INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENTAS A MECHANISM OF NATIONAL ECONOMY MODERNIZATION

Cover Page

Abstract


In this article the authors discuss the importance of innovation in national development, stands out a chain and effect relationship between the development of innovative and natural improvement of quality of production. Analyzed the algorithm of formation of the innovative product. Demonstrated a need to change management of production processes and the question about the theoretical and factual basis of the modernization process in the Russian economy at the present stage.


В процессе анализа международного опыта развития национальной экономики четкой гранью прослеживается особое значение инновационного прогресса не только в развитии национальной экономики, но и государства в целом. Экономически развитые страны своим успехом обязаны именно постоянному поиску инноваций и внедрению их в повседневную жизнь. В связи с чем в современном мире экономический рост характеризуется, в первую очередь, ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Инновационный путь развития подразумевает собой непрерывное совершенствование производственных технологий, что ведет как к естественному повышению качества производимых товаров, так и к качественному измене- нию номенклатуры продукции, а как следствие - к выходу на более высокий уровень международной конкуренции. В этой связи инновации требуют постоянного использования научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок. Следовательно, инновации, в первую очередь, направлены на качественные изменения всех последовательных этапов и повторяющихся циклов воспроизводства. Можно говорить о том, что качественные изменения требуют внедрения на трех уровнях. Первой ступенью производства, в широком понимании данного процесса, является научная идея. Научно-исследовательские разработки нуждаются в идейных вдохновителях и творческих исполнителях. Наука нуждается в профессиональных кадрах, способных генерировать и реализовывать сложные научные идеи, превращать их в теоретические модели и наглядные образцы. При этом для персонала, способного работать на данном уровне, требуется создать соответствующие комфортные условия как технологического характера, так и социально-психологического, которые будут способствовать качественному изменению в техническом прогрессе. Ярчайшим и наиболее известным на сегодняшний день примером может являться компания Apple Inc., а в России, например, компания «Сухой», «Лаборатория Касперского», «Яндекс» или «Mail.Ru Group», которые используют прикладную науку для решения различных проблем и одновременно существенно отличаются подходом к формированию рабочей среды для своих сотрудников. Интенсивность технического прогресса: совершенствование машин и установок, внедрение автоматизированных комплексов, применение высокотехнологичного оборудования - неизменно ведут к повышению производительности труда, а как итог - к выпуску качественных и высокотехнологичных товаров, изменению способов их производства. На данной стадии серьезные изменения может претерпеть организация всего процесса производства. Грамотно организованное управление позволяет найти зачастую не столько оптимальный, сколько максимально ориентированный на достижение лидирующих позиций в отрасли способ хозяйственной деятельности, в последующем позволяющий существенно снизить производственные издержки. При этом огромное значение приобретают сроки планирования деятельности. Так, целеориентированный затратный в краткосрочной перспективе путь развития компании неизбежно ведет к качественному прорыву и извлечению дополнительной прибыли в долгосрочной, а иногда и среднесрочной перспективе. И третий спектр внедрения инноваций - непосредственно серийное производство. В случае, когда инновации обладают коммерческим потенциалом, само новшество приносит прибыль. Полученные от производства средства должны покрывать затраты на ведение организацией всех этапов инновационной деятельности. Полученные сверхприбыли обеспечивают жизнедеятельность организации и стимулируют ее к созданию последующих новшеств и улучшению технологического оборудования. В последние десятилетия ве- дущими странами были предложены эффективные механизмы реализации инновационной политики. Упоминая такие страны с передовой экономикой, как Япония, Германия или Швеция, следует отметить именно интенсивный путь их экономического развития. В данных странах главный акцент делается на науку и высокие технологии. Так, в Японии важна роль экономической свободы: государство тесно сотрудничает с производителем , стимулируя его развитие. В Германии высоко развита сфера биотехнологий и информации, не говоря об автомобилестроении. Германия добилась высоких результатов в такой сфере, как химическое производство, стала главным разработчиком солнечных энергетических технологий и занимает лидирующую позицию, например, в производстве ветровых турбин [3]. Возникает вопрос: почему экономически развитые страны в свое время сделали ставку именно на инновации? Ведь некоторые страны, вставшие на интенсивный путь модернизации экономики, как правило, испытывают определенные трудности в экстенсивном развитии. Это обусловлено такими факторами, как ограниченность государства в природных ресурсах, нехватка объемов инвестиций как в производство, так и в инфраструктуру, быстрый рост населения и отсутствие высококвалифицированных кадров. Как следствие, не происходит количественного увеличения факторов роста и развития экономики в условиях неизменного технического потенциала. Здесь абсолютно четко прослеживается роль хорошо знакомого экологам такого понятия, как «ограничивающий фактор» или «ограничивающий ресурс», недостаток которого, вне зависимости от обилия иных ресурсов, приводит к стагнации системы. При этом экстенсивный экономический путь имеет существенный недостаток перед интенсивным, - он ограничивает возможности совершенствования качества экономики. Это значит, что при повышении спроса на высококлассные товары и услуги спрос на товары, выпускаемые страной с экстенсивным путем, развития будет заметно падать. Продукция станет неликвидной ввиду ее низкого качества. Страны, развивающиеся экстенсивным путем, с течением времени становятся все более зависимыми от внешних факторов. Их экономическая зависимость обусловлена, как правило, ценами на сырьевых рынках и отсутствием у бизнес-элиты «культуры внедрения» каких-либо инноваций в принципе. Одновременно мировой опыт показывает, что инновационный тип развития государства является гарантом экономической безопасности страны, ее суверенитета и защиты интересов населения. Важным аргументом в пользу модернизации выступает способность обеспечить в том числе экологическую защищенность государства. Инновации ведут к радикальному технологическому обновлению, которое способно обеспечить эффективное использование природных ресурсов. Таким образом, потребность в скорейшей модернизации национальной экономики прослеживается в физическом и моральном упадке основных фондов: машин, оборудования, архитектурных сооружений, объектов инфраструк- туры и иных формирующих благоприятную социальную и экономическую среду общества элементов. Судя по статистическим данным, с определенной долей уверенности можно утверждать, что на современном этапе развития российской экономики национальные фонды промышленности находятся в упадке, половина основных фондов физически изношена. Так, степень износа основных фондов, в начале проведения рыночных реформ оценивавшаяся как высокая, в результате реформ еще более усилилась - она выросла чуть ли не в 1,5 раза. За последние 25 лет выбытие устаревших и изношенных основных фондов и ввод в действие новых происходит совершенно недостаточными для какого бы то ни было развития национальной экономики темпами. При этом отдельно отмечается снижение объемов их выбытия, что свидетельствует как об отсутствии у хозяйствующих субъектов необходимых внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, так и об отсутствии результативной государственной поддержки инновационных процессов. Фактически можно говорить о низком уровне валового накопления в экономике и отсутствии его действенного стимулирования. Таблица 1 Степень износа основных фондов в Российской Федерации [1] Год 2010 2011 2012 2013 2014 Степень износа, % 47,1 47,9 47,7 48,2 49,4 Для некоторых стран переход на инновационное развитие - это не только изменение характера воспроизводства, это в некоторых отношениях условие развития страны как самостоятельного субъекта международных отношений. При этом речь идет не только о так называемой «hi-tech» индустрии, а, в первую очередь, о внедрении инновационных методов производства и управления в традиционных и добывающих отраслях. Данные меры позволяют сохранять экологическую безопасность страны, снижают производственные и логистические издержки, повышают коэффициент использования месторождений, а главное - формируют заказы для предприятий, выпускающих оборудование для модернизируемых отраслей. Анализируя современное состояние российской экономики и учитывая вышеизложенные факты, острой гранью представляется необходимость перехода России на интенсивный путь развития национальной экономики. В настоящее время экономика Российской Федерации в большей степени построена на добыче и экспорте нефти и газа, ввиду чего нашу страну не воспринимают как сильного конкурента или союзника в экономической сфере. В целях достижения стабильности и устойчивого развития национальной экономики необходимо разрабатывать мероприятия по ее модернизации и, соответственно, снижать сырьевую зависимость. При этом базой модернизацион- ного процесса могут являться как раз инновационные технологии, применяемые в различных сферах экономики. На данном этапе экономического развития немногие организации развиваются инновационным путем. Их деятельность строится на стабильности и экстенсивности производства. При общеэкономических изменениях любой организации нужно будет изменить характер производственного процесса. В целях достижения лидирующих экономических показателей в каждой организации смогут сочетаться два процесса: стабильный и инновационный. Оба процесса взаимно дополняют друг друга. Состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе. Опыт стран с доминирующим количеством хозяйствующих субъектов, имеющих инновационную направленность экономических процессов, свидетельствует о том, что методы традиционного менеджмента утрачивают былую актуальность. Поэтому возникает необходимость его реструктуризации. Единственным правильным решением выступает новая модель управления - инновационная. С этой точки зрения основополагающим критерием становится понимание общественных и интеллектуальных ресурсов. При этом с точки зрения значимости ресурсов экономического роста фундаментальным критерием выступает сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями научно-технического развития и с мотивацией в труде. Изменения характера менеджмента - переход на инновационный путь - потребует его включения в саму систему планирования и реализации инноваций. Однако необходимо отметить, что в современной России в инновационном секторе сложилась особенная ситуация, поскольку до начала реформ масштабные инновационные проекты осуществлялись исключительно государством. Неоднозначность инновационной ситуации состоит в том, что с одной стороны, страна обладает весомыми научными разработками, уникальной научно-технологической и ресурсной базой, а также высококвалифицированными кадрами, а с другой - в условиях экономического упадка ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений крайне мала. Такая неоднозначность инновационной ситуации в России требует неординарных подходов к поиску путей и моделей становления «экономики знаний». В первую очередь, нужно определить, какое место и какую роль в этом становлении играет государство. Так, «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6] предполагается осуществление двух этапов инновационного развития. Первый этап с 2008 по 2013 г. предполагал расширение глобальных конкурентных преимуществ в сфере энергетики и переработки природных ресурсов, с одновременным созданием институциональных и технологических заделов для реализации второго эта- па. Фактически речь идет о валовом накоплении инвестиционных ресурсов, предполагающем «накачку» экономики страны для последующего рывка. Второй этап, с 2013 по 2020 г., предполагает существенное повышение глобальной конкурентоспособности экономики страны в результате структурной диверсификации и перехода на новую технологическую