RUSSIAN-TURKISH RELATIONS IN THE 1990S AND 2010S

Abstract


The article is devoted to the development of Russian-Turkish relations in economic, political, military-technical and cultural spheres. Particular attention is given to the economy, especially to the oil and gas sector, which became the main engine of bilateral relations in this period. It is noted that the 1990th years were the heyday of bilateral trade. It analyzes main treaties concluded between Russia and Turkey. It is shown that in the 2000s. relations developed much better than in the 1990s. The author indicates the main reasons for the growth of the Russian-Turkish relationships.

Рассматриваемое двадцатилетие в российско-турецких отношениях четко делится на две части: менее успешное развитие отношений в 1990-е гг. и гораздо более успешное - в 2000-е гг. Поэтому эти два периода российско-турецких связей будут рассмотрены каждый отдельно. Говоря о связях России и Турции в 1990-х гг., следует отметить, что после распада СССР происходит активизация отношений независимой России с Турцией, экономически наиболее мощной страной Ближнего Востока. Однако в разных сферах отношения развивались неравномерно: в то время как экономические связи протекали между двумя странами очень интенсивно, что выражалось в значительном росте товарооборота, в политической сфере существовали серьезные противоречия. Например, стороны имели противоположные позиции по конфликтам в Нагорном Карабахе и Абхазии, что затормозило развитие отношений. Определенные противоречия в интересах двух стран создали попытки Турции усилить свое влияние в Центральной Азии и Закавказье, региона, входившего в состав СССР, на который Россия смотрела с позиции лидера, а Турция, пользуясь идеей о родстве тюркских народов, также хотела стать ведущим партнером для новых независимых тюркоязычных государств. Турция очень интенсивно приникала в регион, развивая сотрудничество во всех важнейших сферах: политической, экономической, культурной, образовательной. Эта страна заключила множество соглашений о сотрудничестве с государствами Центральной Азии [5]. Надо сказать, что идеи пантюркизма - максимального сближения братских тюрских народов вплоть до их политического объединения, а также неоосманизма - восстановления турецкого влияния на территории бывшей Османской империи, в 1990-е гг. были очень популярны не только среди рядового населения Турции, но и среди турецких политиков, причем иногда очень высокого ранга. Это приводило к резкой активизации политики Турции в Центральной Азии, на Кавказе и Балканах, причем Турция, как правило, выступала с противоположных России позиций. Так, на Балканах она оказала поддержку Боснии и Албании, а Россия традиционно поддерживала сербов. В то же время Россия в силу погруженности во внутренние проблемы стремительно теряла в этих регионах свое влияние. Особенно активно Турция действовала в Центральной Азии. С 1993 г. в крупных городах Турции при поддержке власти стали проводиться курултаи тюркских народов, причем многие делегаты выступали с крайне антироссийских позиций вплоть до предложений выделения из состава России тюркоязычных мусульманских регионов, в связи с чем МИД России выразил озабоченность. Министр Турции по связям с тюркоязычными республиками А. Чей, по всей видимости, выражая точку зрения правительства Турции, даже заявил, что Турция должна начать создавать государственное объединение с тюркскими государствами бывшего СССР, а также Украиной, и ради этой цели может пойти и на резкое ухудшение отношений с Россией, что вызвало недовольство МИДа России [4. C. 329-331]. Однако ни политические разногласия, ни соперничество за влияние в данном регионе не привели к серьезному охлаждению отношений между Россией и Турцией. Наоборот, к концу 1990-х гг. они вышли на качественно новый уровень, прежде всего в области торговли и поставок нефти и газа из России в Турцию, а также поставок военной техники из России, включая вертолеты, которая была нужна Турции для подавления террористической Рабочей партии Курдистанa [5]. 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Это было связано с глубоким кризисом российской экономики, приведшему к резкому росту потребности в товарах широкого потребления из-за рубежа. Соседняя Турция с ее развитой текстильной и пищевой промышленностью за 1990-е гг. превратилась в одного из главных российских торговых партнеров. Только за 1993-1997 гг. турецкие поставки в Россию выросли в 4 раза, и это без учета не учтенной официально торговли, объемы которой также были весьма значительными. В Турцию за счет экспорта текстиля поступило до 100 млрд дол. из России за 1990-е гг. В турецком импорте из России, который также быстро рос, основную долю составило энергосырье, а доля России в турецком импорте газа поднялась до 60% к концу 1990-х гг. Министр иностранных дел Турции И. Джем назвал энергетику «движущей силой российско-турецких отношений». Это направление для Турции исключительно важно, т.