КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ (РУССКИХ И БУРЯТ) И МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

Обложка

Аннотация


В статье представлены результаты эмпирического исследования культурно-ценностных ориентаций российских (русских и бурятских) и монгольских студентов. В качестве респондентов выступили студенты гуманитарных направлений вузов Улан-Удэ, РФ (388 человек) и Улан-Батора, Монголия (176 человек). Были использованы психодиагностические методики: «Тест культурно-ценностных ориентаций» Л.Г. Почебут, шкала Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого. В ходе анализа было установлено, что доминирующим культурным типом среди молодежи Бурятии и Монголии является современная культура. Имеются различия в приверженности к традиционной и динамически развивающейся культуре, обусловленные этнической принадлежностью: бурятские студенты в большей степени привержены традиционной и современной культуре и менее ориентированы на динамически развивающуюся культуру; русские студенты в большей степени ориентированы на традиционную и динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на современную культуру; монголы в большей степени ориентированы на динамически развивающуюся культуру и менее ориентированы на традиционную культуру. Молодежь Бурятии в большей степени привержена ценностям адаптации и социализации, чем молодежь Монголии. Имеются различия в приверженности ценностям индивидуализации у российских студентов: данные ценности в большей степени выражены у русских студентов. Выявленные различия интерпретируются как этнопсихологические особенности молодежи и рассматриваются в качестве возможных ресурсов развития толерантности, преодоления системного кризиса современного общества.


Туяна Цыреновна Дугарова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
arovatts@mail.ru
Бурятский государственный университет ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000

доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, Россия)

Игорь Валерьевич Бадиев

bad_igor@mail.ru
Бурятский государственный университет ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000

преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, Россия).

  • Белоусова Е.С., Корытова Г.С. Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательных учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 105-111.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984.
  • Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М.: МПГУ, 2010.
  • Дугарова Т.Ц. Человек в условиях сопряжения между миром родовых традиций и миром интеграции культур // Развитие личности. 2012. Т. 1. № 1. С. 188-207.
  • Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
  • Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Функции личностных ресурсов в ситуации экономического кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 323-346.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  • Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2010.
  • Мухина В.С., Дугарова Т.Ц. Ментальные особенности современных бурят России // Развитие личности. 2010. № 2. С. 164-175.
  • Новикова И.А. Толерантность как условие эффективного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 52-62.
  • Новикова И.А., Жамбал О. Соотношение личностных черт и межкультурной адаптации у монгольских студентов // Личность в природе и обществе: материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. М.: РУДН, 2015. С. 143-146.
  • Орлова К.В. Проблемы межкультурной коммуникации на примере академической мобильности студентов // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. С. 29-33.
  • Орсоо Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. C. 113-120.
  • Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012.
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2014. 352 с.
  • Сумъяа О. Исследование индивидуально-психологических особенностей монгольских учащихся старших классов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 45. С. 8-12.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  • Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания // HPSY.RU: экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x2489.htm (дата обращения: 23.12.2016).

Просмотры

Аннотация - 339

PDF (Russian) - 650


© Дугарова Т.Ц., Бадиев И.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.