценах). 
Это была огромная сумма, учитывая, что, например, в США средняя зарплата 
составляла 260 долларов. Но Сталин считал, что эти 1,5 млн долларов с лих-
вой окупятся, если англосаксонский противник понесет серьезные потери на 
идеологическом фронте.

Из всех обнаруженных архивных документов следует, что формальным 
издателем журнала являлась советская профсоюзная газета «Труд», орган ВЦСПС. 
Это подразумевало выражение точки зрения не компартии, не правительства, 
а именно советских профсоюзных организаций, которые, по мнению мировой 
общественности, являлись самыми передовыми в мире, так как выражали мне-
ние рабочего класса, освободившегося от капиталистической эксплуатации. 
Именно этот факт предполагал нейтральную позицию, которую редакция мог-
ла бы занимать по отношению к событиям международной политики. Есте-
ственно, мировая общественность не подозревала, что советские профсоюзы 
полностью контролировались партийной бюрократией и были не более чем 
привлекательной декорацией, подобной монументу «Рабочий и колхозница»

В этой связи возникает ряд вопросов, один из которых можно сформулиро-
вать следующим образом: какую цель преследовал Сталин, создавая и направ-
ляя деятельность в общем-то специфического издания, которое из Москвы 
должно было «объективно и без ругани» рассказывать англичанам и амери-
канцам о том, как они живут в своих «англосаксонских странах»?

Международная политическая обстановка начала 1950-х гг. была слож-
ной. Основным фоном в этот период являлась Корейская война, которая была 
плохо скрытой косвенной конфронтацией между СССР и США, что обусло-
вило дальнейшее развитие напряженности в советско-американских отноше-



Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731

727ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

ниях. В первой половине 1951 г. войска южной коалиции начали большое на-
ступление на Север, и стратегическая инициатива по сути перешла к США 
и их южнокорейским союзникам. 

Предположим, что решение Сталина об издании журнала «News» было 
продиктовано его стремлением показать, что в СССР существуют круги, ко-
торые стремятся восстановить дружественные отношения с США и Велико-
британией в противовес официальной антиамериканской и антианглийской 
политики Москвы и Коминформа, которые в своей газете «За прочный мир, 
за народную демократию!» постоянно обвиняли США и Великобританию в 
разжигании войны. Возможно, тем самым Сталин мечтал вернуть себе роль 
триумфатора, который распоряжается судьбами всего мира, как он это делал 
на Ялтинской и Потсдамской конференциях в 1945 г.

Предположим также, что Сталин рассчитывал получить в качестве основ-
ной аудитории нового советского журнала в США и Великобритании круги 
влиятельной научной и творческой интеллигенции, симпатизирующей Совет-
скому Союзу, которая, как правило, оказывает значительное влияние на фор-
мирование общественного мнения. Назначение М. Морозова на пост главного 
редактора подтверждает идею, что Сталин рассматривал «News» как своео-
бразный инструмент, с помощью которого можно было выстраивать особые 
отношения с англосаксонскими интеллектуалами.

Именно поэтому первым главным редактором журнала решением Полит-
бюро ЦК был утвержден Михаил Михайлович Морозов, известный литерату-
ровед, переводчик, специалист по шекспировской эпохе, который обучался 
в Оксфордском и Кембриджском университетах и имел научный авторитет 
в Великобритании. Он происходил из рода известных русских промышленни-
ков Мамонтовых и Третьяковых, основавших Третьяковскую картинную гале-
рею. М.М. Морозов скоропостижно скончался 9 мая 1952 г. Похоже, что Ста-
лин довольно долго подбирал кандидатуру следующего главного редактора. 
Им стал академик, доктор исторических наук Евгений Алексеевич Космин-
ский – советский историк, специалист по аграрной истории средневековой 
Англии, который также пользовался авторитетом в Великобритании.

Однако ни Морозов, ни Косминский не имели никакого отношения к вы-
работке редакционной политики журнала, которая изначально курировалась 
лично Сталиным, а после его смерти – отделом агитации и пропаганды и от-
делом международной информации ЦК. Что касается реального руководителя 
журнала, то им была известная своей личной преданностью Сталину Н. Сер-
геева, которая начинала работать в журнале «Война и рабочий класс», а затем 
в журнале «Новое время».

В журнале «News» были сформированы четкие рубрики «Англо-советские 
отношения», «Американо-советские отношения», «Жизнь в США», «Жизнь
в Великобритании», «Международные проблемы», в которых с весьма объектив-
ных позиций освещались текущие мировые события. К написанию статей были 
привлечены хорошо известные за рубежом советские композиторы Д. Шоста-
кович, А. Хачатурян, Д. Кобалевский, Т. Хренников; писатели М. Шолохов,



Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, 24(4), 721–731 

728 JOURNALISM. History and theory of media

И. Эренбург, С. Маршак, А. Фадеев, А. Аграновский; историки Е. Тарле, 
В. Энгельгард, А. Лосев, Е. Косминский; ученые В. Амбарцумян, Т. Лысенко, 
В. Ковда, Г. Ландсберг, Е. Павловский; деятели культуры – балерина Г. Улано-
ва, актриса Л. Кайранская, скульптор С. Коненков, кинорежиссер С. Гераси-
мов. Перевод статей был сделан на высоком научном и литературном уровне, 
достойном профильных энциклопедических изданий.

За все время существования журнала в свет вышел 131 выпуск, по кото-
рым можно проследить, как менялась редакционная политика, художествен-
ное оформление и содержание статей «News». Были также предприняты по-
пытки издавать журнал на французском и немецком языках, пилотные вы-
пуски которых были выпущены в 1952 г., но, вероятно, их издание было пре-
кращено.

Очевидно, что журнал «News» был новым орудием информационной войны, 
которую СССР вел со странами Запада. Необходимость в его создании и работе 
была продиктована тем, что после закрытия «Moscow News» оголился боль-
шой участок фронта на англосаксонском направлении, которое быстро фор-
мировало новую повестку в международной политике. Именно поэтому со-
ветский генералиссимус в пожарном порядке бросил все ресурсы на то, что-
бы с помощью этого чудо-орудия «без ругани» перехватить стратегическую 
инициативу на фронтах информационной войны. Но часы истории неумолимо 
приближались к 5 марта 1953 г. …

Пропавший без вести

После ХХ съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, 
партийное руководство во главе с Хрущевым стало пересматривать подход к 
ряду СМИ, пострадавших при Сталине. По решению Политбюро от 12 октября 
1955 г. было возобновлено издание газеты «Moscow News». Периодические 
издания, которые несли ярко выраженные черты сталинского наследия («Ста-
линская молодежь», «Сталинский сокол», «Сталинский путь», «Сталинское 
знамя» и др.) были переименованы, закрыты или переформатированы по со-
держанию. Не минула эта участь и «News». В течение лета и осени 1956 г. по 
каналам МИД и Министерства внешней торговли (как свидетельствуют ар-
хивные документы) были организованы мероприятия, направленные на дис-
кредитацию журнала. Из Лондона и Вашингтона, в частности, были получены 
и направлены в ЦК аналитические записки, в которых высказывалось жесткое 
мнение советских послов о том, что журнал «News» потерял популярность, 
весь его зарубежный тираж – 8000 экземпляров, и «в Англии он распростра-
няется в количестве всего 480 экземпляров в месяц» [4. C. 32].

В то же время о журнале «Новое время», который распространялся в 
Англии в количестве 737 экземпляров, вопрос не ставился.

В результате история «Ньюс» закончилась коротким росчерком пера од-
ного из секретарей ЦК КПСС.



Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731

729ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

СТРОГО СЕКРЕТНО

Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПРЕЗИДИУМ
27/5-c
22.ХI.1956 г.

Выписка из протокола № 27 заседания Секретариата ЦК от 20.XI.1956 г.
О прекращении издания журнала «Новости» («Ньюс»).

1. В связи с тем, чтo журнал «Новости», издающийся на английском языке, свои задачи 
исчерпал и что в настоящее время в Москве издается газета «Москоу Ньюс» на английском 
языке, в Лондоне – советский журнал «Совьет Уикли» и газета «Совьет Ньюс», в США – жур-
нал «СССР», издание журнала «Новости» («Ньюс») с января 1957 года прекратить.

2.Внести на утверждение Президиума.

Секретарь ЦК Л. Брежнев
[4. C. 31]

Заключение

Вероятно, таким же росчерком пера какой-то партийно-идеологический 
чиновник, заботящийся о правильном воспитании будущих советских журна-
листов, вычеркнул статью о журнале «Ньюс» из третьего издания Большой 
советской энциклопедии (1969–1978 гг.).

Именно поэтому журнал «Ньюс» пропал без вести на полях сражений 
информационной войны между СССР и англосаксонским миром. Его история 
ждет своих исследователей – изыскателей тайн, которые до сих пор скрывают со-
ветские партийные архивы. А учебные пособия для факультетов журналистки 
просто обязаны найти место для нескольких абзацев об одном из «рупоров 
мирной советской пропаганды».

Список литературы

[1] Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: БСЭ, 1954. 517 с. 
[2] Жирков Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928–1950-е годы. М.: Флинта, 2016. 

