Medieval ceramics made on a potter’s wheel of Murzaly in the Eastern Aral Sea region

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the study of glazed and non-glazed medieval ceramics made on a potter’s wheel, the settlement of Murzaly in the territory of the Eastern Aral sea region. The features of its manufacturing technology, forms, ornamentation are highlighted, a comparative typology is carried out. The easel ceramics of the Murzaly settlement were made on a fast-spinning foot wheel and have pottery roasting. It is represented by ornamented and non-ornamented homas, pots, wide-necked and narrow-necked pots, jugs, bowls, dishes, bowls, mugs, lamps, etc. The easel ceramics of the Murzaly settlement are generally similar to the Khorezm XII-XIV centuries and refers to the time of the highest economic prosperity and political power of Khorezm.


Full Text

Введение Археологический материал, прежде всего керамический, который лег в основу этой статьи, был вывезен из Восточного Приаралья в ходе многолетних работ Хорезмской экспедиции Академии наук СССР и долгое время содержался в экспедиционных хранилищах в Москве. Автору, являвшемуся на протяжении нескольких лет полевым сотрудником Хорезмской экспедиции, было разрешено использовать часть накопленного материала для самостоятельного научного исследования. Автор имел дело непосредственно с керамическим материалом, делая его техническую и научную обработку. Под этим подразумевается его графическая фиксация, а также классификация, типологизация и составление хронологической шкалы. В своей работе автор ставил перед собой следующие задачи: § во-первых, обработать ранее не изученный керамический материал (который был любезно предоставлен д.и.н. Л.М. Левиной), собранный в ходе археологических разведок на крупном средневековом поселении Мурзалы; § во-вторых, сравнить, насколько археологический материал подтверждает выводы, сделанные современными учеными на основе исследования, прежде всего, письменных источников. Найденный на поселении керамический материал разделен нами на две крупные части: I - грубая лепная, нехарактерная для Хорезма посуда, II - поливная и неполивная керамика, сходная с хорезмийской. В данной работе мы ограничимся исследованием станковой поливной и неполивной керамики поселения Мурзалы, открытого археолого-топографическим отрядом во главе с Б.В. Андриановым в 1957 году. На основе исследования архитектурных и топографических особенностей поселения, а также керамического, вещевого и монетного материала С.П. Толстов считал, что оно было основано в XII веке - в эпоху Великих Хорезмшахов, и было, вероятно, хорезмийской колонией, просуществовавшей до XIII-XIV вв. то есть до немного более позднего времени, чем монгольское завоевание [1. C. 77-89]. Методы, материалы и обсуждение Вторая группа керамики поселения Мурзалы - гончарного обжига станковая, произведенная на ножном круге быстрого вращения. Такая керамика делится на поливную или неполивную. Большое значение для обеих подгрупп имеет наличие или отсутствие орнаментации. Рассмотрим, прежде всего, неполивную керамику. Можно выделить несколько видов неполивной керамики II группы: хумы, хумчи, котлы, крупные и мелкие горшки, кувшины, миски, блюда, кружки, чаши и дигири. Рис. 1 Хумы имеют плотное хорошо отмученное тесто. Оно может быть разных оттенков серого и красного цветов, вплоть до красно-оранжевого, с примесями мелкого песка, шамота, дресвы, а так же гипса. Хумы, как правило, агобированы. Среди небольшого количества фрагментов хумов есть орнаментированные и неорнаментированные. Наиболее характерный орнамент - линейно-волнистый, прочерченный зубчатым штампом. В разных комбинациях он образует многочисленные геометрические фигуры, располагающиеся поясами на тулове или на широком отогнутом венчике (рис. 1 1). Кроме этого, хумы могут быть украшены глубокими, но не сквозными отверстиями. Реже встречается налепной орнамент в виде полос с пальцевыми защипами и вдавлениями. Хумы II группы поселения Мурзалы имеют вытянутую яйцевидную форму с полочковидным венчиком или сильно утолщенным отогнутым краем, имеющим в сечении подтреугольную форму. Для последних характерно наличие невысокого горла, плавно переходящего в тулово. Плечики практически не выражены. Большая часть хумов имеет на венчике желобок для крышки (рис. 1 1-3). Аналогичные хумы были найдены в окрестностях Кават-Калы и Кызылча-Калы и относятся к XII - началу XIII века. Котлы II группы характеризуются резко отогнутым острым или прямоугольным в сечении краем, переходящим в тулово. Диаметры венчика колеблются в пределах 22-28 см. Для них типичны покатые плечики и тонкие стенки. Котлы носят след однородного гончарного обжига, сделаны из серого теста и покрыты разными оттенками серого ангоба. Среди примесей присутствует крупный песок, шамот и известь (рис. 2 1, 2). Рис. 2 Среди станковой керамики встречаются несколько разновидностей горшков: широкогорлые, с сужающимся к краю горлом и узкогорлые. Широкогорлые горшки. Для них характерно хорошо отмученное светлое сероватое, коричневатое или розоватое тесто с небольшим количеством примесей мелкого песка, темного шамота, иногда гипса. Обычно они имеют темный ангоб. Широкогорлые сосуды бывают большие и маленькие. Диаметры больших колеблются в пределах 20-24 см, а маленьких - 11-14 см. И большие и маленькие горшки этого вида имеют характерный загнутый книзу клювовидный венчик на невысоком, слегка отогнутом наружу, горле. Край венчика мо- жет быть острым или подтреугольным. Орнаментированных сосудов данного типа не найдено (рис. 3). Рис. 3 Горшки с сужающимся к краю горлом. У нас имеется лишь несколько фрагментов венчиков. Все они серого гончарного обжига с темным или черным ангобом. Для них характерно плотное тесто с примесями дресвы, песка и гипса. Могут присутствовать следы лощения. Венчики горшков этого вида могут быть нескольких типов: 3. венчик не выражен. Край немного утолщен. Он может быть простым, скругленным или со скошенным внутрь бережком; 4. венчик утолщен в виде валика; 5. сложный рельефный венчик, состоящий из двух обыкновенных валиков между двумя заостренными треугольными выступами, один из которых является краем. Все они отделены друг от друга неглубокими желобками (рис. 4). Рис. 4 По и рельефу горла можно предположить, что горшки с сужающимся по краю горлом были большой боченкообразной формы. Горшки находят себе аналогии на Шемаха-Кале (XIII-XIV вв.) и Замахшире (XII - начале XIII века). Узкогорлые горшки. Для них характерно довольно высокое узкое прямое или расширяющееся в виде небольшого раструба горло. Они могут быть крупными с диаметром венчика 13-15 см, средние 7-10 см и мелкие до 3 см. Можно выделить несколько подвидов венчиков таких горшков: с заостренным краем, с краем в виде небольшого валика и с венчиком в виде резко отогнутого наружу вниз клювовидного подтреугольного венчика с острым краем. Фрагменты узкогорлых горшков не имеют характерного единого цвета обжига или ангоба. Однако, во всех случаях тесто черепков плотное, хорошей отмучки с примесями мелкого песка, шамота и гипса. Этот вид горшков, как правило, орнаментирован. Для фрагментов с заостренным краем и валикообраз- ным венчиком характерны налепленные по краю полосы, украшенные пальцевыми защипами и медальоновидными вдавлениями. В целом, эти две разновидности узкогорлых сосудов по форме и орнаменту похожи на найденные, на поселении Мурзалы, лепные горшки. Для сосудов с клювовидным венчиком характерен налепной орнамент, украшенный пальцевыми вдавлениями, направленными по кругу в одну сторону и образующими ровные чередующиеся месяцеобразные ребра и углубления. Такой орнамент располагается непосредственно под козырьком клювовидного венчика (рис. 5 1-6). 1 4 5 2 3 6 Рис. 5 У нас нет археологически целых форм узкогорлых горшков. Но по имеющимся отдельным фрагментам стенок, найденным в непосредственной близости от венчиков и подходящим по технологическим характеристикам, можно предположить, что горшки этого вида имели широкое тулово с крутыми ярко выраженными плечиками и сужающимися к донцу стенками. Кувшины по форме тулова и горла напоминают узкогорлые горшки. Тесто, хорошо отмученное очень плотное с примесями мелкого песка, шамота и гипса, имеет серый равномерный гончарный обжиг. Высокое горло кувшина завершается утолщенным или манжетовидным венчиком, высота которого колеблется от 1,5 до 3 см, а на краю находится небольшой слив. Горло переходит в несколько заниженные, широкие плечики (рис. 6). Далее стенки тулова плавно сужаются к донцу. Ручки кувшинов могут быть разных форм и размеров. По формам ручек в сечении можно выделить несколько подвидов: круглые, круглые со сквозным отверстием изнутри, овальные, подпрямоугольные, подпрямоугольно-вогнутые, а так же овальные или подпрямоугольные