ГРАФИКО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАНЦЕВ

Обложка

Аннотация


Актуальность статьи определяется недостаточной изученностью рассматриваемой проблемы, связанной с графико-символическим анализом художественного произведения в системе обучения русскому языку иностранцев. Цель статьи - определить лингвокультурологический потенциал семиотического подхода к обучению русскому языку иностранцев с ис-пользованием адаптированного текста художественной литературы. В качестве учебного материала в данной статье выступает поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», к которой применена авторская методика графико-символического анализа данного произведения. Наша методика основана на использовании практико-ориентированных положений семиотики, мнемотехники, эргономики, а также введении в систему словарной работы нового понятия «знаковое слово». Обучение русскому языку иностранцев на основе художественного текста способствует более эффективному усвоению изучаемого языка, позволяет им лучше понимать русскую культуру и литературу. Данная методика призвана определить эффективность ее использования в учебном процессе на разных этапах обучения русскому языку иностранцев.


С М Петрова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
metlit@mail.ru
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ул. Кулаковского, 42, ГУК, Якутск, Россия, 677000

Петрова Светлана Максимовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка как иностранного филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: лингвокультурология, этнолингвистика, этнопсихология, методика преподавания РКИ. Автор около 200 научных публикаций.

  • Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2013. 288 с.
  • Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике: монография. М.: РУДН, 2012. 344 с.
  • Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса. От психолингвистики к лингвосинергетике: монография. М.: Либроком, 2011. 288 с.
  • Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: монография. М.: Либроком, 2009. 240 с.
  • Вишняков С.А. Русский язык как иностранный: учебник. М.: Флинта; Наука, 2013. 240 с.
  • Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: Просвещение, 1962. 162 с.
  • Гусева И.С., Румянцева Н.М. Интенсивный курс русского языка (РУДН): учеб. пособие. М.: Дрофа, 2013. 159 с.
  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2007. 224 с.
  • Ким И.Н. Будущее регионального вуза в контексте стратегического развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 20-29.
  • Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: учеб. пособие. М.: КДУ, 2011. 350 с.
  • Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 176 с.
  • Лысакова И.П. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для вузов. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 320 с.
  • Малышев В.Н. Пространство мысли и истоки национального характера. СПб.: Алетейя, 2009. 408 с.
  • Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 432 с.
  • Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс: монография. М.: Едиториал УРСС, 2010. 296 с.
  • Пиотровский Р.Г. Теоретические и прикладные проблемы языкознания на рубеже ХХ в. // Тезисы междунар. конф., Ч. 2. М.: Филология, 1995. С. 417-419.
  • Плотников Б.А. Семиотика текста. Параграфемика: учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1992. С. 5-39.
  • Почепцов Г.Г. Семиотика: монография. М.: Рефл. бук; Ваклер, 2002. 432 с.
  • Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 2010. 336 с.
  • Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории. Теория и практика: учеб. пособие. М.: Флинта, 2011. 128 с.
  • Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 320 с.
  • Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М.: Русский язык. Курсы. 2013.
  • 384 с. Чертов Л.Ф. Знаковая призма: статьи по общей и пространственной семиотике: сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2014. 318 с.
  • Шаклеин В.М., Микова С.С. Лингвокультурное содержание языка: монография. М.: РУДН, 2015. 176 с.
  • Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2010. 188 с.
  • Этническая психология. Хрестоматия / под ред. А.И. Егоровой. СПб.: Речь, 2003. 320 с.

Просмотры

Аннотация - 103

PDF (Russian) - 154


© Петрова С.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.