ASSESSMENT ACTIVITIES AS MEANS OF COGNITIVE AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY’S POTENTIAL

Abstract


The article is devoted to the leading role of cognitive-communicative approach in the foreign language learning process. This role is based on the statement that the process of speech productionactivates the knowledge stored in the human cognitive system. Analyzing the involvement of students in the assessment activities viewing as one of the cognitive synthesis forms “thought - speech - language form”, we consider the human potential to transform their own activity in the subject of practical transformation of its internal capabilities applied to the study of a foreign language.

Когнитивно-коммуникативный личностно ориентированный подход являетcя на сегодняшний день ведущим в отечественной методике обучения иностранным языкам. Реализация данного подхода - это путь к достижению основной цели языкового образования - формированию поликультурной многоязычной лич- ности, способной к межкультурному общению.Специфической особенностью современного этапа развития вузовского об- разования является новый взгляд на социальные роли его участников. Функцией обучаемого становится не только «потребление» интеллектуальной и духовной культуры, но и обогащение ее самим фактом своего творческого развития в раз- нообразных формах индивидуальной и совместной с преподавателем и коллега- ми по учебе деятельности.Ключ к пониманию природы личности заложен не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри ко- торой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь [1]. Кон- трольно-измерительная деятельность (КИД) как средство развития познаватель- ных и коммуникативных резервов личности, ее способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению представляет собой определенный вид деятель- ности. Подобно другим видам деятельности КИД характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером. Основополагающие признаки КИД восходят к гуманистической философии, провозгласившей лич- ность высшей ценностью [9].Для определения КИД, ее содержания, структуры, места и роли в образова- тельном процессе целесообразно рассматривать данный вид деятельности в не- скольких аспектах. КИД - это одна из форм познавательного синтеза «мысль - речь - языковая форма»; способность человека управлять своими действиями, а именно превращать собственную активность в предмет практического преоб- разования своих внутренних возможностей применительно к изучению иностран- ного языка.КИД как базовое понятие теории и методики лингвистического образования представляет собой динамический процесс практического воздействия субъекта обучения на преобразованную в форму внутреннего когнитивного процесса опе- рациональную деятельность [4] применительно к объекту профессионального труда, а также на результат этого воздействия в виде знаний и умений. КИД - это системно-структурное качество или интегративная личностная характеристика субъекта образовательного процесса, т.е. инструментальная компетенция, а имен- но: 1) способность и готовность проводить научное исследование и оценивать его результаты; 2) способность анализировать, синтезировать и критически резюми- ровать информацию; 3) способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполнений работы. При этом контрольно-измерительная деятель- ность, как и познавательный процесс в целом, детерминируется развитием куль- туры, в том числе культуры общения: системным плюрализмом, нелинейным типом связей в современной культуре, культурообусловленностью образования.Успешность индивида в контрольно-измерительной деятельности обусловли- вается переходом с уровня воспроизводства готовых знаний на уровень овладения в процессе творческой самореализации. Фактор времени, характеризующийся информационным ускорением, обусловливает изменение процессов самореали- зации и самоутверждения личности в параметрах ее социокультурной деятель- ности, ускорения смены приобретаемых знаний и умений на новые. Фактор ро- ста культурного релятивизма [5] предполагает актуализацию познавательного синтеза как способа постижения единства языка и мира на основе принципов целостности и автономии, плюрализма и критического гуманизма, интеграции и дифференциации, эклектизма и диалога культур, самоорганизации сложных систем, каковой является и контрольно-измерительная деятельность. Компонен- ты контрольно-измерительной деятельности:познавательные стили обучающихся как их индивидуальные предпочтения определенных способов обработки информации, обусловленные индивидуаль- ными особенностями познавательной деятельности;коммуникативная компетенция как смыслопоисковая деятельность [6; 7]. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к когнитивно-комму- никативному обучению, когда проблема изучения языка рассматривается не толь- ко как обучение лингвистическим знаниям, но и как обучение знаниям о мире [2; 3; 10]. В процессе порождения речи активизируются знания, хранящиеся в когнитивной системе человека. Структурно-функциональное наполнение ког- нитивного компонента состоит в деятельностных знаниях (компетенциях межъ- языкового образования и межкультурного общения); в знаниях о способах и при- емах конкретной деятельности; оценивании степени достижения планируемыхрезультатов (контроль и самоконтроль). Коммуникативный компонент контроль- но-измерительной деятельности лингвиста определяется как самореализация сущностных характеристик личности во взаимодействии с другими субъектами общения. Регулятивный компонент представляет собой взаимодействие субъек- та с внешней средой, по сути, это обращение к культуре общества (ценности, образцы, нормативы).Признание единства когнитивного и коммуникативного основывается на един- стве двух основных функций человеческого языка - познавательной (умение строить грамматически и семантически корректные фразы, что отражает резуль- тат когнитивного процесса овладения языком) и коммуникативной (умение ис- пользовать знания и навыки в целях коммуникации, для решения коммуника- тивно-познавательных задач).Утверждается приоритет когнитивного: память, внимание, мышление, вооб- ражение, активизирующие КИД, обеспечивают функционирование компонентов языковой системы в речевой деятельности субъектов общения. Соответственно, контрольно-измерительная деятельность представляет собой взаимодействие когнитивного и коммуникативного потенциала личности. Следовательно, все задания контрольно-измерительного характера - это функционально скоорди- нированные мысле-рече-языковые действия, обеспечивающие усвоение языко- вых норм и обобщенных способов действия. Рассмотрим место КИД в процессе познания и коммуникации. В когнитивно-коммуникативный аспект КИД субъ- екта входят следующие составляющие (рис. 1):познавательный процесс;сам субъект;когнитивный компонент;коммуникативный компонент;иностранный язык.Рис. 1. Место КИД в процессе познания и коммуникацииОбучение контрольно-измерительной деятельности, как формирующий про- цесс развития личности, способствует развитию вербальной, коммуникативной, когнитивной сфер деятельности; формированию полноценного интеллекта на базе развитой знаковой системы иностранного языка; пониманию того, как функ- ционирует та или иная знаковая система, т.е. языковая система в речи.Субъект иноязычного образования - личность, осуществляющая преобразо- вание предметной и социокультурной составляющих обучения посредством сра- зу нескольких языков. Применительно к КИД сущность субъектности состоит в способности планировать и проводить научно-поисковую деятельность, оформ- лять результаты поиска в области теории и практики иностранных языков, во владении культурой мышления, в способности к обобщению, анализу, постанов- ке цели и выбору путей ее достижения. Языковая личность с позиции КИД вы- ражает себя во взаимообусловленности лингвистической и коммуникативной компетенций. С одной стороны, это умение проводить лингвистический анализ речевых произведений с учетом специфики национально-культурологических характеристик, с другой - умение идентифицировать и продуцировать различные типы измерительных материалов с учетом коммуникативных функций языково- го материала. Следствием изложенных характеристик субъекта как языковой лич- ности является инструментальная компетенция обучаемого, предполагающая самореализацию (способов и средств контроля знаний и умений) и самовыраже- ние - творческое использование практических знаний для решения практических задач контроля.Из множества функций профессиональный деятельности лингвиста (комму- никативная, языкового и культурного посредничества, социокультурная, инфор- мационного обеспечения, креативная, прагматическая) нами выделены три функ- ции, представляющие, на наш взгляд, прямое отношение к КИД: коммуникатив- ная (способ самореализации сущностных сил личности), когнитивная (когнитивные процессы восприятия, память, мышление и языковые средства его выражения) и регулятивная (эмоционально-деятельностная, волевые процессы) как способ саморегуляции.Роль КИД состоит в обеспечении взаимодействия коммуникативной, когни- тивной и регулятивной функций контрольно-измерительной деятельности (рис. 2).Определена группа функций КИД будущего лингвиста-профессионала. К чис- лу основных мы отнесли [7; 8]:налаживание систематического контроля знаний;индивидуализация усвоения знаний за счет различных видов самостоятель- ной работы;предоставление большего времени на творческую деятельность;увеличение степени дифференциации культурологических и коммуника- тивных ситуаций;усиление ролевых позиций ценностно-рефлексивной деятельности по от- ношению к иной культуре.Понимание сущности КИД определяется как непосредственный результат воздействия: на становление и развитие средствами контроля таких качеств язы-ковой личности, как пластичность, способность к саморазвитию, умение сочетать родную культуру с культурой других народов (когнитивный компонент); на субъ- ектов общения (коммуникативный компонент).