Development of Research Interest Among Undergraduate Students During the Preparation of Final Qualifying Work (VKR) on the Example of State and Municipal Administration Educational Program

Cover Page

Abstract


The article presents the characteristics of research interest and its development on the example of University students bachelor’s degree qualification, the analysis of publications of domestic and foreign authors on the subject, the factors contributing to the formation and development of research interest, its importance in the cognitive activity of the student and the results of its manifestation in the educational process of the University. The article is written on the basis of prolonged observations of students and interim results of these studies. In the analysis of the intermediate results involved the students themselves. The criteria of positive result of the development of research interest: the desire to continue learning in the magistracy, initiative and diligence in selecting topics and preparing the content of future scientific publications, participation in scientific conferences and competitions. Research interest is considered from the point of view of the continuing educational activities of the University student, is its qualitative characteristics, which confirms the perceived need of the student in independent scientific work. Currently, due to the current tasks of the students’ bachelor’s degree qualification with modern requirements to educational activities and rapidly changing conditions of modern life and the demands of implementation in the profession, creativity becomes a necessary component of cognitive activity and its specific directions. The article considers creativity as the main outcome of interest and the possibility of further professional development. The paper proposed specific measures in order to develop the research interest of the student’s bachelor’s degree qualification in the learning process highlighted the importance of qualifying work in the process of formation of key qualifications, including research activities.