к. она в ХХI в. надеется стать евразийским энергетическим коридором, поставляя энергосырье через Балканы в Европу. Колоссальное развитие приобрело турецкое подрядное строительство в РФ, которое в 1990-1997 гг. составило 42% от строительных подрядов Турции за границей, а также туризм - Турцию в 1997 г. посетило более 1 млн российских туристов. Однако экономические связи двух сторон значительно снизились в самом конце 1990-х гг. из-за глубокого экономического кризиса, охватившего Россию и особенно Турцию [8. C. 82-87]. Столь успешное развитие российско-турецких экономических отношений было бы невозможно без создания прочной договорно-правовой базы, которое началось с начала 1990-х гг. 14 мая 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции было подписано соглашение о создании Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Страны договорились об учреждении данной комиссии, состоящей из российской и турецкой частей, которая должна изучать состояние торгово-экономических отношений между двумя странами и возможности их развития, помогать организациям, фирмам и бизнесменам России и Турции для расширения торгово-экономического сотрудничества, предоставлять свои предложения по развитию этой сферы на утверждение стран. Заседания комиссии стороны договорились проводить раз в год и чаще, вначале на уровне делегаций экспертов и специалистов, а затем - председателей ее частей [26]. 25 мая 1992 г. был подписан Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. Стороны подтвердили намерение поддерживать и укреплять добрососедские отношения, сложившиеся исторически, а также содействовать стабильности в регионе. Россия и Турция договорились об активном развитии отношений во всех сферах на равноправных основах, уважая суверенитет и территориальную целостность сторон, а также об отсутствии оказания помощи потенциальному агрессору одной из сторон. Все двухсторонние разногласия должны решаться только мирным путем. Было решено проводить каждый год политические консультации, в том числе - на высшем уровне, а также регулярно проводить совместные встречи военного руководства. Россия и Турция договорились и о развитии широкомасштабного сотрудничества в торговле, экономике, науке и технике, культуре, экологии, а для реализации потенциала сотрудничества и обмена информацией и опытом было решено создавать в будущем благоприятные условия [3]. 9 сентября 1993 г. было подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов-физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [38]. 20 апреля 1994 г. было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. Стороны договорились о военно-техническом сотрудничестве по ряду важных направлений [37]. Тот факт, что Турция подписала этот договор, будучи членом НАТО, несмотря на в целом антироссийскую позицию этого блока, говорит об очень большой заинтересованности Турции в развитии отношений с Россией, т.к. она не считалась с мнением основных членов НАТО. 19 июля 1994 г. было подписано Соглашение о культурном и научном сотрудничестве. Россия и Турция решили способствовать развитию отношений в области культуры двух стран на основе взаимного уважения и отсутствия вмешательства в дела, которые являются внутренними. «В целях взаимного ознакомления с достижениями культуры Стороны будут поощрять связи и творческое сотрудничество на коммерческой и некоммерческой основе в различных областях культуры, искусства, образования, информации, осуществляемые путем: а) обмена артистами, писателями, работниками печати и средств массовой информации, композиторами, художниками и другими лицами, занятыми творческой деятельностью в области культуры; б) взаимодействия между ассоциациями деятелей искусств, творческими союзами и учреждениями культуры; в) проведения фестивалей, выставок, концертов и театральных представлений; г) чтения лекций, организации творческих встреч, семинаров и конференций; д) обмена печатными изданиями и другими публикациями, теле- и радиопрограммами, выступлениями деятелей культуры одной из Сторон в средствах массовой информации другой Стороны; е) взаимной деятельности по подготовке кадров путем обмена деятелями культуры