VII International Forum of Russianists “Bratislava Meetings in theTatras”

Cover Page

Abstract



24-27 октября 2017 г. в г. Ружомбероке (Словакия) состоялся VII Междуна- родный Форум русистов «Братиславские встречи под Татрами». Он был органи- зован ассоциацией русистов Словакии (АРС) в сотрудничестве с посольством Российской Федерации в Словацкой Республике, Российским фондом культуры, Российским центром науки и культуры в Братиславе, Фондом «Русский мир», Российским университетом дружбы народов в Москве и Католическим универ- ситетом в Ружомбероке. В Форуме приняли участие ученые из разных стран мира: России, Австрии, Германии, Чехии, Венгрии, Польши, Литвы, Латвии, Болгарии, Сербии и Вели- кобритании. Цель конференции заключалась в разработке концепции создания новых учеб- ников русского языка для учащихся в условиях отсутствия языковой среды. Как отмечали организаторы конференции, система образования третьего ты- сячелетия требует новых подходов к обучению иностранному языку. В европей- ском контексте и пространстве Европейского Союза Европейская комиссия по- ставила перед собой цель: содействие языковому обучению и языковому разно- образию в Европе в целях улучшения базовых языковых навыков. В сообщении 2008 года «Многоязычие: обмен иностранной валюты для Европы» явно выражен приоритет: помощь странам Европейского союза в разработке новых учебных инструментов для обеспечения языковых навыков в период окончания обучения в школе. Цель состоит в том, чтобы продвигать знания более чем одного ино- странного языка, что должно привести к повышению шансов на рынке труда. Желание Европейского союза быть единым в разнообразии является основой всего европейского проекта. Это также включает гармоничное сосуществование многих языков в Европе, которые могут связывать людей, делать иностранные языки доступными для других стран и культур, давать им возможность лучше по- нимать друг друга. В этом духе Ассоциация русистов Словакии поставила вопрос о посредниче- стве в преподавании русского языка в качестве второго иностранного языка. Одним из основных инструментов посредничества служит учебник. Существу- ют два типа учебников для обучения иностранному языку: универсальные учеб- ники, по которым ученики учатся языку и культуре, а также национальные учеб- ники, по которым можно получить знания языка через «культурный диалог». В Словакии созданы национальные учебники русского языка для 5, 6, 7, 8 и 9 классов (авторы Э. Ковачикова и В. Глендова), а также для средних школ «Встре- чи с Россией» (авторы Э. Колларова и Л.Б. Трушина). С момента их публикации прошло много лет. Поэтому участники Форума должны были решить следующие вопросы. Какой учебник лучше: универсальный или национальный? Вектор движения: новая дидактика - новый учебник - новый учитель. В рамках Форума были организованы круглые столы. Круглый стол № 1 вели Ирина П. Лысакова, заведующая кафедрой межкуль- турной коммуникации Российского государственного педагогического универ- ситета им. Герцена в Санкт-Петербурге, автор около 500 научных трудов и десят- ков учебно-методических материалов, и Лилия Л. Вохмина, член кафедры мето- дики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. Пушкина, автор учебника «Русский класс». В на- стоящее время этот учебник доступен бесплатно для учеников и учителей Сло- вакии благодаря поддержке Посольства Российской Федерации в Словацкой Республике. Проф. Лысакова затронула проблематику написания учебника для возрастной целевой аудитории (возраст 11-14 лет). Коллектив авторов должен включать пре- подавателей университетов, людей разных поколений, носителей языка и куль- туры, представителей национального языка. Лилия Л. Вохмина подняла вопрос о социальном заказе на новый учебник для получения поддержки со стороны Министерства образования, для разработки концепций новых форм учебника, будь то учебник для каждого школьного клас- са или учебник по уровню европейской нормы владения языком, которая долж- на связать русский как иностранный язык и родной язык учащегося. Прозорова О., генеральный директор дошкольной академии «Топ-Топ», пред- ставила участникам Форума журнал для дошкольников и их родителей «Топ-Топ». Директор издательства «Русский язык» С.