LIFE AND COMMUNITY MINISTRY OF JACOB (DOMSKY). THE EMINENT BISHOP OF YAKUTSK AND VILYUYSK

Abstract


The article considers the peculiar features of the selfless service in the far regions of the Russian Empire. The analysis is carried out on the example of the life and ministry of missionary, educator, teacher, preacher, Bishop Jacob (Domsky). His participation in the process of improving spiritual schools, the conditions of teaching and mentoring, developing new and improving old educational programmes contributed to the solution to one of the most important tasks - the training of highly educated Ministers of the Church. These graduates were able to serve the Fatherland in Siberia, the Far East, the Russian mission in China and Japan, in the vast territory of the Aleutian and Alaska dioceses. The opening of rural parish and parochial schools, the establishment of women’s diocesan schools, public library and translation activities - all these facts are about the life of Jacob (Domsky). As the Bishop of one of the most distant and great foreign dioceses, he did much to establish Orthodoxy and raise the authority of the Orthodox priesthood. Based on the brief analysis of the main theological works, among which is “Russian preaching, historical review and contemporary perspective on its direction”, the article shows the importance of the heritage of the missionary in the development of the Church historiography. For example, the activities of Bishop of Jacob (Domsky) reveal the role of Russian spiritual warriors in the organization and development of librarianship, education and spiritual enlightenment of the indigenous peoples of Siberia and the Far East.


Введение Синодальный период истории Русской Православной Церкви (далее - РПЦ), ведущий свой временной отсчет от петровских, «противных православной традиции»1, преобразований, начатых в 1718 г. учреждением Духовной Коллегии и открытием в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода, ознаменовался активизацией миссионерской деятельности, «возделыванием новых нив» на территории от Урала до берегов Тихого океана. Именно это направление деятельности на протяжении двух столетий способствовало «постепенному восстановлению канонической дееспособности и определению новых путей в повседневной жизни»2. В течение XVIII в. православные миссионеры, проповедуя веру христианскую, просвещая и крестя язычников, укрепляя в вере новокрещенных, открывая для них школы, переводя тексты богослужебных книг на языки народов Сибири, «вводя практику православного богослужения на инородческих языках»3, основывая монастыри и строя храмы, прошли почти всю сибирскую землю, возобновили миссионерскую деятельность на Камчатке, снарядили первую Православную миссию в Пекин. Особое внимание было уделено воспитанию в Сибири образованного духовенства из представителей коренных народов. Среди имен тех, кто просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Китая в XVIII в., были «проповедниками веры во языцех мон- гольских», митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) (1650-1727), епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) (1680-1731), епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович) (1690-е - 1741), епископ Иркутский и Нерчинский Софроний (Кристалевский) (1703-1771). Святителю Софронию принадлежат замечательные слова напутствия отбывающим на новые земли к некрещеным народам, ставшие основой проповеднической деятельности РПЦ на огромных просторах Сибири, Дальнего Востока, а позднее - и на Аляске. Он призывал «делами проповеди и светильником любви согревать мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит»4. Просветительская деятельность РПЦ в XIX в. связана с именами таких ее крупнейших подвижников, как архимандрит Макарий (Глухарев) (1792-1847) - переводчик Священных и богослужебных книг на языки алтайских народов и создатель Алтайской миссии; митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) (1835-1926) - создатель алтайской письменности; архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурундуков) (1770-1830) - основатель Забайкальской миссии; архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил (Исакович) (1799-1853) - переводчик текстов Священного Писания на бурятский язык; архиепископ Иркутский и Нерчинский Парфений (Попов) (1811-1873) - создатель Иркутского Комитета Миссионерского общества и основоположник церковно-издательской деятельности в Забайкалье. Наиболее известно имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879), «апостола народов Сибири и Америки», создателя алеутской письменности, переводчика богослужебных книг на якутский язык, проповедника среди народов Уссурийского края, сподвижника и единомышленника генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского5. Значимое наследие оставил архиепископ Японский Николай (Касаткин) (1836-1912), основавший Японскую Православную Церковь и продолживший «практику переводов» текстов Священного Писания и богослужебных книг. В Синодальный двухсотлетний период РПЦ смогла обрести «такое количество черт положительного характера», которые позволили ученым его оценить как «период восхождения на значительно большую высоту почти по всем сторонам ее жизни»6. Русские иерархи XIX в. много потрудились на ниве развития гуманитарных наук и гуманитарного знания. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) (1767-1837), археограф, библиограф и церковный историк, стал одним из основоположников краеведения и автором «Словаря русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России»7. Епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804-1885), организатор Русской духовной миссии в Иерусалиме, был известен как востоковед, византолог и археолог8. Архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве (Тихомирову) (1819-1896), ректору Московской духовной академии, доктору церковной истории, известность в церковноархеологической науке принес труд, посвященный уникальным собраниям Московской патриаршей ризницы и библиотеки и исследования по славяно-русской и греческой палеографии9. С именем архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894), магистра богословия и начальника Русской духовной миссии, связано начало российской библейской археологии. Особое внимание во второй половине XVIII - XIX вв. РПЦ уделяла образованию: прошло преобразование Духовных академий, по всей территории Российской империи открывались семинарии, духовные училища и школы, утверждены уставы и учебные программы. Для координации миссионерско-просветительской деятельности в 1865 г. учредили Православное Миссионерское общество с открытием епархиальных комитетов на местах и открыли Просветительские братства10. В итоге к концу XIX в. практически в каждой епархии были семинарии, число духовных училищ составляло несколько сотен (в среднем - по 10 на епархию)11. Представитель церковной исторической науки А.В. Карташев в своем обобщающем труде «Очерки по истории Русской Церкви» привел статистические данные, характеризующие итоги церковного строительства ко времени царствования Николая II. Они таковы: «по последней переписи 1915 г., [Русская Церковь] числила в себе... 115 миллионов православных. В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами. Числилось в ней свыше 50 тысяч церквей, 100 000 духовенства, до 1 000 монастырей с 50 000 монашествующих. Она обладала 4-мя Духовными Академиями, 55 Семинариями, со 100 Духовными Училищами, 100 Епархиальными училищами, с 75 000 ежегодно учащихся»12. С середины XVIII в. оживилась издательская деятельность РПЦ, которая не ограничилась печатанием Библии и святоотеческой литературы. Начали выходить достаточно большими тиражами учебная и детская литература, катехизисы, исторические труды, проповеди, полемические сочинения, агиография и патрология, многочисленные епархиальные газеты и журналы, преследовавшие цель «укоренения образования», прежде всего среди русского духовенства. Преобразования, проведенные в Московской духовной академии по инициативе митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) (1782-1867), способствовали появлению целой плеяды выдающихся русских богословов и церковных ученых. Видный представитель церковной исторической науки А.