SOCIAL MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF MOSCOW CULTURAL CENTER “ZIL”

Cover Page

Abstract


The article deals with social mechanisms and development tools implemented in the ZIL Cultural Center. They act as an emerging beginning, as a controlling force for solving the assigned primary tasks. Social management actions are designed to ensure the restructuring of management systems of the Cultural Center, to stimulate non-standard solutions and the optimization of cultural goods. The author focuses on the formation of social changes, new strategies for the development of the ZIL Cultural Center, various methods and forms of cultural interaction between the administration and citizens. Today, the cultural policy of Russia is very actual and the support of the state in the sphere of culture and creative entrepreneurship is extremely important.The goal in action is the determining principle, the controlling force, which, like the law, determines the way and nature of its actions and which it must subordinate to its will. To set goals, any managerial impact at different levels is reduced. Plan, normative act, current disposition, etc. Ensure consistency in the functioning of certain elements of the social management mechanism.The transition from the essence of social management to its content, i.e. From goal to function, means differentiation and systematization of goals. In accordance with this provision, the basic functions of management (coordination planning, organization, regulation, etc.) are elements of the social control mechanism.The variety of social interaction solves the most important problems and acquires special relevance in connection with changes in the cultural life of the city, with its new direction of reorganizing cultural centers.


В последние десятилетия вопрос развития городских общественных пространств является приоритетным для властей во многих городах РФ. Если горожане почувствуют связь со своим городом, будут проводить время комфортно, то публичные пространства станут связывающим звеном для полноценной социализации личности и формирования городской идентичности. Социальные механизмы в данном случае - это совершенствование общественных пространств, реструктуризация систем управления, выработка динамичности, и, несомненно, взаимодействие культуры и иных сфер общественной жизни. Развитие территорий и создание культурных брендов невозможно без анализа социокультурного состояния пространства и учета актуальных тенденций, как в сфере культуры, так и в сфере экономики и управления [5.C. 88]. Актуальность работы состоит в поиске новых концепций управления в сфере культуры, в создании благоприятной социокультурной среды в Куль- турном центре ЗИЛ. Предполагается, что именно социальные механизмы управления усиливают динамику среды и становятся конструктивным фактором работы организации. Основные теоретические положения и проблемы взаимодействия в системе управления рассматривались в работах Заславской Т.И., Рывкиной Р.В. (Социология экономической жизни); Овчинникова М.А. (Корпоративная культура в системе социального управления ); Романовой В.Г. (Социальный механизм управленческих инноваций); Лабейкина А.А. (Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности); Ахинова Г.А.; Казакова В.Н.; Бабича А.М., Глазычева В.Л., а также в трудах Т. Парсонса и др. В статье проанализированы проведенные ранее исследования по теме городского пространства и социокультурной среды, а также привлечены работы по менеджменту в сфере социальной работы и социологии и экономике городов. Интернет-сайты Культурного центра ЗИЛ и Департамента культуры города Москвы помогли обобщить и сделать выводы по теме исследования. Предметом исследования Культурный центр ЗИЛ выбран не случайно. Из обычного дворца культуры он трансформировался в крупный творческий кластер и является ярчайшим примером успешного проекта, который стал основой программы «Московские культурные центры». Базовым элементом развития в Культурном центре ЗИЛ выступает культура в контексте социально-экономического развития. Основными направлениями можно назвать следующие: - обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг; - активное взаимодействие с образовательными учреждениями; - открытая коммуникация с гражданами; - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культурной деятельности; - выявление социальных запросов населения; - выработка позитивного образа КЦ ЗИЛ; - проведение конкурсов, ярмарок, презентаций, выставок, фестивалей, открытие «лабораторий» для разработки социальных проектов, направленных на улучшение жизни населения; - направленность на стратегические решения; - проведение опросов населения по результатам деятельности с анализом положительного и отрицательного опыта; - взаимодействие с общественными организациями для решения социальных проблем и проблем развития территории; - оказание различных социальных услуг населению. Формирование социальных изменений и социальных механизмов работы любой организации невозможно без коллективного видения данного действия. Остро стоит вопрос не в том, какие нужны изменения, а для чего? Для каких целей и потребностей постоянно нужно развиваться и усовершенствоваться? Прежде всего руководству Культурного центра необходимо донести до каждого сотрудника следующие правила, которые приведут к качественному изменению работы: - повышение качества обслуживания населения; - изменение мышления, направленного на результат; - генерирование новых помыслов; - переворот в сознании - поиски согласия; - дальновидность руководства в отношении стратегического планирования; - применение индуктивных методик. На дальнейшем этапе должна создаваться такая социальная атмосфера, в которой граждане будут уверены, что их инициативы, предложения и запросы будут рассмотрены. Ведь в наш непростой век глобальной конкуренции, технологических инноваций, неожиданных прорывов - изменения в ту или иную сторону неизбежны. Эффективная деятельность и положительные результаты будут только тогда, когда будет организован конструктивный диалог «власть-население». Из этого следует, что при грамотной работе учреждения: 1) повышается качество услуг; 2) расширяется кругозор граждан; 3) с помощью внедрения социальных механизмов взаимодействия расширяется круг потребностей людей. Но чтобы достичь качественного результата, сотрудников непременно надо мотивировать. Мотивация - одна из основных функций управления людьми. Любой стимул определенным образом проходит через сознание человека и может как побуждать, так и не побуждать человека к действиям [6. С. 135]. Руководители учреждения обязаны поощрять сотрудников, мотивировать и стимулировать их для реализации задуманных планов, а также способствовать преодолению антимотивации. Для налаживания работы организации необходимо развитие социальных механизмов ее работы, причем такое развитие должно быть направлено не только вовне, но и на внутреннюю среду организации. Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина в своей монографии «Социология экономической жизни» определяют понятие «социальный механизм» как «устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействий этих групп друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обме- на и потребления материальных благ и услуг; систему, регулируемую, с одной стороны, социальными институтами данного общества, с другой - социальноэкономическим положением и сознанием этих групп» [4. С. 59]. Основными компонентами развития социальных механизмов следует считать: стимулирование нестандартных решений, выработка концепции для каждой заслуживающей внимания идеи, коммуникация с представителями разных слоев населения, масштабирование сообщений , а также моделирование - риски и возможности. Рентабельность и эффективность поставленных задач будет зависеть от исполнения надлежащим образом поставленных целей и перспективных решений. Совокупность многочисленных факторов приводит к пониманию того, что недостаточно вкладываться только в инфраструктуру Культурного центра ЗИЛ. Необходимо консолидировать усилия для успешного взаимодействия различных секторов культуры, повысить эффективность использования ресурсов, ввести в практику инновационные модели развития. В основе разработки социальных механизмов содержатся два определяющих принципа. 1. Обоснованность - расчетное обеспечение целей, услуг, направлений, задач, методов и мероприятий необходимыми ресурсами. 2. Реалистичность - ориентация социальных механизмов действия не на все социальные проблемы одновременно, а на первостепенное решение наиболее значимых [6. С. 81]. Поддержка социально ориентированных учреждений направлена на систему долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и относится к приоритетному направлению государственной политики РФ. Механизмы социального развития любой организации не работают в полной мере без поддержки государства. Для понимания специфики социальных механизмов творческой площадки ЗИЛ обратимся к вопросам культурной политики РФ. Концепция культурной политики - явление сложное и в зависимости от направления деятельности весьма подвижна. В последние годы в нашей стране остро встал вопрос о кризисном состоянии культурной сферы, которая особым способом влияет на формирование личности человека. Культурная политика - деятельность государства, направленная на сферу культуры и искусства. Современная культурная политика - научно обоснованная деятельность государства, способствующая поддержанию и развитию культуры [12. С. 2]. Управление текущими культурными и творческими процессами - это огромный комплекс различных действий. Они решают важнейшие проблемы существующих культурных институций, которые призваны обеспечивать расширенное воспроизводство актуальных культурных форм. Исследуя характеристики инструментария культуры, можно сделать вывод о том, что список достаточно велик. К нему относятся: просвещение, образование, воспитание; гуманитарное знание, общественное и философское; религию; книжное, библиотечное и музейное дело; художественное творчество; идеологию и пропаганду; оперативные информационные потоки; нормотворчество, политическое и юридическое; обряды и ритуалы; шаблоны поведения (этические, этнические, социальные и религиозные мифы и слухи); нравственность и мораль; эстетические предпочтения - все, что связанно с красотой миропонимания, и иные формы социальной престижности. В целом можно говорить о том, что к таким инструментариям относят все, что формирует «картину мира и образ жизни (точней, совокупность социально дифференцированных образов жизни) определенных народов в определенную эпоху [7. С. 131]. В соответствии с вышесказанным культурная политика должна [7. С. 108]: 1) выступать как неотъемлемая часть любых направлений в целом государственной политики, быть отражением ее духовно-ценностных и нравственно-нормативных аспектов; 2) представлять собой важнейшую составляющую социальной политики, выступать как комплексная социально-культурно-образовательная отрасль; 3) образовывать политику собственно культурную (в узком смысле) в качестве особенного направления общегосударственной и тщательно регулируемой органами власти общественной деятельности по стимулированию социальных норм и, что особо важно, духовно-ценностных и социальнонормативных проявлений человека. В России важнейшими приоритетными целями культурной политики могут выступать следующие [2. С. 27-28]: - развитие социально-культурных ценностей, выстраивание новой аксиологии бытия, которая творчески соотносит социальный исторический опыт с национальным культурным наследием, где он выражен; - выработка концепции и формирование социально значимых направлений развития культуры; - изменение мировоззрения у граждан, вовлеченность в социальную жизнь; - приобщение проживающих в городе людей к мировой культуре, к многообразию человеческих культур, духовное и интеллектуальное обогащение путем этого знания, воспитания уважительного отношения ко всему непривычному, незнакомому, иному, преодоление конфессиональной, национальной, а также социальной отчужденности [3. С. 50]. Департамент культуры города Москвы выделяет следующие направления развития территорий и новых творческих площадок города. 1. Выявление особенностей территории и поиск ее «культурного лица». 2. Обеспечение доступности культурных институций, услуг и событий для жителей территории. Поддержка культуры на уровне города предполагает не только развитие творческих инициатив и предоставление качественных услуг в сфере культуры. Политика поддержки - это достаточно хорошо отлаженная и работающая система сбора, изучения и реализации проектов по перспективным и текущим изменениям. Основа концепции Культурного центра ЗИЛ - это стимулирование социокультурных событий, посредством которых изменится организация пространства. Динамичная работа культурного центра должна стать рычагом действия для вовлечения все большего количества граждан в культурную жизнь города, продуктивного диалога и реализации новых проектов. Все сказанное актуализирует значение социальных механизмов развития. Взаимодействие Культурного центра ЗИЛ и властей города в области культурной политики должно привести к выявлению новых творческих инициатив, реализации творческих проектов и концептуальному обновлению устаревших механизмов социального развития.

