The training of production personnel at industrial enterprises of Ulyanovsk region during the Great Patriotic War

Cover Page

Abstract


On the basis of previously unstudied archival documents this article reveals the multifaceted and multidimensional activities which the country’s top leadership as well as the leaders of the Middle Volga (Samara) region and Ulyanovsk district (from 1943 renamed Ulyanovsk region) unfolded for mobilizing work force for the military industry of Ulyanovsk region. In the shortest possible time, just within one year, under conditions of shortage in housing, production areas, raw materials, and skilled personnel, they managed not only to redirect practically all industrial enterprises in the city of Ulyanovsk and the Ulyanovsk district towards the war eff ort, but also to integrate several dozens of evacuated enterprises, to provide them with production areas, and to accommodate thousands of employees as well as their family members. By the summer of 1942, all these enterprises had started to work at full capacity; they considerably increased deliveries of all things needed at the front, thus making a considerable contribution to ensuring a radical change in the course of the war in 1943. The authors conclude that this success resulted from the eff ective work of central and local authorities, as well as of the directorates of the defense enterprises, in the fi eld of training of highly skilled specialists. New vocational schools were set up, in addition to technical schools and production classes at general schools. Moreover, successful measures were taken to motivate the youth for highly productive work. The authors emphasize that the heads of the enterprises organized eff ective training directly at the workplaces. The work with production staff was accompanied by well-organized ideological and educational work at the enterprises which in due time allowed to prevent provocations aimed at disrupting the military production in this critical period of the war. In particular, the article points to the successful management of the textile industry and cloth factories for increasing labor productivity and establishing labor discipline in teams.