Рис. 2. Функции контрольно-измерительной деятельностиСодержанием обучения лингвиста-профессионала в аспекте КИД становится также систематизация форм контроля, взаимодействия когнитивных и комму- никативных умений:составлять план, предвосхищать достижение цели;подбирать и систематизировать контрольно-измерительные материалы;регулировать соотносительность смыслового содержания, языковой формы и стилистической оформленности речевых произведений;прогнозировать и корректировать выбор решений.Тем самым когнитивный и регулятивный компоненты КИД определяют диа- гностическую, прогностическую и стабилизирующую функции контроля.Для реализации когнитивно-коммуникативного подхода в обучении КИД сту- дентов-лингвистов нами сформулированы следующие методические принципы [6-8]:принцип опоры на взаимосвязь когнитивного и коммуникативного потен- циала личности;принцип восполняющего обучения и коррекции познавательного речевого опыта;принцип структурирования формы контроля в зависимости от содержания языкового материала (лексического, грамматического, текстового);принцип стратегии выбора формы контроля в аспекте культурообоснован- ного образования.Таким образом, контрольно-измерительная деятельность служит: 1) обогаще- нию студентов опытом своей будущей профессии; 2) достижению вершин («акме») в развитии своей личности в процессе профессиональной деятельности; 3) пере- ключению с одной позиции контрольно-измерительной деятельности на другие;4) творческому самопроектированию себя как личности-профессионала. Стано- вясь субъектом контрольно-измерительной деятельности, студент получает воз- можность взаимодействовать в нескольких знаковых системах, т.е. в области не- скольких языков. Реализация гуманистических идей в теории и практике обуче- ния иностранным языкам предполагает признание индивидуальности обучающихся, организацию межличностного сотрудничества, повышение личной ответственности, формирование у студентов критического мышления в учебной и контрольно-измерительной деятельности.Формирование контрольно-измерительной компетенции на основе когнитив- но-коммуникативного подхода рассматривается как специальная цель обучения иностранному языку в вузе. Умение создавать и грамотно оформлять измеритель- ные материалы своей умственной и коммуникативной деятельности в процессе изучения иностранного языка - важное условие развития личности будущего лингвиста, способностей согласования средств языка и механизмов речи.При обучении контрольно-измерительной деятельности осуществляется ов- ладение студентами-лингвистами целостной совокупностью современных под- ходов, принципов и методов осуществления такой деятельности, исследователь- ско-развивающим инструментарием и процедурами его использования. Ведущим подходом к контрольно-измерительной деятельности является когнитивно-ком- муникативный подход. Соответственно, когнитивность - это процессуальность действия и наличие внутренних механизмов, обеспечивающих осуществление контроля с точки зрения постановки цели, готовности к выбору решения постав- ленной задачи и сознательной его корректировки. Коммуникативность в нашем исследовании понимается как сложная мыслительная деятельность «языкополь- зования», обеспечивающая развитие языкового сознания до чувства уверенности или осознания точности выражения мысли.Контрольно-измерительная деятельность является неотъемлемым структур- ным и функционально значимым компонентом речевой деятельности, в том чис- ле и на иностранном языке. Взаимодействие его когнитивных и коммуникатив- ных характеристик проявляет себя в связях языковой формы, норм ее употребле- ния в речи, действий внутренней речи и ее механизмов (выбора и самоконтроля), а также обусловлено психофизиологическими состояниями мышления, памяти, воображения и внимания субъекта деятельности.Основным методическим принципом, реализующим когнитивно-коммуни- кативный подход к обучению контрольно-измерительной деятельности, в нашем понимании является принцип интеграции разнородных, но взаимосвязанных методов исследовательско-развивающего инструментария и процедур его ис- пользования в единое дидактическое целое.Проектирование студентами моделей, алгоритмов тестовых заданий, ориен- тированных на формирование самоконтроля, обеспечивается структурировани-ем дидактического материала в виде определенных модулей лингвистического языкового и коммуникативного содержания. Овладение содержательной и опе- рационной сторонами контрольно-измерительной деятельности осуществляется на основе индивидуальных предпочтений, притязаний, саморегуляции и пове- дения конкретного студента.

A V Matienko

North-West Institute of ManagementRussian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Central Ave., 33, p/b-83, St. Petersburg, Russia, 199004

Views

Abstract - 935

PDF (Russian) - 176


Copyright (c) 2016 Матиенко А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.