Ю. Ремизова предложила книгу «Диа- лог культур», в которой рассмотрена аналогиия русской и европейской культур, а также книгу «Русский сувенир», в которой напечатаны короткие тексты, при- меры бытовой лексики, диалогическая речь, грамматика. Участники Круглого стола № 2 рассматривали тему: «Учебник для подростка (5-18 лет, В1-В2)». Ведущими стали Президент АРС проф. Э. Колларова, aвтор учебников «Bстречи с Россией», и В.В. Прозоров, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Саратовского национального исследователь- ского государственного университета им. Н.Г. Чернышевскогo. Архангельская Э.М. из Латвии поддержала идею создания авторских коллек- тивов. Она также отметила, что учебник должен развивать самостоятельность ученика и быть национально ориентированным. Вегвари В. из Печского универ- ситета проанализировала ситуацию с русским языком в Венгрии, где русский язык можно изучать в гимназиях и проводить обучение только по национально ориентированному учебнику «Шаг за шагом». Наумович Г. из Сербии показала фильм «Русские беженцы в Сербии», созданный сербскими студентами и поре- комендовала посмотреть еще около 200 видеопроектов, которые можно найти в интернете. Бирова И. из Болгарии рекомендовала книгу «Игра в обучении рус- скому как иностранному». Прозоров В.В. говорил о национально-художествен- но-культурном учебнике. 26 октября 2017 года участники форума приняли участие в работе Круглого стола № 3 на тему: «Учебник в вузовской подготовке будущего учителя. Оптими- зация иноязычного дидактического образования». Ведущим круглого стола стал проф. Института международных экономических связей Айзенштадта (Австрия) А.Л. Бердичевский. Он акцентировал внимание на билингвальном обучении, роли учителя как учителя языков. Маркова Е.M. говорила о расширении линг- вистического и культурологического кругозора во внеклассной работе с учащи- мися в историческом контексте славянских языков. В конце каждого круглого стола были подведены итоги. Так, в частности, участ- ники Круглого стола №3 приняли следующие решения. Нет абсолютного сомнения в поддержке создания национальных учебников по русскому языку в качестве иностранного языка. Необходимо оптимизировать содержание всех форм обучения русскому язы- ку в рамках РКИ. Необходимо оптимизировать глобальную цель подготовки будущего препо- давателя в рамках вузовской подготовки посредством методики и дидактики. Необходимо изменить современный формат всех типов вступительных эк- заменов по русскому языку для претендентов на обучение русскому языку как иностранному. В основу вступительных экзаменов должна лечь и проверка каче- ственных характеристик претендента, посредством которых можно последова- тельно формировать требующиеся психологические, педагогические, методиче- ские и дидактические навыки будущего преподавателя. Учебники по методике преподавания для будущих преподавателей должны быть профессионально направленными, т.е. должны быть педагогизированы. Необходимо сосредоточить внимание на совместной работе вузов, средних и основных школ в целях создания компактной системы сотрудничества, направ- ленного на решение проблем вузовского образования и образования средних и основных школ. Приглашать на конференции вузовских методистов, которые преподают методику и дидактику по русскому языку как иностранному. В своем заключительном слове первый секретарь Посольства РФ в Словакии В.Г. Куликов, обобщая итоги круглых столов, рекомендовал обратиться в Мини- стерство образования СР с просьбой о завершении создания национального учеб- ника русского языка. В связи с необходимостью финансирования создания на- циональных учебников необходимо обратиться к Фонду «Русский мир» за фи- нансовой поддержкой. © Буйняк М., 2018

Milan Bujnak

School for Gifted children and Grammar School in Bratislava

Email: mbujnak@spmndag.sk
PhDr., a teacher of Russian Language and Literature, deputy director of the School for Gifted children and Grammar School in Bratislava, a member of the Association of Russianists in Slovakia

Views

Abstract - 77

PDF (Russian) - 220


Copyright (c) 2018 Bujnak M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.