Введение Наиболее опасным историческим вызовом, с которым пришлось столкнуться нашей стране, было военно-экономическое противоборство с гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны. В непростых условиях современности этот опыт особо ценен, так как позволяет изучить политические, организационные, социальные механизмы, обеспечившие устойчивую работу всего регионального военно-промышленного комплекса. Немаловажную роль в военноэкономической победе СССР над Германией сыграла эффективная кадровая политика, позволившая решить сложнейшие производственные задачи. В данной статье на конкретных примерах жизни важнейшего для страны в социально-экономическом плане региона - Ульяновского округа (с 1943 г. - Ульяновской области) анализируется деятельность центральных и местных административных и партийных руководителей по решению важнейших кадровых вопросов, что явилось неоспоримым залогом устойчивой работы местного оборонно-промышленного комплекса. Общеизвестно, что без успешной работы высококвалифицированного производственного персонала - рабочих, служащих, инженерно-технических работников - невозможно было решить сложнейшие организационные, технические проблемы в соревновании с таким сильным и технологически подготовленным противником, как нацистская Германия. Анализ протекавших в Ульяновском округе (области) процессов в военнопромышленном производстве важен не только для выявления общих для Средневолжского региона и всей экономики сраны закономерностей, но и для объективного изучения региональной специфики, потребовавшей в годы войны нестандартных технических решений и особых механизмов по реализации мер общесоюзного значения. Реалии начального периода Великой Отечественной войны сложились таким образом, что Ульяновскому округу, как и соседним областям, пришлось принимать две волны эвакуированных предприятий: одну - в июле - октябре 1941 г., другую - в июне - сентябре 1942 г. Руководство округа в срочном порядке решало задачи по поиску новых площадей для размещения эвакуированных предприятий, обеспечению их рабочей силой, сырьем, дополнительными источниками электроэнергии, организации доставки на фронт готовой продукции. Исключительно сложной задачей оказалась работа по перестройке предприятий на выпуск военной продукции, срочному решению жизненно важных вопросов, связанных с повышением производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции, что было особенно значимо в условиях войны. Только всестороннее изучение этого опыта поможет выработать объективное представление об истории деятельности военно-промышленного комплекса СССР в годы Великой Отечественной войны. Работа регионального оборонно-промышленного комплекса в 1941-1945 гг. обычно рассматривалась в контексте более широкой проблематики организации работы тыла как вторичного фактора по сравнению с организацией боевых действий на фронтах. При этом в советской историографии упор делался исключительно на трудовом подъеме и героизме работников промышленности, в то время как негативные примеры военно-мобилизационных мероприятий на местах нередко оставались вне рамок научных разработок. Одновременно исследование социальной политики государства в чрезвычайных условиях войны, опыта решения кадровых вопросов важно еще и потому, что позволяет глубже понять влияние условий военного времени на общественные настроения и образ жизни остававшихся в тылу граждан. Авторы ставят своей целью показать основные направления кадровой производственной политики Ульяновского округа (Ульяновской области) и связанные с ее реализацией социальные процессы в оборонной промышленности в годы войны. Разработка проблем кадровой промышленной политики в годы Великой Отечественной войны опирается на значительную источниковую базу, созданную предшествующими поколениями исследователей. При написании статьи были использованы материалы как центральных, так и местных архивов, в том числе выявленные в Государственном архиве Российской Федерации данные о численности занятых на промышленных предприятиях в целом в СССР, а также сведения по движению рабочей силы по прифронтовым республикам и областям. В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в материалах фонда военной прокуратуры Ульяновского гарнизона объектом внимания авторов стали материалы по расследованию дел, связанных с фактами антигосударственной пропаганды и агитации на военных предприятиях, организованных вражескими агентами влияния и сочувствующими им лицами. Использовались также выявленные в Центральном архиве ФСБ материалы, касающиеся работы Управления трудовых резервов СССР и укомплектования кадрами ремесленных училищ и школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В ходе отработки материалов Российского государственного архива социальнополитической истории объектом нашего внимания стали данные, свидетельствующие о борьбе с трудовым дезертирством и уклонением от работы по трудовым мобилизациям жителей изучаемого региона. При работе с материалами Государственного архива новейшей истории Ульяновской области были использованы делопроизводственные документы областного и городских комитетов ВКП(б), протоколы заседаний заводских парткомов, отчетная документация о проведенных ревизиях, статистические донесения, материалы персональных партийных дел и т.п. При написании статьи использовались также сборники нормативно-распорядительных документов[473]. В этой связи следует особо отметить вышедший в 1944 г. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Отечественной войны, в котором представлены документы, связанные с обеспечением предприятий рабочей силой, подготовкой кадров и организацией соревнования между цехами, участками, заводами и др. Многотомное издание сообщений Советского Информбюро содержит сведения о примерах трудового героизма на промышленных предприятиях в тылу, в том числе в Ульяновской области[474]. Нельзя было обойтись и без использования источников статистического характера, хотя большинство из них были ориентированы на общесоюзный уровень, а сводные данные по областям РСФСР занимают в них незначительное место. Например, в период с 1946 по 1955 гг. было издано только несколько статистических сборников, в которых нашли отражение материалы, связанные с работой промышленности в годы войны, сведения о движении рабочей силы на промышленных предприятиях, изменениях в заработной плате, решении социальных вопросов[475]. В ряде изданий содержатся сведения по автономным республикам Среднего Поволжья, включая рапорты трудовых коллективов, резолюции митингов и собраний рабочих и др.[476] Важной вехой в изучении обозначенных проблем мы считаем выход в 1957 г. сборника «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам», содержащего наиболее важные постановления ГКО, ЦК ВКП(б), СНК СССР об эвакуации фабрик и заводов, улучшении социального положения промышленных рабочих и мерах по обеспечению предприятий рабочей силой[477]. В Ульяновской области в период с 2001 по 2014 г. вышло восемь томов сборника «Солдаты трудового фронта», содержащего сведения о трудовых коллективах ульяновских предприятий[478]. Делопроизводственные документы по ульяновским предприятиям (справки, рапорты, донесения) содержатся также в тематическом сборнике документов «РСФСР - фронту» [479]. Что касается описываемого региона, то можно назвать документальные сборники «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны»[480], «Здесь тыл был фронтом» и «Так ковалась победа»[481], в которых содержатся рассекреченные материалы о подготовке кадров для промышленных предприятий, их обучении, социальном положении, организации воспитательной работы и соцсоревновании на производстве в военный период. Историография рассматриваемой проблемы достаточно широка и многообразна. Ряд работ вышел уже в конце войны и послевоенный период. Такие авторы, как И.Р. Гершберг, Н.С. Розенфельд, Б.А. Сухаревский, Ш.Я. Турецкий, И.И. Никитинский, М.А. Юраго, были непосредственными участниками описываемых событий и затрагивали вопросы обеспечения рабочей силой и решения кадровых вопросов на промышленных предприятиях Поволжского региона как в начальный период войны, во время эвакуации, так и в последующие годы[482]. Особый интерес представляет труд председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, в котором анализируется деятельность советского правительства по мобилизации трудовых ресурсов на военных предприятиях страны[483]. В конце 1950-х - начале 1980-х гг. также вышло много работ, посвященных проблемам обеспечения военных предприятий рабочими и инженерно-техническими кадрами, в том числе в Ульяновской области и соседних областях[484]. В 2002 г. была защищена кандидатская диссертация А.В. Захарченко «Авиационная промышленность Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945)», где автор подробно раскрывает вопросы обеспечения рабочей силой авиационных предприятий, многие из которых находились в регионе, в том числе и в Ульяновске[485]. Научный интерес представляют также труды В.И. Парамонова[486] и И.В. Караваевой[487], в которых исследуются проблемы обеспечения кадрами военно-промышленного комплекса в годы войны, включая промышленные предприятия Куйбышевской области и Ульяновского округа. В целом можно сказать, что, несмотря на наличие значительного количества трудов, посвященных проблемам организации военно-промышленного комплекса в годы войны, деятельность руководства Ульяновского округа (Ульяновской области) в этом направлении не стала предметом специального научного исследования, что подтверждает актуальность выбранной темы. Основные меры по подготовке мобилизации трудовых ресурсов на предприятиях, выполнявших военные заказы В годы войны на промышленных предприятиях остро встала проблема кадрового обеспечения, которая не обошла стороной и Ульяновскую область - прифронтовой регион. Многие работники предприятий, не попавшие под «бронь», ушли на фронт. В 1941-1943 гг. в ряды Вооруженных Сил было призвано 26,6 млн человек, а с 1944 по май 1945 г. - еще 2,6 млн, при этом каждый третий из них был рабочим или кооператором[488]. Чрезвычайно сложной задачей стало обеспечение промышленных предприятий и строек квалифицированными рабочими и специалистами. Комплектование осуществлялось путем освобождения их от призыва в армию, а также подготовки в системе государственных трудовых резервов. От призыва освобождались промышленные рабочие (с 4-го разряда и выше), мастера, мотористы, рабочие Наркомздрава СССР, ремонтные рабочие (с 3-го разряда и выше). О масштабах работы по подготовке промышленных кадров можно судить по тому, что только в Ульяновском округе по ведущим отраслям военной промышленности было подготовлено 13 тыс. высококвалифицированных рабочих кадров. За 1943 г. на оборонных предприятиях области за 1943 г. было выучено 5985 человек, из них повысило свою квалификацию 3820 человек[489]. В промышленности применялись самые различные формы подготовки кадров, направленные на скорейшее овладение обучаемой специальностью. И прежде всего - индивидуальное обучение, курсы мастеров, функционирование так называемых стахановских школ. Самым массовым методом подготовки рабочих кадров было обучение в стахановских школах без отрыва от производства. Повышение квалификации рабочих способствовало общему поднятию производительности труда. Так, по патронному заводу имени Володарского средний процент выработки на одного рабочего в первом квартале 1943 г. составил 93 %, в четвертом квартале он уже равнялся 103,2 %. В стахановских школах рабочие, не выполнявшие производственных норм, овладевали передовыми методами труда. На том же заводе имени Володарского молодой слесарь А. Крупеников до обучения в стахановской школе выполнял норму выработки на 84,2 %, после обучения стал выполнять норму на 127,5 %; 17-летняя наладчица Н. Бабушкина, пришедшая на завод летом 1941 г., до обучения выполняла норму выработки на 89,2 %, после обучения стала выполнять норму на 145,6 %[490]. Подготовкой кадров для промышленности в области занимались 11 школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), два ремесленных училища. В самый сложный период 1941-1943 гг. здесь было создано пять школ ФЗО и одно ремесленное училище[491]. В их числе - школа ФЗО строителей на базе ОСМЧ-18 (для подготовки квалифицированных кадров на строительстве Ульяновского автомобильного завода имени Сталина), школа ФЗО для подготовки механизаторов. В результате в Ульяновской области только за 1943 г. были подготовлены 3228 человек рабочих, которых направили в промышленность. Значительное количество квалифицированных кадров подготовили и другие школы. Например, 412 человек прошли подготовку в ремесленных и железнодорожных училищах. Только один завод Володарского получил из числа выпускников трудовых резервов за 1943 г. из школ ФЗО 1199 человек, из ремесленных училищ - 174 человека. Выпускники трудовых резервов, работавшие в военной промышленности, были ведущим звеном состава квалифицированных рабочих, занятых в этой сфере[492]. Немало бывших учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ были назначены мастерами и бригадирами. Так, молодые заводчане-комсомольцы Ф. Калошин, Г. Гальчин, Н. Могов, трудившиеся мастерами производственных участков, стали стахановцами-двухсотниками, передававшими свой опыт новым рабочим. Выпускники ремесленных училищ и ФЗО области выполняли нормы труда с большим превышением: токарь Иван Советов - на 487 %, токарь Григорий Маврин - на 246 %, а установщица цеха Людмила Репина, ставшая многостаночницей, систематически перевыполняла производственные задания и была примером для других[493]. Следует сказать и о том, что в работе с кадрами особое внимание уделялось их лояльности по отношению к проводимой советским правительством политике. Правоохранительные органы нередко выявляли лиц, которые призывали, особенно в разгар военных действий на сталинградском направлении, к забастовкам, саботажу, восхваляли гитлеровские войска и распространяли пораженческие настроения. Так, 5 августа 1942 г. рабочие одного из цехов Ульяновского патронного завода в буквальном смысле скрутили своего коллегу В.М. Димитровича, который развернул на заводе профашистскую пропаганду. От него неоднократно исходили требования, поддержанные некоторыми несознательными рабочими, организовать на заводе забастовку и предъявить требования к дирекции «немедленно улучшить условия труда». Как говорилось в документах, при этом он неоднократно высказывал пораженческие настроения и всячески восхвалял «боеспособную» гитлеровскую армию. Решением директора завода генерал-майора технической и артиллерийской службы В. Шевченко он был задержан и по требованию возмущенных рабочих передан в руки правоохранительных органов[494]. Подобных скрытых гитлеровских агентов задерживали и передавали в руки правоохранительных органов и на других предприятиях области, в частности на площадке строившегося Ульяновского автозавода. Здесь 7 августа 1942 г. сотрудниками Особого отдела предприятия был арестован водитель стройколонны И.Ф. Алешко, который неоднократно высказывал пораженческие настроения и распространял антисоветскую пропагандистскую литературу. Однако эти случаи были единичными и на общее положительное настроение тружеников тыла в Ульяновской области серьезного влияния не оказывали[495]. Мероприятия по повышению производительности труда Главной задачей, которая стояла перед стахановскими школами, было всемерное повышение производительности труда. Особенно это было актуально для предприятий текстильной промышленности, где из-за устаревшего оборудования и перебоев в поставках сырья производительность труда была гораздо ниже, нежели на металлообрабатывающих военных заводах - патронном, автомобильном и др. Хотя число рабочих, не выполнявших в конце 1941 - начале 1942 г. нормы выработки, тоже было велико. Так, в оборонной промышленности оно составляло 14,7 % (из них по заводу № 280 - 17,8 %, заводу имени Сталина - 12,3 %, заводу имени Володарского - 15,6 %). Особенно плохо с производительностью труда дело обстояло на текстильных фабриках, где руководящие кадры в своем большинстве не имели специального образования, а производственные мастера обладали недостаточным опытом организации работы и очень низкую общеобразовательную подготовку. Производительность труда на предприятиях текстильной промышленности составляла к началу 1942 г. всего 82,3 %[496]. На текстильных фабриках были приняты серьезные меры для улучшения качества подготовки и переподготовки производственных кадров. В школы ФЗУ был произведен широкий набор для подготовки будущих специалистов, внедрена более интенсивная программа обучения, благодаря которым пополнились ряды мастеров, их помощников, высококвалифицированных специалистов, наладчиков. На самих предприятиях были организованы курсы подготовки и повышения квалификации помощников мастеров. Практически новая программа обучения была внедрена и в школе ФЗО Гострудрезервов при текстильной фабрике имени Гладышева25. Хапаев Е.А., Чуканов И.А. . 2019. Т. 18. № 3. С. 683-698 Кроме того, на всех фабриках проверялись организация труда, использование рабочей силы, что дало возможность провести уплотнение рабочего дня отдельных групп рабочих, осуществить перевод на интенсивное обслуживание и высвобождение рабочих для использования на других участках, так как текстильные фабрики должны были перейти на работу в три смены. При проведении данного мероприятия по фабрике имени Калинина было высвобождено 39 человек и уплотнен рабочий день у 19 человек. Отделом легкой промышленности было дано указание Обллегпрому о подготовке перевода швейных фабрик на поточную систему[497]. О том, как решались проблемы повышения качества и эффективности работы на швейных фабриках Ульяновской области в военные годы, позволяет судить приведенная далее таблица, составленная на основе доклада начальника Областного треста легкой промышленности С. Носырева, представленного руководству области в мае 1944 г. Таблица / Table Справка о подготовке и переподготовке кадров массовых квалификаций мастерского и подмастерского персонала на суконных фабриках Ульяновской области за период с 1941 по 1943 г. / Information on the training and retraining of personnel of mass qualifications of workshop and apprentice personnel at the cloth factories in Ulyanovsk region for the period from 1941 to 1943 Наименование текстильных предприятий (фабрик) Уволено рабочих по разным причинам Всего случаев нарушения трудовой дисциплины Прогулы Дезертирство Опоздания Кражи Прочие Имени Гладышева 130 164 18 62 - 72 12 Имени Ленина 35 58 12 19 - 21 6 Имени Свердлова 52 128 39 28 13 48 - Имени Третьего Интернационала 39 78 21 9 3 4 41 Имени Гимова 35 38 20 28 - - - Имени Калинина 56 104 28 36 6 13 21 Имени Ст. Разина 32 23 9 7 7 - - ... Мулловская - 70 44 13 2 - 11 Всего 371 662 191 192 31 158 90 Источник / Source: ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 2. Д. 201. Л. 297. Как видно из представленных материалов, трудовая дисциплина на некоторых суконных фабриках оставляла желать лучшего, особенно на фабрике имени Гладышева. В ходе проведенных в 1941-1942 гг. комиссионных проверок было установлено, что основные недостатки в работе руководства фабрики имени Гладышева и ряда других фабрик заключались в борьбе за укрепление трудовой дисциплины главным образом директивным путем. В свою очередь, цеховые партгруппы, профсоюзный и комсомольский актив не были мобилизованы на борьбу за укрепление трудовой дисциплины. Факты прогулов, воровства, опозданий не становились достоянием гласности и не получали должной общественной оценки[498]. Поэтому руководством были предприняты серьезные меры для улучшения ситуации на предприятиях. Например, была выявлена степень квалификации рабочих по всем цехам и отделам, на участках подсобных работ и организовано техническое обучение всех рабочих, не имевших достаточной квалификации. Причем делалось это в ночное и нерабочее время. Производственным обучением были охвачены все подсобные группы сотрудников - кочегаров, подвозчиков и грузчиков топлива, конюхов, ремонтных рабочих и других с таким расчетом, чтобы каждый рабочий суконной промышленности сдал гостехэкзамен. Несдача экзамена означала лишение разряда и заканчивалась понижением в должности. На каждом текстильном предприятии под руководством главных инженеров были созданы курсы подмастерьев без отрыва от производства с учетом полной потребности предприятия в помощниках мастеров. На предприятиях также был создан постоянно действующий семинар для повышения квалификации мастеров и их помощников-практиков. Среди них была усилена работа по повышению идейно-политического и культурного уровня[499]. На всех текстильных фабриках в 1942 г. была восстановлена работа технических кабинетов, обеспеченных необходимой литературой и учебными пособиями. Подобные кабинеты, работая круглосуточно, соединили всю работу по техническому обучению рабочих и мастеров. Значительно была упорядочена работа по индивидуальному обучению вновь прибывших выпускников средних школ на фабриках, для чего по приглашению дирекции на работу вернулись уволенные по возрасту ветераны-пенсионеры. К коллективам цехов и отделов были прикреплены специальные инструкторы, которые строго следили за сроками проведения квалификационных комиссий и отвечали за процесс повышения разряда молодых рабочих29. Подготовка новых производственных кадров В самый разгар войны на новый