TECHNOLOGY OF FORMING THE ABILITY FOR AUTONOMOUS LISTENING OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS OF 1-2 YEAR

Abstract


In the present article the high degree of self-dependence and capability for self-knowledge and self-improvement of the students is considered as a differential characteristic of the present step of higher education development. During the analysis of scientific researches the necessity of students autonomy during language courses was found out. For the first time the author defines the principle of students autonomy as basis of autonomous listening in educational process. The author proves the necessity of autonomy principle actualization in forming capability for listening by widening international cooperation, requirements of program documents and information technology. On the basis of the conducted research the author provided the technology of forming the capability for autonomous listening of students during basic language course. The principles, the methods, the strategies and the means of forming the capability for autonomous listening are presented in this article. The author distinguishes successive steps of cooperation between teacher and student defining common strategies of teacher which stimulate students for autonomous listening of audio materials for the purpose of self-consistent comprehension and information processing, and also for potential forms of self- and inter-control in order to establish a high level of using the skills of autonomous listening in educational process.


ВведениеНа современном этапе автономная деятельность студентов как важная состав- ляющая высшего профессионального образования становится неотъемлемой ча- стью процесса формирования будущего специалиста, готового к самопознанию и саморазвитию. Проблема автономии обучающегося в вузе остро волнует со- временных методистов. В области обучения иностранным языкам (ИЯ) рассмо- трены вопросы формирования стратегий автономного чтения [1], методика фор- мирования учебного умения активизировать языковой материал [2], проблемы управления самостоятельной учебной деятельностью студентов и контроля за качеством ее реализации [3; 4], подготовки студентов языкового вуза - будущихучителей к профессиональной автономии [5]. Однако в современных условиях увеличения аутентичной иноязычной информации, представленной в аудио- и видеоформатах, а также расширения международных связей перед профессио- нальным языковым образованием остро ставится проблема повышения эффек- тивности обучения пониманию иноязычной аутентичной речи на слух, что опре- деляет интерес исследователей к данной проблеме. В последние годы появляют- ся работы, связанные с изучением особенностей обучения аудированию в языковом и неязыковом вузах [6]; исследованием психофизиологической и ре- чеведческой основ аудирования [7; 8]; выявлением и классификацией трудностей понимания аудиосообщений [9]; изучением проблем взаимосвязанного обучения аудированию с другими видами речевой деятельности [10]; разработкой систем упражнений и учебных пособий по обучению смысловому восприятию на слух.Требования ФГОС ВО, связанные с профессионально значимым устным вза- имодействием на межкультурном уровне, выдвигают новые требования к уровню сформированности аудитивной способности выпускников языковых вузов. Дан- ная способность должна обладать параметрами автономной деятельности субъ- екта. Актуализация принципа автономной деятельности студентов, методическая ценность которого проявляется в формулировке обучающимся собственных це- лей овладения иноязычным общением, выработке им самим индивидуального стиля учебной деятельности, достижении высокой степени самостоятельности при анализе результатов собственного труда и рефлексии над возможными спо- собами повышения его эффективности, призвана способствовать решению дан- ной проблемы. Именно этот принцип составляет основу способности к автоном- ному аудированию (САА), предполагающей самостоятельные действия обучаю- щегося по отбору и прослушиванию аутентичных звучащих текстов на ИЯ с целью их понимания, интерпретации, использования по собственному усмотрению в процессе иноязычной коммуникации.Цель - представление технологии формирования способности к автономно- му аудированию у студентов начального этапа обучения в языковом вузе. Данная технология основывается на принципах личностно ориентированного обучения и содержит методы, приемы и стратегии преподавателя для каждого из трех эта- пов обучения.Материалы и методыМатериалами для исследования и анализа явились результаты опытно-экс- периментального обучения (ОЭО), в котором приняли участие 53 студента 1-2 курсов Института иностранных языков МГПУ, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык (французский)» (квалификация (степень) бакалавр) и 035700 «Лингвистика» (ква- лификация (степень) бакалавр), профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации». Обучение проводилось преимущественно на аудиовизуальных аутентичных материалах сети Интернет, требующих от обучающегося знания язы- ка не ниже уровня В1. К теоретическим методам исследования относятся изуче- ние, анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по даннойтеме, систематизация полученной информации, теоретическое моделирование, прогнозирование хода и результатов исследования.