504 с.
[3] Минаева О.Д. История советской журналистики // Библиографический указатель 

(1952–2013): печатные труды преподавателей факультета журналистики МГУ име-
ни М.В. Ломоносова. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 
2014. 143 с. 

[4] Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 3. Оп. 34. 
Ед. хр. 81.

[5] Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). 
Ф. 82. Оп. 2. Д. 82.

[6] Советская жизнь: 1945–1953 гг.: сборник документов. М.: РОССПЭН, 2003.

История статьи: 
Дата поступления в редакцию: 01 сентября 2019 
Дата принятия к печати: 30 сентября 2019



Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2019, 24(4), 721–731 

730 JOURNALISM. History and theory of media

Для цитирования: 
Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. «News»: советский журнал, пропавший без ве-
сти на идеологическом фронте // Вестник Российского университета дружбы наро-
дов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731. http://
dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-4-721-731

Сведения об авторах: 
Котеленец Елена Анатольевна, доктор исторических наук, профессор кафедры исто-
рии России, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет 
дружбы народов. E-mail: kotelenets_ea@pfur.ru
Лаврентьева Мария Юрьевна, аспирант кафедры массовых коммуникаций, филологи-
ческий факультет, Российский университет дружбы народов. E-mail:  mlavrentyeva@
yandex.ru

Research article

“The News Weekly”: a case study of 
the Soviet foreign propaganda magazine missing in action

Elena A. Kotelenets, Maria Yu. Lavrenteva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation

The article is devoted to the magazine “News”, which was launched to print in the USSR 
in English language in 1951 and was distributed in 80 countries by Stalin’s decision. The rele-
vance of the work is due to the fact that this media, which played a prominent role in Soviet 
foreign policy propaganda, is currently not known even to specialists, and there is no scientifi c 
studies on this magazine. The study of information warfare technologies is important in analy-
sing their methods in the period of their formation. Of particular importance are the studies of 
little-known Soviet foreign policy propaganda media, one of which is the magazine “News”. 
It was closed by a secret resolution of the Presidium of the Central Committee of the CPSU in 
late 1956 as a ‘publication that has exhausted its tasks.’ Sources are original copies of “News” 
in English and archival documents of the Central Committee of the CPSU, the USSR Foreign 
Ministry, the Council of Ministers of the USSR, declassifi ed after 1991, many of which are 
introduced into scientifi c circulation for the fi rst time.

Keywords: Soviet magazine “News”; Politburo resolutions; foreign policy propaganda; 
psychological war; information war; world public opinion

References

[1] Bol’shaya sovetskaya enciklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]: 2nd ed. Moscow: 
BSE Publ., 1954. 652 p. 



Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 721–731

731ЖУРНАЛИСТИКА. История и теория СМИ

[2] Zhirkov G.V. Zhurnalistika stalinskoj epohi: 1928–1950-e gody [Journalism of the Sta-
lin era: 1928–1950]. Moscow: Flinta Publ., 2016. 504 p.

[3] Minaeva O.D. Istoriya sovetskoj zhurnalistiki [History of Soviet journalism] // Bib-
liografi cheskij ukazatel’ (1952–2013): pechatnye trudy prepodavatelej fakul’teta zhur-
nalistiki MGU imeni M.V. Lomonosova [Bibliographic index (1952–2013): published 
works of academics of the journalism faculty of Lomonosov Moscow State University]. 
Moscow: Fakultet zhurnalistiki Moskovskogo gos. un-ta imeni M.V. Lomonosova Publ., 
2014. 143 p. 

[4] Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI) [Russian State Archive of 
Contemporary History (RGANI)]. Fond 3. Opis’ 34. Ed. hr. 81.

[5] Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social’no-politicheskoj istorii (RGASPI) [Russian 
State Archive of Socio-Political History (RGASPI)]. Fond 82. Opis’ 2. Delo 82.

[6] Sovetskaja zhizn’: 1945–1953 gg. [The Soviet life: 1945–1953]: collection of documents. 
Moscow: ROSSPEN Publ., 2003.

Article history:
Received: 01 September 2019
Revised: 21 September 2019 
Accepted: 30 September 2019

For citation:
Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Yu. (2019). “The News Weekly”: a case study of the Soviet 
foreign propaganda magazine missing in action. RUDN Journal of Studies in Literature 
and Journalism, 24(4), 721–731. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-4-721-731

Bio notes:
Elena A. Kotelenets, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian His-
tory, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples’ Friendship University of Russia 
(RUDN University). E-mail: kotelenets_ea@pfur.ru
Maria Yu. Lavrenteva, postgraduate student, Department of Mass Communications, Fa-
culty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: 
mlavrentyeva@yandex.ru