уровень была поднята работа школ ФЗУ при фабриках имени Ленина и имени Гимова. Контингент обучающихся в школе ФЗУ при фабрике имени Ленина был увеличен до 250 человек, при фабрике имени Гимова - до 200 человек. Набор в школы был организован главным образом за счет детей рабочих-текстильщиков. Из фонда Обллегпрома было выделено оборудование, необходимое для производственного обучения, прекращена не оправдавшая себя практика использование учащихся на работах, не связанных с их обучением. При поддержке обкома и горкома ВКП(б) все школы были поставлены на плановое снабжение учебными пособиями и принадлежностями. Следует особо отметить тот факт, что в школы пришли 14-15-летние подростки, которые не обладали необходимой базовой подготовкой. В связи с этим руководство Куйбышевской области (в состав которого входил Ульяновский округ) поставило перед наркоматом текстильной промышленности вопрос о пересмотре сроков обучения в школах в сторону их увеличения до 1-2-х лет, в связи с низким образованием поступивших в школы. В учебные планы были введены общеобразовательные дисциплины[500]. Нередко подготовка квалифицированной рабочей силы на ульяновских предприятиях шла без отрыва от производства, как это было, например, на строительстве цехов для эвакуированного автозавода. В октябре - декабре 1941 г. на стройку автозавода прибыло 700 неквалифицированных рабочих. К каждому опытному рабочему было прикреплено по 3-4 ученика. Были выбраны также 43 человека из числа тех, кто обладал какими-то производственными навыками. Для них были сформированы курсы бригадиров, за ними закрепили наиболее опытных наставников из числа квалифицированных рабочих и действующих бригадиров. Еще 20 человек были отобраны из тех, кто владел какой-либо строительной специальностью. Из них в течение 3-4 месяцев готовили мастеров строительных участков. Наиболее квалифицированные инженерно-технические работники читали им лекции. Военное время быстро мобилизовывало людей, в результате, например, обучающиеся каменщики через 2-3 недели под руководством мастера В. Городкова уже самостоятельно клали кирпич. Укомплектованные новичками производственные бригады, использовавшие передовые методы организации труда, успешно выполняли напряженные производственные планы. Вновь прибывшие рабочие изначально обучались применению наиболее производительных инструментов (лопаток Мальцева, рамок для подачи кирпича, ковшей, предложенных рационализатором Илюхиным для качественного накладывания раствора на стенки, верстаков для быстрого изготовления опалубки и др.)[501]. Производственные коллективы нередко формировались методом мобилизаций старшеклассников сельских школ для работы на авиационных заводах, причем не делалось никакой разницы по гендерной принадлежности. Если для выполнения разнарядки в некоторых селах не хватало мальчиков, на работу направлялись девочки. О подобной практике недвусмысленно свидетельствует директива Куйбышевского областного комитета ВКП(б) от 17 февраля 1942 г., разосланная в сельские районы Ульяновской области с требованием направить учащихся 9-10 классов в количестве 5 тыс. человек для работы на куйбышевские авиазаводы. Следует особо сказать о том, что директива выполнялась творчески, молодежь уезжала по зову сердца. На комсомольских собраниях будущие кандидаты приносили клятву верности Родине, к мероприятию были активно подключены учителя и родители школьников, которые наставляли своих детей ударно трудиться. В результате умело проведенной организационной кампании каждый учащийся считал честью пойти работать на авиазаводы, «ковать грозное оружие» для разгрома фашизма[502]. В ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО, входивших в систему Главного управления трудовых резервов, на 1 января 1944 г. обучались 652 тыс. человек, выпускники переводились для укомплектования промышленных предприятий. В 1944 г. с использованием всех форм обучения было подготовлено около 7,9 млн квалифицированных рабочих, в 1945 г. - свыше 9,4 млн[503]. Трудности военного времени оказывали влияние на уровень организации учебного процесса и условия жизни учащихся[504]. Численность рабочих и служащих в промышленности в 1944 г. составляла 8,5 млн человек, в 1945 г. - 9,5 млн. В 1945 г. среднегодовая численность рабочих и служащих в целом по народному хозяйству достигла 28,6 млн человек, доля женщин при этом составляла 56 %[505]. Важная роль отводилась и переподготовке производственных кадров, в первую очередь из числа инженерно-технических работников. Кадры инженерно-технических работников промышленности области, как показал опыт их последующей работы, отличались значительным количеством сотрудников, которые занимали серьезные инженерно-технические должности, будучи практиками, то есть не имели специального технического образования. Так, в составе инженерно-технических работников трех основных предприятий оборонной промышленности - заводов имени Володарского и имени Сталина, а также завода № 650 - более 50 % не имели базового технического образования. На ведущем предприятии по производству боеприпасов - заводе имени Володарского - практики, занимавшие инженернотехнические должности, составляли 63 %. В связи с этим руководителям цехов на оборонных заводах было предложено организовать повышение их квалификации собственными силами. С этой целью на разных заводах были организованы курсы мастеров социалистического труда, которые окончили 65 человек. Для повышения квалификации инженерно-технического работника широко использовался цикл лекций по вопросам техники. В течение военного времени большинство инженерно-технических работников были охвачены всеми формами технического обучения, участвовали в различных курсах, что в конечном счете позволило переобучить значительное количество инженерно-технических работников, повысить их квалификацию36. Основным методом пополнения рабочей силой производственных и строительных предприятий в военное время оставалась трудовая мобилизация населения для работы по месту жительства, которая проводилась по решениям ГКО и СНК СССР, а также Комитета по учету и распределению рабочей силы. Мобилизации подлежало все трудоспособное население: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины - от 16 до 50 лет. Перед отправкой на тяжелые работы (торфопредприятия, шахты и рудники) в 1944 г. стали требовать обязательное проведение медицинского осмотра. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, а равно самовольно покинувшие трудовой пост, подвергались по приговору народного суда исправительно-трудовым работам (на срок более года и не ниже оставшегося срока мобилизации). За злостное уклонение от мобилизации и повторный самовольный уход с работы виновные привлекались к уголовной ответственности. Руководители колхозов, предприятий и учреждений, принимающие на работу или укрывающие лиц, заведомо уклоняющихся от мобилизации, также могли привлекаться к уголовной ответственности[506]. Выводы Кадровая проблема в течение всего периода войны для промышленных предприятий, выпускавших военную продукцию, была важной и актуальной, от ее решения во многом зависела их успешная работа. Буквально с первых дней войны в Ульяновском округе, как и в целом по стране, стала претворяться в жизнь многоуровневая система подготовки рабочих и инженерно-технических кадров, которая включала в себя индивидуальное обучение, работу заводских курсов мастеров и производственных школ без отрыва от производства, деятельность стахановских школ, что давало высокую конечную эффективность. Не менее важное значение имела деятельность фабрично-заводских училищ и ремесленных школ, действовавших в рамках сложившейся в стране системы подготовки трудовых резервов. К производственным кадрам предъявляли серьезные требования в плане лояльности к существующему режиму и поддержания крепкой трудовой дисциплины. Рабочие нередко разоблачали в своих рядах лиц, занимавшихся пропагандой в интересах противника, и часто сами передавали их в руки правоохранительных органов. Важнейшей задачей, которую приходилось решать руководителям предприятий по отношению к производственным кадрам, было повышение производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции. На ряде предприятий, к числу которых можно отнести текстильные фабрики, были приняты серьезные меры для решения этих задач. Их суть сводилась к внедрению более интенсивных обучающих программ в ФЗУ и ремесленных училищах, а на самих предприятиях организовывались курсы подготовки и повышения квалификации мастеров и их помощников. Кроме того, на фабриках была оптимизирована организация труда, по-новому произведена расстановка рабочей силы, а сама работа организована в три смены. Среди предпринятых мер по повышению трудовой дисциплины следует назвать улучшение качества индивидуальной работы с сотрудниками предприятий, в том числе с так называемыми бракоделами и лицами, не выполнявшими норм выработки, для чего привлекался комсомольский и профсоюзный актив, а по отношению к ворам, прогульщикам и другим нарушителям трудовой дисциплины применялись суровые административные меры. В особых случаях заводились уголовные дела. Работа по повышению производительности труда основывалась на повышении квалификации рабочих (включая занятых на подсобных работах) в ходе обучения без отрыва от производства, в первую очередь путем организации технического обучения в ночное и нерабочее время. Был создан постоянно действующий семинар для повышения квалификации мастеров и их помощников-практиков. Залогом успеха стало внедрение нового подхода в подготовке производственных кадров, который заключался в поддержке трудовых династий, прекращении неоправданной практики использования учащихся на работах, не связанных с их обучением. Активно совершенствовалась подготовка квалифицированной рабочей силы без отрыва от производства, прежде всего за счет улучшения постановки дела наставничества, учреждения курсов бригадиров. При этом на достаточно высоком уровне была организована идейно-воспитательная работа, когда каждый труженик знал к чему стремиться и ради чего ударно трудиться и перевыполнять производственный план. Практически всегда важная роль отводилась переподготовке инженерно-технических работников. На низшие руководящие должности активно выдвигались зарекомендовавшие себя практики, не имевшие достаточного образования, организовывались курсы мастеров социалистического труда, лектории по повышению производительности труда. Основным методом пополнения производственных кадров являлись отправляемые по школам разнарядки и трудовые мобилизации населения по месту жительства в сочетании с применением мер суровой ответственности за уклонение от мобилизации и самовольный уход с работы.

