International Conference “Personality in Modern Society: Education, Development, Self-Realization”, dedicated to the 80th anniversary of Professor Alexander I. Krupnov

Cover Page

Abstract



26 апреля 2019 г. исполнилось 80 лет Александру Ивановичу Крупнову, доктору психологических наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ, академику Российской академии наук и Международной академии наук педагогического образования, основателю и методологическому лидеру научной школы системно-функциональных исследований свойств личности и индивидуальности. Этой замечательной дате была посвящена работа международной научно-практической конференции «Личность в современном обществе: образование, развитие, самореализация», которую организовала и провела в Российском университете дружбы народов кафедра социальной и дифференциальной психологии 26-27 апреля 2019 г. Следует отметить, что Александр Иванович Крупнов представитель школы дифференциальной психологии и психофизиологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина (Психологический институт РАО) и является автором концепции системно-функциональной природы свойств личности. Данная концепция стала фундаментальной для целого ряда исследований и активно используется в научноисследовательских лабораториях разных регионов России. Научная школа А.И. Крупнова по системно-функциональному анализу черт личности и их проявлений в различных видах деятельности выпустила целую плеяду современных ученых. Под его непосредственным руководством было подготовлено более 50 кандидатов и 7 докторов наук. Проекты академика А.И. Крупнова неоднократно поддерживались Российским гуманитарным научным фондом. Александр Иванович Крупнов является членом диссертационных советов Российского университета дружбы народов и Московского гуманитарного университета, членом ред- коллегий журналов «Педагогическое образование и наука», «Проблемы теории и методики обучения» и главным редактором журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика». Долгие годы А.И. Крупнов возглавлял кафедру социальной и дифференциальной психологии РУДН, кроме того являлся членом экспертной комиссии по психологии ВАК Российской Федерации. Неслучайно в день юбилея 26 апреля 2019 г. на кафедре социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов собрался значительный международный форум, посвященный очень радостной дате для многих учеников, коллег и последователей научной деятельности академика А.И. Крупнова. Закономерно, что целями данной международной конференции стали обсуждение и анализ актуальных проблем психологической науки и практики, и в том числе подведение итогов и определение перспектив исследований научной школы системно-функциональных исследований свойств личности и индивидуальности. Задачи, которые сформулировали организаторы конференции, были направлены на чествование юбиляра и рассмотрение итогов и перспектив исследований в рамках научной школы А.И. Крупнова, а также активизацию исследовательского потенциала молодых ученых, организацию научных дискуссий по передовым проблемам практической психологии личности в контексте образования, развития, самореализации. В качестве соорганизаторов конференции выступили: Психологический институт Российской академии образования, Psi Chi, The International Honor Society in Psychology (США), Университет Белграда (Сербия), Институт педагогических исследований Республики Сербия, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан). Работу пленарного заседания конференции открыл Сергей Иванович Кудинов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН, почетный работник высшего профессионального образования РФ, эксперт ВАК, член-корреспондент Российской академии естествознания, академик и член Президиума Международной академии наук педагогического образования. От имени учеников и коллег, собравшихся в конференц-зале, он тепло поздравил юбиляра и пожелал дальнейших творческих успехов научной школе, возглавляемой А.И. Крупновым (рис. 1). С приветственным словом и словами поздравления выступили Мухамед Каншобиевич Кабардов, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии (Институт психологии РАО, Москва, Россия); Алексей Константинович Осницкий, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии (Институт психологии РАО, Москва, Россия) и Иссидора Корач, доктор педагогических наук, профессор (Высшая школа педагогики и информатики - Сирмиум, Институт педагогических исследований Республики Сербия, Белград - Сремска Митровица, Сербия). На пленарном заседании участники конференции прослушали ряд замечательных докладов, посвященных жизни и деятельности академика А.И. Крупнова. Валерий Сергеевич Агапов, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности (Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия) выступил с докладом «Профессор А.