КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Обложка

Аннотация


В статье представлены результаты опросов жителей города Екатеринбурга и иноэтничных мигрантов из стран Центральной Азии, которые демонстрируют актуальные формы взаимодействия принимающего сообщества и приезжих из других стран, а также проблемы взаимного неприятия, способствующие росту социальных конфликтов. Авторы обозначили барьеры на пути взаимной ин-теграции россиян и приезжих, основанные на разнице социокультурных ориентаций. В качестве основного фактора положительного развития ситуации авторами статьи рассматривается работа с культурной идентичностью как детерминантой межэтнического взаимодействия. В результате теоретического анализа было выявлено отсутствие четкой содержательной формулировки понятия «культурная идентичность». Вместе с тем в статье аргументирована необходимость данного кон-цепта для анализа современных социальных процессов, связанных с массовыми международными миграциями и межкультурными коммуникациями. В связи с этим целью данной статьи является доказательство важности выделения термина «культурная идентичность» в отдельную аналитиче-скую категорию, а также эмпирическое обоснование необходимости формирования общей культур-ной идентичности в процессе взаимоадаптации и взаимоинтеграции россиян и иноэтничных мигран-тов. Авторы статьи на основе конструктивистского подхода рассматривают идентичность как резуль-тат процесса идентификации. Авторы статьи отмечают, что идентичность является пластичным элементом, трансформирующимся в связи с меняющейся социальной обстановкой. Основным выво-дом становится утверждение необходимости поиска культурных паттернов как базиса межэтни-ческих взаимоотношений, способных сохранять социальное благополучие и стабильность. Культур-ная идентичность является определяющим социальным конструктом, требующим внимания и кор-рекции для снижения напряжения в обществе, связанного с иноэтничными миграциями. Авторы отмечают, что процесс конструирования общей социальной идентичности принимающего сообщест-ва и иноэтничных мигрантов состоит из нескольких стадий. Начало этого процесса связано с фор-мированием общегражданской идентичности. Следующим необходимым шагом является форми-рование общей культурной идентичности коренных жителей и приезжих.


И Б Бритвина

Лицо (автор) для связи с редакцией.
irinabritvina@yandex.ru
Уральский федеральный университет ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

П А Шумилова

Polina_shumilova@mail.ru
Уральский федеральный университет ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001.
  • Бурдье П. Социология социального пространства. М.-СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2007.
  • Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001.
  • Дробижева Л.М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. Т. 26. № 1.
  • Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2000.
  • Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, 2010.
  • Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Университетская книга, 1996.
  • Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3/4.
  • Brubaker R., Cooper F. Beyond “identity” // Theory and Society. 2000. Vol. 29. No. 1.
  • Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. N.J.: Prentice-Hall, 1963.
  • Schröder Ph., Stephan-Emmrich M. The institutionalization of mobility: Well-being and social hierarchies in Central Asian translocal livelihoods // Mobilities. 2016. Vol. 11. No. 3.

Просмотры

Аннотация - 1048

PDF (Russian) - 58


© Бритвина И.Б., Шумилова П.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.