BUSINESS COMMUNICATION CULTURE AS AN IMPORTANT FACTOR OF SPECIALISTS PROFESSIONAL FORMATION

Abstract


The article is devoted to a culture of business communication in a technical college (in a foreign language). The role and importance of business communication for the professional activity of future engineers are noted. The experience of the educational program implementation on the subject “Business Foreign Language” is given. The article deals with three sections in the professional field of communication: the basics of business correspondence, the basics of business communication, business meetings; international cooperation in special field. The importance of ethics in business communication as well as in everyday life is stressed. A wide range of genre varieties of written and verbal communication is shown in the chapter of professional communication. Competences acquired through the study of this discipline are considered.

В эпоху формирования нового информационного пространства способность к эффективному обмену информацией является важнейшей характеристикой специалиста. Деловое общение является самым массовым видом общения людей в социуме. Без него не обойтись в сфере экономических, коммерческих, произ- водственных, административных отношений. В настоящее время отмечаются некоторые тенденции в изменении роли, содержания и качества делового обще- ния. Этому способствуют следующие факторы: а) значительно усиливается роль делового и межличностного общения как в нашей стране, так и за рубежом в виду расширения контактов между людьми, особенно в сфере международных отно- шений; б) в связи с развитием электронных коммуникационных систем и вирту- альной организации труда происходит заметное ослабление роли непосредствен- ного общения; в) социально-экономическое и политическое расслоение совре- менного российского общества оказывает существенное влияние на характер общения.В современных условиях моральный износ профессиональных знаний проис- ходит чрезвычайно быстро, поэтому особенно остро встал вопрос о необходимо-сти формирования качеств, способствующих социальной мобильности, конку- рентоспособности. Современный инженер кроме профессиональных знаний и умений должен уметь строить взаимоотношения с деловыми партнерами. Для профессиональной деятельности культура делового общения имеет особое зна- чение, так как содержание профессий, получаемых в стенах нашего вуза, связано с потребностями людей в совместной деятельности, предполагающей установле- ние и развитие контактов, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, объективного восприятия и понимания другого человека. Уме- ние успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловой документ и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью про- фессиональной культуры инженера [8]. Поэтому с особой остротой сегодня ста- вится вопрос о формировании культуры делового общения будущих инженеров. В этой связи в ВИТИ НИЯУ МИФИ на кафедре иностранных языков разрабо- тана учебная программа по дисциплине «Деловой иностранный язык», которая помогает студентам овладеть наукой деловых отношений, учит устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоре- чия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посред- ника, обращать свою деятельность во благо других людей, а также своей работы, своего дела. В этом отношении учебная дисциплина «Деловой иностранный язык» в техническом вузе обладает огромным образовательным потенциалом, который нужно эффективно использовать.Опыт реализации рабочей программыСогласно данной программе целью учебной дисциплины является развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, чтения и аудирования) в контексте делового общения. Знания, полученные при изучении дисциплины, и сформированные навыки помогут студентам при изучении других дисциплин базовой части программы: культуры безопасности, экологии, менеджмента и мар- кетинга, защиты интеллектуальной собственности, в научно-исследовательской работе и дипломном проектировании, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.В процессе изучения дисциплины студент должен освоить такие аспекты де- лового общения, как телефонные переговоры, организация презентаций, плани- рование и проведение встреч, переговоров и совещаний, деловая переписка, со- ставление факсов, запросов, резюме. Изучаемая дисциплина должна дать студен- там основные представления о деловом этикете и правилах поведения в различных ситуациях (на собеседовании при устройстве на работу, на переговорах, во время выступления перед аудиторией).В процессе освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного вза- имодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимать со- циальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.В результате изучения дисциплины студент должен знать общепринятые фор- мы делового письма и резюме; структуру делового письма; культурные традицииделового общения в англоязычных странах; уметь правильно составлять деловые письма; грамотно и корректно вести деловую переписку; работать с источниками информации (текущей прессой, письмами, телеграммами, рекламными проспек- тами); общаться по телефону; устраивать деловые встречи, презентации; владеть профессиональными основами речевой коммуникации, лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию делового общения; навыками работы с деловой корреспонденцией (письмо, факс, телекс, электрон- ная почта, запрос, заказ и другие).Для выполнения данных задач студент использует целый ряд компетенций, являющихся результатом его предыдущего жизненного опыта: все виды компе- тенций помогают человеку так или иначе развить у себя умение общаться и, сле- довательно, могут рассматриваться как составляющие коммуникативной компе- тенции.Структура дисциплины «Деловой иностранный язык»На изучение дисциплины отводится 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы. Структура дисциплины представлена тремя разделами в профессиональной сфере общения:основы деловой переписки;основы делового общения;деловые встречи; международное сотрудничество в отрасли. Первый раздел состоит из шести практических занятий:официальное и неофициальное общение. Цели и функции общения. Пра- вила речевого этикета;ролевое поведение личности в обществе. Составление визитной карточки;виды писем. Структура письма. Содержание и стиль письма;общие требования при оформлении делового письма. Деловая переписка;современные виды деловой переписки: телефакс и электронная почта;переписка, связанная с поездками, размещением в гостинице и заказом билетов.На эффективность общения влияет выбор языковых средств общения. При этом необходимо ориентироваться на собеседника, ситуацию, официальность / неофициальность обстановки. Официальное общение ведется в официальных, т.е. в формальных коммуникативных ситуациях - начальник и подчиненный, коллега - коллега, продавец - покупатель, клиент - слушатель, учащийся - преподаватель, гражданин - представитель власти и т.д. В официальном общении роли участников достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюдение все- ми участниками официального социального статуса друг друга.Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, не соблюдая многие официальные нормы. Образованный носитель языка должен уметь менять рече- вые роли, использовать в соответствии с ними разнообразные выразительные средства. Для этого необходимы навыки рефлексивной языковой деятельности, понимание положительных и негативных процессов, характеризующих совре-менную, прежде всего русскую речь [5]. Но, к сожалению, русский язык и куль- тура речи в учебных планах является дисциплиной по выбору и, по нашему мне- нию, ей уделяется недостаточное внимание. Поэтому для решения задачи фор- мирования такой компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач меж- личностного и межкультурного взаимодействия мы ввели в первом разделе обя- зательным пунктом деловую переписку и правила речевого этикета.Являясь необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отно- шений с другими людьми, деловое общение не может быть эффективным без вечных и главных регуляторов этих отношений - этических норм. Этика дело- вого общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни, позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими. Использова- ние этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстанов- ку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с соци- альными ролями его участников. Навыки успешного делового общения и пони- мание особенностей личности собеседника, его интересов следует считать опре- деляющим фактором в процессе ведения деловых встреч [6].Также неотъемлемой частью деловой культуры специалиста является его внеш- ний облик и поведение. Как известно, первое впечатление о человеке складыва- ется на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться, поэтому со- блюдение деловым человеком норм делового этикета в отношении своей внеш- ности и поведения в офисе, за столом переговоров, в ресторане значительно повышает эффективность делового взаимодействия. В рамках преподавания дис- циплины «Деловой иностранный язык» мы считаем необходимым знакомить студентов с нормами и правилами делового этикета, формировать представление о принципах соблюдения дресс-кода, а также предоставлять отдельные сведения о светском этикете.В современном мире невозможно представить общение без Интернета. Рабо- та в Интернете способствует формированию прежде всего письменного компо- нента культуры делового общения: совершенствуются навыки деловой переписки, нормативного ведения и оформления документации, приемов установления пер- вого контакта, его закрепления, нахождения общих проблем, аргументации, до- казательности, литературно правильного построения высказываний, что под- тверждает эффективность формирования культуры делового общения [10].С широким диапазоном жанровых разновидностей письменного и устного общения студенты знакомятся во втором разделе профессиональной сферы обще- ния. Этот раздел посвящен основам делового общения, в котором студенты учат- ся составлять резюме; устраиваться на работу; составлять и оформлять сопрово- дительные письма; изучают виды телефонных переговоров; деловое общение по телефону; готовятся к деловой поездке; встрече делегаций. Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми ви- дами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отно- шения - контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутству- ющих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогическиеотношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п. Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного обще- ния, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах - устной и письменной.В последние годы уровень культуры делового общения выступает как критерий качества образования. Одним из критериев отбора, предъявляемых процвета- ющими компаниями к претендентам на вакантную должность (наряду с компью- терной грамотностью, владением несколькими иностранными языками), явля- ется знание основ психологии, умение общаться, вести деловые переговоры. Специфика современной кадровой политики такова, что работодатель заинтере- сован в компетентном в данном отношении претенденте по сравнению с тем, которого еще только предстоит обучать навыкам самопрезентации, ведения пере- говоров, разрешения конфликтов и многому другому. Как отмечает ряд исследо- вателей, работодатели о качестве услуг вуза судят не только по уровню профес- сиональных знаний, умений и навыков будущих выпускников, но и по уровню их культуры делового общения [4; 9].Культура делового общения юношей и девушек, покидающих стены своей alma matеr, - это своеобразный символический капитал образовательного учреждения, закладывающий основы его деловой репутации и престижа. Имидж вуза и имидж выпускника тесно связаны между собой. Чем престижнее вуз, тем выше рейтинг его выпускников на рынке труда, тем проще им устроиться на работу по специ- альности. Однако есть и обратная связь - положительный имидж выпускников вуза, особенно в глазах работодателей, усиливает его позиции на рынке образо- вательных услуг, формируется позитивное мнение об alma mater, где данный сту- дент в свое время прошел подготовку. В рамках дисциплины «Деловой иностран- ный язык» в третьем разделе программы студенты узнают, как размещаться в гостинице, проводить деловые встречи, интервью с коллегой, деловые перегово- ры; изучают виды презентаций и публичные выступления, сферы деятельности специалистов в профессиональной области, а также делать доклад на научной конференции.В процессе изучения дисциплины путем целенаправленных практических за- нятий развивается коммуникативная компетентность - это целый комплекс зна- ний, навыков, умений, таких как умение вступать в контакт; задавать вопросы; вести Small Talk; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложе- ний; умение услышать и понять интенции партнера; умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; умение передать партнеру, что его ус- лышали и поняли; умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др. [7].Образовательные технологии в реализации программыПри реализации программы дисциплины «Деловой иностранный язык» ис- пользуются различные образовательные технологии: проблемное обучение, раз- вивающее обучение, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуника- ционные технологии, индивидуальный и дифференцированный подход. Прак-тические занятия проводятся в виде дискуссий, презентаций, проектов, деловых и ролевых игр.Деловая и/или ролевая игра предполагает совместную деятельность группы обучающихся и преподавателя под руководством преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделиро- вания реальной проблемной ситуации. Она позволяет оценивать умение анали- зировать и решать типичные профессиональные задачи.Учебная деловая игра, как и любая игра, предполагает наличие ролей, ситуа- ций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Од- нако наряду с перечисленными игровыми элементами деловая игра обладает ин- дивидуальными чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой:моделирование приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитирова- нием их);поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предше- ствующего этапа влияет на ход последующего;наличие конфликтных ситуаций;обязательная совместная деятельность участников игры;описание объекта игрового имитационного моделирования;контроль игрового времени; ж) система оценки хода и результатов игры;правила, регулирующие ход игры; элементы соревнования. Действие в де- ловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых [1].Система оценок деловой игры может быть групповой и индивидуальной, по- этапной и конечной. Специалисты выделяют следующие критерии оценки игро- вых действий: профессиональная компетентность участников; эффективность совместной деятельности и соответствующего ей иноязычного общения; сфор- мированность выявленных в игре профессиональных и иноязычных речевых на- выков и умений; «технологичность игры», т.е. выявление в игре степени владения участниками различными способами и приемами решения профессиональных и собственно речевых задач; полнота и качество исполнения ролевого репертуара и ролевых предписаний (функций, задач);- реализация эвристического (творче- ского) подхода к решению задач; сформированность профессионального мыш- ления; уровень самообразования; культура профессионального поведения и обще- ния.