и специалистами; ж) сотрудничества в области оперы и балета, организации совместных выступлений и обмена гастролями». Стороны также договорились о содействии сотрудничеству в таких областях, как фольклор, археология, библиотечное дело, история искусств, реставрация культурных памятников, музейное дело, а также производить обмен специалистов. Было решено способствовать организации прямого сотрудничества культурных организаций двух стран, контактов между их музеями с целью обмена выставками, а также сотрудничества в области кинематографии. Стороны договорились и об обмене учеными, студентами, аспирантами, создании благоприятных условиях для изучения языков и литературы двух государств [22]. 24.03.1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Стороны решили развивать сотрудничество в сфере туризма, основываясь на равноправии, взаимной выгоде и согласно своему законодательству. Было решено действовать в направлении упрощения формальностей в ходе обмена туристами, помогать взаимодействовать государственным туристическим администрациям и частным предприятиям двух стран, работающим в сфере туризма. Стороны выразили желание развивать индивидуальный и групповой туризм. Было принято решение об обмене статистикой туризма, информацией о законодательных актах, регулирующих данную сферу, информацией о рекреационных ресурсах, об опыте в области управления гостиницами и учреждениями для обслуживания туристов, обмене специалистами по туризму, поощрению совместных проектов в сфере туризма. Следить за выполнением данного соглашения и принимать решения по дальнейшему развитию отношений в области туризма в соответствии с договором должно быть поручено Смешанной комиссии, заседания которой должны были проходить каждые два года поочередно в РФ и Турции [32]. 16 сентября 1997 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [36]. 15 декабря 1997 г. стало исключительно важной датой в деле российско-турецких отношений. В этот день было подписано сразу семь соглашений, договоров и протоколов. 1. Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. В нем стороны договорились об устранении двойного налогообложения на доходы резидентов - физических и юридических лиц граждан обоих государств, об обмене информацией о сборе налогов и помощи в их сборе для развития экономического сотрудничества [39]. 2. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В нем стороны выразили желание создать хорошие условия для инвестиций с целью укрепления торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Капиталовложениям инвесторов решено было предоставить полную безопасность, защиту, равноправный и справедливый режим, обеспечить ликвидацию дискриминации и строго соблюдать свои обязательства по отношению к другой стороне, в частности, обязательство сделать законы, регулирующие капиталовложения, доступными и открытыми для инвесторов. Стороны договорились об условиях экспроприации, о порядке возмещения ущерба, перевода платежей, разрешения споров [23]. 3. Соглашение о сотрудничестве в области энергетики. Стороны с целью расширения и укрепления экономического сотрудничества «договорились поддерживать и поощрять сотрудничество между организациями обеих стран наряду с другими в следующих областях: - строительство электростанций, объектов газовой и газохимической промышленности; - строительство и расширение газопроводов и подземных хранилищ газа; - строительство и модернизация нефтеперерабатывающих заводов; - поставки электроэнергии и угля; - модернизация объектов угольной промышленности; - строительство гидроэлектростанций; - разведка, добыча, переработка нефти и газа». Стороны порекомендовали участие организаций из России (Газпром) в строительстве в Турции электростанций на природном газе. Было принято решение использовать российские и турецкие трубопроводы для транспортировки нефти, которую добывают организации по добыче нефти двух стран. Контролировать реализацию Соглашения было поручено Межправительственной российско-турецкой комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству [33]. 4. Соглашение о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря. Были определены объемы природного газа, которые Россия обязалась поставить, а Турция - закупить: они должны были вырасти с 0,5 млрд куб м. в 2000 г. до 16 в 2007-2025 гг. Стороны договорились также построить газопровод: Россия - на своей территории и по Черному морю, Турция - на сухопутной части территории. В России и Турции ведущей фирмой, осуществляющей строительство, должен стать Газпром (в Турции - совместно с местными компаниями) [24]. При этом в турецких властных кругах в конце 1990-х гг. велись споры по поводу данного соглашения: Партия националистического действия заявила, что М. Йылмазу, вождю Партии Отечества, следовало бы заключить соглашение не с Россией, а с братским Туркменистаном, также обладающим большими запасами газа [8. C. 85]. 