A.D. Deikina’s scientific school: conceptual role of axiological approach in Russian language teaching

Cover Page

Abstract


The article describes the issues of axiological linguodidactics exemplified in methodical studies of A.D. Deikina’s scientific school: linguistic substantiation of axiological aspect in Russian language teaching, culturological component of pupils’ value system, new technologies for axiological skills development at Russian language lesson, philology students’ value system development as a professional competence. Conceptual features have been defined in scientific school research: focus on personality development, social experience acquisition, training the aptitude to various cooperation with the surrounding community. The scientific school works reflect conceptual development of linguistic and methodical training for Russian language teachers, focused on increasing pupils’ learning and cognitive motivation and improving their personal, metasubject and subject achievements. The scientific novelty of the research is defined by the key idea of anthropocentricity, integrity of essential components of axiological methodology, multifacetedness of approaches to text-oriented language studies. The scientific research in the article shows the development of Russian language teaching methodology in the first decades of the XXI century. The value of the article for contemporary school education lies in the fact that axiological linguistic methodology assists in developing cultural identity of future Russian citizens.


Full Text

Под научной школой традиционно понимается научное сообщество, имеющее общие взгляды, идеи, сформированные под влиянием лидера. Алевтина Дмитриевна Дейкина, доктор педагогических наук, профессор, - основатель школы аксиологического подхода к процессу обучения, в трудах которой проблема ценностного отношения к языку рассмотрена с точки зрения философии образования, методики преподавания русского языка, выявлена актуальность социального и личностного плана, намечены траектории предметного содержания и воспитательного потенциала, так как понимания ценности без осознания ментальности нет. В работах А.Д. Дейкиной ценностносмысловая ориентация учителя определяется показателями компетенции словесника: целостностью учебновоспитательного процесса, реализующего аксиологический компонент в обучении с 1-го по 11-й класс, модулем ценностных представлений о русском языке, инструментарием аксиологической характеристики родного языка, а также профессиональными составляющими - любовью к слову, творческой деятельностью. Личностный взгляд на лидера: уроки научной мысли Имя Алевтины Дмитриевны Дейкиной я «открыла» ещё будучи учителем. Выход монографии «Обучение и воспитание на уроках русского языка» (Дейкина, 1990) в 1990 году был свежим порывом ветра в методическом мире учителей-словесников. В книге шёл разговор о пробуждении интереса школьников к учебному предмету «русский язык» и о роли личности педагога в этом процессе, были расставлены акценты целей - подчёркнута приоритетность воспитательной составляющей урока, важность формирования ценностного отношения к русскому языку. Содержание книги несло методическую новизну: в центре урока русского языка - текст, в нем содержится и обучающий, и воспитательный потенциал урока. Моё внимание привлекли модели уроков «Объяснение нового с опорой на связный текст», «Высказывание публицистического стиля с опорой на слово общественно-политического словаря», «От опорного текста к новому знанию и последующему речевому высказыванию» (Дейкина, 1990: 60-89). Эти модели были представлены наглядно: через схему урока, описание логики и динамики урока. «Динамика - движение от одного элемента урока к другому путём развития мысли, её углубления и расширения, через различные формы деятельности к завершенности, к результату, концентрирующему основные положения данного урока» (Дейкина, 1990: 61). Описание уроков принималось учителями, потому что отражало опыт их преподавания: «Понятие динамики заложено в основных дидактических принципах: от усвоенного - к новому, от простого - к сложному» (Дейкина, 1990: 61). Необычными были методические идеи: от слова к тексту, от текста к тексту, от текста к высказыванию. В течение урока работа с одним текстом: его возможности таковы, что можно организовать и этап изучения нового, и этап закрепления, а эмоциональный настрой текста вызывает читателя на диалог - так естественно рождается творческая работа ученика. Разработанные А.