Evgeniy A. Khapaev

Ilya Ulyanov State Pedagogical Universiry

Author for correspondence.
Email: eax73@mail.ru
1 Lenina Sq., Ulianovsk, 432000, Russia

graduate student at the Department of History of Ilya Ulyanov State Pedagogical Universiry.

Ivan A. Chukanov

Ilya Ulyanov State Pedagogical Universiry

Email: chia58@rambler.ru
1 Lenina Sq., Ulianovsk, 432000, Russia

Doktor Istoricheskikh Nauk [Dr. habil. hist.], Professor at the Department of History of Ilya Ulyanov State Pedagogical Universiry.

  • Berch, L.A. Soldaty trudovogo fronta. Ul’yanovsk: Ulyanovsk House of Printing Publ., 2001–2014 (in Russian).
  • Gershberg, I.R. Ekonomicheskaya pobeda Sovetskogo Soyuza. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1945 (in Russian).
  • Gutman, D.S., and Derkach, G.G. Tatarskaya ASSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: Sb. dokumentov i materialov. Kazan’: Republican Book Publ., 1948 (in Russian).
  • Il’yazova, R.V. Tak kovalas’ pobeda. Sbornik arkhivnykh dokumentov. Ul’yanovsk: Izdatel’stvo Ul’yanovskogo Doma Pechati Publ., 2016 (in Russian).
  • Karavayeva, I.V. Ekonomicheskiy fundament pobedy: paralleli istorii i sovremennosti. Saint Petersburg: Institut ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk Publ., 2016 (in Russian).
  • Kudryavtsev, I.I. “RSFSR – frontu. 1941–1945. Dokumenty i materialy.” Sovetskiye arkhivy, no. 5 (1988): 100–110 (in Russian).
  • Krivosheyev, G.F. Velikaya Otechestvennaya voyna bez grifa sekretnosti. Kniga poter’. Noveysheye spravochnoye izdaniye. Moscow: Veche Publ., 2009 (in Russian).
  • Lokshin, E.Yu. Promyshlennost’ SSSR. 1940–1960 gg. Moscow: Mysl’ Publ., 1965 (in Russian).
  • Malin, V.N., and Korobov, A.V. Direktivy KPSS i Sovetskogo pravitel’stva po khozyaystvennym voprosam. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1957 (in Russian).
  • Nikitinskiy, I.I., and Sofronov, N.A. Krepkiy tyl – zalog pobedy nad vragom. Saratov: Saratovskoye oblastnoye knizhnoye izdatel’stvo Publ., 1944 (in Russian).
  • Paramonov, V.I. Dinamika promyshlenosti RSFSR v 1941–1945 gg. Samara: Samara State University Publ., 2005 (in Russian).
  • Rozenfel’d, N.S. Promyshlennost’ i Otechestvennaya voyna. Saratov: Saratovskoye oblastnoye knizhnoye izdatel’stvo Publ., 1943 (in Russian).
  • Rybalko, Yu.Ye., and Budanova, A.A. Kuybyshevskaya oblast’ v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. 1941–1945 gg. Dokumenty i materialy. Samara: Samarskiy Dom pechati Publ., 1995 (in Russian). Shigalin, G.I. Narodnoye khozyaystvo SSSR v period Velikoy Otechestvennoy voyny. Moscow: Izdatel’stvo sotsial’no-ekonomicheskoy literatury Publ., 1960 (in Russian).
  • Turetskiy, Sh.Ya. Voyna i ekonomika proizvodstva. Kuybyshev: Gosplanizdat Publ., 1943 (in Russian). Voznesenskiy, N.A. Voyennaya ekonomika SSSR v period Velikoy Otechestvennoy voyny. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1947 (in Russian).
  • Zakharova, F.P., Kalashnikov, P.I., and Karevskiy, F.A. Kuybyshevskaya oblast’ v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Kuybyshev: Knizhnoye izdatel’stvo Publ., 1966 (in Russian).
  • Zakharchenko, A.V. Aviatsionnaya promyshlenost’ Povolzh’ya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941–1945). Samara: Samara State Pedagogical University Publ., 2002 (in Russian).
  • Yumashev, M.I., and Zhaleyko, B.A. Sbornik zakonov SSSR i Ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR. 1938 – iyun’ 1944 gg. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1956 (in Russian).
  • Yumashev, M.I., and Zhaleyko, B.A. Sbornik dokumentov i materialov po voprosam truda v period Velikoy Otechestvennoy voyny, 22 iyunya 1941 g. – 5 yanvarya 1944 g. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1944 (in Russian).
  • Yumashev, M.I., and Zhaleyko, B.A. Sbornik zakonov RSFSR i Ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR. 1938–1946 gg. Moscow: Izvestiya Sovetov deputatov trudyashchikhsya SSSR Publ., 1955 (in Russian).
  • Yurago, M.A. Vsenarodnaya pomoshch’ frontu. Saratov: Izd-vo obkoma VKP(b) Publ., 1944 (in Russian).

Views

Abstract - 72

PDF (Russian) - 77

PlumX


Copyright (c) 2019 Khapaev E.A., Chukanov I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.