5. Протокол о сотрудничестве в создании энергетического объекта на природном газе. Этим объектом должна стать электростанция в г. Денизли, пустить ее в эксплуатацию было запланировано в 2004 г., а строить ее должна будет инвестиционная группа с участием Газпрома [15]. 6. Договор о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам. Общие положения договора выглядят следующим образом: «Статья 1. 1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такой же правовой и судебной защитой своих личных и имущественных прав и интересов, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. 2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют на территории другой Договаривающейся Стороны право беспрепятственно обращаться в суды и другие учреждения юстиции, к компетенции которых относятся гражданские, торговые и уголовные дела, для использования и защиты своих прав и интересов на тех же условиях и при соблюдении тех же формальностей, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. 3. Положения настоящего Договора распространяются на юридические лица, имеющие местонахождение на территории одной из Договаривающихся Сторон и учрежденные в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны, насколько эти положения могут быть к ним применены. Статья 2. Для целей применения настоящего Договора Центральными Органами со стороны Российской Федерации являются Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, со стороны Турецкой Республики - Министерство юстиции Турецкой Республики. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон направляют друг другу запросы о правовой помощи через Центральные Органы. Центральные Органы сносятся друг с другом непосредственно. Статья 3. Министерства юстиции Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по запросу информацию о действующем или действовавшем на их территориях законодательстве и судебной практике по правовым вопросам, являющимся предметом настоящего Договора». Также был определен порядок оказания правовой помощи в гражданских и торговых делах, порядок предоставления сторонам необходимых документов, условия и порядок освобождения от залога judicatum solvi и судебных расходов. Были приняты решения по различным вопросам в области уголовного права и наказания преступников [2]. 7. Протокол о налогообложении строительных компаний. Было принято решение, что соответствующие органы России и Турции к концу 1998 г. отменят, вернут или компенсируют турецкие и российские налоги, которые выплатили строительные компании двух государств и их работниками, на прибыль и доходы с 01.01.1991 по 31.12.1996 г., но только если эти компании осуществляли строительство на конкретном объекте не более 36 месяцев [12]. 5 ноября 1999 г. было подписано Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам. Согласно ему граждане сторон, имеющие дипломатический паспорт, могут въезжать, выезжать и пребывать в России и Турции 90 дней без виз, при этом они должны соблюдать законы страны пребывания [19]. 5 ноября 1999 г. также было подписано Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии. Целью был поставлен контроль и предупреждение инфекционных заболеваний животных. Стороны обязались дать задание своим компетентным органам разработать и подписать соглашение, касающееся санитарных норм при транспортировке из одной страны в другую животных, продуктов животного происхождения, биоматериалов и кормов для них. Россия и Турция договорились ежемесячно обмениваться бюллетенями, содержащими данные по инфекционным болезням своих животных и сразу же ставить друг друга в известность при появлении опасных инфекционных заболеваний [29]. 27 ноября 1999 г. был подписан Протокол к соглашению о поставках российского природного газа в Турецкую республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г. Был определен маршрут газопровода «Голубой поток» (от поселка Изобильное в России до города Самсун в Турции). Строить и эксплуатировать участок до пункта соединения с газовыми сетями Турции будет компания, учрежденная Газпромом, которой и будет принадлежать данный участок газопровода. Газпром же будет являться и главным поставщиком газа. Протокол регулировал также вопросы, касающиеся налогообложения будущей российской компании-строителя участка газопровода [11]. 