Full Text

Одной из задач модернизации образования в высшей школе Российской Федерации является активизация исследовательской деятельности вуза на всех уровнях профессиональной подготовки. Выпускная квалификационная работа уровня высшей профессиональной подготовки квалификаций бакалавр и магистр является документом, подтверждающим приобретение необходимых компетенций [1], ключевых квалификаций, среди которых владение навыками исследовательской деятельности. В Российской Федерации студенты уровня высшего профессионального образования квалификации бакалавр по направлению подготовки - «науки об обществе»: государственное и муниципальное управление, получают официальную рекомендацию готовиться к представлению и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) на официальном уровне начиная с 7 семестра (всего 8 семестров). Официальный уровень означает выбор темы, ее обсуждение и утверждение, выполнение предварительных мероприятий: постановка цели и задач исследования, составление подробного плана, представление концепции работы на обсуждение и утверждение, формирование основных рубрик раздела введение. Хотя в рамках обучения по квалификации бакалавр определять тему ВКР, выстраивать концепцию работы и план, подбирать список литературы представляется возможным на протяжении предыдущих 3-х лет обучения, при этом не требуется прохождение обязательных контрольных процедур, необходим лишь исследовательский интерес в разработке выбранной темы, ранний выбор темы происходит пока редко. Объяснением этого может служить крайняя занятость студентов и длинный перечень учебных предметов в каждом семестре, что затрудняет предварительный поиск основного направления своей исследовательской деятельности [2. С. 113]. Если начать работу по выбору темы и подготовке концепции выпускной квалификационной работы студента на более ранних этапах обучения, например, со второго курса, сочетая интерес к теме с формированием исследовательских навыков и т.д., то ожидаемый результат в виде письменной работы и научного доклада будет выше, а возможности и желание студента заниматься исследовательской деятельностью в будущем кратно увеличатся. Поэтому целесообразно, на основе изучения понятий «интерес» и «исследовательский интерес», провести анализ последовательности действий студента при подготовке и представлении выпускной квалификационной работы для защиты и обосновать необходимость выбора темы работы и ее разработки на более ранних курсах обучения. Статья написана на основе последовательных непрерывных наблюдений за студентами уровня высшего профессионального образования квалификации бакалавр в процессе профессиональной деятельности в высшей школе в обстоятельствах подготовки, представления и защиты курсовых работ и ВКР. В статье использованы методы отбора, описания и систематизации информационных объектов (публикаций), результаты эмпирического исследования, проведенного в Российском университете дружбы народов среди студентов разных курсов (направление подготовки - государственное и муниципальное управление), анализ опыта практической исследовательской и методической деятельности при подготовке ВКР. Для изучения проблемы и преодоления выявленных противоречий при подготовке статьи использовались следующие общенаучные и специальные научные методы: гипотетико-дедуктивный метод и метод обобщения, метод наблюдения за выделенной категорией студентов в определенные периоды времени, интенциальное объяснение, метод диалога, а также проективный метод, позволяющий использовать иные результаты учебной и научной деятельности студентов для достижения поставленной в статье цели. Подход к подготовке выпускной квалификационной работы, основанный на развитии исследовательского интереса на начальных этапах обучения, позволяет описать и опробовать на практике соответствующие технологии и, на их основе, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она сочетала творческое начало, исследовательский интерес и высокое качество выпускной квалификационной работы студента [2. С. 115]. Понятие «интерес» включает в себя две составляющие: первичное знание о предполагаемом предмете исследования и положительная эмоция, связанная с первичным знанием [3. С. 30]. Первая составляющая формируется в процессе обучения и приобретения знаний, вторая проявляется в случае реализации потребности студентов в творчестве. Особенность интереса заключается в том, что само знание, радость от его приобретения и удовольствие от использования должны встретиться на площадке учебной дисциплины, или работы над проектом и его обсуждением, или в процессе чтения научной литературы. Возможны сочетания предложенных вариантов. Первичное знание становится доступным в процессе познавательной деятельности студентов, одним из направлений продолжения которой является исследовательская деятельность. Самым важным опытом исследовательской деятельности должна стать ВКР бакалавра. Может ли этот неизбежный опыт по формальным причинам привести к рождению настоящего исследовательского интереса у студентов и развиваться дальше в процессе обучения на следующих уровнях образования? Да, это возможно, если начать работать над ВКР как можно раньше. В рамках образовательной деятельности такая работа осуществляется высшими учебными заведениями в процессе подготовки студентов, но актуальность ВКР как формы, которая одновременно является итогом познавательной деятельности, становится ясной лишь к окончанию обучения. Структура психики человека на проявленном в сознании уровне демонстрирует постоянную борьбу между желаниями, устремлениями, потребностями и т.д. Такой длинный перечень противостояний в период студенчества - это поле постоянного соперничества, ранжирования, выстраивания иерархии между «мне нравится», «я хочу», «мне интересно» или «мне надо». [4. С. 26]. Студент как субъект учебной и научной деятельности проходит определенный период становления, и на этом пути есть формальные этапы (сессия, зачетные работы, выпускная квалификационная работа) и этапы, определенные объективно-субъективными обстоятельствами. Выпускная квалификационная работа - это этап с такими сложными характеристиками, поэтому так важно приобретать развивать и совершенствовать субъектность исследователя [5. С. 49]. Современное обучение должно формироваться посредством творческих интересов отдельной личности - субъекта общественных отношений с учетом внутренних противоречий. Внутренние противоречия подразумевают прежде всего борьбу мотивов и потребностей, что отражается на мотивационной сфере личности [6. С. 104-107] и формировании познавательного интереса. Студенты первых курсов и не только отличаются недостаточным уровнем познавательной самостоятельности и самоээфективности из-за неготовности быть субъектами своей учебной деятельности [5. С. 50]. В процессе