STAFF TRAINING FOR MILITARY AND CIVIL SERVICE IN THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY: ACADEMIC YEARS OF HISTORIAN, GENERAL-LIEUTENANT N.K. SCHILDER

Cover Page

Abstract


The purpose of the article is to replenish the information fi eld of Russian historians by introducing data about a little-known element in the historiography in the system of staff trai-ning in elite educational institutions of Russia in the middle of the 19th century. The object of the study is the young age of Nikolai Karlovich Schilder (1842-1902), who by honourable service in the military fi eld rose to the rank of Lieutenant General (1893) after completing two educational institutions. As a result of his historical studies, he became the corresponding mem-ber of the Petersburg Academy of Sciences (1900). Based on the information found in archival and published historical sources, as well as in the an-nexes to the published historical works, there is considered the process of N.K. Schilder’s acquiring not only a large body of knowledge, but also the process of his personality formation as a patriot of Russia.Five years (1857-1862) were a special period of his life as a future military engineer and historian - the time when he obtained secondary and special higher military education. The years of studies in the Pages Corps and the Nikolaev Engineering Academy were of great use for him. He showed good results in studies and extraordinary creative abilities. The article shows the scope of knowledge and quality of skills obtained by N.K. Shilder while studying, the degree of his preparedness to work both as a military engineer and historian-researcher. The article proves that he obtained professional knowledge necessary for a military engineer; he was accustomed to thinking big, to working systematically, independently and creatively. Self-discipline and acquired skills of research work were the key to his future success in the fi eld of military and military-political history and in the biographical genre.


