ДВИЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ ИНСАЙТНЫХ ЗАДАЧ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАЧИ 9 ТОЧЕК)

Обложка

Аннотация


Существующие данные о влиянии сопутствующей или предшествующей моторной активности на процесс решения мыслительных задач не укладываются в современные теории инсайта. В связи с этим требуется более детальное изучение моторной активности в ходе решения инсайтных задач. Данное исследование посвящено изучению закономерных изменений моторной активности в процессе решения классической инсайтной задачи «9 точек». Для фиксации параметров моторной активности (длина моторных единиц, скорость реализации моторных единиц, продолжительность пауз между моторными единицами) и предъявления условий задачи использовался планшетный компьютер. В результате были выявлены устойчивые различия в моторике между успешными и неуспешными решателями на начальном и конечном этапах решения задачи. Оказалось, что у успешных решателей длина моторных единиц (особенно на конечном этапе решения) больше, чем у неуспешных. При этом различия в продолжительности пауз между моторными единицами на начальном и конечном этапах решения не были найдены. Испытуемые, решившие и не решившие задачу, не отличаются по продолжительности пауз между моторными единицами. Было обнаружено, что на конечном этапе увеличивается частотность «быстрых» линий, которые могут быть связаны преимущественно с «оффлайн» планированием моторной активности, т.е. планированием, предшествующим самой активности, а не протекающим параллельно с ней.


Никита Иванович Логинов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
lognikita@yandex.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проспект Вернадского, 82, стр. 1, Москва, Россия, 119571

научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Владимир Феликсович Спиридонов

vfspiridonov@yandex.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проспект Вернадского, 82, стр. 1, Москва, Россия, 119571

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Олег Анатольевич Мезенцев

mezentsevoa@mpei.ru
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» Красноказарменная ул., 14, Москва, Россия, 111250

заведующий отделом программно-технических средств и оргтехники Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт»

  • Владимиров И.Ю., Коровкин С.Ю., Лебедь А.А., Савинова А.Д., Чистопольская А.В. Управляющий контроль и интуиция на различных этапах творческого решения // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 48-60.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 86-234.
  • Спиридонов В.Ф., Лифанова С.С. Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 54-63.
  • Barsalou L.W. Perceptual symbol systems // Behavioral and Brain Sciences. 1999. No. 4 (22). P. 577-610. doi: 10.1017/S0140525X99252144.
  • .Chronicle E.P., MacGregor J.N., Ormerod T.C. What Makes an Insight Problem? The Roles of Heuristics, Goal Conception, and Solution Recoding in Knowledge-Lean Problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2004. No. 1 (30). P. 14-27. doi: 10.1037/0278-7393.30.1.14.
  • .Glenberg, A.M. (1997). What memory is for? // Behavioral and Brain Sciences. No. 1 (20). P. 1-19. doi: 10.1017/S0140525X97470012.
  • .Kershaw T.C., Ohlsson S. Multiple Causes of Difficulty in Insight: The Case of the Nine-Dot Problem // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2004. No. 1 (30). P. 3-13. doi: 10.1037/0278-7393.30.1.3.
  • .Knoblich G. et al. Constraint relaxation and chunk decomposition on insight problem solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1999. No. 6 (25). P. 1534-1555. doi: 10.1037/0278-7393.25.6.1534.
  • .Knoblich G., Ohlsson S., Raney G.E. An eye movement study of insight problem solving // Memory & Cognition. 2001. No. 7 (29). P. 1000-1009.
  • Lung C.-T., Dominowski R.L. Effects of Strategy Instructions and Practice on Nine-Dot Problem Solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1985. No. 4 (11). P. 804-811. doi: 10.1037/0278-7393.11.1-4.804.
  • .MacGregor J.N., Ormerod T.C., Chronicle E.P. Information Processing and Insight: A Process Model of Performance on the Nine-Dot and Related Problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2001. No. 1 (27). P. 176-201. doi: 10.1037//0278-7393.27.1.176.
  • .Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972. 920 p. doi: 10.2307/2063712.
  • .Ohlsson S. Deep Learning. How the mind overrides experience. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2011. 540 p.
  • Ohlsson S. Information-processing explanations of insight and related phenomena // Advances of psychology of thinking / Eds. by M.T. Keane, K.J. Gilhooly, New York: Harvester-Wheatsheaf, 1992. P. 1-44.
  • Ohlsson S. Restructuring revisited. I. Summary and critique of the Gestalt theory of problem solving // Scandinavian Journal of Psychology. 1984a. No. 1 (25). P. 65-78. doi: 10.1111/j.1467-9450.1984.tb01001.x.
  • .Ohlsson S. Restructuring revisited. II. An information processing theory of restructuring and insight // Scandinavian Journal of Psychology. 1984b. No. 2 (25). P. 117-129. doi: 10.1111/j.1467-9450.1984.tb01005.x.
  • .Ormerod T.C., MacGregor J.N., Chronicle E.P. Dynamics and Constraints in Insight Problem Solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2002. No. 4 (28). P. 791-799. doi: 10.1037/0278-7393.28.4.791.
  • .Seifert C.M., Meyer D.E., Davidson N., Patalano A.L., Yaniv I. Demystification of cognitive insight: Opportunistic assimilation and the prepared-mind perspective // R.J. Sternberg, J.E. Davidson (Eds.). The nature of insight. New York: Cambridge University Press, 1995. P. 65-124.
  • Thomas L.E., Lleras A. Swinging into thought: directed movement guides insight in problem solving // Psychonomic bulletin & review. 2009. No. 4 (16). P. 719-723. doi: 10.3758/PBR.16.4.719.
  • .Weisberg R.W., Alba J.W. An Examination of the Alleged Role of “Fixation” in the Solution of Several “Insight” Problems // Journal of Experimental Psychology: General. 1981. No. 2 (110). P. 169-192. doi: 10.1037/0096-3445.110.2.169.
  • .Weller A., Villejoubert G., Vallée-Tourangeau F. Interactive insight problem solving // Thinking & Reasoning. 2011. No. 4 (17). P. 424-439. doi: 10.1080/13546783.2011.629081.
  • .Werner K., Raab M. Moving to Solution: Effects of Movement Priming on Problem Solving // Experimental Psychology. 2013. No. 6 (60). P. 403-409. doi: 10.1027/1618-3169/a000213.
  • .Wilson M. Six views of embodied cognition // Psychonomic bulletin & review. 2002. No. 4 (9). P. 625-636. doi: 10.3758/BF03196322.
  • .Zwaan R.A. Embodied cognition, perceptual symbols, and situation models // Discourse Processes.1999. No. 1 (28). P. 81-88. doi: 10.1080/01638539909545070.

Просмотры

Аннотация - 183

PDF (Russian) - 866


© Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф., Мезенцев О.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.