базу. Необходимо отметить, что после 2020 г., помимо вполне декларативного заявления о закреплении лидирующего положения в мировом хозяйстве, предполагается превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста. Именно данные задачи определяют специфику экономической реформы, целью которой Правительство РФ видит в том, чтобы направить преимущества России в сфере науки и технологии в экономический рост и восстановление национальной промышленности. На необходимость повышения экономического роста, в частности уровня производительности труда, указал В. Путин на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей в рамках X Недели российского бизнеса: «…Необходимо провести серьезные структурные преобразования, существенно увеличить производительность труда и обеспечить промышленность квалифицированными кадрами, ускорить разработку и внедрение передовых технологий, с помощью настройки налоговой системы, качественного улучшения делового климата сформировать условия для привлечения инвестиций, для создания новых рабочих мест» [5]. Президент РФ подчеркнул, что данные преобразования должны касаться всех уровней жизнедеятельности государства. Казалось бы, внедрение инноваций в российскую экономику - вопрос приоритетный. Учтены все преимущества нововведений, обусловлена актуальность их применения, но мнения представителей делового сообщества по поводу внедрений инноваций разделились. Большую проблему при модернизации вызывает вопрос цели внедрения инноваций. Пятая часть представителей делового общества считает уменьшение издержек производства основной целью инноваций. Примерно столько же ожидают эффект от повышения производительности труда. Одновременно 13% делового общества желают увеличить объем выпускаемой продукции. И столько же процентов предназначают инновационные механизмы для завоевания новых рынков. При этом идеи, носящие исключительно модернизационный характер, то есть «замену старой продукции на новую», придерживается меньшинство - 6% представителей делового общества. Напрашивается вывод, что в настоящее время в процессе внедрения инноваций российский бизнес больше нацелен на достижение тактического успеха, чем на решение масштабных задач модернизации производства и скорейшего выхода на новые рынки. В этой связи в вопросе решения масштабных задач модернизации экономики особый интерес представляет механизм модернизации. Он интересен как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения общенаучных категорий. Зная, что механизм - это совокупность движущихся элементов, тесно связанных друг с другом и находящихся в постоянном взаимодействии, можно вывести определение термина «механизма модернизации». Так, под данным понятием представляется целесообразным понимать совокупность элементов и действий, связанных между собой различными сферами, которые направленны на непрерывное формирование новой экономики страны. Следовательно, можно сказать, что данный механизм является основополагающим в разрезе ресурсов экономической деятельности государства [2]. Также существует мнение, что механизм модернизации представляет собой регулирование всех сфер экономики, отслеживание промежуточных результатов и выработку управляющих воздействий. Каким образом соприкасаются понятия «инновации» и «модернизация экономики»? Некоторые научные деятели считают, что понятие «инновации» следует отождествлять с понятием «модернизация экономической системы» [4. C. 12-13]. Вместе с тем необходимо отметить, что подобное понимание должно носить «последовательный» характер, поскольку инновации в конкретном секторе экономики или на конкретном производстве в большей степени относятся к целям модернизации, в ходе которой могут применяться инновации «соседних» секторов экономики и даже социальной сферы. При этом, безусловно, понятие «модернизации» близко к понятию «инновация», которая характеризуется ускорением социально-экономического развития. Поэтому можно сделать вывод, что модернизация является фундаментом перехода на инновационный путь развития страны в целом, где инновации играют решающую роль и обеспечивают эффективное функционирование экономической жизни страны. Цель модернизации экономической сферы России является создание современной экономической идеи страны, отвечающей мировым стандартам. Такой представляется цель изменений экономики в широком смысле. В узком смысле Россия направлена на внедрение изменений в следующих направлениях: - техническое и технологическое обновление материальной базы производства; - сокращение доли сырьевых отраслей; - увеличение в экономике доли отраслей - катализаторов экономического развития. Проблема необходимости модернизации настолько очевидна, что над ней задумываются не только политические и общественные деятели, но и общество в целом. Так, одним из элементов государственной политики в сфере модернизации российской экономики является деятельность такого института гражданского общества, как Общественная палата, систематически представляющая Президенту РФ результаты общественной экспертизы по различным законопроектам в данной сфере. Решение вопросов модернизации национальной экономики приведет к совершенно новым экономическим условиям, ввиду чего требуется непрерывная инновационная деятельность, повышенное внимание к научным исследованиям и разработкам, внедрений инноваций во все стадии жизненного цикла производственного процесса и одновременно сокращение инновационных рисков и разработка стратегического управления. Несмотря на достигнутые успехи за последние десять лет, России предстоит пройти долгий путь, прежде чем страна сможет сравниться по экономическим показателям с ведущими странами с рыночной экономикой. Для сокращения имеющегося разрыва нашей стране потребуется модернизировать национальную экономику и сократить свою зависимость от доходов, получаемых в нефтегазовом и других ресурсодобывающих секторах. Данные изменения позволят стране выйти на уровень мировых стандартов качества и повысить рост экономического потенциала России. Делая более привлекательными в России условия для жизни, работы, творчества и инвестиций, наша страна сможет раскрыть огромный потенциал своих граждан и в совокупности с наличием огромных природных богатств обеспечить не только количественный, но и качественный рост экономики, а как следствие - качества жизни.

Svetlana A Pervoykina

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: 1032130134@rudn.university
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

Первойкина Светлана Андреевна - студентка 4 курса кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Denis N Putimtsev

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: putimtsev_dn@rudn.university
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

Путимцев Денис Николаевич - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

  • Bodrunov S.D. Proizvoditel’nost’ truda v Rossii i v mire: vliyanie na konkurentosposob-nost’ ehkonomiki i uroven’ zhizni // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii № 29 (628). Moskva, 2016. URL: http://www.council.gov.ru.
  • Galushko A.N., Gorshkova V.I. Modernizaciya ehkonomiki – osnova ehkonomicheskogo rosta Rossii // Elektronnyj resurs IX Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». Moskva, 2017. URL: http://www.scienceforum.ru.
  • Zolotavin D. Desyat’ samyh sil’nyh ehkonomik v mire // Elektronnyj zhurnal «Tekhnologii i nauka». Moskva, 2015g. URL: http://ogend.ru.
  • Makarova I.V. Potencial modernizacii mashinostroitel’nogo kompleksa regiona // Katalog nauchnyh izdanij RAN / Otv. red. Romanova O.A. Ekaterinburg: IEH UrO RAN, 2010. 289 s. URL: http://www.uiec.ru.
  • Ofi cial’nyj ehlektronnyj resurs Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru.
  • Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r // Elektronnyy pravovoy resurs «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru.

Views

Abstract - 127

PDF (Russian) - 555

PlumX


Copyright (c) 2017 Pervoykina S.A., Putimtsev D.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.