В. Карташев, оценив Синодальный период как «положительный, прогрессивный», отметил, что это было время «восходящей линии биологической эволюции единого организма России в ее государственной и церковной стороне». Он указал на высокие «духовные, созидательные» достижения РПЦ. Количественный и качественный рост православных к концу имперского периода стали, по мнению ученого, «результатом активного систематического внутреннего и внешнего миссионерства Русской Церкви»13. Огромную роль в количественном и качественном развитии жизни второй половины XIX в. сыграл епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский). Его труды не были проанализированы и по достоинству оценены в отечественной историографии. В церковной и светской исторической науке сложилась особая традиция исследования истории миссионерского служения: главный акцент ставился на анализе наследия святителя Инно- кентия, митрополита Московского и Коломенского, стараниями и трудами которого формировались сибирские и дальневосточные епархии, начиналось богослужение на языках коренных народов этих регионов. Епископ Иаков (Домский) продолжил дело великого миссионера, стал его преемником. Просветительская деятельность архиерея получила высокую оценку у современников и потомков. Его почитали при жизни. Это почитание усилилось после его кончины, о чем свидетельствуют материалы, публиковавшиеся на протяжении нескольких десятилетий в «Якутских епархиальных ведомостях». История служения епископа Иакова (Домского) нашла краткое отражение в исследованиях обобщающего характера, посвященных истории Якутской и Вилюйской епархий. Прежде всего необходимо указать на труды И.И. Юргановой, в которых представлен добротный историографический обзор миссионерской деятельности РПЦ на территории Восточной Сибири, проанализированы процессы распространения государственного православия на территории Якутии в дореволюционный период14. Источниками для настоящей статьи стали ученые труды архиепископа Иакова (Домского), его проповеди, заметки, записи, указы. Основные богословские труды и работы по истории Церкви, написанные архиереем, увидели свет как отдельные книги15 или были опубликованы на страницах «Якутских епархиальных ведомостей»16. В этой же газете размещены его указы, проповеди, слова и поучения17. После кончины епископа комплекс воспоминаний и прощальных слов также сочли необходимым поместить на страницах «Якутских епархиальных ведомостей»18. Основной комплекс письменных источников, раскрывающих особенности формирования Якутской епархии и содержащих информацию о служении епископа Иакова (Домского) на Якутской земле, отложился в документах духовного ведомства дореволюционной Якутии в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Цель статьи - показать жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа Иакова (Домского) и на этом фоне раскрыть смыслозначимость трудов архиерея как организатора церковного образования, региональной церковной печати, создателя музеев и библиотек. Начало церковного служения Епископ Иаков (Иероним Петрович Домский) был одним из «живых и деятельных»19 представителей Русской Православной Церкви последней трети XIX в. Исследователь, просветитель, миссионер, преподаватель и наставник, известный своим даром проповедничества, он стал одним из организаторов духовного и церковного образования в российской глубинке и дальневосточных регионах. «Мудрый архипастырь, отец и благодетель сирот и бедных, добрый начальник и вертоград Слова Божия. Град, стоящий на верху горы!» (Матф. 5, 14)»20. Начав путь своего церковного служения с учебы в Каменец-Подольской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, он завершил его в сане епископа одной из самых больших и удаленных от центра российских епархий - Якутской и Вилюйской. Будущий епископ, «истый учитель веры и добрый наставник дел»21, ревностный проповедник Слова Божия среди народов Дальнего Востока и Северо-Восточной Сибири, родился 6/28 июля 1823 г. в семье священника Петра, «поименованного по местности Домским»22. Его отец был настоятелем небольшого храма во имя Иоанна Богослова в с. Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии23. Епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский). 1880-е гг. Bishop Iakov (Domsky) of Yakutsk and Vilyuisk. 1880s Данные о рождении и крещении Иеронима впервые удалось выявить в конце XIX в. священнику Евфимию Сецинскому при изучении истории Подольской епархии и истории храма с. Семенки. В поисках сведений о священнослужителях храма он обратился к разнообразным письменным историческим источникам, содержавшим информацию о приходах и их прихожанах. В итоге он установил следующее: «При церкви [села Семенки] состояли священнослужителями следующие лица: Прокопка Квасневский с 1796 г. по 1820 г., Петр Домский с 1820 по 1829 г. У сего священника, как показывает метрическая книга за 1823 г., был восприемником при крещении его сына Иеронима блаженной памяти Государь Император Александр I при следующих обстоятельствах. Когда у священника Петра Домского родился сын, он просил Государя, производившего в то время смотр войскам, стоявшим лагерями между селами Семенками, Щуровцами и Крапивной, осчастливить его быть восприемником его новорожденного сына Иеронима. Государю Императору благоугодно было удовлетворить просьбу священника; он приказал своему адъютанту присутствовать при крещении, но в метрической книге записать его»24. Отец Иеронима, сельский священник Петр Домский получил, по всей видимости, хорошее образование, поэтому все его дети находились на начальном домашнем обучении. Только в возрасте девяти лет Иероним уехал учиться в Приворотское духовное училище Каменец-Подольской епархии. Затем поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию25. Но вскоре учеба Иеронима в семинарии прервалась из-за произошедшего в семье несчастья: в 1840 г. скончался отец будущего иерарха, а тремя годами ранее (в 1837 г.) умерла его мама. На плечи 17-летнего юноши легла забота о младших сестрах, старшей из которых едва исполнилось 10 лет, а младшей - три года, и семилетнем брате (помимо Иеронима в семье были три младшие сестры - Анна, Матрена и Евфросиния - и брат Игнатий). Казалось, что домашние тяготы уже никогда не позволят продолжить обучение и его ждет судьба обычного сельского священника. К счастью, в эти тяжелые времена его поддержал архиепископ Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) - воспитанник митрополита Московского Платона (Левшина) и друг митрополита Московского Филарета (Дроздова)26. Впоследствии Иаков (Домский), вспоминая, писал, что архиепископ Кирилл был известен «как милостивый пастырь, отечески нежный к сиротам, чуткий к бедным, снисходительный к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливый и справедливый, близкий и доступный в общении для всех»27. Преосвященный Кирилл поддержал молодого семинариста советом и деньгами, пристроил его осиротевших брата и сестер и дал возможность Иерониму продолжить обучение в семинарии. В начале 1841 г. он взял юношу в поездку в Санкт-Петербург в составе архиерейского хора и способствовал его поступлению в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Обучение в семинарии завершилось с отличием. В 1849 г. по окончании Санкт-Петербургской духовной академии И.П. Домский получил степень кандидата богословия. Вид города Каменец-Подольский. 1860-е гг. Рисунок Н. Орды View of the town of Kamenetz-Podolsky. 1860s. Picture of N. Orda Начался его долгий многотрудный путь церковного служения - путь миссионера, воспитателя, педагога, проповедника. Об этом долгом сорокалетнем пути по стезе просветительства (а также о годах, предшествовавших ему) Иаков (Домский), будучи уже епископом Якутским и Вилюйским, рассказывал так: «9 лет провел дома (у отца), в сентябре 1832 г. поступил в училище, 17 лет провел в школе, 12 лет - учителем светским, до поступления в монашество; 10 лет (в монашестве уже) инспектором духовной семинарии и 7 или 12 лет (в точности неизвестно) ректором семинарии; 6 августа 1877 г. получил орден святого Владимира 4 степени за отличие»28. Жизнь и пастырское служение архиепископа Кирилла стали примером для подражания в наставнической, преподавательской и пастырской деятельности молодого выпускника академии Иеронима, поскольку преосвященный Кирилл как архипастырь был замечательным проповедником, «привлекавшим своими проповедями на богослужения в храмах Каменца-Подольского массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители польского общества и евреи»29. Он был также известен и как усердный миссионер, радетель о распространении православия в среде иноверческого населения, как основатель школ для иноверцев (например, для вотяков в Пермской губернии) и как организатор переводов Евангелия на языки народов Урала и Сибири. Архиепископ Кирилл, устраняя возникавшие нестроения в епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, строительстве церквей, благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. О нем сохранились даже особые поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил»30. Именно этому примеру своего наставника и благодетеля будет всю жизнь следовать отец Иаков. Огромную роль в становлении будущего иерарха РПЦ сыграли и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатеринославский), беседовавший с молодым преподавателем о монашестве, старчестве и аскетизме31; архиепископ Томский Парфений (Петр Тихонович Попов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Василий Антонович Благонравов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский); епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Василий Иванович Чудновский), видевший в Иакове своего преемника. «Учебная служба» будущего епископа Якутского и Вилюйского, организатора духовного образования на окраинных российских землях, началась с его назначения в ноябре 1849 г. в Сибирь в Иркутскую духовную семинарию32. По прибытии на место его определили «на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах в младшем отделении, по чтению греческих отцов и латинских писателей в старшем отделении»33. Вскоре к учительским должностям добавились должности секретаря правления и помощника инспектора Иркутской семинарии. Через девять лет его перевели в Томскую семинарию, где он получил назначение на должность эконома и преподавателя целого ряда предметов, в числе которых были всеобщая гражданская и русская история и словесность. Всесторонняя образованность, эрудиция, глубокие знания, выработанное умение ясно выражать свои мысли позволяли Иерониму (пострижен в монашество с именем Иакова в 1860 г.) как преподавателю блестяще читать свои лекции. «Истый учитель веры и добрый наставник дел», он «по силам сеял слово истины и правды»34, - так вспоминали своего педагога его ученики. В середине XIX в. во всех российских епархиях на основе особого определения Синода (от 19 мая - 6 октября 1850 г.) создавались Комитеты по составлению церковно-исторических и статистических описаний. Они были призваны собирать материалы, «относящиеся до описания состояния церквей епархий и их духовенства»: «О церквах и священнои церковнослужителях», «О приходе церквей и состоянии прихожан», «О неправославно-верующих христианах»35. Собираемые и систематизируемые членами и сотрудниками Комитетов материалы включали в себя историю распространения христианства на территории епархии, сведения об иерархах, монастырях, историко-статистические описания приходов. Во многих из них указывались реалии, выходящие за пределы церковной истории (например, информация о медико-санитарном состоянии местности, народных обычаях, количестве водяных мельниц, пожаров, еврейских синагог и молелен, списки представителей флоры, фауны), различные аспекты гражданской истории XVII - первой половины XIX в.36 Такой статистический Комитет создали и в Томской епархии. Иероним, назначенный решением правления Томской духовной семинарии членом этого Комитета, получил возможность продолжить начатую в Санкт-Петербурге научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением истории миссионерства и проповедничества на территории России с момента принятия христианства и до второй половины XIX в., включив в исследуемое им пространство и Сибирский регион. Опыт церковно-исторической и статистической работы в Комитете пригодится впоследствии епископу Иакову (Домскому) во время его, к сожалению, недолгого (с 1884 по 1889 гг.) служения в Якутии, уже при первом знакомстве с подопечной территорией и в миссионерско-просветительской деятельности среди коренного населения огромного российского региона. Преподавание в Томской семинарии было недолгим. После пострижения в 1860 г. в монашество с наречением имени в честь апостола Иакова и последовавшего рукоположения во диакона, а затем во пресвитера, его направили вновь на службу в Иркутскую семинарию, где он, занимаясь инспектированием учебной работы, сам с удовольствием преподавал Священное Писание и другие богословские дисциплины. Вспоминая о годах его наставничества и учительства, его ученики отмечали, что он «большею частию поучал и обращался со словом вразумления к падшим, имел ревность говорить, обнимать предметы и легко выражать свои мысли живым словом»37. В 1860-е гг. началось сотрудничество отца Иакова с периодическими изданиями РПЦ: его назначили цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». Опыт цензорской работы в церковной периодике, а также работы цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска, пригодятся владыке Иакову (Домскому) в годы его архипастырского служения в Якутии. Но до отъезда в Якутию, на место своего последнего служения, еще были 20 лет, 10 из которых он отдаст ректорству в новооткрытой Благовещенской семинарии (1870-1879 гг.), затем четыре года будет возглавлять Пермскую семинарию (1879-1883 гг.). Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях В 1870 г. по инициативе епископа Вениамина (Благонравова) в Благовещенске открыли Духовную семинарию. Как свидетельствовал выпускник этой семинарии священник Николай Верещагин, «открытие семинарии в Приамурском крае, безлюдном, неустроенном и удаленном от центров просвещения, составляет видную эпоху в истории края, как по важности самого события, так и по характеру тех обстоятельств и неблагоприятных условий, при которых оно совершилось»38. Мало было открыть учебное заведение, в котором должны были готовить священников и преподавателей для церковно-приходских школ, необходимо было наполнить его жизнью, решив множество непростых проблем. «Во вновь открытой семинарии не было ни ректора, как ближайшего руководителя, ни преподавателей с академическим образованием, ни библиотеки, соответствующей потребностям семинарии, ни сносного помещения. Существовавшее до открытия семинарии четырехклассное училище, с которым она должна была соединиться, помещалось в ветхом деревянном здании, которое требовало каждогодных значительных ремонтов»39. В крайне плачевном состоянии находились учебная и воспитательная работа. С прибытием в 1870 г. архимандрита Иакова (Домского) в Благовещенск решился первый серьезный вопрос: в управление семинарией вступил «первый архимандрит на Амуре с высшим образованием». С момента своего приезда он стал «предметом глубокого интереса городского общества, а особенно воспитанников»40. Первый год ректорства отца Иакова (Домского) и работы семинарии Верещагин характеризовал в своих воспоминаниях как «тяжелую годину»41. Но никакие существовавшие объективные сложности не испугали «живого и деятельного» пастыря, прибывшего для решения вопросов организации духовного образования в Приамурье. Он «первым принял самое горячее, самое деятельное участие в устроении семинарии в отношении учебно-воспитательном и хозяйственном»42. Приступив к исполнению обязанностей, он не отказался от любимого дела - учительства и наставничества, «прикладывая все свои старания для воспитания юношества по духу христианских заповедей»43. В семинарии он преподавал теорию и историю литературы и Священное Писание в классах словесности, философии и богословия44. Верещагин дал яркую, эмоциональную характеристику педагогическим талантам архимандрита Иакова (Домского), написав: «Богатство душевных дарований, обширная начитанность, всестороннее образование и редкие педагогические приемы были неотъемлемым достоянием о[тца] ректора, как талантливого учителя, опытного педагога. И что это были за лекции, имевшие для нас непостижимо чарующую прелесть и заманчивость?!.. Красота речи, неудержимо лившейся, подобно стремлению потока, склад ее, простота в изложении и обилие разнообразных сведений возбуждали в слушателях глубочайший интерес и внимание к мудрому преподавателю, перед которым благоговели»45. Часто он «как бы входил в роль репетитора… с терпением и любовью давал бесхитростные и удобопонятные объяснения ученикам»46. Нередко он посещал занятия и лекции приглашенных им на работу преподавателей, «людей ума и энергии, образованных и гуманных», пришедших на смену пожилым священникам, дьяконам и дьячкам47. Особое внимание отец Иаков, будучи сам «пунктуальным и точным»48, уделил дисциплине и гигиене труда: ведению классных журналов, своевременному приходу на урок преподавателей и учеников, «целостности и опрятности классных принадлежностей, учебников», «чистоте классных комнат и чистому здоровому воздуху», «содержанию учеников пищей и одеждой». Стараниями отца ректора были составлены и утверждены устав и учебные программы, а также инструкция по поведению для учащихся. В связи с решением вопроса о «приучении воспитанников к самостоятельному умственному труду» как ректор и преподаватель он обратил «серьезное внимание на письменные занятия», особенно на сочинения49, а также стал организовывать и проводить литературные собрания, «на которых читались лучшие сочинения»50. Как преподаватель и организатор учебного процесса архимандрит Иаков «пользовался святою, крепкою и беззаветною любовью воспитанников Благовещенской семинарии: им они гордились, имя его было произносимо не иначе, как с благоговением»51. Трудами привлеченных благотворителей, среди которых был «известный своей обширной благотворительностью и делами христианского милосердия»52, крупнейший забайкальский купец и золотопромышленник М.Д. Бутин, отремонтировали старый семинарский дом, построили боль- шое деревянное здание со столовой и приобрели дом для эконома семинарии. Общими стараниями формировались библиотечный фонд и учебная библиотека. Все реформы и мероприятия, проведенные ректором, позволили изменить учебный процесс в лучшую сторону. Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) в числе важнейших педагогических заслуг архимандрита Иакова (Домского) на посту ректора назвал «проведение во время каникул экскурсий для старших воспитанников в Китай с целью изучения маньчжурского языка», а также «участие хора воспитанников в деятельности Японской духовной миссии» и практику в Русской духовной миссии в Китае53. В ходе этих поездок учащиеся смогли обрести «достаточные этнографические познания», фиксируя их в своих сочинениях54. Путевые заметки семинаристов неоднократно публиковались в «Иркутских епархиальных ведомостях». Собранные в поездках разнообразные материальные предметы («чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т.п.»), нумизматическая коллекция составили основу семинарского музея55, который, к сожалению, вскоре после отъезда архимандрита Иакова прекратил свое существование. В 1878 г. отца Иакова (Домского) перевели на должность ректора старейшего учебного заведения на Урале - Пермской духовной семинарии. При прощании с ним благовещенские семинаристы, «орошаясь слезами неподдельной скорби», говорили: «Нашей семинарии не нажить более такого ректора!»56. Духовное учебное заведение в Перми, которое в течение четырех лет возглавлял архимандрит, было достаточно благополучным. С момента открытия в 1800 г. оно находилось под пристальным вниманием епархиальных архиереев, часто посещавших его и строго следивших за характером и ходом преподавания. Большое внимание уделялось подготовке миссионеров, поэтому к традиционному набору предметов с учетом специфики региона был добавлен татарский язык (татары - вторая по численности национальность в Прикамье) и открыта противораскольническая миссия для обращения в православие «отпадших от нее раскольников»57. Среди необходимых изучаемых предметов также была медицина. Учили семина- ристов и оспопрививанию, т.к. большинство выпускников направлялись в сельские приходы, где, как правило, священник был единственным образованным человеком. Был разработан и опубликован необходимый комплекс учебников и учебных пособий. Для воспитанников выпускался журнал «Школа» со статьями воспитательного характера или рассказами из жизни семинаристов. Пермская семинария имела также новоотстроенные и старые отремонтированные учебные корпуса и семинарский Иоанно-Богословский храм. Гордостью Пермской семинарии была библиотека, созданная в 1866- 1868 гг. одним из предшественников отца Иакова (Домского) архимандритом Александром (Иваном Андреевичем Хованским). К моменту приезда архимандрита Иакова (Домского) 11-летнюю историю имели «Пермские епархиальные ведомости», с которыми он стал активно сотрудничать. Опыт работы Пермской семинарии с иноверцами, как и опыт организации учебного процесса и хозяйственной деятельности, Иаков, став епископом Якутским, смог использовать несколько лет спустя при открытии в 1884 г. духовной семинарии в Якутске, а его подвижнический труд в «Иркутских епархиальных ведомостях» помог при создании якутской периодической епархиальной прессы. Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) 1870-е гг. в жизни и служении преосвященного Иакова (Домского) были сопряжены с научно-исследовательской работой, связанной с изучением истории христианского проповедничества и пастырского служения. В 1871 г. в типографии журнала «Странник» увидела свет книга архимандрита Иакова (Домского) «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», в которой отец Иаков, «внимательно изучив памятники церковного учительства», древние рукописные сборники, Великие Четьи-Минеи, летописи, исторические акты и многие другие памятники древнерусской письменности58, попытался, как отмечалось в газете «Воскресное чтение» за январь 1872 г., «привести в некоторую систему еще мало разработанные и довольно скудные материалы русского проповедничества». «первый и единственный опыт» подобного «почтенного и обстоятельного» исследования истории и систематизации русского проповедничества»59. Развитием идей, связанных с периодизацией христианско-византийского и русского православного проповедничества, с пониманием основных задач миссионерской деятельности, которые были представлены в опубликованной книге, стала магистерская диссертация архимандрита Иакова (Домского) на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление», которая была защищена в Санкт-Петербургской духовной академии в 1872 г. и опубликована в 1878 г. Диссертация стала первым опытом в «уяснении характера русского проповедничества», «обнимающим судьбу русской проповеди за 1000 лет»60. Иаков (Домский), епископ. Пастырь в отношении к себе и пастве. [Титульный лист книги]. СПб., 1880. Iakov (Domsky), Bishop. Shepherd’s attitude to himself and the flock. [Title page of the book]. St. Petersburg, 1880. Дополнив текст магистерской диссертации материалами своих лекционных курсов, прочитанных в Благовещенской семинарии, главную задачу написания и издания книги архимандрит Иаков определил следующим образом: «Ознакомить читателей с историей русской проповеди и влиянием ее на нравственную и гражданскую жизнь народа». Второстепенную, «частную», задачу своего труда будущий архипастырь видел в «указании средства на основании исторических исследований, в правильной постановке современной проповеди». Для решения поставленных «важных целей», «могущих содействовать общественному благу», отец Иаков (Домский) как серьезный исследователь привлек «все источники и материалы русского проповедничества, разработанные учеными комиссиями и писателями, особенно с 20-30 годов XIX века»61. В своем исследовании он обратил особое внимание на содержательную сторону проповеди и роль этого содержания в наставлении о вере. Он писал: «Проповедь пастырей была вообще содержания нравственно-догматического, с одной стороны, по необходимости наставлять пасомых в вере, а, с другой стороны, потому, что сами проповедники руководились учением Церкви и святых отцов. Так, епископ, положивший Евангелие в огонь, проповедовал о Божестве и чудесах Спасителя, вследствие чего слушатели возразили: “мы не уверуем, если не увидим подобного тому, что случилось с тремя отроками”»62. В 1880 г. вышел новый труд архимандрита Иакова (Домского) «Пастырь в отношении к себе и пастве», ставший своего рода «венцом» его размышлений о задачах проповеди и проповедничества. Он был посвящен раскрытию особенностей пастырского служения и роли пастыря в жизни христианского общества. Итогом размышлений стали его афористические изречения об отношении пастыря к государству, к верховной власти, к подчиненным властям, к обществу гражданскому, к Церкви, к церковной власти, к сопастырям и причту63. Все многолетнее служение архимандрита являлось иллюстрацией озвученных в книге утверждений: · действуя в обществе ко благу его, пастырь есть вместе гражданин и член государства; · пастырь, подобно другим сынам Отечества, должен любить его и всеми силами споспешествовать благосостоянию его; · будучи членом гражданского общества, пастырь есть в то же время член церковного общества; · будучи ближайшим начальником своего причта, пастырь не должен смотреть на клириков своей церкви, как на своих слуг, и на себя, как на господина их. Опыт собственного служения, служения его учителей и наставников и знание истории христианского миссионерства позволили архимандриту утвердиться в мысли о том, что пастырь «устрояет не только вечное спасение пасомых, но и временное благоденствие их»64. Отец Иаков постарался четко сформулировать направленность пастырских проповедей. Главная задача проповеди, по его мнению, заключалась в том, чтобы «внушать прихожанам повиновение властям и закону, трудолюбие, трезвость; водворять в семействах мир и согласие, в домах честность, целомудрие, благочиние; внушать родителям попечение о детях, детям - послушание и покорность; примирять враждующих, исправлять порочных, помогать бедным и несчастным»65. В 1882 г. архимандрита Иакова (Домского) вызвали из Перми в Санкт-Петербург «на череду священнослужения и проповеди»66. В следующем году указом Святейшего Синода его назначили настоятелем Переяславского Данилова Троицкого монастыря во Владимирской губернии67. 8/20 января 1884 г. архимандрит Иаков был «хиротонисан в Московском большом Успенском соборе в сан епископа». А следом за хиротонией последовало назначение «на кафедру епископа Якутского и Вилюйского»68. Особенности служения епископа Иакова (Домского) на Якутской земле В последней четверти XIX в. Якутская и Вилюйская епархия была одной из самых молодых в тогдашней церковной истории. Ее учредили указом императора в конце 1869 г. в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова), «мужа высокопреосвященного не одной наукой, но и Божественной благодатью»69. Первым главой епархии был епи- скоп Дионисий (Дмитрий Васильевич Хитров), который вошел в историю как иерарх, осуществивший перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие и составивший азбуку и грамматику якутского языка. Владыка Иаков (Домский), согласившийся принять архиерейскую кафедру в 60-летнем возрасте и ставший вторым епископом Якутской епархии в 1884 г., также был незаурядным человеком. Он прослужил в Якутске до самой смерти. Выезжая в 1884 г. в Якутию на место своего последнего пастырского служения, епископ Иаков (Домский) не торопился сразу прибыть в столичный город этой далекой сибирской провинции России. Он принял решение объехать весь край, познакомиться с людьми, его населявшими, с их языком, бытом, верованиями, привычками, взглядами, узнать, каковы природа и климат Якутии. Необходимо было понять, как следует выстраивать христианскую проповедь. Почти 7 тысяч километров пути остались за его плечами. И как результат - подлинные знания и представления о народе, среди которого ему предстояло проповедовать и которому предстояло нести свет христианского вероучения и современные научные знания70. Это первое внимательное знакомство позволило епископу впоследствии грамотно и правильно выстраивать свои проповеди, обращенные к жителям Якутии. Во все последующие годы своего служения он постоянно совершал длительные миссионерские поездки по территории епархии, делал разнообразные зам

Galina V Aksenova

Institute of History and Politics Moscow Pedagogical State University

Author for correspondence.
Email: galax23@yandex.ru
88 Vernadsky pr., Moscow, 115571, Russia

Evgeniy Roman) Sokolnikov

Priest parish in honor of St. Sergius of Radonezh of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) on the Bali island

Email: skevl@mail.ru
D1, Putra Bali Hill, Taman Mumbul, Nusa Dua, Indonesia

  • Chistyakova, A.S., Kurochkina, O.V., and Stepanova N.S. eds. Russkie pisateli-bogoslovy. Istoriki Tserkvi. Issledovateli i tolkovateli Svyashchennogo Pisaniya. Biobibliograficheskii ukazatel’ [Russian writers are theologians. church historian. Researchers and interpreters of Scripture. Biobibliographic index]. Moscow: Pashkov dom Publ., 2001 (in Russian).
  • D[urnovo], N. Devyatisotletie russkoi ierarkhii 988−1888: Eparkhii i arkhierei [Nine hundred years of Russian hierarchy 988−1888: Dioceses and bishops]. Moscow: Je. Lissnera i Ju. Romana Press, 1888 (in Russian).
  • Golubinskii, E.E. Istoriya Russkoi Tserkvi [History of the Russian Church]. Vol. 1. Part. 1. http://www.odinblago.ru/golubinskiy/01 (in Russian).
  • Iakov (Domskii), ep. “Obshchepoleznoe nravouchenie po povodu 900-letiya kreshcheniya Russkogo naroda. Zhiteiskie idealy v stolknovenii s zapoved’yu o tesnom puti i kreste.” [Generally useful moralizing about the 900th anniversary of the baptism of the Russian people. Worldly ideals in collision with the commandment of the close path and the cross] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 20, 23, 24 (1888); no. 1−4, 6, 9−15 (1889) (in Russian).
  • Iakov (Domskii), ep. “Prazdnovanie dnya Kirilla i Mefodiya Yakutskim missionerskim Obshchestvom.” [Celebration of Cyril and Methodius day by The Yakut missionary Society]. Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 5, 6 (1887) (in Russian).
  • Iakov (Domskii), ep. “Puteshestvie po Lene.” [The journey along the Lena] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 12−17 (1887); no. 1−22 (1888); no. 1−5, 7−12 (1889) (in Russian).
  • Iakov (Domskii), ep. “Slovo v den’ koronatsii «O pravde i mire» (Ps. 71 i 100).” [The word on the day of the coronation “ about truth and peace “(Psalms 71 and 100)] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 12−14 (1888): (in Russian).
  • Iakov (Domskii Ieronim Petrovich). Pastyr’ v otnoshenii k sebe i pastve [Shepherd in relation to himself and the flock]. St. Peterburg: N.A. Lebedev’s Press, 1880 (in Russian).
  • Iakov (Domskii Ieronim Petrovich). Russkoe propovednichestvo, istoricheskii ego obzor i vzglyad na sovremennoe ego napravlenie [Russian preaching, its historical review and a look at its modern direction]. St. Peterburg: Strannic Press, 1871 (in Russian). Iakov (Domskii Ieronim Petrovich). Istoricheskii ocherk russkogo propovednichestva [Historical essay of Russian preaching]. Vol. 1. St. Peterburg: F.G. Eleonskiy & K° Publ.,1878 (in Russian).
  • Kartashev, A.V. Ocherki po istorii Russkoi Tserkvi [Essays on the history of The Russian Church]. Vol. 2. Moscow: Sretenskiy monastyr’ Publ., 2009. https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/2_25_5 (in Russian). “Kirill (Konstantin Luk’yanovich Bogoslovskii-Platonov).” [Kirill (Konstantin Luk’janovich Bogoslovskij-Platonov)] In Russkii biograficheskii slovar’, 657−658. Vol. 8. St. Peterburg, 1897 (in Russian).
  • “Kratkie biograficheskie svedeniya o pokoinom arkhipastyre [Iakove (Domskom)].” [Brief biographical information about the late Archpastor [Jacob (Domsky)] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 16 (1889): 253−255 (in Russian).
  • “Prazdnovanie dnya Kirilla i Mefodiya Yakutskim missionerskim Obshchestvom.” [Celebration of Cyril and Methodius day by The Yakut missionary Society] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 5 (1887); no. 6 (1887) (in Russian).
  • “Protopopov, D. “Rech’ po povodu konchiny preosvyashchennogo episkopa Iakova.” [Speech about the death of Bishop James]. Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 15 (1889); no. 16 (1889) (in Russian).
  • Razdorskii, A.I. “Programma po sostavleniyu istoriko-statisticheskogo opisaniya tserkvei i monastyrei Kurskoi eparkhii v 1830-e gg.” [The program for the compilation of historical and statistical description of churches and monasteries of the Kursk diocese in the 1830] In Bolkhovіtіnovs’kii shchorіchnik 2009, 114−119. Kiev: Sofіya Publ., 2010 (in Ukrainian).
  • Razdorskii, A.I. Istoriko-statisticheskie opisaniya eparkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi (1848−1916): Svodnyi katalog i ukazatel’ soderzhaniya [Historical and statistical descriptions of the dioceses of The Russian Orthodox Church (1848−1916): Summary catalogue and index of contents]. St. Peterburg: Rossiyskaya nacional’naya biblioteka Publ., 2007 (in Russian).
  • Roman, the Bishop Yakut and Lensky, eds. Svyatitel’ Innokentii (Veniaminov) v sud’bakh Yakutii: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 145-letiyu uchrezhdeniya Yakutskoi eparkhii. Yakutsk, 23 marta 2015 g. [Saint innocent in the fates of Yakutia]. Yakutsk: Izdatel’skiy centr Yakutskoy i Lenskoy eparhii Publ., 2015 (in Russian).
  • Russkaya Pravoslavnaya Tserkov’ 988-1988 [Russian Orthodox Church 988−1988]. Vol. 1, of Ocherki istorii I−XIX vv. [Essays on the history of 1−19th centuries]. Moscow: Moskovskaya Patriarhiya Press, 1988 (in Russian).
  • Savva (Tikhomirov). Ukazatel’ dlya obozreniya Moskovskoi patriarshei (nyne sinodal’noi) riznitsy i biblioteki [Index for review of the Moscow Patriarch (now Synodal) sacristy and library]. Moscow: Je. Lissner i Ju. Roman Press, 1855 (in Russian).
  • Savva (Tikhomirov). Paleograficheskie snimki s grecheskikh i slavyanskikh rukopisei Moskovskoi sinodal’noi biblioteki VI−XVII veka [Paleographic pictures from Greek and Slavic manuscripts of Moscow Synodal library of VI−XVII century]. St. Peterburg: V. Got’e Press, 1863 (in Russian).
  • Setsinskiy, Ev.I., ed. Prikhody i tserkvi Podol’skoi eparkhii [Parishes and churches of Podolsk diocese]. Vol. 9, of Trudy Podol’skogo eparkhial’nogo istoriko-statisticheskogo komiteta [Works Podolsk diocesan historic-statistical Committee]. Kamenec-Podol’sk: S.P. Kirzhackiy Press, 1901 (in Russian).
  • Sokol’nikov, E.V. “Voprosy reformirovaniya tserkovnogo obrazovaniya v Rossii pervoi chetverti XIX v.” [Issues of reforming Church education in Russia in the first quarter of the 19th century] In Reformy i reformatory v istorii Rossii: K 150-letiyu Velikikh reform: Materialy XVI Vserossiiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii. Moskva, RUDN, 17−18 maya 2012 g. [Reforms and reformers in Russian History: to the 150th anniversary of Great Reforms Pepers of 16 All-Russian Scientific Theoretical Conference, Moscow, RUDN University, May 17−18, 2012], 543−549. Moscow: RUDN Press, 2012 (in Russian).
  • Spiski arkhiereev ierarkhii Vserossiiskoi i arkhiereiskikh kafedr so vremeni uchrezhdeniya Svyateishego Pravitel’stvuyushchego Sinoda (1721−1895 gg.) [Lists of bishops of the hierarchy of the all-Russian and bishops’ departments since the establishment of the Holy Governing Synod (1721−1895)]. St. Peterburg: Sinodal’naya Press, 1896 (in Russian).
  • Tsypin, V.A. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Sinodal’nyi i noveishii periody, (1700−2005) [History Of The Russian Orthodox Church. Synodal and modern periods, (1700−2005)]. Moscow: Sretenskiy monastyr’ Publ., 2007. https://azbyka.ru/ otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-sinodalnyj-period/3 (in Russian).
  • U Troitsy v Akademii 1814−1914 g. Yubileinyi sbornik istoricheskikh materialov [Trinity’s at the Academy 1814−1914. Anniversary collection of historical materials]. Moscow: Tovarishhestvo I.D. Sytina Press, 1914 (in Russian).
  • Vereshchagin, N. “Vospominaniya o v Boze pochivshem preosvyashchennom episkope Iakove kak rektore Blagoveshchenskoi dukhovnoi seminarii.” [The memories of the deceased in the Lord, his grace, Bishop Jacob as the rector of Annunciation Seminary] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 18 (1889); no. 19 (1889); no. 23 (1889); no. 24 (1889) (in Russian).
  • Yavlovskii, P.P. Predislovie. Sistematicheskii ukazatel’ statei, pomeshchennykh v neofitsial’noi chasti “Yakutskikh eparkhial’nykh vedomostei” za pervoe desyatiletie izdaniya (1887−1897 gg.) [Preface. Systematic index of articles placed in the unofficial part of the “Yakut diocesan statements” for the first decade of publication (1887−1897)] Sergiev Posad: 2-ia tip. A.I. Snegirevoy Press, 1898 (in Russian).
  • Yavlovskii, P.P. “Rech’ po povodu konchiny preosvyashchennogo episkopa Iakova.” [Speech about the death of Bishop James] Yakutskie eparkhial’nye vedomosti, no. 15 (1889) (in Russian).
  • Yurganova, I.I. “Documents on the history of The Russian Orthodox Church in the national archive of the Republic of Sakha (Yakutia).” Otechestvennye arkhivy, no. 4 (2005): 70−74 (in Russian).
  • Yurganova, I.I. “Inkorporatciia Iakutskogo kraia v Rossiiskuyu imperiyu na primere khristianizatcii.” [Incorporation of the Yakut region into the Russian Empire on the example of Christianization] Vestnik of North-Eastern Federal University 9, no. 2 (2012): 95−98 (in Russian).
  • Yurganova, I.I. “Pravoslavnyi prikhod v Iakutii (XVII – nachalo XX v.).” [Orthodox parish in Yakutia (17 − early 20th century)] Russian history, no. 3 (2014): 97−111 (in Russian).
  • Yurganova, I.I. The spiritual proceedings of the Yakutsk diocese in the segond half of XIX – early XX centuries, as a factor of inter-civilization interaction. Bylye Gody. Russian Historical Journal 39, no. 1 (2016): 146−154.
  • Yurganova, I.I. and Dmitrieva, I.A. Bozh’i lyudi. Istoriya pravoslaviya v Yakutii. Chast’ II. 1852−1917 gody [Man of God. History of Orthodoxy in Yakutia]. Vol. 2. Part 2. Yakutsk: Yakutskaya eparkhiya Russkoy pravoslavnoy tcerkvi Publ., 2015 (in Russian).
  • “Zosima (Davydov). Iakov (Domskii Ieronim Petrovich).” [Zosima (Davidov), Bishop Jacob (Domskij Ieronim Petrovich)] Pravoslavnaya entsiklopediya, 508−510. Vol. 20. Moscow: Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II Press, 2009 (in Russian).

Views

Abstract - 138

PDF (Russian) - 65

PlumX


Copyright (c) 2018 Aksenova G.V., Sokolnikov E.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.