СООТНОШЕНИЕ ОПЫТА «ПОТОКА» С ОСОБЕННОСТЯМИ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ЧЕРТАМИ СТУДЕНТОВ

Обложка

Аннотация


Исследование посвящено изучению опыта «потока» в его взаимосвязи с особенностями мотивации и индивидуальности студентов. Также предпринимается попытка прояснить структуру потока с точки зрения наличия элементов, относящихся к мотивации. В статье обсуждаются разные подходы к определению состояния потока в рамках холистического и причинно-следственного направлений, предоставлен обзор проблемных точек концепции потока, а также поднимается вопрос отнесения элементов, исходно определенных как потоковых, к мотивационным. В эмпирическом исследовании приняли участие 133 студента 1-3-го курсов университета. Для диагностики использовались русскоязычный вариант опросника «Шкала измерения состояния потока-2» в авторской адаптации (Савельева, 2016), методика «Шкалы академической мотивации» (Гордеева, Сычев, Осин, 2014) и опросник Г. Айзенка EPQ (шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма-эмоциональной стабильности). В результате с использованием корреляционного и факторного анализа выявлены значимые связи большинства элементов «потока» с мотивацией в обучении (прежде всего, с блоком внутренней мотивации). В тоже время, установлено, что с экстраверсией-интроверсией связаны только два элемента «потока» (ясная цель, потеря самосознания), а с нейротизмом-эмоциональной стабильностью - один (потеря самосознания). Выявить на эмпирическом уровне элементы потока, схожие по описанию с мотивационными, не удалось. Обсуждаются вопросы о теоретических причинах полученных результатов, о связи потока с мотивацией в обучении и с индивидуально-личностными особенностями студентов.


М И Волк

Лицо (автор) для связи с редакцией.
volk_mi@pfur.ru
Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Волк Марина Игоревна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (Москва, Россия).

Д И Савельева

savelievadaria@gmail.com
Университет Маастрихт; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Миндерброедерсберг, 4-6, Маастрихт, Нидерланды, 6211; Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000