При оценивании игровых действий учитываются отсутствие или наличие оши- бок, их характер, наличие затруднений в реализации сугубо профессиональных или речевых действий, показатели времени, затрачиваемого на выполнение игро- вых действий, вариативность принимаемых решений. Обязательными для дело- вой игры является развернутое и аргументированное обсуждение хода и резуль- татов.Еще одной формой проведения занятий, позволяющей интенсифицировать обучение в условиях ограниченного количества аудиторных занятий, является метод проектов. По мнению исследователей, метод проектов способствует фор- мированию страноведческих, культурологических знаний; коммуникативныхкомпетенций. Разработка проектов позволяет активно применять знания и уме- ния студентов. Метод направлен на профессиональный интерес обучающихся.Проектная деятельность - это организация познавательной деятельности сту- дентов с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется сту- дентами или их группой под руководством преподавателя. Самостоятельная ра- бота студентов подразумевает под собой проработку изученного материала с ис- пользованием рекомендуемой литературы, электронных ресурсов для подготов- ки к занятиям, тестам, контрольным заданиям, а также выполнение индивидуального домашнего задания.Процесс овладения иностранным языком невозможно представить без само- стоятельной работы с дополнительной литературой и словарями. Самостоятель- ная работа является значимым компонентом процесса обучения иностранному языку, но ее эффективность напрямую зависит от умения студентов работать с литературой, компьютером и Интернетом.Активное использование самостоятельной работы в процессе обучения спо- собствует развитию творческого мышления, навыков повышения уровня общей и профессиональной образованности и саморазвития. В курсе иностранного язы- ка в вузе важно не только приобрести необходимые в будущем знания, но и быть в состоянии в дальнейшем самостоятельно работать с языком, что дает возмож- ность повысить уровень образования и самореализации в профессиональной сфере деятельности [2].Итоговый контрольПри проведении практических занятий и итогового контроля предусмотрен индивидуальный подход, позволяющий объективно оценить уровень знаний, умений и навыков студентов. В рамках данной Программы используется кредит- но-модульная система контроля. При кредитно-модульном контроле итоговая оценка складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому разделу. Бонусные баллы ставятся для стимулирования систематиче- ской и активной работы студентов: 1) за выполнение дополнительных заданий или заданий повышенного уровня сложности, за своевременную сдачу контроль- ных заданий, отношение к учебной деятельности (0-3 балла); 2) за регулярную посещаемость занятий (0-4); 3) за активную работу на занятиях (0-3). Сумма набранных баллов позволяет не только определить оценку студента по учебной дисциплине, но и его рейтинг в группе среди других студентов курса.Данная система предполагает:систематичность контрольных срезов на протяжении всего курса в течение семестра, выделенного на изучение данной дисциплины по учебному плану;обязательную отчетность каждого студента за освоение каждого учебного раздела/темы в срок, предусмотренный учебным планом и графиком освоения учебной дисциплины по семестрам и месяцам;регулярность работы каждого студента, формирование должного уровня учебной дисциплины, ответственности и системности в работе;обеспечение быстрой обратной связи между студентами и преподавателем, учебной частью, что позволяет корректировать успешность учебно-познаватель- ной деятельности каждого студента и способствовать повышению качества об- учения;ответственность преподавателя за мониторинг учебной деятельности каж- дого студента на протяжении курса.Система обучения студентов, введенная в последние годы в нашем вузе, не- сомненно, имеет свое положительное значение. Система заставляет ритмично работать; развивает ответственность в учебе; повышает степень объективности при оценке уровня знаний; улучшает качество знаний и умений; развивает на- выки самостоятельной учебной деятельности, самостоятельность мышления, способствует развитию творчества [1].В заключение следует подчеркнуть, что деловое общение всегда имеет целевую направленность - установление условий сотрудничества, достижений деловой договоренности между заинтересованными сторонами. Это общение, обеспечи- вающее успех общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способству- ет установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению. Разработанная программа дисциплины «Деловой иностранный язык» успешно помогает реализовать поставленные цели.

L V Zakharova

National Research Nuclear University «MEPhI»

Lenin str., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia, 347360

L A Gunina

National Research Nuclear University «MEPhI»

Lenin str., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia, 347360

Views

Abstract - 272

PDF (Russian) - 208


Copyright (c) 2016 Захарова Л.В., Гунина Л.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.