ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Обложка

Аннотация


Проблема психических состояний является фундаментальной проблемой современной психологической науки. Особую значимость исследование состояний приобретает в контексте учебно-познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности, в ходе которых на первый план выступают познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин. Поэтому актуально исследование познавательных состояний субъекта: ситуаций их возникновения, организации, механизмов интеграции и развития, влияния на продуктивность деятельности. В статье представ-лены теоретические основания к изучению функциональных структур познавательных состояний в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Утверждается, что исследование динамического аспекта познавательных состояний позволит раскрыть регулятивную сущность познавательных состояний по отношению к этим видам деятельности, выявить закономерности их взаимосвязи с психическими состояниями других классов (эмоциональными, волевыми, функциональными). Познавательные состояния рассматриваются как целостная функциональная структура, образующаяся посредством интеграции различных компонентов психики (переживаний, психических процессов, психологических свойств и др.) и изменяющаяся на протяжении различных этапов основной деятельности. Предлагаемая концепция может быть полезна для разработки методов актуализации и управления познавательным процессом в учебной деятельности и повышения эффективности творческой и научно-исследовательской деятельности, в области создания искусственного интеллекта и др.


А О Прохоров

Лицо (автор) для связи с редакцией.
ALProkhor1011@gmail.com
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008

Прохоров Александр Октябринович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).

М Г Юсупов

yusmark@yandex.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008

Юсупов Марк Геннадьевич - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия).

  • Бодров В.А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2000.
  • Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
  • Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
  • Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
  • Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Вып. 4. Казань: Центр инновационных технологий. 2002. С. 326-343.
  • Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.
  • Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения Л.: ЛГУ, 1983.
  • Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: КГПИ, 1994.
  • Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Ин-т психол. РАН, 1998.
  • Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Влияние напряженности учебной ситуации на структурно-функциональную организацию познавательных состояний субъекта // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Том 155. Книга 6. 2013. С. 185-196.
  • Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Феноменологические особенности познавательных состояний студентов различных курсов обучения // Образование и саморазвитие. Том 45. Книга 3. 2015. С. 39-46.
  • Chiang W.W., Liu C.J. Scale of Academic Emotion in Science Education: Development and Validation // International Journal of Science Education. 2014. Vol. 36. No. 6. P. 908-928. doi: 10.22363/2313-. 1683-2017-14-4: 10.1080/09500693.2013.830233
  • Fredrickson B.L. The role of positive emotions in Positive Psychology: The Broaden-and-Built Theory of Positive Emotions // American Psychologist. 2001. Vol. 56. No. 3. P. 218-226. doi: 10.22363/2313-. 1683-2017-14-4: 10.1037/0003-066X.56.3.218
  • Izard C.E. The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press, 1991. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1007/978-1-4899-0615-1
  • Katz D., Stotland E.A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change // Psychology: A Study of a Science. Vol. III / Ed. by S.Koch. New York: McGraw-Hill, 1959. P. 423-475.
  • Lazarus R.S. Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press, 1991.
  • Pekrun R., Goetz T., Titz W., Perry R. Academic emotions in students’ self-regulated learning and achievement: a program of qualitative and quantitative research // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. No. 2. P. 91-105. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1207/S15326985EP3702_4
  • Prokhorov A.O., Yusupov M.G., Plokhikh, V.V. Cognitive States in the Process of Students’ Intellectual Activity // The New Education Review. 2015. Vol. 41. No. 3. P. 263-274. doi: 10.22363/2313-. 1683-2017-14-4: 10.15804/tner.2015.41.3.21
  • Rowe A.D., Fitness J., Wood L.N. University student and lecturer perceptions of positive emotions in learning // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2015. Vol. 28. No. 1. P. 1-20. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1080/09518398.2013.847506
  • Tomkins S.S. Affect Imagery Consciousness: Vol. I. The Positive Affects. London: Tavistock, 1962.
  • Zajonc R.B. On the primacy of affect // Approaches to Emotion / Ed. by K. Scherer, P. Ekman. Hillsdale, New York: Lawrence Erlbaum Assoc., 1984. P. 259-270.

Просмотры

Аннотация - 467

PDF (Russian) - 62


© Прохоров А.О., Юсупов М.Г., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.