FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF SCHOOL PSYCHOLOGIST IN COURSE OF PROFESSIONAL PRACTICE

Cover Page

Abstract


The article studies the factors of professional self-development of the school psychologist in the course of professional practice. At the beginning of this article the authors give a brief review of the studies of the professional self-development factors. It is shown that there are two categories of factors: the factors that stimulate professional self-development and the factors hindering it. Further the article presents the results of a questionnaire survey, in which the school psychologists evaluated the degree of the influence of various factors on their professional self-development activities, provides a ranking of the influence of the stimulating and impeding factors, based on the estimates supplied by the research participants. It is shown that the main stimulating factors are: “Interest in their professional activities”, “Need for self-development”, “Availability of experts (courses) that can be educative”, “The novelty of the activity, working conditions, the ability to experiment”, “The system of material incentives”. According to the study participants, the list of the hindering factors has only two leading factors: “Limited financial resources, constrained life circumstances” and “Lack of time”. The authors proposed a new systematization of professional self-development factors, which singled out the organizational, financial and personal factors. The theoretical and empirical results of the study can be used to enhance the effectiveness of professional self-development of the school psychologist in the course of professional practice.


ВведениеПродолжающаяся в последние годы модернизация российской системы об- разования, вступление в силу ряда нормативно-правовых актов федерального уровня, затрагивающих сферу профессиональной компетенции педагога-психо-лога, приводят к расширению его функционала и повышению его значимости в образовательном процессе. Важным условием для соответствия педагога-психо- лога требованиям общества и государства выступает нацеленность на постоянное профессиональное саморазвитие. В такой ситуации выявление факторов, спо- собных повлиять на эффективность процесса профессионального саморазвития, кажется весьма актуальным.Весьма точным, на наш взгляд является определение А.С. Назаровой (Наза- рова, 2015), которая под факторами профессионального саморазвития понимает движущие силы профессионального саморазвития, определяющие его характер. В психолого-педагогической литературе встречается множество исследований, в которых выделяется целый спектр таких факторов.Так, Е.А. Щуров (Щуров, 2014) выделяет две группы факторов эффективности профессионального саморазвития:профессионально-деятельностные (внешние), содержащие в себе показа- тели профессиональной деятельности (активность, повышение квалификации, научно-исследовательскую деятельность, обмен профессиональным опытом);личностные (внутренние), в состав которых входят удовлетворенность про- фессиональной деятельностью, творческий потенциал, непрерывное самораз- витие.В исследовании Т.В. Литвиненко (Литвиненко, 2009) опрошенные педагоги назвали ведущими стимулирующими факторами готовности к саморазвитию про- фессионально важных качеств обучение на курсах повышения квалификации, самообразование, новизну деятельности, условия работы и возможность экспе- риментирования.Исследование Ж.Г. Гараниной (Гаранина, 2012) установило, что процесс про- фессионального саморазвития определяется мотивационными и деятельностно- практическими факторами. Из числа мотивационных факторов наиболее важ- ными, по мнению автора, являются уровень осмысленности жизни и стремление к самоактуализации. Деятельностно-практический фактор саморазвития опре- деляется способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на самоизменение.К стимулирующим можно отнести еще целый ряд встречающихся в публика- циях факторов профессионального саморазвития, таких как внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки (Семенов, 1983); характер профес- сиональной деятельности (Лучкина, 1995); профессиональное общение и взаи- модействие (Глухих, 2000); способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) (Семенов, 1983) и др.