Введение Подготовка элитных кадров для несения военной и гражданской (административной) службы с петровских времен была в центре внимания Российского государства, которое контролировало деятельность учебных учреждений, направляя ее не только на получение учащимися образования, но и на их воспитание в патриотическом и религиозном духе, в духе преданности самодержавию и монарху. В отечественной исторической литературе есть немало работ, посвященных анализу системы образования и воспитания молодежи в средних и высших учебных заведениях, действовавших под эгидой Министерства народного просвещения. В поле зрения историков чаще всего попадали общеобразовательные гимназии и университеты и дававшие профессиональное (отраслевое) образование училища и институты, а элитные дворянские учебные заведения оставались, в силу ряда объективных и субъективных причин, вне внимания историков советского времени. Цель данной статьи - пополнить информационное поле отечественной исторической науки и исследовать один из малоизвестных в историографии элементов системы подготовки кадров (в том числе из иностранцев) для выполнения военной и гражданской службы в элитных учебных заведениях России середины XIX в. При выборе объекта исследования авторы руководствовались современным социо-гуманистическим методологическим принципом, базовым историко-антропологическим подходом и историко-типологическим методом, позволяющими представить историю как результат деятельности отдельной личности в определенных исторических и типических обстоятельствах, адекватно оценить уровень достижений изучаемого человека и его место среди современников. Объектом исследования стали молодые годы (1857-1862) в жизни Николая Карловича Шильдера (1842-1902), в течение которых он приобретал образование в двух учебных заведениях и готовился к выполнению службы на военном поприще, заслужив в дальнейшем чин генерала-лейтенанта (1893), а в результате своих исторических исследований - звание члена-корреспондента Петербургской академии наук (1900). Основателем рода Шильдеров был богатый, близкий к польским политическим кругам рижский купец немецкого происхождения Генрих (Андрей Михайлович) Шильдер (1744-1813/1814). Права дворянского достоинства Российской империи род Шильдеров получил в 1835 г. за личные заслуги его сына - генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854), военного инженера, талантливого конструктора и изобретателя, участника Отечественной войны 1812 г., Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и Крымской войны [1]. Н.К. Шильдер - сын Карла Андреевича Шильдера и дочери действительного тайного советника и сенатора Н.П. Дубенского Александры Николаевны Дубенской (1807-1868) 1 [2, с. 96; 3, с. 4; 4, с. 197]. Нравственное семейное воспитание, пример отца, прекрасно образованного человека и подлинного патриота России, оказали значительное влияние на формирование характера, личности и мировоззрения молодого Николая, который, как и его отец, принес особую славу роду Шильдеров. Он занимал видное место среди историков второй половины XIX в. и еще при жизни был признан как автор выдающихся исторических и биографических трудов, основанных на многочисленных исторических источниках, о чем свидетельствуют положительные отзывы и рецензии в периодической печати того времени [5-7]. Современных любителей русской старины особенно привлекают биографические монографии Н.К. Шильдера о жизни российских императоров. В конце ХХ - начале XXI в. это выразилось в новых многократных переизданиях его произведений, в том числе и в репринтном воспроизведении [8-11]. Кроме того, в 1990 - во втором десятилетии 2000-х гг. регулярно появлялись учебные, обобщающие и специальные работы, отразившие новый подход российских историков к жизни и творчеству Н.К. Шильдера. В их трудах изучались многие вопросы, связанные с историей происхождения его рода; рассматривались отдельные части его творческого наследия; вскрывались факторы, вызывавшие у него интерес к истории. Упоминалось и о его сотрудничестве с историческими журналами; описывалась его деятельность на посту директора Императорской Публичной библиотеки [2; 4; 12, с. 7; 13-17]. Однако в исторической литературе об основных событиях и вехах в биографии Н.К. Шильдера, особенно о его юных годах, накоплены довольно скудные и недостаточные сведения. Как правило, в работах историков содержались краткие перечисления учебных заведений, в которых проходил обучение Н.К. Шильдер [например: 14, с. 120; 15, с. 178-193; 16, с. 66-75; 17, с. 3-10; 18, с. 572-573; 19, с. 416-417]. Поэтому в статье поставлена задача - для восполнения историографического поля на примере Н.К. Шильдера рассмотреть процесс подготовки кадров в элитных средних и высших учебных заведениях и определить степень его подготовленности к деятельности как военного инженера, так и историка-исследователя. Реализация поставленной задачи опирается на информацию, выявленную в неопубликованных и опубликованных исторических источниках разных видов. В круг обследованных источников входят опубликованные законодательные документы (Устав Пажеского Его Величества Императорского Корпуса, Положение о Николаевской Инженерной Академии) [20; 21], а также неопубликованные делопроизводственные материалы. Они хранятся в фонде Канцелярии Министерства Императорского Двора Российского государственного исторического архива (РГИА. Ф. 472) и в фондах Главного военно-технического управления 1778-1918 гг. и Николаевской Инженерной Академии и Училища Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА. Ф. 802, 351). В этих фондах находится текущая документация двух учебных заведений (Пажеского корпуса и Николаевской Инженерной Академии), в которых Н.К. Шильдер получал среднее и высшее образование. Информация данного вида документов характеризует личный состав учащихся и преподавателей. Указы, рапорты, отношения и др. материалы свидетельствуют о новых назначениях, о времени пожаловании пажам придворных званий и о проведении смотров в Пажеском корпусе. Особый интерес для изучения процесса обучения Н.К. Шильдера имеют два разных экземпляра его формулярных (послужных) списков, выявленных в РГВИА. Их сведения охватывают годы жизни Н.К. Шильдера - с 1842 по 1863 г. (Ф. 802) и с 1854 по 1899 г. (Ф. 351) 1 . Второй формулярный список опубликован [См.: 22]. Еще одну группу источников составили опубликованные воспоминания бывших учеников Императорского Его Величества Пажеского корпуса (Н.К. Имеретинского, П.Д. Паренсова и Ф.К. Гершельмана). Информация этих мемуаров позволяет реконструировать атмосферу обучения и воспитания учащихся, царившую в корпусе [23-25]. Кроме того, сведения, выявленные в архивных и опубликованных источниках, дополнялись данными из материалов приложений к исследованиям по истории учебных заведений, в которых учился Н.К. Шильдер 2 [см.: 26-27]. Юношеские годы и учеба в Пажеском корпусе Николай родился в Санкт-Петербурге в 1842 г., когда его отец уже приобрел прочное служебное и общественное положение, известность и уважение знавших его людей, и особенно императора Николая I. Современники, оценивая личные и деловые качества К.А. Шильдера, писали, что он «был человек отважный, смелый, находчивый, прямого, отрытого характера, всегда бодрый, веселый, подвижный; работа у него всегда кипела. Военному делу он был предан всей душой и весь был как нарочно, создан для войны и подвигов. Солдата он горячо любил, прекрасно знал и умел завоевывать его сердце постоянной заботой, беззаветной личной храбростью и открытым простым и сердечным общением» [28, с. 6]. Образ отца - неутомимого труженика и прекрасно образованного человека, преданного семьянина и подлинного патриота России - навсегда отложился в памяти сына, оказав значительное влияние не только на формирование его личности, но и стал примером на всю его последующую жизнь. Смерть обожаемого отца во время Крымской войны 12-летний Николай перенес очень болезненно. Эта утрата стала тем эмоциональным побудительным мотивом, который во многом предопределил будущие творческие искания Н.К. Шильдера. По справедливому замечанию историографа М.Ю. Лачаевой, «память об отце стала путеводной нитью, которая привела Н.К. Шильдера в историческую науку» [14, с. 113]. Возможность получить лучшее для того времени военное образование представилась юному Николаю Шильдеру благодаря заслугам его отца. Через месяц после его гибели Николай 14 июля 1854 г. был пожалован императором Николаем I пажом к Высочайшему Двору с внесением в списки кандидатов для поступления в Пажеский корпус 1 . В Российской империи учеба в этом корпусе рассматривалась как большая честь. На это могли рассчитывать только сыновья и внуки генералов от инфантерии, кавалерии, артиллерии, инженерных войск или гражданских чиновников, состоящих или состоявших на службе в чине первых трех классов 2 [20, с. 89]. По итогам вступительных экзаменов Н.К. Шильдер в 15 лет был принят в Пажеский корпус, в котором он учился с 1 сентября 1857 г. по 16 июня 1860 г. Все поступившие пажи жили в здании корпуса (в дортуарах). Штатный учебный состав корпуса на момент зачисления Н.К. Шильдера насчитывал 150 пажей, в том числе 16 камер-пажей старшего класса. Директором корпуса в 1854-1861 гг. состоял генерал-майор В.П. Желтухин (1798-1878), который ежедневно приходил в корпус, обходил все классы и принимал рапорт от каждого дежурного. Классами управляли инспекторы и их помощники, а дежурные офицеры осуществляли наблюдение и надзор за порядком. Пост офицера-воспитателя с 1831 г., а с 1843 г. по апрель 1859 г. - ротного командира занимал полковник К.К. Жирардот 3 (? - 1882), который был для пажей первым лицом в корпусе, так как весь день был с ними, за исключением классных уроков; с 1859 г. его сменил Д.К. Бреверн (годы жизни не установлены). С первого дня Н.К. Шильдеру и другим пажам его класса (37 человек) пришлось осваиваться с корпусным распорядком, строго подчиненным военному уставу внутренней службы и подробно описанным в воспоминаниях Н.К. Имеретинского, П.Д. Паренсова и Ф.К. Гершельмана, в разное время учившихся в корпусе в 1840-1870-х гг. [23-25]. П.Д. Паренсов, однокашник Н.К. Шильдера, отмечал: «Во всех нас, еще с корпусной скамьи, развивают привычку к дисциплине, сперва в виде повиновения и послушания, а затем и командования; развивают привычку “решаться”, когда обстановка этого требует. Кроме того, служащие в войсках, имея постоянно дело с солдатом, стоят гораздо ближе к народу и более знакомы с его нуждами и его воззрениями, чем чиновник канцелярии, может быть более ученый, чем мы» [24, с. 631]. По воспоминаниям Ф.К. Гершельмана, по внутреннему распорядку подъем под присмотром ротного командира осуществлялся в семь утра по барабану или горну, далее следовала подготовка к смотру. В восемь часов строились на смотр под руководством камер-пажа, затем шли на молитву и на завтрак. Учебные (предметные) занятия перемежались строевыми упражнениями, обязательной дневной молитвой, прогулкой в саду, гимнастикой и, естественно, обедом и ужином. Общий отбой ко сну «били» в 10 часов вечера [25, с. 75]. Учебная база корпуса располагала прекрасными классами, физическим кабинетом, химической лабораторией, обширной библиотекой, цейхгаузами для обмундирования и оружия, столовой, приемной, лазаретом, домовой православной церковью, парадными залами. Таким образом, корпус обладал всеми материальными условиями для того, чтобы пажи получили хорошее образование. Программа преподавания была ориентирована на то, чтобы учить «человеческим наукам» и «общему жительству» [29, с. 13]. В общем классе Н.К. Шильдер и его одноклассники изучали: Закон Божий, историю, математическую географию, физическую географию, физику, математику, естественную историю, рисование, геометрическое черчение, словесность (литературу), отечественные и иностранные языки (русский, церковно-славянский, французский, немецкий), чистописание. Дополнительно в программу входили: гимнастика, маршировка, знаний пехотных сигналов, пение, музыка и танцы [20, с. 92, 93, статьи Уст а ва № 26, 27]. Преподаватели в корпусе были хорошие: русский язык преподавал профессор Владимир Игнатьевич Классовский (1815-1877); французский язык - Александр Иванович Флен (преподавал в 1855-1886); Закон Божий - протоиерей, священник корпуса, отец Ксенофонт Яковлевич Никольский (годы жизни не установлены); географию - автор известного учебника по всеобщей географии Порфирий Никитич Белоха (преподавал с 1845 г.; ум. в 1890); естественную историю - Станислав Осипович Жолкевич (годы жизни не установлены) 1 [25, с. 76]. Помимо учебы пажи проходили военное обучение и должны были нести службу при Дворе. Они изучали «ружейные приемы, шереножное и взводное ученье, ломку фронта» [25, с. 79]. Были также инспекторские смотры, парад и ученье в лагере [23, № 9, с. 230]. Особое внимание уделялось воспитанию выносливости, аккуратности, пунктуальности и самостоятельности. При подготовке к несению дворцовой службы много времени и труда тратилось на обучение пажей благовоспитанности и манерам. Им наглядно показывали, как прилично ходить, сидеть, кланяться, хотя дворцовая служба пажей была незамысловата и состояла из простых действий: они должны были стоять у дверей, держаться за их ручки и своевременно отворять двери [24, с. 629]. В корпусе существовала 12-бальная система оценки знаний и поведения. Ежегодно, по окончании учебного года, в каждом классе корпуса проводились испытания. Из класса в класс пажи переводились по общему итогу баллов по всем предметам, включая баллы за поведение. По итогам первого 1857/58 учебного года Н.К. Шильдер 11 июля 1858 г. в числе 16 лучших пажей был удостоен звания камер-пажа за точное исполнение служебных обязанностей, хорошую нравственность и успехи в науках 1 . В 1858/59 учебном году особое внимание придавалось военным наукам: тактике, стратегии, военной истории, фортификации, военной топографии, начальной военной администрации, военному законоведению и артиллерии. Не прерывались занятия и по другим предметам: Закону Божьему, истории, статистике, математике, химии. Продолжались и практические занятия по русскому и иностранным языкам, русской, французской и немецкой литературе, черчению [20, Уст а в № 26-27, с. 92-93]. Параллельно преподавались: фехтование, музыка, танцы, гимнастика, маршировка, верховая езда. В летнее время пажи специальных классов занимались фронтовыми учениями, топографической съемкой и инженерными работами. Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что ученики корпуса получали всестороннее образование: гуманитарное, специальное (военное), а также этическое (нравственное и религиозное) и эстетическое воспитание и образование. При испытаниях 1859 г. Н.К. Шильдер снова показал блестящие знания. За проявленные успехи, по представлению директора корпуса В.П. Желтухина, главный начальник военно-учебных заведений утвердил 16 июня 1859 г. Н.К. Шильдера в звании фельдфебель, и на следующий учебный год он был назначен камер-пажом к императору Александру II 2 . В выпускном классе усиленное внимание уделялось изучению военных предметов, Закона Божьего, русского языка, иностранных языков и выполнения службы при Дворе. В строевых занятиях добавились разводы с церемониалом. Н.