To the question of the security of educational institutions

Cover Page

Abstract


In this article the author considers the structure of safety and security objectives of cultural and educational institutions, which in recent years has acquired a special topicality and importance. Today educational institutions are among the most vulnerable structures, because the consequences of emergencies, they have some particularities of heaviness, often respond to a strong political and social resonance in the country and abroad. The urgency of the problem of security in OU due to the many real facts of dangerous situations in the shelter and high mortality in these situations. In addition, unhappiness with the child always acquires a special public resonance. It was determined that the need to identify and study all kinds of dangers in the field of education. The activities of the management bodies of the organization for the creation and management of the safety management system and risk management in emergency situations in educational and cultural institutions is a very complex and multipart work that requires a special approach to the organization of activities of officials dealing with security agencies in emergency situations and in case of their occurrence. According to the author, today one of the most serious issues that deserve the attention of specialists, is an organization of risk management in emergency situations in educational and cultural institutions. This is because pupils and students because of their inexperience, are most vulnerable to emergencies and its consequences.


Введение. Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения приобрели особую злободневность и значимость. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур, т.к. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по тяжеловесности, часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране и за ее пределами [4]. Такая обстановка влечет за собой нарушения условий нормальной жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации характеризуются множеством поражающих факторов и причинами возникновения. Говоря о чрезвычайных ситуациях по масштабу возможных последствий, важно, что эта классификация является несколько условной, так как в связи с практикой возникновения чрезвычайных ситуаций сложилось понимание того, что в рамки этой классификации войти невозможно, что показано на примерах чрезвычайных ситуаций по масштабам возможных последствий, в результате которых видно, что иногда количество пострадавших характерно для одного вида чрезвычайной ситуации, а зона чрезвычайных действий - для другой. С целью снижения уровня негативного воздействия того или иного явления, а также предупреждения возникновения той или иной чрезвычайной ситуации существует управление рисками чрезвычайных ситуаций, ключевыми факторами которого является оценка вероятности наступления событий, значимость последствий, распределение угрозы во времени и пространстве, связь между возможными последствиями и их вероятностями. В избежание и предотвращение ЧС различного масштаба ключевую роль играет служба безопасности культурно-образовательных учреждений, а также структура и система безопасности в целом. Методология. На сегодняшний день существует обширная законодательная база, затрагивающая проблему безопасности образовательных культурных учреждений. Так, согласно Закону РФ «Об образовании»: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения» [2]. Также необходимо отметить концептуальное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 1. г. № 03-1572. В нем указывается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности КОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области БЖ, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера» [5]. Чрезвычайные ситуации могут быть введены в связи с различными видами аварий, катастрофами и опасными природными явлениями. Чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории. Такая обстановка является результатом аварии, опасного природного явления, катастрофы, эпидемии, стихийного бедствия, применения современных средств поражения, которые привели или могут привести к человеческим жертвам, нанесению ущерба здоровью людей или природе, а также значительным материальным потерям или нарушению условий нормальной жизнедеятельности. Такая трактовка определения чрезвычайной ситуации исходит от Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Чрезвычайные ситуации, которые возникают в мирное время в результате каких-либо стихийных бедствий, катастроф или производственных и транспортных аварий, непременно сопровождаются разрушением сооружений и зданий, транспортных средств, коммуникаций инженерии, уничтожением материальных ценностей и оборудования, гибелью людей [4], часто затрагивая образовательные культурные учреждения в связи с их слабой защищенностью от ЧС различного масштаба. Результаты исследования. Ответственность по формированию культуры безопасности в сфере деятельности образовательно-культурных учреждений возложена на МЧС России. Главные задачи данного направления: формировать государственную политику в этой области; обучать все категории населения в области гражданской защиты; уделять внимание духовно-нравственному, психологическому и патриотическому воспитанию; контролировать формирование культуры безопасности в области гражданской защиты. Заместитель руководителя в образовательном учреждении по обеспечению безопасности в первую очередь обязан обеспечить безопасность. В связи с этим он должен следить за тем, как: § организована работа по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса; § контролируется выполнение требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности; § своевременно ли представляется обучающимся и персоналу оперативная информация по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам; § реализуется методическая и инновационная работа по совершенствованию комплексной безопасности. В образовательном учреждении его безопасность обеспечивается заместителем руководителя во взаимодействии со многими структурами. Так, поддерживать безопасность образовательных учреждений обязаны: органы местного самоуправления, правоохранительные структуры, другие вспомогательные службы и общественные организации, которые в совокупности обеспечивают его безопасное функционирование. Также сотрудники и обучающиеся должны быть готовы рационально действовать в чрезвычайных ситуациях. Требования к организационной структуре системы безопасности культурнообразовательного учреждения осуществляются руководством учреждения в следующих направлениях: § эффективное использование информации и возможностей технических систем безопасности, которое обеспечивает штатная структура дежурного персонала. Данная способность должна соответствовать задачам и объемам технического контроля; § оснащение ОУ дежурными группами экстренного реагирования, способными держать под контролем возникшую чрезвычайную ситуацию до прибытия подразделений силовых ведомств; § разработка должностных инструкций и регламентов для должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ, которые должны четко знать свои конкретные обязанности и понимать степень ответственности; § проверка профессиональной подготовки всех сотрудников подразделений безопасности, которые обязаны быть профессионально обучены и подготовлены к активным действиям в экстренной ситуации. Следует исключить дублирование функций должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ и исключить двойную подчиненность. Для эффективного решения проблем комплексной безопасности конкретного образовательного учреждения необходимо деление возможных опасностей по степени их угрозы на качественном уровне. Полученные результаты позволят проводить необходимые по содержанию практические мероприятия. Теоретическая и практическая подготовка работников учреждений к защите от рисков чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с утвержденными планами. Несмотря на то, что должностные лица культурно-образовательного учреждения, как правило, не имеют специального образования, на достаточно высоком уровне ими создаются условия безопасности обучения, в том числе регулярно проводятся учения школьников и студентов, направленные на отработку и совершенствование навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. Созданием и руководством системой управления рисками в ЧС в культурно образовательном учреждении происходит посредством работы штаба гражданской обороны. Его деятельность сводится к организации деятельности должностных лиц, организующих управление рисками ЧС. Эта деятельность представляет собой четко организованную систему, задача которой - обеспечение безопасности и оптимальности в распределении ограниченных ресурсов Учреждения с целью сокращения рисков в чрезвычайных ситуациях. Как правило, во многих культурно-образовательных учреждениях действующий на их территории пропускной и внутриобъектовый режим не обеспечивает должной безопасности, так как количество охранников является минимальным: в одну смену работает всего один человек, который в случае наступления чрезвычайной ситуации, связанной с терроризмом, сможет обеспечить оперативный вызов СОБР, но не сможет предпринять действий, необходимых для защиты учащихся и работников культурно-образовательного учреждения до приезда оперативной группы, в связи с чем можно заключить, что безопасность большинства культурно-образовательных учреждений, ныне действующих на территории РФ, находится в крайне низком положении. Выводы и предложения. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. Так как в управлении рисками чрезвычайных ситуаций в условиях учреждений г. Москвы есть определенные недочеты, то есть необходимость в улучшении функционирования должностных лиц, данных учреждений. На основании моделирования террористического акта, проведенного в процессе учений в конце 2016 г. органами внутренних дел г. Москвы, для решения проблемы предложено: 9. главными задачами противодействия терроризму в культурно-образовательном учреждении как объекте возможных террористических посягательств определить: обеспечение защиты образовательного учреждения от посягательств противоправного характера, а также обеспечение на территории учреждения внутриобъектового и пропускного режима, с организацией отработки деятельности уполномоченных служб и должностных лиц по предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений, возможных со стороны террористических объединений, а в случае возникновения ЧС - обеспечение эвакуации, локализации и ликвидации последствий, возникших от ЧС, в том числе связанной с террористическими действиями; 10. стратегию реагирования на ЧС, вызванные террористическими актами разделить на следующие составляющие: работа по предупреждению причин возникновения ЧС, связанной с террористическим актом; работа по предупреждению возникновения самих чрезвычайных ситуаций; смягчение последствий чрезвычайной ситуации, которая рассматривается как теоретически возможная; 11. работу по организации и обеспечению антитеррористической защищенности проводить с помощью следующих этапов: определение таких зон (в том числе оборудования), которые являются наиболее уязвимыми для террористов, то есть их вмешательство в которые приведет к нарушению работы всего учреждения, при этом с очень тяжелыми для нее последствиями; формирование системы антитеррористических мер; разработка паспорта антитеррористической защищенности образовательного учреждения от возможных террористических посягательств; разработка системы действий должностных лиц учебного учреждения, направленных на формирование системы мер, направленных на антитеррористическую защищенность учащихся, их родителей и работников учебной организации. Таким образом, нами была предложена система обеспечения антитеррористической защищенности культурно-образовательного учреждения. Пред- ложенная система профилактических мероприятий должна способствовать укреплению защищенности учащихся, их родителей, педагогов и работников культурно-образовательного учреждения от рисков в чрезвычайных ситуациях, связанных с террористическими актами.

U V Unusyan

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: 1042160032@pfur.ru
6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198

-

  • Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation» (edition of 03.07.2016, Rev. from 19.12.2016) // Collected legislation of the Russian Federation, 31.12.2012. No. 53 (part 1). Article 7598.
  • Federal law of 21 December 1994 № 68-FZ «On protection of population and territories from emergency situations of natural and technogenic character» // Collected legislation of the Russian Federation dated 26 December 1994. No. 35. Article 3648.
  • Safety. Protection of population and territories in emergency situations: textbook / ed. by Ya. d. Vishnyakov, V. I. Vagin, and V. V. Ovchinnikov, A. N. Starodubets. M.: Academy, 2008.
  • Gavrilov M. A. Methodical recommendations for drafting of package of documents on counter-terrorism and security in the educational institution / life safety. Security basics of life. 2007. № 11. P. 10.
  • Petrov Sergey Viktorovich – The security of educational institutions. M.: Publishing house: NTS ENAS, 2006. URL.: http://litru.ru/book/?p=187731&page=2.
  • Romanenko A.I. Ensuring the health and safety of children in theory and practice // Municipal education: innovations and experiment 2014. No. 5. P. 54.
  • Silkova O.V. Complex safety of educational institutions as critical to ensuring safe conditions of educational process // The Young scientist. 2014. No. 18.1. S. 84–88.

Views

Abstract - 87

PDF (Russian) - 20

PlumX


Copyright (c) 2017 Unusyan U.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.