Irina K Cherkasova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: cherkasova_ik@rudn.university
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

Черкасова Ирина Константиновна - старший преподаватель кафедры теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

  • Ahainov G.A., Babich A.M., Kazakov V.N. Innovacionnoe razvitie sfery uslug. M., 2009.
  • Bystrickij A.Ju. Gorodskaja civilizacija v Rossii // Gorod kak samoorganizujushhaja sistema. Obninsk, 2013. S. 27–28.
  • Glazychev V.L. Kul’turnyj potencial gorodskoj sredy. M., 2011. S. 50.
  • Zaslavskaja T.I., Ryvkina R.V. Sociologija jekonomicheskoj zhizni. Ocherki teorii. Novosibirsk: “Nauka” sibirskoe otdelenie, 1991. S. 59.
  • Kirsanova Ju.A., Antonova V.N. Osobennosti rebrendinga uchrezhdenij kul’tury: social’nye faktory i kreativnye tendencii // Vestnik RUDN. Serija Sociologija. 2014. № 4. S. 88.
  • Komarov E.I., Vojtenko A.I. Menedzhment social’noj raboty. M., 2001. S. 81–135.
  • Kul’tura goroda: problemy innovacij. M.: INIOM, 2013. S. 108–131.
  • Labejkin A.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy dejatel’nosti uchrezhdenij kul’tury v social’noj zashhite lichnosti. M., 2001.
  • Ovchinnikov M.A. Korporativnaja kul’tura v sisteme social’nogo upravlenija. M., 2004.
  • Parsons T. Social’naja struktura i lichnost’. 1964.
  • Romanova V.G. Social’nyj mehanizm upravlencheskih innovacij. M., 2007.
  • Hangel’dieva I.G. Kul’turnaja politika. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01302:article.

Views

Abstract - 113

PDF (Russian) - 34

PlumX


Copyright (c) 2017 Cherkasova I.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.