Савельева Дарья Игоревна - аспирант Университета Маастрихт (Маастрихт, Недерланды) и департамента образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96-107.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Шепелева Е.А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15-26.
  • Липартиани М.М. Сравнительный анализ «опыта потока» в различных видах деятельности. Дипломная работа. М.: МГУ, 2013.
  • Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.
  • Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2006.
  • Савельева Д.И. Обратная связь как одно из условий состояния «потока» в учебной деятельности // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 215-218.
  • Basom M.R., Frase, L. Creating optimal work environments: Exploring teacher flow experiences // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2004. Vol. 12. No. 2. P. 241-258. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1080/1361126042000239965
  • Beard K.S. Theoretically Speaking: An Interview with Mihaly Csikszentmihalyi on Flow Theory Development and Its Usefulness in Addressing Contemporary Challenges in Education // Educational Psychology Review. 2015. Vol. 27. No. 2. P. 353. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-. 4: 10.1007/s10648-014-9291-1
  • Csikszentmihalyi M., Csikszentmihalyi I. Optimal experience. Psychological studies of flow in consciousness. Cambridge Univ. Press, 1988.
  • Datu J.A.D., Mateo N.J. Perceived autonomy support moderates the relations between counseling selfefficacy and flow among Filipino counselors // Current Psychology. 2016. Vol. 35. No. 1. P. 69- 76.
  • Dietrich, A. Neurocognitive mechanism underlying the experience of flow // Consciousness and Cognition. 2004. No. 13. P. 746-761. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1016/j.concog.2004.07.002
  • Fagerlind A.C. et al. Experience of work-related flow: does high decision latitude enhance benefits gained from job resources? // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83. No. 2. P. 161-170.
  • Jackson S.A., Martin A.J., Eklund R.C. Long and short measures of flow: The construct validity of the FSS-2, DFS-2, and new brief counterparts // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2008. Vol. 3. No. 5. P. 561-587.
  • Jackson S.A., Eklund R.C. The flow scales manual. Morgantown, WV, USA: Publishers Graphics. 2004.
  • Heller K., Bullerjahn, C., & Georgi, von, R. The Relationship Between Personality Traits, Flow-Experience, and Different Aspects of Practice Behavior of Amateur Vocal Students // Frontiers in Psychology. 2015. No. 6 (853). P. 112-15. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.3389/ fpsyg.2015.01901
  • Keller J., Herbert B. Flow and Regulatory Compatibility: An Experimental Approach to the Flow Model of Intrinsic Motivation. Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34. No. 2. P. 196-209. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1177/0146167207310026
  • Latham G.P., Seijts G.H. The effects of proximal and distills goals on performance on a moderately complex task // Journal on Organizational Behavior. 1999. Vol. 20. No. 4. P. 421-429. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1002/(SICI)1099-1379(199907)20:4<421::AID- JOB896>3.0.CO;2-#
  • Lee E. The Relationship of Motivation and Flow Experience to Academic Procrastination in University Students // Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166. No. 1. P. 5-14. doi: 10.22363/2313-. 1683-2017-14-4: 10.3200/GNTP.166.1.5-15
  • McQuillan J., Conde G. The condition of Flow in reading: two studies of optimal experience // Reading Psychology. 1996. Vol. 17. No. 2. P. 109-135. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-. 4:10.1080/0270271960170201
  • Moller A.C., Elliot A.J. The 2 2 achievement goal framework: An overview of empirical research // Focus on educational psychology / Ed. by A. Mittel. New York: Nova Science, 2006. P. 307-326.
  • Moon Y.J., Kim W.G., Armstrong D.J. Exploring neuroticism and extraversion in flow and user generated content consumption // Information & Management. 2014. Vol. 51. No. 3. P. 347-358.
  • Quinn R.W. Flow in Knowledge Work: High Performance Experience in the Design of National Security Technology // Administrative Science Quarterly. 2005. No. 50. P. 610-41. doi: 10.22363/2313-. 1683-2017-14-4: 10.2189/asqu.50.4.610
  • Rich G. Flow and optimal experience: methodological implications for internationalizing and contextualizing a positive psychology concept. Part 1 // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016 а. No. 2. P. 7-18.
  • Rich G. Flow and optimal experience: methodological implications for internationalizing and contextualizing a positive psychology concept. Part 2 // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016 b. No. 3. P. 7-13.
  • Ross S.R., Keiser H.N. Autotelic personality through a five-factor lens: Individual differences in flowpropensity // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 59. P. 3-8.
  • Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary educational psychology. 2000. Vol. 25. No. 1. P. 54-67.
  • Schüler J., Brandstätter V. How basic need satisfaction and dispositional motives interact in predicting flow experience in sport // Journal of Applied Social Psychology. 2013. Vol. 43. No. 4. P. 687-705.
  • Schüler J. et al. Do Some People Need Autonomy More Than Others? Implicit Dispositions Toward Autonomy Moderate the Effects of Felt Autonomy on Well - Being // Journal of Personality. 2014. Vol. 84. No. 1. P. 5-20. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1111/jopy.12133
  • Shernoff D.J., Csikszentmihalyi M. Cultivating engaged learners and optimal learning environments // Handbook of positive psychology in schools. 2009. P. 131-145.
  • Stormoen S. et al. High school physical education: What contributes to the experience of flow? // European Physical Education Review. 2016. Vol. 22. No. 3. P. 355-371.
  • Ullén F., Manzano Ö. de, Almeida R., Magnusson P.K., Pedersen N.L., Nakamura J., Csíkszentmihályi M., Madison G. Proneness for psychological flow in everyday life: Associations with personality and intelligence // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. No. 2. P. 167-172.
  • Ullén F., Harmat L., Theorell T., & Madison G. Flow and individual differences-a phenotypic analysis of data from more than 10,000 twin individuals // Flow Experience. Springer, Cham, 2016. P. 267-288.
  • Waterman A.S., Schwartz S.J., Goldbacher E., Green H., Miller C., Philip S. Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: The Roles of Self-Determination, the Balance of Challenges and Skills, and Self-Realization Values // Personal and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. No. 11. P. 1447-1458. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:. 10.1177/0146167203256907

Просмотры

Аннотация - 1246

PDF (Russian) - 672


© Волк М.И., Савельева Д.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.