И. Крупнов: личность и судьба в научном творчестве. К 80-летию со дня рождения». Мухамед Каншобиевич Кабардов и Алексей Константинович Осницкий представили интереснейшую ретроспективу становления исследовательской деятельности А.И. Крупнова в рамках школы дифференциальной психологии и психофизиологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина в Психологическом институте РАО. Рис. 1. Приветствие участников конференции доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН С.И. Кудиновым [Figure 1. Greetings to the conference participants by Sergey I. Kudinov, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Social and Differential Psychology Department at RUDN University] Далее последовала череда выступлений известных ученых - непосредственных учеников Александра Ивановича Крупнова. Регина Вячеславовна Ершова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии (Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия) рассказала о перспективах использования концепции многомерно-функционального анализа в психологических исследованиях. Сергей Иванович Кудинов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии (Российский университет дружбы народов, Россия, Москва) обосновал актуальность изучения свойств личности и самореализации субъекта деятельности. Елена Юрьевна Чеботарева, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии (Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия) рассмотрела возможности применения целостнофункционального подхода к исследованию семейных систем. Ирина Александровна Новикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии (Российский университет дружбы народов, Москва, Россия) выступила с итоговым докладом «35-летие научной школы А.И. Крупнова в РУДН: итоги и перспективы» (рис. 2). Рис. 2. Доклад И.А. Новиковой, кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной и дифференциальной психологии [Figure 2. Presentation by Irina A. Novikova, Ph.D., Associate Professor at the Social and Differential Psychology Department, RUDN University] В работе пленарного заседания конференции также приняли участие и выступили с докладами члены программного комитета конференции Николетта Гутвайн, доктор педагогических наук, директор Института педагогических исследований Республики Сербия (ИПИ, Белград, Сербия) и Исидора Корач, доктор педагогических наук, профессор Высшей школы педагогики и информатики - Сирмиум (Сремска Митровица, Сербия). В конце пленарного заседания были зачитаны поздравления от коллег и учеников А.И. Крупнова из разных стран мира и городов России, а также вручены подарки юбиляру (рис. 3). Секционные заседания конференции прошли 26 и 27 апреля и были посвящены следующим темам: 1) системные исследования свойств личности в различных сферах жизнедеятельности; 2) самореализация личности в современном обществе; 3) психолого-педагогические технологии обучения личности; 4) становление и развитие личности в онтогенезе. Всего в работе конференции приняли участие более 100 человек, в том числе 25 зарубежных участников (Болгария, Сербия, Германия, Белоруссия, Казахстан, Израиль, Вьетнам) и 30 ведущих и молодых ученых из многочисленных регионов России (Рязань, Псков, Пермь, Тула, Смоленск, Благовещенск, Ставрополь, Новосибирск и др.). Рис. 3. Коллеги и ученики с А.И. Крупновым (в первом ряду в центре) после окончания пленарного заседания конференции [Figure 3. Colleagues with A.I. Krupnov (in the first row in the center) after the end of the conference plenary session] Конференция завершилась заседанием круглого стола, на котором состоялось вручение сертификатов участникам конференции, а также были подведены итоги и намечены дальнейшие перспективы развития научной школы А.И. Крупнова. Программный комитет конференции надеется, что организованный научный форум позволил не только обобщить результаты деятельности научной школы, возглавляемой Александром Ивановичем Крупновым, но и объединить в творческой обстановке международного научного содружества как ведущих современных ученых, так и начинающих молодых исследователей.

Olga B Mikhailova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: mikhaylova-ob@rudn.ru
6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation Ph.D. in Pedagogics, is Associate Professor at the Social and Differential Department, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia); Member of the Association of the Slavic Countries Professors (Bulgaria) and Association for the Development of Science, Engineering and Education (Serbia).

Views

Abstract - 91

PDF (Russian) - 62

PlumX


Copyright (c) 2019 Mikhailova O.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.