Д. Дейкиной модели создавали перспективу развития традиционного урока в разных аспектах: функциональном, коммуникативном, аксиологическом. Это была точка отсчёта нового методического времени: и неслучайно Алевтина Дмитриевна Дейкина стала его лидером: творческий потенциал этого учёного, методиста безграничен. Много лет возглавляя кафедру методики русского языка в Московском педагогическом государственном университете, А.Д. Дейкина сделала главное: кафедра стала ведущим центром современной лингводидактики. Основные позиции кафедры отражает коллективная монография «Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка» (Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка, 2014): аксиологический подход в преподавании русского языка как основа формирования и развития ценностных ориентаций школьников и будущих учителей-словесников, развитие и саморазвитие личности учащегося в процессе обращения к тексту, реализация идей личностного развития в моделировании учебного процесса по русскому языку, интеграция научных взглядов в современной методической науке. Качественно новый уровень решения педагогических задач, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом, обеспечивает сегодня методическая школа МПГУ, и достигается это на уроке русского языка «полифонией методических подходов» (Дейкина, 2012). Данное понятие лингводидактики отражает многообразие выбора приоритетов, основанное на одновременном гармоническом сочетании. Так, например, антропоцентрический подход ставит в центр урока ученика и его языковую деятельность. Субъект-субъектные отношения раскрываются через разные учебные взаимодействия, например, учитель - ученик, ученик - ученик и ученик - писатель. В последнем случае ученик вступает во взаимодействие при чтении текста с писателем, и этот процесс обеспечивается технологией «диалог ученика-читателя с писателем». Аксиологический подход актуализирует ценностное отношение к языку: «в открытом образовательном пространстве школы именно здесь, в аксиологическом аспекте изучения предмета «русский язык», происходит сопряжение языка и речи, языка и культуры, языка и национального характера, национального самосознания» (Дейкина, 2019: 18). Культуроведческий подход, используя текст как форму коммуникации и единицу культуры, призван стать основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, ибо воспринимает человека как цель и ценность культуры. Приведённые примеры позволяют выделить новые приоритеты, новые направления совершенствования урока русского языка в ХХI веке, разрабатываемые на кафедре методики русского языка МПГУ. В современных исследованиях оформляется аксиологическая лингвометодика. И все мы, ученики А.Д. Дейкиной, причастны к этому процессу. Поэтому так важны положения, которые формулируются Учителем: «Система аксиологических ценностей репрезентируется в языке (в языковой «модели мира»). Существуют различные способы языковой репрезентации аксиологических значений в рамках национального языка и реальной речевой деятельности говорящего» (Дейкина, 2009: 22). «Современная аксиологическая наука, являясь по своей педагогической сути наукой гуманистической, обязана не просто декларировать идею аксиологичности, но вести активный исследовательский поиск наилучших способов осуществления аксиологического подхода в образовании» (Дейкина, 2017: 37). «Ценностные категории русского языка, воспринимаемые и осознаваемые в процессе изучения, становятся основанием национально-культурной ориентации, успешного общения, интеллектуального развития ученика, его становления как языковой личности» (Дейкина, 2019: 10). Ученики научной школы А.Д. Дейкиной Понятие «аксиологический подход» было введено А.