Review of the book Moskovkina L.V., Shamonina G.N. “Productive innovative technologies in teaching Russian as a foreign language”

Cover Page

Abstract



Методическая новинка издательства «Русский язык. Курсы» Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному - очередной подарок профессора Санкт-Петербургского государственного университета Л.В. Московкина и профессора Варненского свободного университета им. Черноризца Храбра Г.Н. Шамониной искушенным инновациями в обучении русскому языку как иностранному. Книга творческого тандема выдающихся методистов отличается оригинальностью современной концепции формирования коммуникативной компетенции и универсальностью предлагаемого лингводидактического инструмента, представляющего собой оптимальное сочетание научной разработки продуктивных инновационных технологий и определенных моделей их применения в образовательную практику. Являясь логическим продолжением монографического исследования «Инновации в обучении русскому языку как иностранному» (2013), этот труд Л. Московкина и Г. Шамониной - результат последующих научных изысканий талантливых ученых и педагогов, сумевших обобщить многолетний опыт инновационной педагогической деятельности ряда русских и болгарских учителей русского языка как иностранного, университетских преподавателей, лучшие работы ученического и студенческого творчества, представленных и обсуждаемых в рамках традиционной для Варненского свободного университета и пользующейся заслуженным авторитетом Международной квалификационной школы «Современные педагогические технологии в преподавании русского языка как иностранного». В фокусе внимания авторов особое направление в лингводидактике, определяемое ими как «непрямое обучение», представленное в совокупности продуктивных инновационных технологий, применяемых в процессе выполнения иностранными учащимися какой-либо продуктивной деятельности на русском языке и обладающих большим образовательным потенциалом. Cherneva N.Р. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2018, 16 (2), 248-250 Среди несомненных достоинств исследования: · научная новизна и актуальность методической проблематики в свете личностно ориентированной парадигмой в лингводидактике; · реальная связь теории с практикой; · практическая ценность рекомендуемых технологий и моделей их использования. Глава 1 посвящена теоретическим аспектам обучения иностранному языку с использованием продуктивных инновационных технологий. В ней авторы выявляют специфику современной педагогической инноватики как нового научного направления, развивающегося в контексте идей личностно ориентированного обучения, четко обозначив разграничение использованных в разработке терминов и понятий, таких как «технология обучения», «методика обучения», «методическая концепция», «традиционные и инновационные технологии обучения». Особое место уделяется теоретическому осмыслению общих существенных признаков инновационных продуктивных технологий (конструирование модели реальной продуктивной деятельности, включающей подготовку, публичную презентацию и обсуждение как составляющие непрямого обучения иностранному языку; возможность использования этих технологий на всех этапах обучения иностранному языку для развития речевых навыков; психологическая специфика подобного рода речевого общения, в котором интерес и понимание полезности такой деятельности является мотовирующим фактором, а применение в реальных ситуациях жизни ведет к удовлетворению познавательных и творческих потребностей; демонстрация результативности; отбор, расположение, введение, организация усвоения и контроля предметно-тематического материала). В главах 2-6 подробно представлены соответственно экскурсионная, театральная, проблемная, проектная технологии и технология работы с портфолио, применяемые в целях оптимизации обучения иностранному языку и предполагающие творчество обучающихся, «изменение характера деятельности и способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов - от трансляций знания к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала… в учебно-познавательной, информационно-поисковой, исследовательской, творческой или оценочной деятельности» (с. 135). Теоретическое описание каждой из рассмотренных продуктивных инновационных технологий базировано на солидных научных концепциях и подходах. Наличие методических рекомендаций с соответствующими ссылками и практическими примерами облегчают работу и обеспечивают высокую эффективность процесса обучения. Логичность структурирования и композиционное единство в разработке теоретического материала, в описании дидактически ценных элементов и в представлении практических примеров говорит об особой, не так часто встречаемой эстетики даже формального выполнения разработки. Следует подчеркнуть полифункциональность и вариативность использования новой книги Л.В. Московкина и Г.Н. Шамониной как в академических целях при создании отдельного лекционного курса, так и в качестве мастер-классов в рамках дополнительной подготовки или переподготовки кадров, на курсах повышения педагогической квалификации преподавателей не только русского языка как иностранного, но и иностранных языков в целом. В руках читателя учебно-методическое пособие, которое может быть использовано на всех этапах обучения русскому языку как иностранному, и будет полезна не только учителям и преподавателям, студентам и аспирантам, но и всем, кто интересуется преподаванием иностранных языков, - из немногих таких, создающих высокие профессиональные стандарты и формирующих парадигмы современного взгляда на лингводидактику в свете выявления компетентностного поля творческой личности учащегося.

N P Cherneva

Plovdiv University “Paisii Hilendarski”

Email: ncherneva9@gmail.com
PhD of Russian Philology Department and International Relations Vice Dean of the Faculty of Languages and Literature at Plovdiv University “Paisii Hilendarski”. Research interests: linguodidactics, linguistic competence, ethnolinguistics and cultural realia in Slavic countries, comparative linguisyics. Author of more than 50 scientific researches. Head of the Russian Language and Culture Centre, Vice President of the European Association VIA LIGHT - Europe in support of multilingualism, team member and coordinator of major international cultural projects

Views

Abstract - 58

PDF (Russian) - 32


Copyright (c) 2018 Cherneva N.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.