К. Шильдер, как и все пажи, думал о своей дальнейшей карьере. По совету генерал-адъютанта графа Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818-1884), следившего за успехами и оказывавшего протекцию сыну своего бывшего начальника К.А. Шильдера, Николай с осени 1859 г. дополнительно изучал фортификацию, готовясь заранее к службе в инженерных войсках [30, с. 621]. Руководил его занятиями полковник Сигизмунд Андреевич Тидебель (1824-1890), бывший в 1854 г. адъютантом инженер-генерала К.А. Шильдера (в 1866-1886 гг. генерал С.А. Тидебель был начальником Николаевской Инженерной Академии). Благодаря этим занятиям Н.К. Шильдер в 1860 г. успешно сдал экзамены в эту же Академию По итогам выпускных экзаменов весной 1860 г. Н.К. Шильдера признали первым учеником выпуска. Его имя в знак отличия было занесено золотом на белую мраморную доску почета, висевшую в актовом зале корпуса [20, с. 870; 27, Устав № 56, с. 122; 31, с. 412]. Через день после окончания экзаменов класс выехал на топографическую съемку и инженерные работы в Петергоф. В конце мая для практического обучения и приближения к боевым условиям пажи были прикомандированы к учебному батальону под Красным Селом [20, Устав 31, с. 93]. После удачных маневров всех выпускников Пажеского корпуса император Александр II поздравил с присвоением офицерских званий и распределением по войскам. 16 июня 1860 г. состоялся выпуск курса Н.К. Шильдера [26, с. 580]. В церкви корпуса выпускники принесли присягу на верность царю и Отечеству перед знаменем Преображенского полка. После выпуска Н.К. Шильдер получил чин прапорщика и назначение в Лейб-Гвардии Преображенский полк [20, с. 215-217; 31, с. 321-322] с прикомандированием к Николаевской Инженерной Академии 1 . Это открыло ему дорогу к получению высшего образования и совершенствованию в военноинженерном деле. Годы обучения в Николаевской Инженерной Академии Н.К. Шильдер учился в Николаевской Инженерной Академии в течение двух лет: в теоретическом классе - с 26 июня 1860 г. по 25 августа 1861 г. и в практическом классе - с 26 августа 1861 г. по 5 июля 1862 г. 1 [21, Статья Устава № 33, с. 7]. Директором Инженерной Академии и училища с 1860 по 1866 г. был участник Крымской войны, военный инженер, генерал-адъютант Михаил Петрович Кауфман (1822-1902), при котором внутренний порядок в академии был очень суров. Начальство в Академии следило не только за успеваемостью, но и за поведением слушателей и нарушением формы одежды. Преподавательский состав в Академии был высокопрофессиональным, что во многом обеспечивалось тем, что все вели активную педагогическую и научную деятельность. Профессор Ф.Ф. Ласковский (1802-1870) работал над фундаментальным трудом по истории инженерного искусства в России с древнейших времен и до начала XIX в; профессор Г.А. Леер (1829-1904) преподавал стратегию и военную историю; М.Н. Герсеванов (1830-1907) - строительное искусство и возведение гидротехнических сооружений; Н.В. Болдырев (1814-1882) читал курсы фортификации и механики; А.И. Квист (1820-1878) - фортификацию и военные сообщения. Среди репетиторов были выпускники Академии: В.М. Карлович (1834- 1892), С.С. Рехневский (? - 1885), будущий выдающийся механик Н.П. Петров (1836-1920) и Ц.А. Кюи (1835-1918) - фортификатор и композитор, академик и математик М .В. Остроградский (1801-1862). В Академии Н.К. Шильдер изучал фортификацию, высшую математику, начертательную геометрию, геодезию, химию, физику, механику, минералогию, геологию, тактику, военную историю и стратегию, состояние современной артиллерии и подводных мин, русский и иностранные языки. Большое внимание в Академии уделялось строительным учебным дисциплинам, таким как военно-строительное искусство; материаловедение; строительные работы; основания и фундаменты; отопление и вентиляция; дороги и мосты; речные и морские сооружения; архитектура с черчением и проектами. Теоретические занятия дополнялись также в летнее время и практическими упражнениями - в технических заведениях, на заводах и различных сооружениях. Учащиеся занимались топографической съемкой и решением фортификационных задач. Одна из особенностей обучения в Академии состояла в том, что (в соответствии с Приказом по Инженерной Академии от 24 сентября 1855 г.) занятия офицеров «основывались на труде самостоятельном» 1 . В связи с этим в дополнение к имеющейся основной программе все обучающиеся офицеры получали «темы для составления обширных сочинений по наукам как специальным, так и имеющим важные практические приложения к роду их оружия» 2 . В Академии были разработаны темы для сочинений по фортификации, военному и понтонному делу; истории осады и обороны крепостей. Слушателям практического отделения приказывалось в первое полугодие писать по одному сочинению на заданную тему по фортификации, военно-строительному искусству, химии, механике; во втором полугодии - по два проекта по военно-строительному искусству и фортификации 3 . Слушатели Академии должны были самостоятельно выполнять все задания и участвовать в ежегодных конкурсах по разработке актуальных военно-инженерных задач с выдачей победителям денежных премий и с публикацией результатов их теоретических и практических разработок в «Инженерном журнале» 4 . Рукописные материалы Н.К. Шильдера, хранящиеся в его фонде (Ф. 859) в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), отражают лишь некоторую часть работ, выполненных им в процессе обучения в Академии - разбор книги «Die Festungsbaukunst gegenüber den neuen Verbesserungen im Geschützwesen von einem alten Militär». Stettin. 1862 [«Искусство постройки крепостей по сравнению с новыми улучшениями в оружейном деле от старого военного»] и перевод статьи «Weather in War» («Погода на войне») из журнала «Magazin für die Literatur des Auslandes» 1862 5 . Следовательно, первый опыт написания работ по военно-инженерной проблематике Н.К. Шильдер приобрел уже в Академии. Знание иностранных языков позволило ему в годы учебы познакомиться с передовым военным опытом зарубежных стран и стать специалистом в военно-инженерной области. Черновики сохранившихся в архиве сочинений Н.К. Шильдера демонстрируют его первые шаги в определении методики своей исследовательской работы и подхода к анализу содержания текста источника. Он делал пометки на полях своей тетради для выписок, полемизировал с автором книги и статьи, записывал свои соображения по улучшению инженерных сооружений (крепостей) и их вооружения 1 . Таким образом, в процессе создания самостоятельных сочинений по различным дисциплинам учебной программы и систематических занятий в библиотеке Академии Н.К. Шильдер развивал навыки творческой деятельности, пригодившиеся ему в будущем. Н.К. Шильдер закончил Академию по первому разряду с отличием и был переведен в Лейб-Гвардии Саперный батальон с присвоением звания подпоручик 2 . Выводы Пять лет с сентября 1857 г. по июль 1862 г. составили особый этап в жизни русского историка и генерал-лейтенанта Николая Карловича Шильдера - время, когда он получал среднее и специальное высшее военное образование. Годы учебы в Пажеском корпусе и Николаевской инженерной Академии не прошли для него бесплодно. Он прошел этот путь блестяще, показав высокие результаты в учебе, что отразилось в занесении его имени на мраморную доску почета Пажеского корпуса. Одновременно он проявлял (особенно в Академии) неординарные творческие способности и навыки исследовательской работы, что отразилось в ряде его трудов, сохранившихся в его личном архиве. В годы учебы Н.К. Шильдер прошел суровую школу, воспитавшую в нем исполнительность и дисциплинированность, глубокое чувство товарищества, сохранявшееся в нем в течение многих последующих лет и определявшие его дружеские отношения с коллегами по службе и с бывшими однокашниками, потомками знатных фамилий и генералитета. Во многом эти завязавшиеся в юности связи помогали Н.К. Шильдеру в процессе его собирательской (коллекционирование) и публикаторской (археографической) деятельности. С переходом на действительную военную службу Н.К. Шильдер был вполне готов к выполнению своих служебных обязанностей: он получил профессиональные знания военного инженера, привык мыслить масштабно, трудиться систематически, самостоятельно и творчески. Самодисциплина и приобретенные навыки научно-исследовательской творческой работы были залогом будущих успехов молодого человека. Не случайно уже в 1864-1866 гг. Н.К. Шильдер, будучи адъютантом руководителя Главного Инженерного Управления Э.И. Тотлебена, опубликовал в «Инженерном журнале» ряд аналитических статей, нацеленных на популяризацию инженерных нововведений в области улучшения оборонительных систем крепостей, написанных им после окончания Академии. Статья Н.К. Шильдера «Минная война в Швейднице, в 1762 г.» 1 заслужила высокий отзыв военных специалистов. Э.И. Тотлебен издал приказ об ее изучении слушателями Инженерной академии и служащими Инженерного ведомства [32, с. 87]. Одновременно эта статья была рассмотрена членами Технического комитета Главного Инженерного Управления и, пройдя жесткий конкурс, получила третью премию в двести рублей 2 . В целом, на примере Н.К. Шильдера в годы получения им среднего и высшего образования следует отметить, что в рассмотренных выше элитных учебных заведениях объем полученных слушателями знаний и навыков вполне соответствовал потребностям государства в квалифицированных кадрах для выполнения военной и гражданской службы. В Пажеском корпусе слушатели изучали не только комплекс дисциплин, обязательных для российских общеобразовательных учебных заведений той поры, но и получали дополнительные знания и навыки, свидетельствующие о том, что их специально готовили для службы при Дворе и для выполнения важных государственных обязанностей (военных и гражданских). В Николаевской Инженерной Академии набор учебных, теоретических и практических дисциплин свидетельствовал о том, что слушатели получали обширный круг знаний, необходимых для выполнения служебных обязанностей разных родов войск.