ручки с ребром-выступом вдоль внешней стороны. Ручки прикреплялись нижней ча- стью к венчику кувшина, а верхней - изогнутой - к его краю, выступая над ним на несколько сантиметров. Рис. 6 У нас нет фрагментов, где бы орнамент проходил по венчику, зато тулово нередко украшалось поясным линейно-волнистым орнаментом. Он мог быть в виде нескольких нанесенных по сырой глине зубчатым штампом рядов полос и прочерченными между ними тем же штампом смыкающихся краями небольших арок; в виде волнообразных и прямых линий, расположенных под углом и образующих разные геометрические орнаменты; в виде нанесенных штампом насечек. В комплексе найдены фрагменты кувшинов, стенки которых были украшены штампованным растительно-геометрическим орнаментом - цветочным узором и поясом чередующихся треугольников и веточек какого-то растения. Надо отметить, что орнаментированы далеко не все кувшины. Миски. На поселении Мурзалы найдено несколько фрагментов мисок, относяшихся ко II группе керамики. По форме венчиков можно выделить два типа: 1. с прямым краем и чуть скошенным внутрь бережком. Такие миски могут иметь налепной орнамент с пальцевыми защипами или вдавлениями; 2. с отогнутым венчиком. Степень отогнутости может значительно колебаться. Миски с чуть отогнутым венчиком имеют уплощенный или скругленный край. Сильно отогнутый венчик может переходить в невысокую шейку и далее в широкие плечики. Миски находят аналогии в комплексе ШемахаКалы и относятся к XIII-XIV вв. Блюда. Найдено всего два небольших блюда II групп. Их диаметры 20 и 23 см. Тесто светло-серое с примесями песка и шамота, ангоб - темный. Не- глубокие блюда имеют скругленный край, на внешней стороне которого может располагаться небольшой выступ. Чаши, как правило, имеют серый или светло-коричневый обжиг, черный ангоб и изредка лощение. Помимо лощения, они могут быть украшены волнистым прочерченным орнаментом. Для этих сосудов характерны примеси песка и небольшого количества гипса. Некоторые чаши имеют по краю желобок для крышки. Диаметры чаш не превышают 20 см. Их можно разделить по формам венчика: у одних край простой заостренный или чуть скругленный; обжиг - серый. У других - венчик в форме валика округлой, вытянутой или подтреугольной формы, с четко выраженным желобком под ним. Чаши этого подтипа имеют светло-коричневый обжиг. Кружки обычно серого цвета обжига с примесями песка, шамота и гипса. Они могут быть разных форм: боченкообразной, вытянутой вширь сплюснутой с широкими плечиками. Край обычно утолщенный или скругленный. Есть фрагмент кружки с венчиком в виде валика, расположенного изнутри. Кружки бывают орнаментированными и неорнаментированными. Нам встречался только прочерченный по сырой глине волнистый орнамент. Кружки имеют вертикальные, выступающие в своей верхней части над краем ручки. В сечении они могут быть круглые или прямоугольные, а по форме - округлые или вытянутые в виде перевернутой капли. Светильники состоят из тулова-резервуара, носика и ручки. Тулово обычно имеет форму сплюснутой луковицы, вытянутый носик располагается в его нижней части. Ручка, выгибаясь, выступает над краем. В сечении, как правило, овально-вытянутой формы. Тесто - очень плотное, светлых оттенков - сероватое или бежевое с примесями песка и гипса. Дигири высокие, сильно вытянутые хозяйственные сосуды, имеют очень толстое, маленькое в диаметре (около 5 см) донце, которое ýже диаметра венчика примерно в два раза. Хотя эти сосуды сделаны на круге, их обработка довольно грубая и неровная. Тесто красного или серого цвета с примесью песка. Дигири могут иметь небольшие петлевидные ручки, прикрепленные к тулову, овальные или прямоугольно-вытянутые в сечении. Подобные сосуды найдены на Шемаха-Кале. Они датируются XIII-XIV вв. Вторая подгруппа станковой керамики II группы поселения Мурзалы - поливная. Для всех поливных сосудов характерно плотное глиняное красноватое или кашинное чуть желтоватое тесто. По формам поливные сосуды могут быть: 1. крупными или мелкими чашами: а) сегментовидными с прямым или отогнутым краем, б) сферическими; 2. горшками с подрезанными при формовке донцами: а) боченкообразными, б) банкообразными; 3. чираки-светильники с высоким резервуаром, длинным граненым носиком и небольшой ручкой с листовидным держаком, украшенным с внешней стороны рельефным штампованным узором. Подобные светильники датируются XII веком и найдены в окрестностях Кават-калы, на Замахшире, Дауданкале, Шах-Сенеме и некоторых других городищах Хорезма [2. Рис. 15 5, 6]. По цвету и качеству поливы можно выделить следующие типы сосудов: 1. полива желто-коричневых тонов. Как правило, такие сосуда имеют каричневую роспись по желтому фону, однако может встречаться сплошная коричневая полива без росписи. Подобная керамика находит аналогии в комплексах Замахшира и Куня-Уаза [2. С. 286. Рис. 7, 8]; 2. зеленая полива разных оттенков, положенная непосредственно на стенки или на белую ангобированную подгрунтовку. Подобные сосуды встречены на Шемаха-Кале и датируются золотоордынским временем [2. С. 323]; 3. бирюзовая полива. Может быть глухой без орнамента или украшенной черным или темно-синим орнаментом. Аналогии найдены на Кават-кале и Замахшире. Подобная керамика относится к XII-XIV вв. [2. С. 323]; 4. бесцветная полива с подглазурной расписью коричневото-зеленых оттенков, синим и черным цветами. Керамика этого типа сходна с найденной в комплексах Шемаха-калы, Кават-калы и Сарая Берке, датирующейся XIV веком [2. С. 322]. Также в большом количестве встречается на поселении Уйгарак. Поливные сосуды поселения Мурзалы могут иметь или не иметь орнамент. Орнаменты встречаются следующих типов: 1. геометрический - прямые или волнистые линии, точки и т.п., 2. растительный - в виде стилизованных цветов, веточек и листьев, 3. зооморфный - украшение в виде стилизованных крыльев птиц, 4. эпиграфический - в виде надписей или отдельных букв. Это наиболее часто встречающийся вид орнамента. Таким образом, поливная керамика II группы поселения Мурзалы находит аналогии среди керамических комплексов других памятников, прежде всего Хорезма. В целом она датируется XI-XIV вв., причем наибольшее количество фрагментов приходится на XII - начало XIV века. Заключение Таким образом, станковая керамика II группы поселения Мурзалы в целом аналогична хорезмийской XII-XIV вв., причем типы орнаментов восходят к афригидскому периоду VI-VIII вв. В конце этого же периода появляется и ряд форм, свойственных уже хорезмшахскому времени. Таковы, например, кувшины с высоким горлом, покрытые линейно-волнистым прорезным орнаментом; крупные сосуды с туловом уплощенно-округлой формы и вдавленным или волнообразным орнаментом под венчиком; хумы с туловом боченкообразной формы, украшенные налепами и защипами по венчику. Некоторые формы афригидской керамики, видоизменяясь, продолжали в основном присутствовать у венчиков в виде двух выступающих валиков с налепной продавленной пальцами полоской. Защипы на тулове приобрели вид овальных медальонов. Керамика XII-XIV вв. относится ко времени наивысшего хозяйственного расцвета и политического могущества Хорезма, которое было прервано с приходом монгольских войск в 1219 году. Вся керамика, как видим, была ремесленной. Сосуды изготовлялись на круге или особым способом, сочетающим работу на круге со штамповкой в специальной форме, оставлявшей на стенках сосудов сложный рельефный узор. На протяжении всего периода бытовали узкогорлые кувшины со штампованными плечиками. Украшающий их рельефный узор близок к орнаментации металлических изделий. Анализ керамического материала позволяет сделать вывод, что поселение было обжито кочевыми племенами (1) еще с X века, а с XII в. занято хорезмийцами, которые принесли сюда не только керамику, украшения и предметы домашней утвари, но и топографические и архитектурные особенности метрополии.

About the authors

Elena B. Barinova

Institute of Ethnology and Anthropology RAS

Author for correspondence.
Email: BarinovaElena@rambler.ru
119991 Moscow, Leninsky Prospekt, 32 A

Ph.D.(in History), Institute of Ethnology and Anthropology

References

  1. Polevyye issledovaniya Khorezmskoy ekspeditsii v 1958–1961 gg. T. 1. Vyp. 6. M.: Izdvo AN SSSR, 1963. 276 s.
  2. Vakturskaya N.N. Klassifikatsiya srednevekovoy keramiki Khorezma (IX–XVII vv.) // Trudy Khorezmskoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii. T. IV. M.: Nauka, 1959. S. 63–220.
  3. Barinova Ye.B. Keramicheskiye kompleksy poseleniy Murzaly, Irkibay i Uygarak kak istochnik po etnoistorii srednevekovykh kochevnikov Vostochnogo Pri-aral’ya // Vostok i Zapad: prioritety epokh. M.: Izd-vo RUDN, 2010. S. 16–58.

Statistics

Views

Abstract - 136

PDF (Russian) - 33

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Barinova E.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies