The creation and development of the coalition of the RussianBelarusian group of forces at the turn of XX-XXI centuries

Cover Page

Abstract


In the article the author focuses on the need to ensure security of Belarus and strengthening its armed forces, gradually analyzing the steps of the state authorities in this direction, since 1992 - present. The role of Russia in the field of cooperation with Belarus and to ensure its military equipment. The author emphasizes the political position of the President of Belarus Alexander Lukashenko, who openly declares that Russia is an ally of Belarus that is confirmed by the approved General principles of military construction and the use of elements of military infrastructure in the two States. The results of a study conducted by the author showed that the main element of the created system armed defense of the two States is a regional grouping of troops.


Основой создания региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - РГВ) явилась принятая в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее - ДКБ) Концепция коллективной безопасности государств - участников ДКБ, утвержденная решением Совета коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года. В данной Концепции коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против государствучастников, рассматриваются в качестве одного из элементов сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников. После того как в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия, Белоруссия стала непосредственно граничить с Североатлантическим альянсом. Драматические события на Балканах наглядно продемонстрировали всю опасность такого соседства. Белорусы лишний раз убедились: к рубежам их республики вышел отнюдь не оборонительный союз, не «гарант мира и демо- кратии», каким пытаются представить НАТО западные политики, а потенциальный агрессор, готовый, исходя из собственных представлений о миропорядке, применить военную силу против любой страны. Резкое обострение международной обстановки, вызванное событиями в Югославии, считает Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, «настоятельно требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности государства, укреплению наших вооруженных сил» [6. C. 17-19]. По его словам, «ставится задача на 2000-2003 годы удвоить боевой потенциал белорусской армии». Причем сделано это будет не за счет увеличения ее численности, а путем повышения технической оснащенности ВС. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1998 г. Началось осуществление программы глубокой модернизации вооружения и военной техники войск ПВО. С помощью России к 1999 г. модернизировано около половины зенитно-ракетных комплексов «Оса», значительная часть ЗРК С-300 и «Бук». К 2000 году планировалось «осовременить» все имеющиеся на вооружении комплексы. Боевые возможности повышаются и за счет приобретения новой техники. В частности, прорабатывался вопрос о закупке в России такого эффективного средства борьбы с высокоточным оружием, как «ЗРК ТОР-М1» [6. C. 17-19]. Наряду с ПВО серьезное внимание уделялось модернизации и обновлению технического парка ВВС Белоруссии. По распоряжению Президента Белоруссии закупались агрегаты, оборудование, запасные части, необходимые для восстановительного ремонта самолетов. Поставлена задача вернуть в строй все неисправные крылатые машины. Осуществлен ряд мер по повышению боевой мощи сухопутных войск. В частности, на танках и БМП установлены созданные белорусскими конструкторами новейшие интегрированные системы поиска и обнаружения целей, современные приборы прицеливания, что позволило без увеличения имеющегося парка бронетанковой техники значительно повысить ее эффективность. Наряду с модернизацией и обновлением арсенала белорусской армии предприняты шаги по повышению интенсивности и качества боевой подготовки войск, улучшению социальной защищенности военнослужащих. Большие надежды, связанные с обеспечением безопасности Белоруссии, укреплением ее вооруженных сил, руководство республики возлагает на сотрудничество с Россией. А.Г. Лукашенко постоянно подчеркивал: «в одиночку противостоять растущим амбициям и откровенно силовой политике США и НАТО при всем желании Белоруссия не сможет. Военный конфликт на Балканах лишний раз подтвердил жизненную необходимость тесного взаимодействия России и Белоруссии» [5. C. 5]. В целях дальнейшей интеграции Беларуси и России в военной сфере решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. утверждены общие принципы военного строительства и использования эле- ментов военной инфраструктуры двух государств [7]. В них разработка и совершенствование организационно-штатной структуры и состава РГВ определены одним из основных направлений координации военного строительства вооруженных сил и использования элементов военной инфраструктуры обоих государств. Результаты исследования архивного материала показали, что основным элементом создаваемой системы вооруженной защиты Союзного государства является региональная группировка войск (РГВ). Важнейшими задачами на перспективу определены: · выработка совместной оборонной политики и стратегии; · унификация систем управления и материально-технического обеспечения; · совместное использование объектов военной инфраструктуры; · совместная подготовка кадров, сохранение единой военной школы, единые подходы в подготовке мобилизационных ресурсов. Практической реализацией принимаемых совместных решений стала командно-штабная игра (КШИ), прошедшая в октябре 2000 г. на базе Академии Генштаба РФ, в ходе которой отрабатывались вопросы применения Объединенной российско-белорусской группировки войск. Одновременно в Белоруссии проходили крупнейшие тактические военные учения с боевой стрельбой, в которых были заняты около 2000 военнослужащих и более 400 единиц бронетанковой, автомобильной техники, артиллерийских систем и комплексов ПВО [9. C. 2]. Для координации деятельности в ходе военного сотрудничества была создана и успешно работала совместная Коллегия министерств обороны двух стран, на которой обсуждались вопросы развития военной интеграции в рамках Союзного государства. Объединение ВВС и Войск ПВО Республики Беларусь придало новому виду Вооруженных Сил современные качественные параметры. Универсальность, скорость, дальность, высокая маневренность - отличительные оперативно-тактические свойства авиации ВВС и войск ПВО, которыми не обладает больше ни один вид Вооруженных Сил. Командованием ВВС и войск ПВО республики Беларусь уделялось особое внимание подготовке военных специалистов для вновь сформированного вида Вооруженных Сил, оказывалась посильная помощь Военной академии Республики Беларусь, высшим учебным заведениям, имеющим военные кафедры. Результаты изучения документов дают основание говорить о том, что практические результаты реформирования ВВС и Войск ПВО придали новому виду Вооруженных Сил Белоруссии современный облик на основе преимущественно качественных параметров. В связи с этим поддержание и развитие взаимодействия дежурных сил ПВО в целях обеспечения воздушного суверенитета государств - участников Союзного государства в Восточно-европейском регионе коллективной без- опасности является одной из главных задач руководства ВВС и Войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь. Наиболее эффективно на всех этапах развивались и развиваются отношения с ВВС Российской Федерации. В рамках объединенной системы ПВО государств - участников Содружества Независимых Государств создана система совместного боевого дежурства ВВС и Войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь и ВВС Российской Федерации, что позволило на конструктивной основе решать вопросы совместной охраны западных воздушных границ обоих государств и контроля над порядком использования воздушного пространства. В зоне несения совместного боевого дежурства разработан, согласован и действует единый график ведения разведки воздушного пространства радиотехническими соединениями и частями сторон. С политической и военной точки зрения Единая региональная система (ЕРС) ПВО представляет собой коалиционную группировку войск (сил) ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь, развернутых в Восточно-европейском регионе коллективной безопасности, объединенных единой системой управления и применяемых по единому замыслу и плану. Формирование и функционирование ЕРС в полном объеме предполагается только возникновением реальной угрозы применения военной силы против России и Белоруссии. Объективно, создание объединенной системы ПВО усилило фактор сдерживания любого потенциального противника от попыток силового давления. В результате военной интеграции с Беларусью Россия получила ряд непосредственных геополитических выгод: · непосредственный выход к границам Центрально-Европейского региона; · устранение потенциальной угрозы создания так называемого БалтийскоЧерноморского пояса изоляции России, укрепление позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами, прежде всего в Европе [1]; · увеличение военных возможностей государства в области обычных вооружений за счет интеграции с Республикой Беларусь обладающей высокой боеспособностью; · появление новых перспектив для маневра в рамках договора об ОВСЕ. Кроме того, белорусские вооруженные силы вносят значительный вклад в установление и поддержание стабильности в регионе. Объединение вооруженных сил двух стран значительно усилило группировку, особенно сухопутных сил и войск ПВО в регионе, и не потребовало существенной перестройки систем управления союзными армиями. Эффективность мероприятий военного строительства Союзного государства подтверждалась в ходе крупномасштабных учений РГВ «Щит Отечества-2006» и «Запад-2009», результаты которых были высоко оценены Президентами России и Беларуси, а также экспертами и наблюдателями. Главы двух государств, подводя итоги совместного оперативно-стратегического учения, в 2009 г. приняли решение о проведении подобных мероприятий один раз в два года, что подчеркивает неуклонность курса на совместное обеспечение безопасности в военной сфере. Совместные российско-белорусские оперативные учения «Щит Союза2011» проходили с 16 по 22 сентября 2011 г. на Гороховецком и Ашулукском военных полигонах на территории Нижегородской и Астраханской областей [4]. В ходе учений воинские формирования ВВС и ПВО двух стран отрабатывали вопросы «отражения ударов средств воздушного нападения условного противника во взаимодействии с подразделениями Сухопутных войск», территориальных войск и сил специальных операций при ведении боевых действий за удержание оборонительных рубежей и разгрому вклинившихся группировок противника. К участию в учениях привлекались около 12 тыс. военнослужащих. На учениях «Щит Союза 2011» было задействовано более 200 единиц различной боевой техники, в том числе порядка 100 танков. В выполнении учебнобоевых задач участвовало более 50 самолетов и вертолетов ударной, истребительной и военно-транспортной авиации. Российско-белорусские учения «Запад 2013» проходили на трех российских и двух белорусских полигонах, в том числе и в Калининградской области, а также и в акватории Балтийского моря. Они продлились с 20 по 26 сентября 2013 г. В них приняли участие 9,5 тысяч военнослужащих с российской стороны и 2,5 тыс. с белорусской. По сценарию на побережье Балтийского моря был высажен десант, был задействован весь арсенал межвидовой группировки союзных войск - не только сухопутные войска, но и истребительная и штурмовая авиация, даже стратегическая, корабли Балтийского флота. Предполагалось участие РВСН, которые могли произвести пуски стратегических ракет. Конечно, не в район учений, а на полигон «Кура», что на Камчатке. По крайней мере, заявил командующий РВСН, «до конца 2013 г. будет произведено несколько пусков баллистических ракет, стоящих на вооружении подчиненных ему войск. Почему бы не сделать хотя бы один пуск в ходе нынешних маневров» [3]. Известно также, что в ходе учений «Запад 2013» прошли и учения организации Договора о коллективной безопасности «Взаимодействие 2013» [2]. Они стали как бы составной частью «Запада», в чем есть определенные политические и стратегические резоны. На них были привлечены воинские контингенты и оперативные группы союзников России и Белоруссии по ОДКБ - из Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - всего более 600 человек. Активное участие в маневрах приняли подразделения 31-й десантно-штурмовой бригады из Ульяновска, 37-й десантно-штурмовой бригады специального назначения аэромобильных войск Республики Казахстан из города ТалдыКурган и 103 мобильной бригады из состава Сил специального назначения Республики Беларусь (город Витебск). На заключительном этапе маневров «Запад 2013» на смотровой трибуне присутствовали Верховные главнокоман- дующие Вооруженных сил России и Беларуси Президенты В.В. Путин и А.Г. Лукашенко. Для того чтобы сделать эти учения максимально открытыми, уйти от всяческих инсинуаций, которыми всегда сопровождаются подобные мероприятия в западной прессе, заместитель начальника Генерального штаба еще за два месяца до начала маневров подробно проинформировал о них коллег в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и на маневры были приглашены наблюдатели от Североатлантического альянса. Всего более 60 человек, в том числе и из США, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Италии, Франции и других стран, даже Японии, которая не ходит в НАТО. Большие десантные корабли (БДК) «Калининград» Балтийского флота, «Георгий Победоносец» Северного флота и «Азов» Черноморского флота с белорусскими десантниками на борту вышли из порта Ломоносов, что под Санкт-Петербургом, и взяли курс на Калининград. Через двое суток они высадились на балтийской военно-морской базе. Они, совместно с экипажами БДК, приняли участие в отражении воздушных атак вероятного противника, в противодесантной обороне корабельного ордера, отработали нормативы по посадке боевой техники в десантные корабли и по высадке ее «на плав». В основу замысла учений положен один из вариантов развития военнополитической обстановки в случае проникновения на территорию условного государства - члена ОДКБ экстремистских групп, ставящих своей целью проведение террористических актов и дестабилизацию обстановки, противодействие этим попыткам и, конечно, их локализация и отражение бандитских атак. Руководство Минобороны России подвело итоги российско-белорусских стратегических учений «Запад 2013», прошедших с 20 по 26 сентября на пяти полигонах Союзного государства. В военном ведомстве эти учения рассматривали как возможность «детально разобраться с проблемами Вооруженных сил и укрепления обороноспособности государства». Начальник Генштаба на совещании руководящего состава Вооруженных Сил России сообщил, что учения «Запад 2013» показали проблемы технических средств связи и управления. «Состояние имеющегося парка командноштабных машин и средств связи полевых пунктов управления не в полной мере удовлетворяют современным требованиям по мобильности и защищенности, а также по обеспечению оперативности управления войсками и силами», - сказал он [8]. Оценка возможностей системы управления Западного военного округа «подтвердила необходимость дальнейшего обновления ее технической основы», - подчеркнул начальник Генерального штаба. Мы часто повторяем: что, если завтра война? Учения «Запад 2013» и «Взаимодействие 2013» как раз и должны показать, что Россия, страны ОДКБ и мощь наших армий ее никогда не допустят. Таким образом, анализ изученного материала наглядно подтвердил стремление руководства России и Белоруссии предпринять реальные меры по укреплению евразийской безопасности и в одностороннем порядке ограничить крупномасштабную военную деятельность на границах НАТО и Союзного государства России и Белоруссии.

Maxim V Sozykin

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: 1042133326@rudn.university
6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198

-

  • Bur’jan S.V. Rossijsko-belorusskie otnoshenija na sovremennom jetape // Centr Obshhestvennyh Jekspertiz. URL: http://www.nest-expert.ru/node/62.
  • Vzaimodejstvie 2013. URL: http://www.belvpo.com/ru/30144.html.
  • «Zapad – 2013». Rezhim dostupa: https://ria.ru/trend/International_exercises_Russia_ Belarus_26092013/.
  • V Nizhegorodskoj oblasti startovali voennye uchenija «Shhit Sojuza – 2011» // Rossijskaja gazeta. 16 sentjabrja 2011. S. 3.
  • Kovalev V. Belorussija namerena krepit’ oboronu // Krasnaja zvezda.30 ijunja 1999. S. 5.
  • Pimoshenko I.I. Problemy vosprijatija belorussko-rossijskoj integracii stranami Central’noj i Vostochnoj Evropy i stranami Zapada // Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2000. № 4. S. 17–19.
  • Reshenie vysshego Soveta Soobshhestva Rossii i Belorussii ot 2 fevralja 1997 g. № 5. «Ob obshhih principah voennogo stroitel’stva i ispol’zovanija jelementov voennoj infrastruktury Belorussii i Rossii».
  • Svjaz’ s brakom. Rossijsko-belorusskie uchenija vyjavili problemy s tehnicheskimi sredstvami svjazi v armii // Gazeta. Ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2013/10/18_a_ 5715005.shtml.
  • Chernobaj V. Na strazhe sojuznyh granic // Vo slavu Rodiny. 27 nojabrja 2000. S. 2.

Views

Abstract - 135

PDF (Russian) - 83

PlumX


Copyright (c) 2017 Sozykin M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.