Tatiana V Sleptsova

Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: slepzova@mail.ru
8 Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh St., Moscow, Russia, 125993

Tatiana V. Sleptsova, PhD (in History), Lieutenant Colonel of Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Nataliya G Georgieva

Peoples’Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: navladi@list.ru
10/2 Mikluho-Maklay St., Moscow, Russia, 117198

Natalia G. Georgieva, PhD (Doctor of Historical Sciences), Professor of the Department of Russian History at Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia)

  • Gabaev G[S.] Gvardejskomu saperu na pamjat’ o geroe komandire general-ad’jutante Shil’dere. K predstojashhemu perevezeniju praha general-ad’jutanta Shil’dera v Peterburg, dlja pogrebenija v cerkvi Lejb-Gvardii sapernogo batal’ona vo imja Svjatyh Kos’my i Damiana [Guards Sapper in memory of the hero commander Adjutant General Shilder. To the forthcoming transfer of the ashes of Adjutant General Schilder to St. Petersburg, for burial in the Church of the Life Guards of a sapper battalion in the name of Saints Cosmas and Damian]. St-Petersburg: T-vo R. Golike i A. Vil’borg Publ.; 1911: 21–22.
  • Shumkov AA. Schil’dery. Dvorjanskij kalendar’: spravochnaja i rodoslovnaja kniga rossijskogo dvorjanstva. Tetrad’ 2 [Noble calendar: reference and genealogical book of the Russian nobility]. St-Petersburg: VIRD Publ.; 1997: 92−106.
  • V.P. [Petersen VK.] Rodoslovnaja N.K. Shil’dera [Ancestry of N.K. Shilder]. Novoe vremja. 1902. 10 April. № 9375.
  • Adasova-Shil’der EL. Tri veka zhizni roda Shil’der v Rossii [Three centuries of Shilder’s life in Russia]. Istoriko-publicisticheskij al’manah. Nemeckaja diaspora v Rossii: proshloe i nastojashhee [Historical and journalistic almanac. The German Diaspora in Russia: past and present]. Moscow: B.i. Publ., 2013; 1: 173‒232.
  • Kizevetter AA. N.K. Schil’der. Imperator Aleksandr Pervyj, ego zhizn’ i carstvovanie. SPb. Izdanie A.S. Suvorina. 1897 g. T. I. [Emperor Alexander the First, his life and reign. SPb. Izdanie A.S. Suvorina. 1897 g. T. I]. Obrazovanie. 1897; (9): 200−203.
  • Pypin AN. Imperator Aleksandr Pervyj, ego zhizn’ i carstvovanie. N.K. Shil’dera. S illjustracijami. Tom pervyj. St-Petersburg; 1897 [Recenzija] [Emperor Alexander the First, his life and reign. N.K. Schilder. With illustrations. Volume one. SPb., 1897 [Book review]]. Vestnik Evropy. 1897; (7): 394−400.
  • S-l-m-n [Salomon P.A.] N.K. Shil’der. Imperator Pavel I. Istoriko-biografi cheskij ocherk, s portretami, vidami, planami i avtografami. SPb., 1901 [N.K. Schilder. Emperor Paul I. Historical and biographical sketch, with portraits, views, plans and autographs. SPb., 1901]. Vestnik vsemirnoj istorii. 1901; (5): 246−250.
  • Schil’der NK. Imperator Nikolaj I. Ego zhizn’ i carstvovanie. V 2-h knigah [Emperor Nicholas I. His life and reign]. Moscow: Charli Publ.; 1996. Book 2.
  • Shil’der NK. Imperator Pavel I. Istoriko-biografi cheskij ocherk [Emperor Paul I. Historical and biographical sketch]. Moscow: Charli Publ., TOO Algoritm Publ.; 1996.
  • Schil’der NK. Imperator Aleksandr I, ego zhizn’ i carstvovanie [Emperor Alexander I, his life and reign]. Moscow: Jeksmo; 2008.
  • Men’shenina NJu. Ofi cial’naja istoriografi ja N.K. Schil’dera [The offi cial historiography of N.K. Schilder’s]. Vestnik Al’faret. 2012; (3): 10−15. Available at: alfaret.ru/vestnik/ vestnik-3.pdf (Date of access: 12.07.2017).
  • Kurukin IV., Mohnacheva MP. Problemy istorii v konservativnoj publicistike vtoroj poloviny XIX – nachala XX veka (Zhurnal «Russkij Vestnik», 1856 – 1906): ucheb. posobie [Problems of History in the Conservative Publicistics of the second half of the 19 th – the early 20 th century (Journal of the “Russian Messenger”, 1856 – 1906): Textbook]. Moscow: MGIAI Publ., 1990.
  • Camutali AN. Zhivopisatel’ russkih imperatorov: Nikolaj Karlovich Schil’der [Painter of the Russian emperors: Nikolai Karlovich Shilder]. Istoriki Rossii. XVIII − nachalo XX v: [ocherki] [Historians of Russia. XVIII – early XX centuries]. Moscow: Skriptorij Publ.; 1996: 486–492.
  • Lachaeva MJu. Mastera biografi cheskogo zhanra – N.K. Schil’der i velikij knjaz’ Nikolaj Mihajlovich. Istorik-diplomat S.S. Tatishhev [Masters of the biographical genre – N.K. Schilder and Grand Duke Nikolai Mikhailovich. The historian-diplomat SS. Tatischev]. Istoriografi ja istorii Rossii do 1917 g.: uchebnik dlja studentov: v 2 t. [Historiography of the history of Russia until 1917: a textbook for students: in 2 volumes]. Moscow: VLADOS Publ., 2003; 2: 113–145.
  • Vol’fcun LB. 1899–1902. Nikolaj Karlovich Schil’der. Istorija biblioteki v biografi jah ejo direktorov, 1795–2005: [sbornik statej] [History of the library in the biographies of its directors, 1795–2005: [collection of articles]]. St-Petersburg: Izdatelstvo Rossiyskoy nauchnoy biblioteki Publ.; 2006: 178−193.
  • Kol’cov IA. «…Ne ischeznut krupnye vklady, sdelannye im v russkuju istoricheskuju nauku» (Trudy N.K. Schil’dera v ocenke dorevoljucionnyh istorikov) [“.. Major contributions made by him to Russian historical science will not disappear” (NK Schilder’s works in the evaluation of pre-revolutionary historians)]. Klio. 2015; 98(2): 66−75.
  • Georgiev V.A., Georgieva N.G., Slepcova T.V. Vostochnyj vopros v trudah N.K. Shil’dera [The eastern question in the writings of N.K. Schilder]. «Slova prinadlezhat veku, a mysli vekam» k 250-letiju so dnja rozhdenija N.M. Karamzina: materialy XVIII nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh [“The Words belong to the Century, and Thought to the Ages” on the occasion of the 250th anniversary of the birth of N.M. Karamzin: materials of the XVIII scientifi c conference of students, graduate students and young scientists]. Moscow, RUDN University Publ.; 2016: 3–10.
  • P.Shh. [Shhegolev P.E.] N.K. Shil’der. Jenciklopedicheskij slovar’ F.A. Brokgauza i I.A. Efrona [Encyclopedic Dictionary Brockhaus and I.A. Efron. SPb.: Semenovskaya Tipolitography (F.A. Efrona)]. St-Petersburg: Semenovskaja Tipolitografi ja (I.A. Efrona) Publ., 1899; 78: 572–573.
  • Rubinshtejn N.L. Russkaja istoriografi ja [Russian historiography]. Moscow: Gospolitizdat Publ.; 1941.
  • Miloradovich G.A. Materialy dlja istorii Pazheskogo Ego Imperatorskogo Velichestva korpusa. 1711–1875. [Materials for the history of His Imperial Majesty’s Corpus. 1711−1875]. Kiev: M.P. Frica Publ.; 1876: 88−106.
  • Maksimovskij MS. Istoricheskij ocherk razvitija Glavnogo inzhenernogo uchilishha. 1819–1869 [Historical outline of the development of the Main Engineering School. 1819−1869]. St-Petersburg: Tipografi ja Imperatorskoj Akademii nauk Publ., 1869: 3–19.
  • Sleptsova TV. Posluzhnoj spisok N.K. Shil’dera [The service record of N.K. Schilder]. Sbornik Russkogo Istoricheskogo obshhestva [Collection of the Russian Historical Society]. Moscow, 2003; (7): 290–306.
  • Imeretinskij N.[K.] Pazheskij korpus v 1843 – 1848 gg. Zapiski starogo pazha [The Corps of Pages in 1843−1848. Notes of the old page]. Russkij Vestnik [Russian Bulletin]. 1887; (8): 663 – 703; (9): 221–254.
  • Parensov P.[D.] Iz proshlogo [From the past]. Russkaja Starina [Russian Antiquity]. 1907; (3): 628–631.
  • Gershel’man FK. Vospominanija prozhitogo [Memories of the past] in: Gershel’man F.K., Gurko D.I. Generalami rozhdajutsja. Vospominanija russkih voenachal’nikov XIX – nachala XX vekov [Generals are born. Memoirs of Russian military leaders of the 19 th − early 20 th centuries]. Moscow: Russkoe slovo Publ., 2002: 15−152.
  • Levshin DM. Pazheskij korpus za 100 let [The Pages corpus for 100 years]. St-Petersburg: Pazheskij jubilejnyj komitet Publ.; 1902: 1.
  • Frejman OR. fon. Pazhi za 185 let. Biografi i i portrety byvshih pazhej s 1711 po 1896 g. [Pages for 185 years. Biographies and portraits of former pages from 1711 to 1896]. Fridrihsgamn: tipografi ja Akcionernogo obshhestva Publ.; 1896.
  • Gabaev G.[S.] Gvardejskomu saperu na pamjat’ o geroe komandire general-ad’jutante Shil’dere. K predstojashhemu perevezeniju praha general-ad’jutanta Shil’dera v Peterburg, dlja pogrebenija v cerkvi Lejb-Gvardii sapernogo batal’ona vo imja Svjatyh Kos’my i Damiana [The Guards Sapper, in memory of the hero commander, Adjutant General Schilder. To the forthcoming transfer of the ashes of Adjutant General Schilder to St. Petersburg, for the burial in the Church of the Life Guards of a sapper battalion in the name of Saints Cosmas and Damian]. St-Petersburg: R. Golike i A. Vil’borg Publ.; 1911.
  • Gershel’man F.K., Gurko D.I. Generalami rozhdajutsja. Vospominanija russkih voenachal’nikov XIX – nachala XX vekov [Generals are born. Memoirs of Russian commanders of the 19 th − early 20 th centuries]. Moscow; 2002: 3–13.
  • Shil’der N.K. Biografi cheskij ocherk grafa Je.I. Totlebena [Biographical sketch of Count E.I. Totleben]. Inzhenernyj Zhurnal [Engineering Journal]. 1885; (11–12): 591–622.
  • Levshin DM. ed., Pazheskij Ego Imperatorskogo Velichestva korpus za sto let [The pages of His Imperial Majesty’s corpus for a hundred years]. St-Petersburg: Pazheskij jubilejnyj komitet Publ.; 1902: 411–414.
  • Shil’der N.K. Biografi cheskij ocherk grafa Je.I. Totlebena [Biographical sketch of Count E.I. Totleben]. Inzhenernyj Zhurnal [Engineering Journal]. 1885; (1): 81−127.

Views

Abstract - 48575

PDF (Russian) - 201

PlumX


Copyright (c) 2017 Sleptsova T.V., Georgieva N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.