ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Обложка

Аннотация


Статья посвящена основным вопросам изучения современной лексикографической науки, ее теоретическому и учебному направлению. Рассматриваются понятие лексикографии, основные типы словарей русского и английского языка. Анализируются лингвоцентрический и антропоцентрический подходы к изучению науки. Отличительными особенностями учебной лексикографии являются учет методических требований, специфика подхода к отбору материала в словари. В лексикографической практике воплощаются теоретические поиски в области изучения способов выявления и семантизации культурной информации. Изучаются практический и теоретический подходы в рассмотрении макроструктуры двуязычных словарей. Приводится описание основ лексикографического конструирования, планирования и организации словарной работы. Соотношение в словаре лингвистической и внелингвистической информации является значимым вопросом для современной лексикографии. Двуязычные словари рассматриваются как хранилище культуры с одной стороны, а с другой - как мосты между разными культурами, представляя не только языковые формы, но и культурные факты. Включение культуроведческого компонента в состав словарной статьи соответствует антропоцентрической направленности современной лексикографической науки. В статье рассматриваются основные типы и специфика двуязычных словарей, их типологические функции, основанные на классификации навыков пользователя.


Наталья Михайловна Несова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
natalya_nesova@list.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов; научные интересы: теоретическая грамматика, лингвистика, межкультурная коммуникация

Людмила Яковлевна Бобрицких

kafruslit@gmail.com
Воронежский государственный университет ул. Университетская площадь, 1, Воронеж, Россия, 394018

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и типологии русской и зарубежной литературы Воронежского государственного университета; научные интересы: теория и история литературы, теоретическая грамматика, межкультурная коммуникация

  • Несова Н.М. Представление словарной статьи в двуязычных словарях // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 3. C. 202-208.
  • Hartmann R.R.K. Teaching and Researching Lexicography (Applied Linguistics in Action Series). Harlow: Pearson Education Limited, 2001.
  • Wiegand H.E. On the Structure and Content of a General Theory of Lexicography // Proceedings Papers from the International Conference on Lexicography. Exeter 9-12 September, 1983. P. 13-20.
  • Hartmann R.K., G. James. Dictionary of lexicography. New York: Routledge, 1998. P. 49-54.
  • Zgusta L. Manual of lexicography. Prague: Academia, 1971.
  • Atkins B.T., Rundell M. Oxford Guide of Practical Lexicography. New York: Oxford University Press, 2008. P. 540.
  • Гак В.Г. Социокультурный аспект двуязычных словарей // Словарь и культура. М., 1995. С. 53.
  • Piotrowski T. Problems in bilingual lexicography. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 1994. P. 235-267.
  • Mugdan J. “On the typology of bilingual dictionaries”, in: Symposium on lexicography V. Proceedings of the Fifth International. Symposium on Lexicography May 3-5, 1990 at the University of Copenhagen. Tubingen: Max Niemeyer Verlag. K. Hyldgaard-Jensen-A. Zettersten (eds.), 1992. P. 17-24.
  • Marello C. The Bilingual Dictionary: Definition, History, bidirectionality, in Lexicography: Critical Concepts. Vol. 2: Reference works across time, space and languages. London: Routledge. Reinhard Rudolf Karl Hartmann (ed.), 1999. P. 325-342.
  • Al-Kasimi A. Linguistics and bilingual dictionaries. Leiden: E.J. Brill, 1997. P. 246-273.
  • Landau S.I. Dictionaries: The Art and Craft of Lexicography. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 86.
  • Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: дис.. докт. филол. наук. М., 1990.
  • Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.
  • Денисов П.Н. Типология учебных словарей // Проблемы учебной лексикографии / Под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина. М., 1977. С. 23-42.
  • Супрун А.Е. Некоторые свойства учебного словаря и словарь для обучающего // Научно-методические основы составления учебных словарей русского языка для нерусских и проблемы обучения лексике. М., 1976. С. 94-111.
  • Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. М.: Языки русской культуры, 1993.
  • Дубчинский В.В. Искусство создания словарей: Конспекты по лексикографии. Харьков: Харьковское лексикографическое общество, 1994.
  • Морковкин В.В. Антропоцентрический versus лингвоцентрический подход к лексикографированию // Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. М., 1988. С. 133-141.
  • Герд А.С. К определению понятия словарь // Проблемы лексикографии. СПб., 1977. С. 58-63.
  • Минаева Л.В. Лексикология и лексикография английского языка. М.: АСТ, Астрель, 2007.
  • Hartmann R.K. On Theory and Practice // Lexicography: Principle and Practice. London; New York: Academic Press, 1983. P. 3-11.
  • Lehman C. Lexicography. [Электронный ресурс] http: // www.christianlehmann.eu/ling/ ling_meth/ling_description/index.html (Дата обращения 20.11.2015).
  • McArthur T. Living Words. Language, Lexicography and the Knoweledge Revolution. Exeter: University of Exeter Press, 1998.
  • Mugglestone L. Dictionaries: A Very Short Introduction. N.Y.: Oxford University Press, 2011.
  • Roberts R. Dictionaries and Culture // 2007 Dictionary vision, research and practice: Selected papers from the 12th International Symposium on Lexicography, Copenhagen 2004. Amsterdam: John Benjamins, H. Gottlieb, J.E. Mogensen. P. 277-297.

Просмотры

Аннотация - 53

PDF (Russian) - 6


© Несова Н.М., Бобрицких Л.Я., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.