Д. Дейкиной в научную методическую терминосферу в 90-е годы ХХ века. И за это время идея ценностного отношения к языку «проросла» в исследованиях учеников школы в самых разных областях методики: школьной и вузовской, в методике формирования предметных результатов и метапредметных, в методике морфологии, стилистики, развития речи. Размышляя над тем, что позволяет такие разные научные исследования учеников Алевтины Дмитриевны Дейкиной считать школой, приходим к осознанию современного этапа развития методической науки в рамках антропоцентрической научной парадигмы. Для наглядности методической картины сравним два века в методике преподавания русского языка по обозначенной позиции. Идея воспитания любви к родному языку, традиционная для русской методической мысли со времён Ф.И. Буслаева, была «над предметом»: изучая морфемику или синтаксис, учитель мог обратиться к высказываниям о богатстве русского языка или отражении в нём «духа родины» (Буслаев, 1941) - и это были шаги в формировании у учащихся чувства любви к родному языку. В научных исследованиях школы А.Д. Дейкиной другой маршрут формирования ценностного отношения к языку: точкой отсчета он имеет содержание предмета - будь то изучение грамматических форм или работа с текстом на уроке развития речи. Таким образом, когнитивная составляющая есть первая черта, характеризующая исследования научной школы А.Д. Дейкиной. «…Когнитивная методика в процессе её реализации готовит ученика к самопостижению родной культуры и её сердцевины - русского языка, совершенствованию себя как языковой личности» (Дейкина, 2019: 109). Проиллюстрируем данное теоретическое положение анализом разработки функционального подхода в методике морфологии на примере докторской диссертации «Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка» О.В. Алексеевой (Алексеева, 2010). Система обучения, в основе которой «лежит реализация функционального принципа, моделирует новую траекторию урока морфологии: вопрос употребле- ния единиц языка в речи соединяет грамматику - через текст, где единицы языка реализуются в текстообразующих и выразительно-изобразительных функциях, - с формированием коммуникативной компетенции учащихся в практике создания текстов разных стилей и жанров» (Алексеева, 2015: 131). Введение нового компонента содержания - текстообразующих функций (роль словоформ в строении текста) и выразительно-изобразительных функций грамматической формы (роль словоформ в выражении авторской позиции) - осуществляется на основе текстов, входящих в когнитивную базу носителей языка. Сегментация, разработанная в диссертационном исследовании, отражает «положение функциональной грамматики о контекстах с прямым и переносным употреблением грамматических форм» (Алексеева, 2015: 132). В условия реализации методической концепции включено положение об использовании разных моделей, которые отражают типичные контексты употребления данной грамматической формы в процессе изучения той или иной темы школьного курса русского языка. Например, при изучении темы «Настоящее время глагола» школьники знакомятся с типом текста, в котором глаголы употреблены в настоящем времени - это текст модели «повествование - репортаж», а также с типами текстов, в которых глаголы настоящего времени употреблены в переносном значении с целью выделения фрагмента действия, описания, что отражает авторскую позицию: глаголы настоящего времени на фоне привычных для повествования глаголов прошедшего времени являются знаками выражения авторского замысла. К моделям текста с переносным употреблением глаголов настоящего времени относятся: «повествование с экспозицией в настоящем времени», «повествование с элементами описания в настоящем времени», «повествование с элементами рассуждения в настоящем времени», «повествование с глаголами в настоящем времени», (Алексеева, 2015: 36-37). Сущностной характеристикой методики реализации функционального принципа является текстовая деятельность школьников: знания о функционировании языковых единиц учащиеся получают при наблюдении за употреблением грамматических форм в тексте писателями - мастерами слова. Это «новый вид знаний, который рождается в процессе осуществления мыслительной деятельности школьников на знаковой материи текста» (Алексеева, 2015: 5). Процесс восприятия художественного слова писателя, открывающего красоту окружающего нас мира, позволяет школьникам осознать возможности грамматических форм в речи, а выбор ими выразительных средств языка для реализации собственного замысла мы воспринимаем как свидетельство формирования ценностного отношения к языку. Моделирование процесса открытия новых знаний на современном уроке морфологии включает следующие компоненты: «исследование обучающимися текста; «открытие» правил употребления грамматических форм, сопоставление своих открытий с произведениям писателей; фиксацию полученных результатов - создание модели текста; практику в применении приобретённых знаний и умений при написании текстов» (Алексеева, 2016: 133). Морфологическая форма как ценностный компонент анализа художественного текста расширяет возможности ученика в понимании авторской точки зре- ния, а в учебной ситуации, когда школьник продуцирует текст, именно умение отбора языковых средств в соответствии с собственным замыслом отражает развитие его языковой личности в процессе обучения. Итак, сравнение с традиционным подходом к формированию ценностного отношения к языку, который мы описали как модель «над предметом», показывает, что в научной школе А.Д. Дейкиной проектируемая модель «вырастает» из когнитивной составляющей содержания обучения русскому языку: идею ценности и уникальности русского языка «открывают» дети в процессе исследования текстов и используют новые знания и умения при создании собственного продукта, что и является личностным результатом обучения, который «можно измерить». Ключевые слова данной формулы: «когнитивная составляющая», «исследование языка», «продукт деятельности» - отражают стержень исследований Г.М. Кулаевой (докторская диссертация «Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку») (Кулаева, 2008), О.А. Скрябиной (докторская диссертация «Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности (10-11 классы)») (Скрябина, 2010), Е.А. Рябухиной (докторская диссертация «Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода») (Рябухина, 2013). Характеризуя концептуальные черты методических исследований, проведённых в рамках научной школы А.Д. Дейкиной, выделим разработку методического инструментария, который позволяет обучающимся «открывать» новые знания и создавать свой продукт, ибо только продуктивная деятельность может быть оценена как результат обучения. Рассмотрим актуальность высказанного положения на примере докторской диссертации О.Н. Лёвушкиной «Лингвокультурологическая характеристика текста в школьном обучении: теория и практика» (Лёвушкина, 2014), в котором разработан, во-первых, новый метод работы с текстом для реализации нового содержания - текста как целостной единица языка, речи и культуры и, во-вторых, новый продукт деятельности школьников - лингвистическое сочинение в жанре лингвокультурологической характеристики текста. Отметим, что компонент «культура» в содержании расширяет потенциал работы с текстом прежде всего для достижения личностных результатов обучения учащихся при изучении русского языка: культурологический аспект позволяет более глубоко осознавать внешние и смысловые связи феноменов культуры в их ценностно-смысловом континууме. Базовое для «исследования понятие лингвокультурологический потенциал текста определено как культурные смыслы, выраженные в тексте имплицитно, как языковая картина мира этноса, отражённая автором в конкретном тексте с помощью определенных ментальных образований и языковых средств и содержащаяся во всей целостности его информационных слоев (фактуальном, концептуальном и подтекстовом)» (Лёвушкина, 2014: 202). Метод лингвокультурологической характеристики текста в исследовании О.Н. Лёвушкиной имеет целью обучение пониманию текста, содержащего культурологический пласт информации, через осуществление стратегий смыслового чтения. Особенностью данного метода является реализация коммуникативной модели «автор - текст - читатель», что достигается использованием разных видов текстовой деятельности: «рецептивной; аналитико-синтетической; интерпретационной, смыслоформулирующей; рефлексивной, оценочной; творческой, продуктивной. Наличие рефлексивной, оценочной деятельности в технологической модели лингвокультурологической характеристики позволяет учащимся выражать собственное отношение к выявленным смыслам текста, к позиции автора, что в целом способствует усвоению учащимися духовно-нравственных ориентиров, формированию их ценностной базы, мировоззрения в целом» (Лёвушкина, 2014: 176). Коммуникативно-деятельностный подход реализуется в научном исследовании О.Н Лёвушкиной и на этапе создания школьниками продукта - лингвокультурологической характеристики текста. Коммуникативная модель «автор - метатекст - получатель» отражает новые отношения ученика при работе с текстом: как субъект деятельности школьник «интерпретирует смыслы текста, авторскую позицию и выражает собственное отношение к содержательным аспектам текста и способам выражения авторского отношения к ним» (Лёвушкина, 2014: 206). Новизну исследования представляет проектирование в процессе обучения методического «треугольника»: художественный текст как целостная единица языка, речи и культуры - обучение стратегиям смыслового чтения и интерпретации текста - творческая работа учащихся как результат исследовательской деятельности по анализу текста культуры. В центр отдельных моделируемых автором методических ситуаций работы с текстом поставлена лингвокультурологическая характеристика текста как методический инструмент, обеспечивающий достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных, предметных. Представленная авторская концепция диссертации развивает методические идеи А.Д. Дейкиной: «Текстоориентированная направленность учебного процесса предполагает иное моделирование дискурса: вокруг текста, отталкиваясь от текста, идя к тексту… Текст ещё не используется в должной мере в учебном процессе, но именно в тексте отражён живительный потенциал русской культуры и возможность гармонизации учебного процесса. Слово, текст и путь ученика к слову и тексту - источник развития личности, его ценностно-смысловая, когнитивная и духовная опора» (Дейкина, 2019: 174). Аналитический обзор исследований, выполненных в научной школе А.Д. Дейкиной, показал, что все они объединены одной стратегической целью - формированием языковой личности школьника. Этот процесс моделируется на уроках русского языка, но эффективность его может возрасти, если разработать механизмы включения и других школьных предметов в развивающую образовательную среду школы. Такое исследование в рамках докторской диссертации «Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования» было выполнено О.Е. Дроздовой (Дроздова, 2017). В нём на первый план выходит формирование языковой личности через реализацию развивающей среды в образовательном пространстве школы, которая создаётся благодаря лингводидактическому сопровождению разных учебных пред- метов, организации деятельности учителей на основе содержательной межпредметной интеграции, включению в поле метапредметного обучения русскому языку как урочной, так и внеклассной работы. В диссертации отражён современный этап методики обучения русскому языку в аспекте разработки технологий, нацеленных на достижение метапредметных результатов обучения. Обогащение методики в исследовании О.Е. Дроздовой произошло в части теории и практики. «Разработка системы методов работы с лингвистическим содержанием в разных предметных областях строится в исследовании на понимании языкознания как важной метапредметной области для всего школьного образовательного процесса» (Дроздова, 2017: 103). Лингвистический компонент обучения становится полем межпредметной интеграции, основанной на функции языка быть универсальным инструментом коммуникации в любых областях жизни. Актуализация компонентов способности и готовности при работе с лингвистическим материалом в деятельностной парадигме проектируемого обучения нацелены на результат - «овладение» в когнитивной стратегии, например, понимание значения предметных терминов на основе установления языковых связей, модели построения определений терминов, структуры текстов данной предметной области. Моделирование цепочки интеллектуальных действий: знаю, понимаю, применяю, анализирую, оцениваю - служит основой выстраивания системы работы с понятиями, терминами, которая приводит к развитию лингвистического мышления школьников. Развивающий потенциал метапредметной методики отражает использование проблемного обучения, организацию исследовательской деятельности школьников. Всё вышесказанное проецирует динамику роста лингвистических умений школьников на уровнях культуры работы с языком предмета и культуры речи. Важно выделить: исследование роли родного языка в целостном образовательном процессе современной школы имеет мировоззренческий характер, который связан с формированием ценностного отношения школьников к родному языку, являющемуся стержнем формирования российской идентичности. Поэтому бесспорно, что «работа с языком в рамках всех предметных областей даёт возможность более эффективно формировать мировоззренческие установки школьников» (Дроздова, 2017: 8). Спектр научных интересов А.Д. Дейкиной от школьной методики поднимается к вузовской, ведь изменения в преподавании русского языка будут ощутимы только тогда, когда в школу придёт новый учитель. «Новая стратегия образования, на наш взгляд, в том и состоит, чтобы использовать тактики, основанные на активном участии школьников в образовательном процессе и приводящие не просто к усвоению информации, а к «открытию» для себя основных понятий в предметной области» (Дейкина, 2015: 23). Поэтому её идеи практикоориентированных моделей подготовки будущего учителя разрабатываются и внедряются сегодня в педагогических вузах. Вопросы вузовской методики в условиях ориентации на компетентностную модель личности выпускника освещаются в докторской диссертации Н.А. Исаевой «Современные стратегии лингвометодической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Русский язык»)» (Исаева, 2016). Процесс обучения в вузе рассматривается Н.А. Исаевой с позиции создания благоприятных внутренних условий для самореализации студентом себя в деятельности. В этом нам видится отражение антропоцентричности исследования, что соответствует духу современных подходов в педагогической науке. Представленная концепция включает две стратегические линии: когнитивную и проективную. Когнитивная стратегия направлена на формирование лингвометодического мышления будущего учителя русского языка, «развитие его когнитивных способностей и овладение лингвистической и частнометодической компетенциями, обеспечивающими теоретико-методическую основу будущей профессиональной деятельности» (Исаева, 2016: 20). Выделим при реализации когнитивной стратегии описание работы с понятиями и правилами, представляющими систему последовательно усложняющихся интеллектуальных действий студента при овладении теоретическим знанием, что служит основой выстраивания такой системы работы с понятиями, которая приводит к развитию лингвометодического мышления будущего учителя. Существенный вклад в вузовскую методику - включение в практику обучения студентов технологий деятельностного типа: проблемного диалога, продуктивного чтения, проектной деятельности. Такие аспекты подготовки бакалавров программируют становление профессиональных умений креативного/новаторского уровня компетенции. Проективная стратегия отражает деятельностный аспект образовательной парадигмы и направлена на организацию обучения школьников русскому языку, поэтому и ориентирована на овладение практическими компетенциями: проектировочной, исполнительской, информационно-репрезентирующей, контрольно-оценочной. Новизна исследования видится нам в использовании возможностей новой информационной среды - гипертекста как определённого способа организации нелинейного текста с гибким механизмом ссылок. Разработка тактических средств реализации стратегических линий в представленной концепции - это инновация в методической категории «средства обучения». Гипертекстовым инструментом проективной стратегии лингвометодической подготовки бакалавра в рецензируемом исследовании выступает разработанный и внедрённый в вузовскую практику Н.А. Исаевой «Лингвометодический органайзер учителя», «моделирующий профессиональный контекст - проектирование урока русского языка и выступающий в качестве деятельностно-технологической формы организации информационной обучающей среды для бакалавра» (Исаева, 2016: 23). Возможности данного средства обучения сегодня не имеют аналогов в практике преподавания русского языка: этот методический инструмент обеспечивает индивидуальные траектории обучения. Разработанная концепция позволяет раскрыть механизмы управления процессом формирования профессиональных компетенций учителя русского языка в вузе, что является принципиально важным для построения модели образования в бакалавриате. Подводя итоги обзору исследований в научной школе аксиологической лингвометодики (МПГУ), выделим главное: осуществлённые под руководством док- тора педагогических наук, профессора А.Д. Дейкиной исследования содержат научно обоснованные решения актуальных проблем методики русского языка, они инновационны по своей сути и открывают реальные перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития языковой личности школьника. Новая страница научной школы А.Д. Дейкиной Можете ли вы почувствовать, как течет методическое время? Мы, пожалуй, сможем это сделать, если сравним два факта: защита докторской диссертации Г.М. Кулаевой (научный консультант А.Д. Дейкина), 2008 г. и защита кандидатской диссертации Д.В. Асеевой (научный руководитель Г.М. Кулаева), 2015 г. Да, научная школа А.Д. Дейкиной пополняется новыми исследователями, которые близки по духу - осознанию важности аксиологического подхода в преподавании русского языка и школе проведения методического исследования. Тема диссертации Д.В. Асеевой - «Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетической функцией грамматических форм (5-7 классы)» (Асеева, 2015) - в русле проблематики аксиологической лингвометодики. В теоретической части диссертации обоснованы возможности метода лингвоэстетического анализа текста, разработанного в научной школе А.Д. Дейкиной (МПГУ), предложена модель развития исследовательских умений учащихся при изучении морфологии в аспекте реализации эстетической функции частей речи. Экспериментальная работа в рецензируемой диссертации строится «на трёх китах»: это когнитивная составляющая учебного процесса по предмету, методическое сопровождение исследовательской деятельности школьников и организация опыта продуктивной творческой деятельности обучающихся. Важно, что к самостоятельному исследованию учащихся учитель ведёт через формирование умений видеть «положительно заряженные грамматические формы в тексте», через овладение приёмами лингвоэстетического анализа текста, через освоение алгоритма действий при создании творческой работы. Предложенная модель методической траектории является ориентировочной основой в разработке методики развития исследовательских умений школьников по русскому языку, что важно для современного этапа образования в части развития самостоятельности учащихся в освоении материала и вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Оценка работы однозначна: достойное продолжение традиций научной школы А.Д. Дейкиной! В чем ещё заключается новая страница научной школы? Методическое видение проблем, которые будут решаться завтра, поражает в трудах А.Д. Дейкиной. Вот один из примеров: «Для процесса обучения русскому языку чрезвычайно важно рассмотреть метаметодический подход, в основе которого лежит смысл концепта мета. Этот подход появился в научных исследованиях … в связи с осознанием русского языка как метапредмета, от которого во многом зависят развитие личности в процессе обучения, повышение когнитивности в учебной деятельности, опора на креативные способности обучающихся» (Дейкина, 2019: 153). Проблема обозначена, значит, будут новые работы докторантов и аспирантов. Новой страницей станет и анализ деятельности научной школы «Аксиологическая лингвометодика»: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка. Методическая школа МПГУ грамотно формирует принципы научного исследования: только изучая «методические корни», можно подняться к вершинам науки. Поэтому вопросы истории методики всегда были важны для А.Д. Дейкиной (Дейкина, 1998; Дейкина, 2007) и нас, её учеников, а В.Д. Янченко в докторской диссертации «Научно-методическое наследие последней трети ХХ века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников» (Янченко, 2012) вышел на уровень объективизации связей преемственности и перспективности в методике преподавания русского языка: «История лингвометодики, являясь средством передачи опыта от поколения к поколению, способствует конвергенции содержания, играет значимую роль в обучении студентов-филологов» (Янченко, 2012: 23). У научной школы «Аксиологическая лингвометодика» большое будущее.

About the authors

Olga V. Alekseeva

Voronezh State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: alekseevaov@list.ru
86 Lenina St., Voronezh, 394043, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor, professor at the Department of Theory, History and Russian Language and Literature teaching methodology

References

  1. Alekseeva, O.V. (2010). Realizatsiya funktsionalnogo printsipa pri izuchenii morfologii v shkol’nom kurse russkogo yazyka [Functional principle realization in studying morphology in Russian language school course]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  2. Alekseeva, O.V. (2015). Sovremennyi urok morfologii v shkole [Contemporary morphology lesson at school].Moscow: MGOU Publ. (In Russ.).
  3. Alekseeva, O.V. (2016). Functional approach in pragmatist paradigm of contemporary education. Science and School, 6, 130—134. (In Russ.).
  4. Aseeva, D.V. (2015). Razvitiye issledovatel’skikh umeniy uchashchikhsya v protsesse raboty nad esteticheskoi funktsiei grammaticheskikh form (5—7 classy) [Pupils research competence development at aesthetic function of grammar forms work process (5—7 grades)]. (Candidate dissertation, Orenburg). (In Russ.).
  5. Buslayev, F.I. (1941). O prepodavanii otechestvennogo yazyka [On teaching the native language]. Leningrad: Uchpedgiz Publ. (In Russ.).
  6. Deikina, A.D. (1990). Obucheniye i vospitaniye na urokakh Russkogo yazyka [Education and upbringing at Russian language lesson]. Moscow: Prosveshcheniye Publ. (In Russ.).
  7. Deikina, A.D. (1998). Velikii uchitel’ F.I. Buslayev (k 180 letiyu so dnya rozhdeniya) [The great teacher F.I. Buslayev (to 180th anniversary of the birth)]. Russkii yazyk v shkole [Russian Language at school], (3), 56—60. (In Russ.).
  8. Deikina, A.D., & Yanchenko, V.D. (2007). Cradle of Russian language methodology (to 90th anniversary of the First all-Russian Congress of Russian language secondary school teachers). Russian Language at school, (1), 48—51. (In Russ.).
  9. Deikina, A.D. (Ed.). (2009). Aksiological aspects of Russian language teaching (professional and general education levels). Proceedings of International research and practice conference (19th—20th March 2009). Moscow: MPGU; Yaroslavl: Remder Publ. (In Russ.).
  10. Deikina, A.D. (Ed.). (2012). Versatility of methodological approaches to Russian Language education. Proceedings of International research and practice conference (15th—16th March 2012). Moscow: MPGU; Yaroslavl: Remder Publ. (In Russ.).
  11. Deikina, A.D. (2015). Strategiya razvitiya metodiki prepodavaniya russkogo yazyka v usloviyakh realizatsii sovremennykh obrazovatel’nykh standartov [Development strategy for Russian language teaching methodology in contemporary educational standards realization]. Moscow: Forum Publ. (In Russ.).
  12. Deikina, A.D. (2017). Open methodology: axiology in contemporary studies and Russian language school textbooks. Contemporary tendencies in Russian language teaching methodology development, (35—40). Moscow: Sputnik Publ. (In Russ.).
  13. Deikina, A.D. (2019). Aksiologicheskaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka [Axiological methodology of Russian language teaching]. Moscow: MPGU Publ. (In Russ.).
  14. Drozdova, O.E. (2017). Metapredmetnyi podkhod k obucheniyu russkomu yazyku v raznykh pedmetnykh oblastyakh shkol’nogo obrazovaniya [Metasubject approach to Russian language teaching in different subjects at school]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  15. Isayeva, N.A. (2016). Sovremenniye stategii lingvometodicheskoi podgotovki bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya (profil russkii yazyk) [Modern strategies of linguomethodical education of pedagogical Bachelors in Russian language profile]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  16. Kulayeva, G.M. (2008). Esteticheskii ideal v sisteme formirovaniya tsennostnogo otnosheniya uchaschikhsya k russkomu yazyku [Esthetic ideal in pupils’ value-based attitude towards Russian language development]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  17. Levushkina, O.N. (2014). Lingvokulturologicheskaya kharakteristika teksta v shkol’nom obuchenii: teoriya I praktika [Linguo culturological characteristics of text in school education: theory and practice]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  18. Ryabukhina, E.A., & Yanchenko, V.D. (Eds.). (2014). Sovremennaya metodicheskaya kontseptsiya lichnostnogo razvitiya uchaschikhsya v protsesse izucheniya russkogo yazyka (k yubileyu professora
  19. A.D. Deikinoy) [Modern methodical concept of students’ personal development at Russian language study (to prof. Deikina, A.D. anniversary)]. Moscow—Perm’: OT I DO Publ. (In Russ.).
  20. Ryabukhina, E.A. (2013). Modelirovaniye differentsirovannogo obucheniya rechevoi deyatel’nosti v starshikh klassakh na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Forming differential education of speech activity in senior school on the base of competence approach]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ).
  21. Skryabina, O.A. (2010). Kognitivno-kommunikativnii podkhod v obuchenii pravopisaniyu kak tekstooformlyayuschei deyatel’nosti (10—11 klassy) [Cognitive and communicative approach to spelling education as text-forming activity (10th—11th grades)]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).
  22. Yanchenko, V.D. (2012). Nauchno-metodicheskoye naslediye posledney treti XX veka i yego potentsial v sisteme professional’noi podgotovki uchitelei-slovestnikov [Scientific and methodological heritage of
  23. the last third of XX century and its potential in professional education of teachers-philologists]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.).

Statistics

Views

Abstract - 191

PDF (Russian) - 120

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Alekseeva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies