MORAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN A CHANGING SOCIETY

Cover Page

Abstract


The paper presents the findings of an empirical study of moral self-identification conducted on a sample of senior high school students from Saratov (N = 142). The study demonstrates that high school students are not indifferent to other people’s moral evaluation of their actions. High school students’ perceptions of the importance of morality and ethics are associated with compulsory and mutual observance of moral standards and with their /manifested differentiation in the relation to «In- group» - “Others”, which confirms the dominance of their group-centric orientation. It was found that ethical behavior by implementing ethical standards in behavior, high school students have a sense of emotional satisfaction, adhering to the strategy of reciprocity. The study revealed a low severity of cognitive and conative components, which explains the weak differentiation of moral norms, the consequence of which is the difficulty in resolving moral problems. These findings can be applied in the development of the training programs aimed at developing an individual’s moral sphere, as well as preventive programs aimed at reducing the risk of destructive behavior in young people.


ВведениеАктуализация исследовательского интереса к проблеме нравственного само- определения личности обусловлена прежде всего переустройством российского общества, связанным с глобальными изменениями в экономической и полити- ческой сферах. Эти изменения отражаются в целом и в сфере социальных отно- шений, а именно в переходе от проявления традиционного коллективизма к про- явлению индивидуализма: отношения кооперации и сотрудничества все чаще замещаются отношениями прагматичного обмена. Данные обстоятельства не могут не влиять в дальнейшем на построение и становление нравственного само- определения личности, в особенности представителей юношеского возраста, ха- рактеризующегося высокой сензитивностью к социальным воздействиям.Многими исследователями (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004; Журавлев, Ку- прейченко, 2003; Кудинов, Белоусова, 2016, Купрейченко, Воробьева, 2013; Ни- колаев, 2016 и др.) особо подчеркивается и тот факт, что нравственные ориента-ции, определяя ядро личности, задают направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и себе в нем, раскрывая смысловую наполнен- ность развития и становления гражданской позиции личности в современных условиях общества.В целом, можно полагать, что нравственнее самоопределение выступает в ка- честве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуаль- ным сознанием человека, с одной стороны, а с другой - между его сознанием, деятельностью и поведением. И в этом случае нравственное самоопределение юношества позволяет определить степень его вовлеченности в общество, т.е. при- знание и воспроизведение общественно значимых нравственных ценностей.В работах А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко (Журавлев, Купрейченко, 2003) предлагается понимание нравственного самоопределения как осознанного про- цесса поиска личностью нравственных принципов и ценностей, норм и правил, эталонов и идеалов, результатом которого является нравственная позиция, про- являющаяся не только в декларируемых этических принципах, нормах и убеж- дениях, но в системе отношений личности. Таким образом, на основе базовых нравственных эталонов и идеалов формируются нравственные оценки отдельных сфер жизнедеятельности, а также отношения нравственности (оценки, эмоции и готовность к нравственному поведению), связанные с отдельными объектами и явлениями этих сфер. Ключевой категорией нравственного самоопределения, как показано в ряде исследований, является «добро» (Журавлев, Купрейченко, 2003; Воробьева, 2014, 2016).Обращаясь к изучению проблемы нравственного самоопределения, А.Б. Ку- прейченко характеризует нравственность как целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, которая выражает понимание сущности человека и его бытия; определяет ценностный базис общества и имеет всеобщее значение, регулируя жизнедеятельность человека во всех сферах его социальных практик в целях достижения согласованности общественных, групповых и личных интере- сов (Купрейченко, 2003, 2013). Данное обстоятельство позволяет заключить, что нравственное самоопределение выступает основанием для выстраивания более частных видов самоопределения в различных сферах жизнедеятельности лично- сти и общества: социальное, политическое, профессиональное, экономическое, этнонациональное, конфессиональное и т.д.Существенный пласт теоретико-эмпирических исследований, связанных с разработкой проблемы нравственности, выполнен в аспекте нравственности про- фессионала и связан с выявлением механизмов, факторов и т.п. нравственного развития представителя конкретной выбранной исследователем профессии. В этом отношении особый интерес представляют работы А.Л. Журавлева и А.Б. Ку- прейченко (2003), С.И. Кудинова и С.С. Белоусовой (2016), А.Е. Воробьевой (2014, 2016), В.Н. Грузкова и И.В. Грузкова (2012), А.В. Юревич (2012) и др.Кроме того, научные изыскания исследователей в области нравственного са- моопределения связаны и с выявлением социально-возрастных, учебно-профес- сиональных (Арендачук, 2016) и этносоциокультурных механизмов (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004), задействованных в процессе становления нравственно- го самоопределения личности и ее групп.Нельзя отставить без внимания и тот факт, что обращение к изучению про- блемы нравственного самоопределения старшеклассников продиктовано совре- менной модернизацией российского образования, основанием которой, соглас- но А.Г. Асмолову (2016), является прежде всего личностное развитие учащегося, его духовное становление в условиях образовательного процесса.Резюмируя изложенное, отметим, что изучение проблемы становления духов- но-нравственной сферы личности оказалась чрезвычайно востребованным в по- следнее время и с точки зрения теории, и с точки зрения психологической прак- тики. Весьма существенным является выявление содержательного наполнения процессуальных и результативных характеристик нравственного самоопределения личности в условиях динамично изменяющегося общества.В этой связи вполне обосновано наше обращение к изучению структурно-со- держательных характеристик нравственного самоопределения личности старше- классника общеобразовательных школ.Программа исследованияЦель исследования заключается в изучении структурно-содержательных ха- рактеристик нравственного самоопределения личности старшеклассника обще- образовательных школ.Нами выдвинуто предположение, что в структурно-содержательных характе- ристиках нравственного самоопределения старшеклассников отражается устой- чивая ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к другим.Исследование выполнено на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратова, n = 142, средний возраст которых 16,6; SD = 0,87; женского (53%) и мужского (47%) пола.В качестве психодиагностического инструментария применены следующие методики:методика диагностики нравственных ориентаций (Славинская, Наследов, Дворецкая, 2015). В соответствии с содержанием входящих в шкалы пунктов им были присвоены следующие названия: F4: «нравственная ориентация»; F1: «со- страдание»; F2: «заботливость»; F3: «помощь»;методика «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой и А.Б. Купрейченко (2013).Для обработки данных использовались методы описательной статистики, до- стоверность различий определялась с помощью критерия Стьюдента, выполнен корреляционный анализ по К. Пирсону с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.Результаты и их обсуждениеОбратимся к изложению результатов исследования структурно-содержатель- ных характеристик нравственных ориентаций старшеклассников. Основанием дифференциации нравственных ориентаций авторы методики (Славинская, На-следов, Дворецкая, 2015) предлагают выделять соотношение таких нравственных ценностей, как «сострадание», «заботливость» и «помощь», каждая из которых отличается содержательной наполненностью. Соотношение их выраженности определяет доминирующую нравственную направленность личности.К содержательным характеристикам ценности «сострадание» (F1) отнесены: сострадание, сопереживание, доброжелательность, благородство, милосердие. У старшеклассников в большей степени выраженность сострадания можно на- блюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 18), знакомым (M = 14,5) и к представителям своей национальности (M = 10,8). В меньшей степени со- страдание проявляется к одногорожанам (M = 6,9), согражданам (M = 6,8), не- знакомым (M = 6,6) и недругам (M = 3,8). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по t-критерию Стьюдента), свидетельствующие о до- стоверности различий в пользу выраженности проявления сострадания к родным, близким, друзьям, знакомым и представителям своей национальности tсреднее = 1,98,при p < 0,05, чем проявления сострадание к одногорожанам, согражданам, не-знакомым и недругам. Данный факт позволяет говорить о готовности старше- классников проявить милосердие и благородство в поведении, вызванное и со- провождающееся доброжелательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близкому им кругу людей.Отмечается существенная выраженность доброжелательности и сострадания, что подтверждается данными сопоставительного анализа. Установлена достовер- ность различий в пользу выраженности показателей «доброжелательность» и «со- страдание» tсреднее = 2,62, при p < 0,01 по сравнению с выраженностью сопере- живания, благородства и милосердия. Это означает, что у старшеклассников со- держание «сострадание» раскрывается через характеристики доброжелательностии сострадания.Содержательные характеристики нравственной ценности «заботливость» (F2) представлены параметрами «внимательность», «заботливость», «любовь», «жерт- венность». В большей степени выраженность заботливости можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 15,3), знакомым (M = 11,3). В мень- шей степени проявление заботы наблюдается по отношению к представителям своей национальности (M = 6,9), к одногорожанам (M = 2,4), согражданам (M =4,7), незнакомым (M = 1,6) и недругам (M = 0,4). Подтверждением тому яв- ляются данные сравнительного анализа, свидетельствующие о достоверности различий в пользу выраженности проявления заботливости к родным, близким, друзьям, знакомым tсреднее = 2,62, при p < 0,01 по сравнению с представителями своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают заботиться пре- имущественно о родных и близких и, возможно, проявлять равнодушие к людям далеким от их ближайшего окружения. Необходимо отметить, что к родным, близ- ким и друзьям старшеклассники готовы проявить внимательность, заботу и лю- бовь, жертвуя, возможно, своими интересами.Отметим паритетность выраженности параметров содержательных характе- ристик «заботливости» (F2): внимательность, заботливость, любовь и жертвен-ность, поскольку достоверно значимых различий не обнаружено. В целом, мож- но сформулировать вывод об их равнозначимости для старшеклассников.Содержательные характеристики ценности «помощь» (F3) представлены па- раметрами «сочувствие», «благотворительность», «помощь», «прощение» в нрав- ственных ориентациях старшеклассников в целом. Наибольшие значения вы- раженности ценности «помощь» можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 14,0), знакомым (M = 10,8) и к представителям своей национальности (M = 10,82). В меньшей степени проявление помощи наблюда- ется по отношению к одногорожанам (M = 6,21), согражданам (M = 7,3), незна- комым (M = 7,84) и недругам (M = 0,96). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по t-критерию Стьюдента), свидетельствующие о на- личии значимых различий в пользу выраженности проявления помощи к родным, близким, друзьям tсреднее = 1,77, при p < 0,5 по сравнению с проявлением помощи к знакомым, представителям своей национальности, к одногорожанам, сограж- данам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают проявлять помощь преимущественно в отношении родных и близ- ких. Важно подчеркнуть наличие проявление слабой тенденции проявления по- мощи недругам.Стоит отметить наибольшую выраженность параметра «сочувствие», показа- тели которого отличаются на достоверно значимом уровне от благотворитель- ности, помощи, прощения. Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента показал достоверность различий в пользу выраженности показателя «сочувствие» к родным, близким, друзьям: tсреднее = 2,63, при p < 0,01, причем сочувствие стар- шеклассники готовы проявить независимо от степени близости социального окружения: к родным, близким, друзьям, представителям своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно за- ключить, что у старшеклассников приоритетными содержательными характери- стиками нравственной ценности «помощь» являются сочувствие и помощь.Представленные в табл. 1 данные позволяют констатировать, что в ценностных ориентациях старшеклассников сострадание имеет преимущественную выражен- ность, далее предпочтение отдается помощи и проявлению заботы. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными срав- нительного анализа, выполненного по t-критерию Стьюдента.Таблица 1Выраженность параметров в структуре нравственных ориентаций старшеклассников (Intensity parameters in the structure of moral orientations of high school students)ПараметрыMσПараметрыt-критерий СтьюдентаСострадание67,43,19Сострадание - Заботливость3,49***Заботливость42,61,87Заботливость - Помощь2,68**Помощь57,932,19Сострадание - Помощь2,47*Примечание: *p < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,001.Резюмируя сказанное, отметим, что предпочитаемым в системе нравственных ориентаций личности старшеклассника общеобразовательных школ является прежде всего параметр сострадание, выраженность которого отличает явное пре-имущество в отличие от заботливости и помощи, что подтверждается на досто- верно значимом уровне. В целом, можно говорить, что старшеклассники готовы проявить милосердие и благородство в поведении, сопровождающееся добро- желательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близ- кому им кругу людей, а именно к родным, близким, друзьям, знакомым. Отме- чается проявление сострадания и к представителям своей национальности. Это позволяет полагать, что для старшеклассников является существенным некая сплоченность с представителями своей национальности, страны, связанная со стремлением проявлять по отношению к ним сопереживание и милосердие.Проявление заботы старшеклассников адресовано преимущественно родным и близким, при этом не исключено, что они готовы жертвовать своими интере- сами, временем в пользу близкого социального окружения и, напротив, возмож- но проявление равнодушия к людям далеким от их ближайшего окружения.Между тем не исключено проявление сочувствия и помощи независимо от степени близости социального окружения - к родным, близким, друзьям, пред- ставителям своей национальности, одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. Наблюдается выражение сочувствия даже к недругам и готовности прийти на помощь к незнакомым.Обращаясь к изложению результатов исследования нравственного самоопре- деления старшеклассников, уточним, что в его структурной организации авторы методики выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и конатив- ный (Воробьева, Купрейченко, 2013).Данные, представленные в табл. 2, показывают, что у старшеклассников на когнитивном уровне отмечается признание в представлениях о нравственности и морали критериев воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравствен- ности как силы личности. Все параметры представлены практически равнознач- но, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.Среди нравственных стратегий, связанных с обязательностью соблюдения нравственных норм, преимущественную выраженность получает ее эмоциональ- ный компонент в отличие от когнитивного компонента и конативного. Достовер- ность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненного t-критерию Стьюдента: tср. = 2,17, при p < 0,05.Таблица 2Выраженность параметров нравственного самоопределения старшеклассников (Intensity parameters of moral self-identification of high school students)ШкалаСреднее значениеσПредставления о нравственности, моралиПроисхождение нравственности17,683,44Значимость морали, нравственности для общества21,124,03Абсолютность/относительность нравственности21,223,68Воздаяние за добро и зло21,843,63Представление о нравственности как о силе или слабо- сти личности21,283,28Природа нравственности личности20,34,66Окончание табл. 2ШкалаСреднее значениеσНравственные стратегииОбязательность соблюдения нравственных нормКогнитивный компонент9,552,62Эмоциональный компонент20,022,99Конативный компонент8,162,85Активность/пассивностьКогнитивный компонент7,941,75Эмоциональный компонент12,482,85Конативный компонент8,722,87Взаимность/невзаимность нравственного поведенияКогнитивный компонент7,011,92Эмоциональный компонент12,362,61Конативный компонент7,450,93Нравственные ориентации личностиЭгоцентрическая ориентация12, 383,34Группоцентрическая ориентация22,413,79Гуманистическая ориентация19,982,28Миросозидательная ориентация8,081,88Наибольшую выраженность по критерию активности/пассивности нравствен- ных стратегий отличается ее эмоциональный компонент в отличие от когнитив- ного компонента и конативного. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненно- го по t-критерию Стьюдента: tсреднее = 2,12, при p < 0,05.Наибольшую выраженность по критерию «взаимность/невзаимность нрав-ственного поведения» получает ее эмоциональный компонент в отличие от ког- нитивного компонента и конативного. Достоверность различий степени выра- женности этих параметров подтверждена данными сопоставительного анализа, выполненного по t-критерию Стьюдента: tсреднее = 2,11, при p < 0,05.Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке являетсягруппоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Достоверные различия в средних значениях не обнаружены. Эгоцентрическая ориентация и миросозидательная ориентация у старшеклассников не входят в число предпочитаемых. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа: tсреднее = 2,10, при p < 0,05.В целом, можно заключить, что в выборке старшеклассников наблюдается признание нравственности и морали в соответствии с критериями воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравственности как силы личности. Все пара- метры представлены практически равнозначно, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.В таких характеристиках нравственных стратегий, как обязательность соблю- дения нравственных норм, активность и взаимность нравственного поведениянаибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием чего является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Часто у старшеклассников уста- новки на обязательность соблюдения нравственности в любых ситуациях, на ак- тивное противодействие нарушению нравственных норм как по отношению к себе, так и к другим людям недостаточно дифференцированы, неустойчивы и ситуативны. Очевидно, это затрудняет их реализацию в стратегиях нравственно- го поведения. В этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются страте- гии взаимности, но не уверены в необходимости проявления активности в эти- ческом поведении и обязательности взаимного соблюдения нравственных норм.Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Очевидно, что для старшеклассников существенным является ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделя- емых группами (референтными), членом которых они являются: своим надо по- могать, необходимо защищать интересы друзей. В целом, можно полагать, что содержательная характеристика направленности нравственных ориентаций стар- шеклассников существенно ограничена выбором сфер ее реализации: семья, дру- зья, близкие, референтные группы.В то же время следует обратить внимание на тенденцию сочетания группоцен- трической ориентация с гуманистической ориентацией. Данный факт является признанием старшеклассниками значимости морали для общества как основы социального сосуществования и сотрудничества.Корреляционный анализ, выполненный по К. Пирсону между параметрами нравственных ориентаций и нравственным самоопределением личности старше- классника, позволил выявить множество корреляционных взаимосвязей, среди которых нами особое внимание уделено описанию высокозначимых взаимосвя- зей (r > 0,28 при p < 0,001), составляющих ядро нравственного самоопределения старшеклассников.Прежде всего необходимо констатировать наличие высокозначимых взаимос- вязей между параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «значи- мость морали, нравственности для общества» (r = 0,28), «природа нравственности личности» (r = 0,28), эмоционального компонента стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (r = 0,28), «эгоцентрическая ориентация» (r = -0,27), «группоцентрическая ориентация» (r = 0,28), «гуманистическая ори- ентация» (r = 0, 28). Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что ис- токи представлений о значимости морали и нравственности связаны с проявле- нием сострадания к родным, близким, друзьям, которое связано с эмоциональным принятием обязательности соблюдения нравственных норм. Это, в свою очередь, способствует снижению эгоцентрической направленности и, напротив, поддер- жанию группоцентрической направленности и формированию гуманистической направленности. Другими словами, старшеклассникам не безразлична нравствен- ная оценка окружающих людей их собственных поступков.Обнаружены высокозначимые связи между «заботливость» и «воздаяние за добро и зло» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «обязатель- ность соблюдения нравственных норм» (r = 0,28); и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (r = 0,29); и эмоциональным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (r = 0,33); и «гу- манистическая ориентация» (r = 0,28). Полагаем, из этого следует, что проявление заботы, по мнению старшеклассников, должно быть взаимным. Возможно, эта установка является одним из оснований гуманистической направленности нрав- ственных ориентаций старшеклассников.Высокозначимые связи установлены между параметрами «сочувствие - род- ные, близкие, друзья» и эмоциональным компонентом стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (r = 0,36); и «группоцентрическая ориентация» (r = 0,38). Из этого следует, на наш взгляд, что соблюдение нравственных норм связано с проявлением сочувствия в сфере своего ближайшего окружения, что способствует развитию группоцентрической направленности нравственных ори- ентаций школьников.Выявлены высокозначимые связи и между параметрами «помощь» и «приро- да нравственности личности» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом (r = 0,35) и конативным компонентом (r = 0,28) стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм»; и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нрав- ственного поведения» (r = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «вза- имность нравственного поведения» (r = 0,31). Из этого следует, что проявление взаимопомощи и взаимоподдержки является одним из критериев нравственности личности и является обязательным проявлением нравственных стратегий пове- дения.Параметр стратегии нравственного поведения «обязательность соблюдения нравственных норм» на эмоциональном уровне имеет четыре высокозначимые взаимосвязи с параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «забот- ливость», «сочувствие родным, близким, друзьям», «помощь». Данный факт еще раз подтверждает рельефность дифференциации проявления нравственных чувств по отношению «свои» - «другие».Установлены высокозначимые связи между параметрами «доброжелатель- ность» и «значимость морали, нравственности для общества» (r = 0,35); и «груп- поцентрическая ориентация» (r = 0,41). Высокозначимые взаимосвязи также об- наружены между параметрами «доброжелательность - родные, близкие, друзья» и «природа нравственности личности» (r = 0,36); и «группоцентрическая ориен- тация» (r = 0,35); и «гуманистическая ориентация» (r = 0,28). Из этого следует, что проявление доброжелательности в представлении старшеклассников, явля- ется критерием нравственности в обществе и выступает в качестве основы со- существования и сотрудничества людей.ВыводыТаким образом, исходя из анализа полученных эмпирических данных иссле- дования нравственного самоопределения старшеклассника, можно сделать сле- дующие выводы:зафиксирована устойчивость в ориентации на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к «другим»;установлено явное преимущество нравственной ценности «сострадание» в структурной организации нравственных ориентаций старшеклассников;показано, что представления о значимости морали и нравственности у стар- шеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению«свои» - «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентри- ческой направленности;отмечено, что в таких характеристиках нравственных стратегий, как обяза- тельность соблюдения нравственных норм, активность и взаимность нравствен- ного поведения наибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объ- ясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем;выявлено, что в этическом поведении реализуя, нравственные нормы в по- ведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности.

Elena E Bocharova

Saratov State University

Author for correspondence.
Email: BocharovaEE@sgu.ru
Astrakhanskay str., 83, Saratov, Russia, 410012

  • Arendachuk I. V. (2016) The Relationship of Moral Self-Determination and Values of the Person. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (3), 49 - 52. (In Russ.).
  • Asmolov A. G., & Gusel'tseva M. S. (2016) Education as a Potential Resource of Society Modernization. Educational Policy, 2 (72), 3 - 18. (In Russ.).
  • Bocharova E. E. (2016) Moral Orientation and Subjective Well-Being of Young People from Different Ethnic Groups. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 5 (2), 143-151. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-322-329. (In Russ.).
  • Gruzkov V. N., & Gruzkov I. V. (2012) The spiritual and moral bases of professional work of the teacher in the education system. Education and Culture, 3 (6), 121-125. (In Russ.).
  • Kudinov S.I., & Belousova S.S. (2016) Study of spiritual and ethical self-awareness of the teacher personality. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 1 (24), 81- 86. (In Russ.).
  • Kupreychenko A. B., & Vorob'eva A. E. (2013) Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi. Мoscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
  • Nikolaev A. N. (2016) Special features of patriotism of graduating students of universities of physical. Bulletin of the Pskov State University. Series: Psycho-pedagogical science, (3), 168 - 174. (In Russ.).
  • Slavinskaya I. S., Nasledov A. D., & Dvoretskaya M. Ya. (2015) Development of the diagnostic method of moral orientations. Modern Research of Social Problems, (1). Available at: http://dx.doi.org/ 10.12731/2218-7405-2015-1-37 (accessed: 12 December 2016).
  • Volovikova M. I. (2004) Predstavleniya russkikh o nravstvennom ideale. М.: Institut psikhologii RAN, 312. (In Russ.).
  • Vorobyeva A. E. (2014) Moral Self-Determination of Psychologists, Economists and Advertising Creators at the Early Stages of Professional Development. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 3 (4), 346 - 348. (In Russ.).
  • Vorobyeva A. E. (2016) Moral Self-Determination of young people of Different Professions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 5 (2). 136 - 143. doi: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-136-143. (In Russ.).
  • Zhuravlev A.L., & Kupreychenko A.B. (2003) Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy activnosti. Мoscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
  • Zhuravlev A. L., & Yurevich A. V. (2012) Nravstvennye problemy sovremennoy Rossii. In Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. (Eds.). Nravstvennost' sovremennogo rossiyskogo obshchestva: psikhologicheskiy analiz (pp. 5-21). Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).

Views

Abstract - 419

PDF (Russian) - 504

PlumX


Copyright (c) 2017 Бочарова Е.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.