написания ВКР принимают участие два субъекта познавательной деятельности - исполнитель и руководитель работы. Первый может достаточно долго это не осознавать [7. С. 63-64] из-за страха перед сложным небывалым до этого событием или просто отсутствия ответственности за взятые на себя обязательства. В результате осуществления обратной связи, основанной на профессиональном мастерстве руководителя [8], проявляется первый субъект деятельности - студент [9], действующий в соответствии со своими ценностями-знаниями [10. С. 97] и приобретающий бесценный творческий опыт. Сущность процесса исследовательской деятельности в научной литературе рассматривается, прежде всего, с точки зрения критико-рефлексивного подхода. Эта точка зрения подтверждается в работе [11. С. 7] о метакогнитивных навыках, необходимых студенту университета, важности доказательства как элемента модели деятельности [12. С. 206-208]. В зарубежных научных публикациях уделяют внимание студенту-субъекту исследовательской деятельности, необходимости формирования исследовательской позиции как отражения процесса изучения темы [12. С. 206-208], вопросам самоэффективности и саморегуляции в процессе исследовательской деятельности [13. С. 274]. Любопытно внимание авторов к возможностям публикаций студентов и роли личного примера преподавателя [13. С. 275], к использованию студентами неограниченных в современном мире возможностей библиотек и миниисточников информации [14. С. 68-70], к пользе исследовательской практики при разработке учебных проектов по заданным темам, к важности грамотного, продуманного руководства работами студентов [15. С. 154] и, наконец, необходимости образования, раскрывающего способности к творчеству. В работах отечественных авторов практическая составляющая исследовательского интереса представлена в анализе возможностей применения смысловых схем и системы опорных сигналов в процессе осуществления обратной связи студента бакалавриата и преподавателя-руководителя [16. C. 90-93], применения игровых технологий (геймификация) [17. С. 128-130] для приобретения навыков формализации и построения моделей сложных систем, что является одним из требований к качеству ВКР [18. С. 219]. Важно отметить в связи с вышеизложенным, что интерес включает в себя эмоциональную составляющую, которая в анализе литературы проявляется, прежде всего, в практических направлениях деятельности студента-бакалавра, таких как самостоятельная работа над курсовой/проектом, с последующим представлением, а возможно, их реализацией, присутствие личного примера и авторитета преподавателя-руководителя, в осуществлении публикаций студенческих работ в университетских сборниках. Интерес состоит из следующих категорий - познание, деятельность, личность, мотив, потребность, побуждение, склонность, направленность. Комплексное понятие «интерес» включает в себя знание, опыт и положительные эмоции, связанные с процессом применения знаний или полученными результатами, такими как: развитие, новые возможности собственной реализации, необходимый уровень восприятия себя и мира или документ, все это подтверждающий, например, диплом [4]. Таким образом, интерес помогает продвигаться по карьерной лестнице, присутствовать в статусно-ролевой системе организации, что важно для государственного и муниципального служащего [19. C. 70-72]. В вузе студент, используя интерес и ориентиры, предложенные преподавателем-руководителем, выбирает направление выстраивания конкретных целей и задач в соответствии с выбранной темой исследования. Студент в процессе обучения накапливает перечень характеристик, среди которых к интересу относятся: направленность интересов, их многообразие и содержание. ВКР требует выбора среди множества интересов и, возможно, формирование единственного на данный период времени. С точки зрения исследовательской деятельности это характеристики, связанные с устойчивостью познавательных процессов, их скоростью и переключаемостью в соответствии с вновь формируемыми задачами. Перечисленные характеристики носят объективный характер [10. С. 215]. Исследовательский интерес студента-бакалавра имеет научно-практическое содержание, позволяет наращивать объем знаний и применять их в процессе исследовательской деятельности. Развитию интереса способствуют технологии, применяемые в современном высшем образовании, такие как геймификация, разбор конкретных ситуаций, выделение модельных элементов соответственно изучаемому объекту или процессу, формирование самой модели, возможно, опытной, но действующей, проверенной в процессе учебной практики. На формирование исследовательского интереса большое влияние оказывает компетентность преподавателя-руководителя, его научная и профессиональная увлеченность. Исследовательская деятельность студента-бакалавра без интереса возможна, но она не приводит к качественным результатам, подтверждающим присутствие творческого начала в этом виде деятельности, косвенным, но значимым сигналом этого является нежелание продолжать это направление исследований в дальнейшем. Несовпадение интереса и выбранной темы иногда проявляется на продвинутом этапе разработки темы ВКР, когда пройден длительный путь накопления научного материала и его анализа, это происходит довольно часто потому, что выбор темы произошел без совпадения реальных потребностей в данной сфере деятельности и сделанного выбора. Это противоречие можно преодолеть, для этого надо проявлять интерес студента к теме ВКР как можно раньше, начиная с первого курса бакалавриата. Эта работа не только студента-бакалавра, но и преподавателя-руководителя, для начала над рефератом, потом над курсовой работой по данной тематике с возможной публикацией в студенческих или иных сборниках научных статей, приобретением опыта публичных выступлений и участие в дискуссиях, в чем примером может стать преподаватель-руководитель. Исследовательская деятельность студента без интереса возможна, но она не приводит к качественным результатам. Качественный результат имеет точное измерение в виде перечня фактов: желание продолжить учиться в магистратуре, инициатива и трудолюбие в выборе темы и подготовки содержания будущих научных публикаций, участие в научных конференциях и конкурсах. В фактах этого списка среди мотивов и побуждений есть честолюбие, возможно, тщеславие, но успех возможен только при наличии творческого начала деятельности, а сигналом его присутствия является желание продолжить обучение в высшем образовательном заведении. Присутствие интереса в исследовательской деятельности студента способствует преобразованию мира и самого себя, проявляет активное отношение человека к миру, востребованности деятельности как естественного сознательного процесса, ведущего к поставленной цели, самоутверждению и подтверждению самоэффективности в соответствующей сфере деятельности.

About the authors

Irina E. Isaeva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: Isayeva.irina@gmail.com
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russian Federation, 117198

Senior Lecturer of the Department of State and Municipal Management

References

  1. Krotova E.A., Vilkova A.D., Kozhevnikova A.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel’skoi deyatel’nosti sdudentov v usloviyakh kompetentnostno-orientirovannoi modeli obrazovaniya [The Development of Ecological Competence of Students by Means of Research Project Activites]. Modern Problems of Science and Education. 2015; 6: 357 (In Russ.).
  2. Vasil’ev I.A. Kachestvennoe obrazovanie – determinanta prirosta intellektual’nogo potentsiala strany [Quality Education – Determinant of Growth of Intellectual Capacity of the Country]. The Education and Science Journal. 2013; 9: 103–120 (In Russ.).
  3. Isaeva I.E. Osobennosti interesa v poznavatel’noi deyatel’nosti studentov vuza [Features of Interest in the Cognitive Activity of University Students]. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskii i metodicheskii aspekty. 2015; 10: 27–31 (In Russ.).
  4. Andreev P.A., Isaeva I.E. Razvitie studentov v protsesse obucheniya v vuze [The Development of Students in the Learning Process at the University]. Finansovo-ekonomicheskie instrumenty razvitiya ekonomiki regionov: conference proceedings. Moscow: Aeterna; 2016: 26–28 (In Russ.).
  5. Ivanova M.A. Bolonskii protsess i samostoyatel’nost’ studentov: rossiiskaya spetsifika [The Bologna Process and Learner Autonomy: Russian Specifics]. Higher Education in Russia. 2018; 3: 48–58 (In Russ.).
  6. Lesher O.V., Lipatnikova Yu.V. Vliyanie motivatsionnykh tendentsii studentov vuza na poznavatel’nyi interes [Influence of Motivational Trends of University Students on a Cognitive Interest]. Aktual’nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya. 2015; 3 (1): 104–107 (In Russ.).
  7. Krotova I.V. Psikhologicheskie determinanty dostizheniya pervoi stupeni akademicheskoi kar’ery v sisteme vysshego obrazovaniya [Psychological Determinants of Achievement of the First Stage of Academic Careers in Higher Education]. Education and Self Development. 2017; 12 (2): 62–72 (In Russ.).
  8. Burkova S.P., Dolotova R.G., Vinokurova G.F. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]. Modern Problems of Science and Education. 2013; 2: 272–272 (In Russ.).
  9. Kur’yan M.L. Problema dialoga mezhdu uchastnikami obrazovatel’nogo protsessa v situatsii predostavleniya prepodavatelem obratnoi svyazi [Establishing Dialogic Relationships in the Education Process Through Teacher’s Feedback to Learners]. Vestnik of Minin University. 2017; 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-12 (In Russ.).
  10. Kalashnikova A.V., Chizhakova G.I. Model’ formirovaniya tsennostnykh motivov poznavatel’noi deyatel’nosti budushchikh bakalavrov professional’nogo obucheniya [Model of Formation of Valuable Motives of Informative Activity of Future Bachelors of Vocational Training]. Modern Problems of Science and Education. 2013; 1: 230–230 (In Russ.).
  11. Bourke B. Positionality: Reflecting on the Research Process. Qualitative Report. 2014; 19 (33): 1–9.
  12. Asher R.J. A Conversation with Randy Asher, Principal of New York City’s Brooklyn Technical High School. Gifted Child Today. 2016; 39 (4): 205–208.
  13. Schofield C., Burton F.L. An Investigation into Higher Education Student and Lecturer Views on Research Publication and Their Interest in the Production of a College Partnership Science Journal. Innovations in Education and Teaching International. 2015; 52 (3): 265–276.
  14. Criollo M., Romero M., Fontaines-Ruiz T. University Students’ Self-efficacy for Learning How to Conduct Research. Psicologia Educativa. 2017; 23 (1): 63–72.
  15. Tanaka K. Learning How to Learn Through Experiential Learning Promoting Metacognitive Skills to Improve Knowledge Co-creation Ability. Procedia Computer Science. 2016; 99: 146–156.
  16. Mishurina O.A. Povyshenie kachestva podgotovki studentov bakalavriata v usloviyakh realizatsii federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya [Improvement of Quality of Training of Students of the Bachel or Degree in the Conditions of Implementation of Federal State Educational Standards of the Higher Education]. International Journal of Experimental Education. 2016; 1-0: 90–93 (In Russ.).
  17. Shchepetova S.E., Satdykov A.I. Primenenie igrovykh tekhnologii v prepodavanii" sistemnykh" distsiplin [Application of Game-based Simulation in “System Analysis” Courses]. Higher Education in Russia. 2018; 4: 127–134 (In Russ.).
  18. Turabaeva L.K., Madalieva A.B., Tleubaeva S.L. Obuchenie posredstvom formirovaniya tvorcheskikh interesov [Educating by Means of Forming of Creative Interests]. International Journal of Experimental Education. 2016; 6-2: 219-222 (In Russ.).
  19. Isaeva I.E., Abrosimov A.G. Interes – instrument obucheniya ili element psikhologicheskogo mira cheloveka? [Is Interest a Learning Tool or an Element of the Psychological World of a Person?]. Metodologiya sovremennoi obrazovatel’noi deyatel’nosti. Nizhnij Novgorod: NIC “Otkrytoe znanie”; 2018: 59–72 (In Russ.).

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 Isaeva I.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies