«Ойраты-огеледы... пересекли реку Манкан»: этно-религиозная ситуация у ойратов в середине XV - начале XVI вв

Обложка

Аннотация


В статье изучается проблема, которая пока обходилась стороной исторической наукой - судьба ойратов-элетов, о внезапном уходе которых «на запад» сообщают ойратские и калмыцкие источники. По мнению автора, исход элетов действительно имел место в истории ойратов, причины же лежат в этнической и религиозной специфике истории этого народа. Клан чоросов, возглавлявший элетов, был тюркского происхождения, что обусловило его родственную связь с мусульманскими правителями Могулистана и некоторую роль ислама среди его отдельных представителей. Уже при потомках известного ойратского правителя Эсена тайши, активно поддерживавшего буддизм в своем государстве, возникли религиозные разногласия между Амасанджи (младший сын Эсена, приверженец буддизма) и его сыновьями - Ибрахимом и Ильясом (внуки Эсена, мусульмане). Автор высказывает гипотезу, что, возглавляя элетов, братья увели значительную часть этого ойратского этноса в Могулистан, где они практически все были истреблены Алачи-ханом (Ахмад-ханом). Эти события привели к значительным трансформативным процессам как в среде ойратов, так и в судьбе самих чоросов - ойратами была создана новая конфедерация, в которой буддизм воспринимался не только как религия, но и как идеология общества, а оставшиеся среди ойратов иные потомки Эсена сформировали новые этносы дербетов и джунгаров. Само же имя «чорос» практически полностью исчезло из хроник.

Б У Китинов

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

  • Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX - первая четверть XVIII вв.). М. - Элиста, 1994.
  • Бабур Захириддин. Бабур намэ. Баку, 2011.
  • Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Верный, 1898.
  • Бартольд В.В. Калмыки // Сочинения. Т. 5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 1968. С. 538-540.
  • Батур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста, 2003. С. 125-154.
  • Бичурин И.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с 15 столетия до настоящего времени. Элиста, 1991.
  • Габан Шараб. Сказание об ойратах // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста, 2003. С. 84-107.
  • Екеев Н.В. Дорбен-ойраты (к проблеме этимологии и этнической идентификации) // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002. Т. 1. С. 124-131.
  • Извлечения из «Мин ши сань сиюй и» // Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV-XIX вв. Алматы, Гылым, 1994.
  • История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Элиста, 2009. Т. 1.
  • Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. «Юань чао би ши». М.-Л., 1941.
  • Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973.
  • Лыткин Ю. Материалы для истории ойратов // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста, 2003. С. 390-441.
  • Санчиров В.П. Письменные памятники по истории ойратов XVII-XVIII веков. Элиста, 2016.
  • Санчиров В.П. «Илэтхэл-шастир» как источник по истории ойратов. М., 1990.
  • Сухбаатар На, Баярсайхан Д. Хойдын туух (История хойтов). Улаанбаатар, 2016.
  • Успенский В. Страна Кукэ-Нор, или Цинхай, с прибавлением краткой истории ойратов и монголов, по изгнании последних из Китая, в связи с историей Кукэ-Нора // Записки Императорского Русского Географического Общества. 1880. Т. 6. C. 59-196.
  • Хайдар Мирза Мухаммад. Тарих-и Рашиди. Ташкент,1996.
  • Badai Ho. Oyirad-monghol-in tüüke soyol-in sudulal (Изучение истории и культуры ойрат-монголов). Urumji, 2004.
  • Birtalan Á. An Oirat Ethnogenetic Myth in Written and Oral Traditions (A Case of Oirat Legitimacy) // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 2002. Vol. 55. Iss. 1-3. Р. 69-88.
  • Bretschneider E. Medieval Researches from Eastern Asiatic sources. London, 1888.
  • Irwin R. “Futuwwa”: Chivalry and Gangsterism in Medieval Cairo // Muqarnas. 2004. Vol. 21. Essays in Honor of J. M. Rogers. http://www.jstor.org/stable/1523352 (дата обращения: 12.08.2016.)
  • Landa I. Oirats in the Ilkhanate and the Mamluk Sultanate in the Thirteenth to the Early Fifteenth Centuries: Two Cases of Assimilation into the Muslim Environment. URL: http://mamluk.uchicago.edu/MSR_XIX_2016_Landa.pdf (дата обращения: 1.12.2016.)
  • Ngag dbang blo bzang rgya mtsho. Gangs can yul gyi sa la spyod pa’i mtho ris kyi rgyal blon gtso bor brjod pa’i deb ther. (История, рассказывающая о деяниях высших царей и министров на земле Страны снегов). Delhi, 1967.
  • Pelliot P. Notes Critiques d’Histoire Kalmouke. Part 1. Paris, 1960.
  • Richardson H.E. The Karma-Pa Sect. A Historical Note // Journal of the Royal Asiatic Society. 1958. October. Р. 139-164.
  • Saγang Sečen. Erdeni-yin Tobči (‘Precious Summary’). A Mongolian Chronicle of 1662. Canberra, 1990.
  • Serruys H. The Office of Tayisi in Mongolia in the fifteenth Century // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1977. Vol. 37. № 2. Dec. Р. 353-380.

Просмотры

Аннотация - 110

PDF (Russian) - 8


© Китинов Б.У., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.