Использовались эмпирические методы - изучение и анализ нормативных до- кументов по организации иноязычного профессионального образования, на- блюдение за деятельностью студентов и учебным процессом, изучение педагоги- ческого опыта. К числу психодиагностических методов относятся тестирование, анкетирование, опросы, опытно-экспериментальное обучение, методы анализа данных.РезультатыГипотеза о том, что обучение студентов аудированию на основе принципа ав- тономии согласно авторской технологии обеспечит повышение эффективности процесса восприятия и понимания иноязычной речи на слух и положительно повлияет на общий уровень владения иноязычным общением, подтверждена дан- ными четырех срезов ОЭО. Положительное влияние автономного аудирования на мотивационную составляющую в отношении к обучению аудированию (лич- ностный компонент) как значимому виду речевой деятельности в изучении ИЯ подтверждена данными анкет и бесед-опросов со студентами начального этапа обучения. Данные статистической и математической обработки результатов ОЭО показали состоятельность технологии формирования и развития САА, эффек- тивно влияющей на развитие аудитивной способности обучающихся.ОбсуждениеСистема принципов формирования и развития САА опирается на позиции личностно ориентированного обучения, нацеленного на продуктивную образо- вательную деятельность обучающегося и его активную личностную позицию. Свод дидактических принципов, сформулированных А.В. Хуторским [11. C. 97- 105], соотносится с целью формирования САА следующим образом:принцип личностного целеполагания обучающегося - учет самим студен- том (на основе осознания и самооценки) своих личных интересов и мотивов, и на этой основе постановка (формулировка) им самим учебно-коммуникативных целей в области аудирования;принцип выбора индивидуальной образовательной траектории - на осно- ве поставленных целей определение самим обучающимся организационно-тех- нологических мероприятий по их (целей) достижению в процессе саморазвития САА, обеспечение самоконтроля и оценки полученных результатов;принцип метапредметных основ образовательного процесса - привлечение и развитие студентом собственного жизненного, учебного, лингвокультурного опыта, необходимого для развития САА информации, связанной с иной языковой и концептуальной картинами мира;принцип продуктивности обучения - в ходе развития САА осознание и оценка студентом собственного прогресса (значимой позитивной динамики) в области овладения способностью к межкультурному общению как искомого про- дукта лингвистического образования;принцип первичности образовательной продукции обучающегося и вторич- ности изучения готовых известных результатов - приоритет САА при оценке студентом и преподавателем уровня сформированности умений восприятия и понимания аудиотекстов;принцип ситуативности обучения - создание и использование системы проблемных вариативных ситуаций иноязычного общения, в условиях которых требуется применение студентами стратегий автономного аудирования для при- нятия решений с позиций разнообразных точек зрения;принцип образовательной рефлексии - обеспечение осознания студентом результатов деятельности, предполагающего оценку положительного и анализ отрицательного опыта с выявлением причин неудачи и определением способов ее устранения.Технология формирования САА опирается на систему названных принципов и предполагает «совокупность наиболее рациональных способов научной орга- низации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств» [12. C. 345]. Каждый из этапов технологии представлен совокупностью методов и приемов обучения, т.е. способами организации деятельности студентов и преподавателя сообразно заданной целевой установке - формированию способности студентов к авто- номному аудированию.Основные методы обучения в предлагаемой технологии соотносятся с реестром продуктивных методов обучения, сформулированных И.Я. Лернером [13] и М.Н. Скаткиным [14]. Выбор исследовательского, эвристического методов и ме- тода проблемного изложения обусловлен активным характером учебно-познава- тельной и коммуникативной деятельности обучающихся.Первый этап - диагностика и мотивирование, - имеющий целью формиро- вание у обучающихся убеждения в важной роли аудирования для овладения ИЯ и необходимости самостоятельной (автономной) работы над совершенствовани- ем собственной аудитивной способности, базируется преимущественно на ис- следовательском методе обучения. Задачей исследовательского метода обучения является познание студентом собственных психических и личностных характе- ристик, а также определение таких базовых характеристик аудитивной способ- ности, как уровень кратковременной памяти, внимание, способность к распре- делению внимания, умение вероятностного прогнозирования. Студенты само- стоятельно находят приемы для самоанализа, оценки собственной аудитивной способности. Одновременно с этим исследовательский метод задает параметры для исследовательско-поисковой деятельности, направленной на самостоятель- ное выявление студентами источников аудиотекстов, анализ их достоверности и степени полезности для решения коммуникативных и иных задач учебно-позна- вательной деятельности.В рамках данного метода на первом этапе преподаватель проводит беседу о необходимости автономной учебной деятельности студента уже с 1 курса для успешного овладения ИЯ, связывая автономию и аудирование, выводя студентов на понимание и принятие идеи автономного аудирования. Студенты активно обсуждают общее понятие автономии и его отличие от понятия самостоятель-ности, высказываются о проявлении собственной автономии в учебном процес- се, констатируют недостаточность автономии или ее отсутствие, признают акту- альность идеи автономии при современном обучении и овладении ИЯ, приходят к пониманию важности автономного аудирования. Задачей преподавателя на данном этапе является проведение анкетирования с целью определения степени мотивации студентов как ключевого компонента в актуализации принципа ав- тономной деятельности при обучении ИЯ; преподаватель предлагает студентам самостоятельно пройти тесты Айзенка, Кеттелла для определения степени раз- вития собственных механизмов восприятия и понимания, свойств личности и характера. Обучающиеся проходят тесты Айзенка и Кеттелла, определяя соб- ственные интровертные/экстравертные особенности, а также проводят поиск в ресурсах Интернета и проходят различные тесты на объем слуховой/визуальной памяти, на выявление степени развития внимания, умения распределения вни- мания, на определение продолжительности поддержания внимания при слушании на ИЯ и т.п.По окончании этого этапа после суммирования и анализа полученных резуль- татов преподаватель предлагает студентам оценить работу своих механизмов ау- дирования с точки зрения успешности аудитивной способности, а также прово- дит коллективное обсуждение результатов анализа, направляя его в русло пони- мания необходимости развития аудитивной способности путем активизации автономной деятельности. Итоговым результатом данного этапа становится по- нимание обучающимися недостаточной степени развития собственных механиз- мов, обеспечивающих успешное аудирование и возможности их эффективного совершенствования при автономном аудировании, базирующемся на индивиду- альных особенностях личности.На втором этапе - информирования и ориентирования - используется пре- имущественно метод проблемного изложения, реализуя который преподаватель лишь обозначает проблему, а изучение материала, его анализ, оценка, переработ- ка и воспроизведение в том или ином виде осуществляются самими обучающи- мися. Особенности данного метода обусловлены тем, что понимание места и роли обучения автономному аудированию в овладении иноязычным общением долж- но исходить не от преподавателя, а от самих студентов, самостоятельно опреде- ляющих аудирование как вид сложной мыслительно-мнемической деятельности. Задача обучающего - организовать деятельность студентов для последующего обсуждения всем коллективом и формулировки выводов, соответствующих за- дачам формирования САА.Цель второго этапа - ознакомление обучающихся с психофизиологическими механизмами аудирования, теоретический анализ трудностей понимания текстов на ФЯ, определение стратегий по отбору аудиотекстов.На данном этапе преподаватель предлагает студентам изучить теоретический материал по обучению аудированию, механизмам, обеспечивающим его эффек- тивность. Проникнувшись идеей сложности функционирования процесса ауди- рования, обучающиеся признают необходимость развития речевого слуха и па- мяти, внимания, а также осознают роль умения вероятностного прогнозированиякак важного компонента успешного понимания, степень развития которого опре- деляется рядом параметров, в том числе и наличием богатого аудитивного опыта.Для определения трудностей понимания звучащей речи преподаватель реко- мендует прежде всего обратиться к учебникам и научным исследованиям, а так- же прослушать подобранные им материалы для формирования собственного списка трудностей, который выносится на коллективное обсуждение.На втором этапе преподаватель организует беседу-обсуждение возможных кри- териев для подборки аудиотекстов: наличие визуальной поддержки, привлека- тельность материала (определяется по названию), его продолжительность, каче- ство звука, отсутствие ненормативности, валидность интернет-источника отбора. Студенты анализируют важность данных критериев и добавляют собственные значимые критерии: степень развития собственной аудитивной способности; наличие свободного времени; наличие комментариев (или реферата) к аудиови- зуальному материалу; вид представления материала (репортаж, интервью и т.п.). В результате обсуждения основной тематикой для автономного аудирования об- учающимися обозначены собственные интересы и увлечения, затем актуальные и сенсационные события современной жизни, тематика учебника.Итогом данного этапа становится самостоятельная подборка каждым обуча- ющимся аудиоматериалов, их представление в группе с объяснением выбора те- матики, критериев отбора и возможных трудностей понимания. В группе обсуж- дается успешность/ неуспешность подборки.Третий этап - формирование и развитие индивидуальных аудитивных стра- тегий - основан преимущественно на эвристическом методе обучения, который предполагает формирование и формулирование самим студентом стратегий (ша- гов) для успешности осуществления аудирования на основе принципа автономии. На этом этапе преподаватель обеспечивает обучающимся регулярное обращение к самостоятельному (автономному) аудированию, сопровождающемуся выявле- нием стратегий успешного понимания текстов на ИЯ, предлагаемых учебником, с целью их возможного индивидуального использования, а также формирования и развития собственных стратегий аудирования.На данном этапе студентам предлагается, основываясь на заданиях по ауди- рованию базового учебника, а также учебника, пройденного в школе, или других учебных пособий, выявить основные стратегии, определяемые авторами для успешного восприятия и понимания речи на ИЯ. Итогом беседы-обсуждения с демонстрацией заданий учебных пособий для повышения эффективности стра- тегий аудирования является принятие решения о возможности их использования каждым из студентов при автономном аудировании как базы для формирования собственных аудитивных стратегий. В рамках данной беседы студенты, проана- лизировав свой собственный аудитивный опыт, представляют свои стратегии по пониманию звучащей речи на ИЯ.Ознакомление с тремя группами умений САА, выделенными в [15], препода- ватель сопровождает анкетированием студентов с целью определения исходного и итогового (по окончанию опытно-экспериментального обучения) уровня раз- вития данных умений.В рамках автономного аудирования студенты слушают с целью понимания и участия в коллективных работах группы (создание аудиоситографии по темам базового учебника, постоянный взаимообмен и обсуждение актуальных аудио- новостей), а также участвуют в обсуждениях просмотренных фильмов, материа- лов по отдельным темам и проблемам. Задачей каждого обучающегося на данном этапе является активное участие в беседах, обсуждениях, демонстрирующих вла- дение информацией прослушанных аудиоматериалов, ее интерпретация на за- нятиях. При этом между обучающимися происходит регулярный обмен мнени- ями по использованию эффективных стратегий для наиболее полного понимания материала. Следует отметить важность роли преподавателя на этом этапе и не- обходимость использования им стратегий побуждения студентов к самостоятель- ному прослушиванию, которые условно можно поделить на две подгруппы:стратегии постоянного действия, определяющие регулярные действия об- учающихся в области аудитивной деятельности (подборка аудиоматериалов для аудиотеки базового учебника; обсуждение художественных, документальных и мультипликационных фильмов на ИЯ; обмен аудиовизуальной информацией, обнаруженной студентами в сети Интернет, исходя из своих личных интересов и предпочтений);стратегии разового действия, обеспечивающие выполнение определенного задания в аудитивной деятельности обучающихся (обсуждение сенсационных событий и явлениях, вызывающих споры и неоднозначные толкования; актуаль- ные новости различных сфер жизни).ЗаключениеЭффективность технологии формирования и развития САА у студентов язы- кового вуза на начальном этапе обучения подтверждена результатами опытно- экспериментального обучения на базе ИИЯ МГПУ в 2012-2014 гг., в котором приняли участие 53 студента 1-2 курсов.Данная технология представлена тремя этапами, каждый из которых базиру- ется на определенных методах и приемах. Так, первый этап соотносится с иссле- довательским методом, реализуемым благодаря использованию таких приемов, как дискуссия, беседа, анкетирование, прохождение тестов, хронометрирование и анализ (самоанализ). Второй этап связан с методом проблемного изложения и приемами теоретического и практического обобщения, анализа, обобщения кол- лективного и индивидуального опыта. Третий этап базируется на эвристическом методе, воплощенном на практике при помощи таких приемов, как обсуждение- беседа, анализ (самоанализ), коррекция (самокоррекция).Формирование способности к автономному аудированию и ее развитие про- исходит в течение трех этапов по трем уровням, скорость прохождения которых будет разной для каждого обучающегося. Ключевым критерием для детализации уровней данной способности (низкого, среднего и высокого) выступила степень мотивации обучающегося. Способность к автономному аудированию представ- лена аффективным, личностным, инициирующим, инструментальным, когни- тивным, продуктивным, рефлексивным, целеполагающим компонентами. Вы-сокий уровень способности к автономному аудированию определяется количе- ством освоенных умений, а также успешностью их применения на практике.Высокий уровень сформированности САА способствует не только формиро- ванию положительного отношения к аудитивной деятельности на ИЯ и совер- шенствованию аудитивной способности студентов, но и развитию иноязычной коммуникативной компетенции в целом.

Svetlana Viktorovna Dudushkina

Institute of Forein Languages, Moscow State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: Sepia3@yandex.ru
2-оj Sel`skokhozajstvennyj projezd, d. 4, k. 1, Мoscow, Russia, 129225

PhD (Pedagogy), senior assistant professor of the French Language and Linguodidactics department, Institute of Foreign Languages

  • Trofimova I.D. Metodika formirovaniya strategiy avtonomnogo chteniya studentov yazikovogo vuza (nemesckiy yazik, I kurs) [Methods of forming the strategies of autonomous reading of students of language universities]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. Ulan­Ude, 2003. 222 p. (in Russ)
  • Apanovich Е.V. Metodika formirovania uchebnogo umeniya samostoyatel`no aktivizirovat` yazikovoy material: nachal`niy etap, yazikovoy vuz [Methods of forming the educational ability for autonomous activization of language material]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. Irkutsk, 2003. 189 p. (in Russ)
  • Bikkulova G.R. Metodika distanscionnogo formirovania kommunikativnoy kompetenscii studentov yestestvennix fakul`tetov universiteta (na material`e angliyskogo yazika) [Methods of distant forming the communicative competence of students of science faculty (on basic of English language)]: avtoref. diss. … kand. ped. nauk [Synopsis of Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. Saint­Petersburg, 2008. 21 p. (in Russ)
  • Tareva E.G. Konscepsciya razvitiya uchebno­poznavatel`noj samostoyatel`nostu studentov [The conception of educational autonomy development of students]. Irkutsk, 2003. 24 p. (in Russ)
  • Gavriluk O.V. Pedagogicheskiye usloviya formirovania gotovnosti buduchhego prepodavatel`a k professional`noj avtonomii [Pedagogic conditions of forming the readiness of future teacher for professional autonomy]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. Irkutsk, 2005. 133 p. (in Russ)
  • Tunina O.V. Metodicheskaya organizasciya obucheniya audirovaniyu v usloviyax individualizascii (nachal`nij uroven` kratkosrochnogo obucheniya anglijskomu yaziku po metodu aktivizascii vozmojnostej lichnosti i kollektiva) [Methodic organization of comprehension education in the conditions of individualization]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. М., 2004. 228 p. (in Russ)
  • Brjozovskaya K.M. Metodika obucheniya audirovaniyu pol`emicheskix tekstov studentov starshix rursov yazikovogo vuza [Methods of comprehension education of polemic texts of students of advanced level in language pedagogic universities]: diss. kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. М., 2003. 133 p. (in Russ)
  • Kironova M.S. Rechevedcheskiye osnovi audirovaniya uchebnix lekscij yazikovogo profil’a [Speech studies basis of comprehension of educational language lectures]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. Samara, 2002. 233 p. (in Russ)
  • Abramovskaya N.Yu. Viyavleniye trudnostej pri obuchenii audirovaniyu, obuslovlennix stilevoj prinadlejonost’yu zvuchachhix tekstov: na material`e angliyskogo yazika dl`a mladshix kursov yazikovogo vuza [The detecting of difficulties during the comprehension education based on stylistic tenancy of the texts: based on the English language material for junior language university students]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. М., 2000. 166 p. (in Russ)
  • Kolesnikova E.A. Obucheniye audirovaniyu s pis`mennoj fiksasciyej suchhestvennoj informascii studentov pervogo kursa yazikovogo pedagogicheskogo vuza (angliyskij yazik) vuza [The comprehension education with written fixation of essential information of junior pedagogic language university students]: diss. … kand. ped. nauk [Thesis for a Master’s Degree in Pedagogy]. М., 2009. 240 p. (in Russ)
  • Xutorskoj A.V. Sovremennaja didaktika [Contemporary didactics]. М.: Vyschaja chkola, 2007. 639 p. (in Russ)
  • Chhukin A.N. Lingvodidakticheskij enciklopedicheskij slovar` [Linguvodidactics encyclopaedic dictionary]. M.: Astrel: AST: Chranitel, 2008. 746 p. (in Russ)
  • Lerner I.Ya. Didakticheskiye osnovy formirovanija poznavatel`noj samostoyatel`nostu uchachhixsa pri izuchenii gumanitarnyx discipline [Didactcics`main forms of forming the independent work of students while studying humanitarian disciplines]: avtoref. diss. … d­ra ped. nauk [Synopsis of Thesis for a Doctor’s Degree in Pedagogy]. М., 1971. 38 p. (in Russ)
  • Skatkin M.N. Rukovodstvo samoobrazovaniem chkol`nikov: iz opyta raboty [The direction for schoolboy’s autoeducation]. M.: Prosvechhtnije, 1983. 143 p. (in Russ)
  • Dudushkina S.V. Integral`nyje sostavlajushhije sposobnosti к avtonomnomu audirovaniu studentov, izutchajuchhyx inostrannyj yazyk [The integral components of ability for autonomous listening of students studying a foreign language]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Cherepovets state university]. Cherepovets, 2014. No. 8. Pp. 112—115. (in Russ)

Views

Abstract - 140

PDF (Russian) - 77

PlumX


Copyright (c) 2017 Dudushkina S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.