12 апреля 2000 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в охране морских пространств на Черном море. Две стороны определили сферу применения соглашения: экономическая зона двух государств на Черном море, а также выявили полномочные органы для реализации Соглашения: Федеральная пограничная служба Российской Федерации и Береговая охрана Турецкой Республики. Эти органы должны руководствоваться национальным законодательством и международными договорами, где участвуют договаривающиеся стороны. Россия и Турция «через свои полномочные органы будут осуществлять сотрудничество и оказывать друг другу помощь в охране своих морских пространств на Черном море по следующим направлениям: борьба с незаконным оборотом и контрабандой наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых и психотропных веществ; борьба с нелегальной миграцией; совместная выработка и реализация мероприятий, согласованных полномочными органами Сторон, направленных на предупреждение противоправных действий в морских пространствах; борьба с терроризмом; охрана морских биологических ресурсов и осуществление государственного контроля в этой сфере; предотвращение загрязнения морской среды веществами, опасными для жизни человека и морской среды; оказание, в случае необходимости, в соответствии с нормами международного права помощи при преследовании по горячим следам судна, нарушившего законодательство Российской Федерации или Турецкой Республики; подготовка специалистов полномочных органов Сторон; оказание помощи терпящим бедствие на море». Также было решено проводить обмен информацией между полномочными органами, подготавливать и реализовывать совместные программы и учения, обмениваться опытом. В случае инцидентных ситуаций одна сторона должна ставить в известность другую с целью принятия решения в духе сотрудничества. Чтобы координировать свое сотрудничество, стороны договорились ежегодно проводить встречи между главами своих полномочных органов [34]. Как можно увидеть, подавляющее большинство заключенных в 1990-х гг. договоров и соглашений относятся к сфере экономики, прежде всего торговле и энергетики. Именно эти направления сотрудничества активнее всего развивались в 1990-х гг., однако их потенциал остался не до конца реализованным. Данные соглашения послужили хорошей базой для развития двухсторонних отношений и более глубокой реализации имеющегося потенциала сторон в 2000-х гг. Теперь следует перейти ко второму периоду российско-турецких отношений. В 2001-2010 гг. отношения России и Турции резко активизировались во всех сферах: торгово-экономической, политической, военно-технической, культурной. Этому способствовало и то обстоятельство, что на внешнеполитической арене в зонах интересов России и Турции не существовало столь острых противоречий, как в 1990-е гг. Главным направлением отношений осталась экономика. И в 1990-е гг. экономические отношения России и Турции развивались достаточно динамично, но, как будет показано ниже, в 2000-е гг. это развитие резко ускорилось и вывело экономическое сотрудничество на гораздо более высокий уровень. Огромному росту экономических связей в рассматриваемый период поспособствовало и очень быстрое экономическое развитие как России, так и Турции, особенно до кризисного 2009 г., что резко контрастировало с положением дел в 1990-х гг., когда экономика России находилась в глубоком упадке. Нужно отметить ключевые моменты в развитии российско-турецких отношений за указанный период. Если посмотреть на российско-турецкие политические контакты, то можно видеть, что они за 2000-е гг. развивались вполне динамично. Президент России В. Путин в декабре 2004 г. прибыл с визитом в Турцию, подписав несколько межправительственных соглашений и Совместную декларацию по укреплению дружбы и многопланового партнерства. В январе 2005 г. в Москву с рабочим визитом приехал премьер Турции Р. Эрдоган. Он повторно прибыл в Россию в августе 2008 г., встретившись с Президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным. Российский министр иностранных дел С. Лавров посещал Турцию в июле 2008 г. и сентябре того же года, а его турецкий коллега А. Давутоглу был в России в июле 2009 г. [6]. Развивались и связи между парламентами двух стран. 3-4 ноября 2008 г. в Турцию прибыла российская парламентская делегация, которая контактировала с турецкими чиновниками и провела конструктивные переговоры. В том же году делегации Группы дружбы турецкого парламента и Комиссии по международным делам посетили Москву и отметили, что с Россией у них позиции близки или полностью совпадают; например, турецкие депутаты отрицательно относятся к агрессии Грузии в августе 2008 г. Подобная межпарламентская группа дружбы существует не только в Турции, но и в России [1]. 