Review of the textbook of V.A. Maslova “Conceptual Basics of Modern Linguistics” (Мoscow: Flinta Publ., 2019. 332 p.)

Cover Page

Abstract



Новая книга известного автора-лингвиста Валентины Авраамовны Масловой вышла в издательстве «Флинта» два месяца назад. Это курс, состоящий из двадцати двух лекций, объединенных пятью темами. Жанр лекций определяет стилистику рукописи и ее форму: текст, вопросы и задания к каждой теме. Кроме того, литература, предлагаемая автором обучающимся, дается не единым списком, а тематически, что весьма удобно для пользователей. Необходимо сразу подчеркнуть современный глубокий подход к объекту внимания автора - человеческому языку. Валентина Авраамовна реализует широкий взгляд на объект, при котором язык рассматривается сквозь призму его носителя и социума, членом которого последний является. Отсюда - вопросы философии языка (для автора совершенно естественно, что философия языка есть область лингвистики, а не область философии), лингвокультурологии, когнитивной лингвистики. Автор вводит термин «лингвоконцептология» как симбиоз лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Такой подход более чем уместен в рамках антропоцентрической парадигмы. Новой темой для изданий подобного рода является получившая интересное развитие в последние годы тема теолингвистики, разработка которой в отечественном языкознании существенно отставала от мировых тенденций. Следует отметить, что весь материал рукописи отличается новизной и глубоким взвешенным подходом к анализируемому объекту. Это обеспечивается исследовательским характером текста: он не содержит прописные истины и школярские формулировки, но является итогом (это видно из текста и известно коллегам - лекторам в данной области знания) многолетней исследовательской и педагогической деятельности В.А. Масловой. Пособие рассчитано на думающих, заинтересованных читателей. Автор адресует его магистрантам, однако следует отметить, что для студентов магистратуры - это скорее продвинутый уровень. И разумеется, по- собие будет весьма полезно преподавателям-филологам. Оно соотносится с рабочей программой по «Концептуальным основам лингвистики», реализуемой в Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, со стандартом второй ступени высшего образования по языковедческим дисциплинам. Его можно использовать и с рядом тем «Истории лингвистических учений», которая читается аспирантам-лингвистам. Следует подчеркнуть, что списки литературы, предлагаемые автором, содержат указания на актуальные публикации, выпущенные за последние годы. Если программы языковедческих дисциплин для первой ступени высшего образования призваны обеспечить надежную базу филологического образования, то программы магистратуры ориентированы на расширение лингвистического кругозора и являются своего рода посылом для дальнейшего образования и самообразования. Пособие или отдельные его темы, особенно четвертую и пятую, вполне можно рекомендовать для самостоятельной работы. Автор опирается на классические языковедческие теории и последние достижения лингвистической науки, поэтому пособие можно также рассматривать как путеводитель, своего рода дорожную карту для более глубокого и тонкого постижения такого основополагающего для человечества феномена, как язык. Вопросы для самоконтроля, предложенные автором, призваны формировать научное, в частности филологическое, мировоззрение. Они не только относятся к фактическому материалу, размещенному в лекциях, но и заставляют читателя задуматься о причинах и следствиях того или иного феномена; большая часть вопросов начинается со слова «почему». Задания носят аналитический, исследовательский характер, что совершенно естественно для дисциплины второй ступени высшего образования. Вопросы и задания усложняются от темы к теме, и можно надеяться, что результатом работы с пособием для студентов магистратуры (да и для многих аспирантов) станет переход на новую ступень профессиональной подготовки. Чрезвычайно широкий охват литературы, который, судя по всему, является принципиальным для автора, предполагает знакомство обучающихся с различными позициями, школами и точками зрения. Среди них автор предлагает и свою, которая совершенно не обязательно совпадает с позициями рецензентов, что вполне естественно. Можно было бы поспорить насчет антропоцентричности как исследовательского принципа, появившегося в XXI веке, или диалогичности, о которой писал еще М.М. Бахтин, и ее соотношения с принципом коммуникативности (в который она по сути входит), датировки дискурсивного подхода к объекту лингвистики, выделения «новых отраслей лингвистики» в XXI веке, реконструкции концептов. Не очень ясно, как «рукомойник» Ахматовой использовался во время Причастия. Однако эти вопросы, которые можно было бы задать автору, с таким же успехом можно задать и многим другим серьезным исследователям, существующим в той же научной парадигме. В целом, следует отметить, что рецензируемая книга - это серьезное монолитное произведение, ознакомление с которым, на наш взгляд, существенно повысит общеобразовательный гуманитарный уровень студентов магистратуры (чего им подчас катастрофически не хватает) и внесет существенный вклад в профес- сиональную подготовку магистрантов, особенно планирующих продолжить ее в аспирантуре, и аспирантов, приступивших к исследовательской деятельности в русле лингвистической тематики.

Tat’yana V Poplavskaia

Minsk State Linguistic University

Email: taniapoplavskaia@gmail.com
21 Zaharova St., Minsk, 220034, Republic of Belarus Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Speech and Communication Theory at Minsk State Linguistic University. Research interests: communication space, communication strategies, organizational communication, intercultural communication. The author of more than 170 scientific researches

Views

Abstract - 125

PDF (Russian) - 143

PlumX


Copyright (c) 2019 Poplavskaia T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.