12 мая 2010 г., когда Президент Д. Медведев находился в Анкаре, был основан Совет сотрудничества высшего уровня, что позволило говорить о стратегическом партнерстве между РФ и Турцией; тогда же имело место и его первое заседание. Совет состоит из следующих частей: комиссии по экономике, группы по стратегическому планированию под председательством министров иностранных дел и социального форума, ориентированного на культурно-религиозное сотрудничество [9. C. 38]. Таким образом, между Россией и Турцией в 2000-е гг. существовало политическое партнерство на высшем уровне. Заметная активизация связей произошла в военной сфере и сфере безопасности. В июне 2007 г. командующий ВВС Турции Ф. Джомерт прибыл с визитом в Россию, а со стороны России Турцию посетили главнокомандующий ВМФ В. Высоцкий (июнь 2008 г.) и министр обороны А. Сердюков (ноябрь 2008 г.). Первый заместитель директора ФСБ В. Проничев посетил Турцию в январе 2009 г. [6]. Российские и турецкие военно-морские силы в Черном море наладили взаимодействие в целях обеспечения безопасности региона. Стороны едины в том, что в проблемы Черного моря не имеют права вмешиваться государства, чья территория не находится вблизи от него (речь шла главным образом о западных странах - лидерах НАТО). В январе 2009 г. прошли российско-турецкие военно-морские учения. Российские военные предприятия начали поставлять в Турцию оружие, поскольку страна заинтересована в новых российских военных технологиях, которые не может предложить Запад. Все это говорит, что российско-турецкое политическое и военное сотрудничество приобрело реальные очертания и становится все более весомым фактором стабильности в регионе [16. C. 214-216]. Во внешнеполитической сфере между Россией и Турцией в 2000-е гг. не только не было серьезных противоречий, но во многих случаях одна сторона поддерживала позицию другой, даже несмотря на наличие некоторых разногласий. Потеплению отношений помог отказ России поддерживать Рабочую партию Курдистана, считающуюся в Турции террористической организацией. Достаточно сложным моментом в двухсторонних отношениях оставалось Закавказье. Турция традиционно поддерживала единокровный Азербайджан, а Россия - Армению, два непримиримых противника. Турция выступала и за вступление в НАТО Грузии, чего очень не хотела Россия. Однако в ходе грузинского конфликта Турция препятствовала доставке помощи США в Грузию, не давая пройти американской эскадре через проливы, а Р. Эрдоган объявил, что его страна солидарна с Россией. Турция также предприняла попытку взять на себя миротворческую роль на Кавказе, предложив в августе 2008 г. создание «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» с участием всех региональных государств. Турции и России даже удалось прийти к общей позиции в том плане, что вмешательство внерегиональных держав в дела на Кавказе недопустимо. Турция и Россия едины и по ядерной проблеме Ирана, будучи уверенны, что ее надо решать исключительно дипломатическими средствами. В то же время стремление Турции вступить в ЕС может создать серьезную конкуренцию многим проектам по интеграции, за которые выступает Россия [9. C. 39-40]. Российско-турецкие экономические связи в 2000-х гг. развивались на удивление быстро и приобрели несравнимо больший масштаб, чем в 1990-е гг., хотя уже тогда их объем был весьма значителен. Во второй половине 2000-х гг. Москва вышла на второе место (после Берлина) в турецкой внешней торговле. Товарооборот двух стран был равен 22,5 млрд дол. в 2007 г., в том числе российский экспорт - 18,3 млрд дол., 70% которого составили нефть и газ, а 21% - металлические изделия. Турция в 2007 г. закупила 23,3 млрд куб. м газа у России, выйдя на 3 место по этому показателю, а также 3 млн тонн нефти. Россия же завозила из Турции машины и оборудование (30,3%), текстиль (20%), продовольствие (15%), изделия химической промышленности (10%). В 2008 г. торговый оборот вырос до 33,8 млрд дол. (в полтора раза). В том же году со стороны Газпрома было обеспечено 63% газа, в котором нуждалась Турция, или 24 млрд куб. м, в том числе 42% - с использованием газопровода «Голубой поток». На экономические отношения серьезно повлиял мировой кризис, и товарооборот упал до 19,6 млрд дол. в 2009 г., но затем стал быстро восстанавливаться, - до 25,3 млрд в 2010 г. Ключевое место в экономическом сотрудничестве двух стран занимает энергетика, а в ней - газопровод «Голубой поток», представляющий для Турции стратегическую важность. Этот газопровод длиной в 1,2 тыс. км построен с использованием уникальных технологий. Он строился с 1997 г. и был открыт в ноябре 2005 г. в крупном турецком городе Самсун. После его строительства зависимость Турции от российского газа резко возросла, что может способствовать долгосрочному развитию двухсторонних отношений. Газпром - российский поставщик газа - безукоризненно выполняет свои обязательства, и поэтому пользуется уважением турецкой стороны [7. C. 100-101]. Можно перечислить и некоторые крупные совместные экономические проекты и сделки 2000-х гг. В 2005 г. состоялась покупка российской «Альфа-груп» 49% акций турецкого предприятия Cukurova Telecom Holding, владеющего самым большим оператором мобильной связи в Турции Turkcell. В 2009 г. филиал нефтяной компании Лукойл в Турции (Lukoil Eurasia Petrol A.S.) купил сеть автозаправочных станций турецкой фирмы Akpet, на которую приходилось 5% розничного рынка нефтепродуктов страны. Российское предприятие ОАО «Атомэнергопроект» в 2010 г. начала строительство турецкой атомной электростанции Аккую, первый из четырех энергоблоков которой должен вступить в строй в 2020 г. По оценкам, проект потребует 22 млрд дол. вложений [44]. Таким образом, речь идет об очень крупных экономически значимых проектах, что говорит о весьма высоком уровне, которого достигли экономические связи. Однако это не значит, что в экономических отношениях не было трудностей. Они существовали, хотя и не являлись непреодолимым препятствием для развития связей. Например, Россия ужесточила правила ввоза турецких продовольственных товаров, а в 2008 г. даже наложила запрет на некоторые из них. Но эти меры не носили политического характера и были примерены ко многим другим государствам помимо Турции. Тем более что в сентябре 2008 г. министры иностранных дел России и Турции С. Лавров и А. Бабаджан обратили внимание на эту проблему и заявили, что постараются в срочном порядке ее устранить [16. C. 217-218]. Очень интенсивно в 2000-е гг. рос туризм, прежде всего из России в Турцию. В 2010 г. Турцию посетили около 3 млн российских туристов, которые оставили там более 3 млрд дол. Для дальнейшего стимулирования туризма в мае 2010 г. стороны подписали Соглашение об отмене визового режима, что привело к росту числа турецких фирм, инвестирующих в Россию [9. C. 43]. Существенное развитие получили российско-турецкие культурные связи, включая их религиозный аспект. Развитие этого направления сотрудничества чрезвычайно важно, поскольку способно победить устоявшиеся у населения негативные стереотипы друг о друге и сформировать у него стремление к тесному сотрудничеству на благо двух государств, что, в свою очередь, будет способствовать созданию благоприятного климата для дальнейшей активизации отношений в других сферах. Что касается наиболее значимых событий, следует сказать, что в 2007 г. был организован Год культуры РФ в Турции, а в 2008 г. - Год культуры Турции в РФ (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и иных крупнейших городах [16. C. 218]). Резко активизировалось и сотрудничество российских и турецких религиозных деятелей. В ноябре 2008 г. на международный форум «Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом» прибыл начальник Управления по делам религии Турции А. Бардакоглу, который в рамках форума встретился и провел переговоры с председателем Совета муфтиев России Р. Гайнутдином, и стороны подписали Протокол о сотрудничестве в области религии, в том числе издания религиозной литературы, организации паломничества, подготовки священников. Бардакоглу отозвался о России как об образце межрелигиозной толерантности, взаимоуважения и отсутствия конфликтов различных вероисповеданий. Также он встретился с представителем Московской патриархии митрополитом Кириллом. На встрече была достигнута договоренность о сотрудничестве в области издания книг; Турция также обещала помочь паломникам-христианам из России с организацией маршрутов [1]. Кульминацией очень успешного развития двухсторонних отношений стал визит Президента Турции А. Гюля в Россию 12-15 февраля 2009 г., который впервые назван «государственным». В турецкую делегацию входили в том числе министр энергетики и природных ресурсов Х. Гюлер, министр торговли К. Тюзмен, а также турецкая бизнес-элита, что свидетельствовало о первостепенной важности для Турции именно экономических вопросов. В ходе переговоров были обсуждены возможности дальнейшего продвижения сотрудничества, включая сферу транспортировки газа, которая, по словам турецкого Президента, стала самым главным аспектом двухстороннего сотрудничества. Прежде всего Турция была заинтересована в перевозке газа через свою территорию на новое для нее ближневосточное направление. В этой связи сторонам удалось составить проект газопровода «Голубой поток - 2». Также состоялся визит А. Гюля в Татарстан и его встреча с Президентом республики М. Шаймиевым, что турецкие политологи прокомментировали как стремление к расширению экономических связей с этим экономически высокоразвитым регионом. Российские же политологи говорят, что столь масштабная активизация сотрудничества именно с тюркоязычным регионом вызывает некоторые вопросы. Итогом визита стало подписание Совместной декларации об углублении в двухсторонних отношениях многопланового партнерства. Президент России Д. Медведев заявил, что Декларация представляет собой «новый шаг в развитии не только политических и торгово-экономических связей, но и гуманитарного сотрудничества», а А. Гюль подчеркнул, что документ является очень конкретным и охватил почти все области взаимодействия двух сторон. Ведущие турецкие эксперты и журналисты очень высоко оценили данный документ, заявляя, что началась новая эра в отношениях Турции и России [16. C. 209; 221]. Активизация взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях потребовала совершенствования уже имевшейся договорно-правовой базы и подписания целого ряда новых договоров. 16.11.2001 г. министрами иностранных дел России и Турции был подписан План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии (От двустороннего сотрудничества - к многоплановому партнерству). В документе был сделан акцент на том, что фундаментальные изменения в мире открыли новую стадию в российско-турецких отношениях. Появилась возможность развивать все сферы сотрудничества в атмосфере дружбы и с учетом взаимных интересов. Подчеркивалось, что диалог и сотрудничество в Евразии способно принести мирные и долгосрочные решения политических конфликтов на ее территории. В рамках плана была достигнута договоренность по созданию Совместной рабочей группы высокого уровня для регулярных консультаций с целью улучшения отношений двух стран и распространения их сотрудничества на целый регион Евразии [45]. 14.01.2002 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров. Стороны договорились о военном сотрудничестве, в том числе в изучении военных дисциплин, обучении и подготовке военных кадров, в обмене опытом в сфере военного дела, в области военной медицины. Для этого будут составляться ежегодные планы. Было решено реализовывать сотрудничество в виде официальных визитов глав военных ведомств; организации различных мероприятий; консультаций по вопросам военной сферы; организации совместных семинаров и конференций [27]. 25.02.2004 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в морском поиске и спасании на Черном море. В договоре была осуществлена делимитация поисково-спасательных районов двух стран. Было подчеркнуто, что соответствующие службы России и Турции должны своевременно обмениваться нужной информацией, касающейся поисково-спасательных служб. Были прописаны условия взаимодействия морских спасательно-координационных центров, о необходимости ежегодных встреч уполномоченных в поисково-спасательной сфере [28]. 06.12.2004 г. было подписано Соглашение о взаимной защите секретных информации и материалов, передаваемых или образовавшихся в ходе двустороннего сотрудничества в области оборонной промышленности. Соглашение предусматривает, что стороны обязуются защищать секретные материалы и информацию и сохранять степень их секретности; также были определены каналы по их запросам и получению: МИД, военные атташе и посольства двух стран; данные материалы было запрещено передавать третьей стороне или лицам, не имеющим к ним отношения. Были сопоставлены и грифы секретности каждой стороны [20]. 06.12.2004 г. было также подписано Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Стороны выразили приверженность соблюдению Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г., а также конкретно описали, как кораблям двух стран избегать столкновений, и определили радиочастоты для обмена информацией между кораблями; договорились о своев

A S Khodunov

Russian State University for the Humanities

Email: Nalim13s@mail.ru
6 Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047

Views

Abstract - 172

PDF (Russian) - 224


Copyright (c) 2016 Ходунов А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.