Кроме механизмов, способствующих проявлению профессионального само- развития личности, существуют еще и факторы, препятствующие этому процес- су, так называемые барьеры саморазвития. Анализ публикаций по теме барьеров профессионального саморазвития показывает, что в абсолютном большинстве из них изучаются внутренние барьеры - те, что имеют отношение к личности спе- циалиста, его эмоционально-волевой сфере, системе ценностей, установок.К примеру, в ходе своего исследования проблемы «ухода» от саморазвития, Ю.В. Трофимова (Трофимова, 2010) выделяет и дает характеристику таким ба- рьерам саморазвития:бегство от свободы (термин Э. Фромма) - проявляется в нежелании осу- ществлять выборы, принимать решения;выученная беспомощность (М. Селигмен, В.Г. Ромек и др.) - выражается в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, робости, фрустрированности, пассивности;псевдотворчество и подавленное творчество (Д.А. Леонтьев);уход от ответственности (В. Франкл) - стремление снять с себя ответствен- ность, укрыться «в массе» и т.п.;уход от проблем - проявляется в желании уйти от потенциальной пробле- мы. Человек демонстрирует либо отказ от поиска, либо игнорирование проблемы.В работе А.А. Королевой (Королева, 2009) изучается противодействие в учеб- но-профессиональной деятельности, действующее в системе «человек - учебная деятельность». Оно характеризуется особенностями реализации учебной деятель- ности, препятствующими профессиональному саморазвитию личности, дости- жению целей образования и детерминировано определенным уровнем сформи- рованности и соотношением психологических характеристик личности.В качестве факторов, препятствующих саморазвитию личности В.Л. Блинова (Блинова, 2013) выделяет психологические защиты (в классическом их понима- нии), которые обусловливают существование противоречия между «хочу», «могу» и «надо».Таким образом, внутренние барьеры являются связанными с желанием чело- века в ходе своей профессиональной деятельности минимизировать затраты, вы- бирать наиболее легкие пути, соответствовать лишь формальным показателям, что не только не способствует развитию личности, а тормозит его.Вместе с тем, помимо внутренних барьеров описаны в литературе также внеш- ние барьеры, препятствующие профессиональному саморазвитию. Так, Т.В. Лит- виненко (Литвиненко, 2009) в результате проведенного исследования выделяет такие факторы:недостаток времени;ограниченные материальные ресурсы;стесненные жизненные обстоятельства.Наиболее развернутый и структурированный перечень барьеров профессио- нального развития можно встретить у В.Г. Маралова (Маралов, 2004), который рассматривает внешние и внутренние барьеры, деля их на объективные и субъ- ективные.Проведенный нами анализ научных трудов, посвященных факторам профес- сионального саморазвития, позволил сделать два наблюдения относительно на- правленности проводимых исследований. Во-первых, большинство работ изуча- ют их влияние на саморазвитие у студентов в процессе обучения в вузе (Остроу- мова, 2011; Щуров, 2014, Пищулин, 2015, 2016 и др.), хотя не секрет, что на этапе получения высшего образования осуществляется только первичное накоплениепрофессиональных знаний. В условиях же профессиональной деятельности пере- чень факторов существенно расширяется и возрастает их значимость для про- фессионального саморазвития. Во-вторых, в тех исследованиях, которые все-таки рассматривают факторы профессионального саморазвития в ходе профессио- нальной деятельности, задействованы преимущественно педагоги школ и вузов (Вековцева, 2012; Гаранина, 2014; Кайдан, 2010 и др.). Публикации, посвященные именно педагогам-психологам, практически отсутствуют за редким исключени- ем (Кудинов, Владимирова, 2015), несмотря на то, что профессиональная дея- тельность педагога-психолога имеет свою специфику.Таким образом, цель нашего исследования будет заключаться в том, чтобы выявить ведущие факторы профессионального саморазвития педагога-психолога.Методы исследованияВыборка. Всего в исследовании приняли участие 178 педагогов-психологов, представляющих образовательные организации разного типа, что составляет при- мерно 25% от общего числа педагогов-психологов Самарской области.Все педагоги-психологи, принявшие участие в исследовании, были женского пола и имели высшее образование, причем на уровне бакалавра - 9,2%; на уров- не специалиста - 87,7%; выпускников магистратуры - 3,1%. По возрасту ре- спонденты в выборке распределились следующим образом: до 30 лет - 27,7%; 30-39 лет - 16,9%; 40-49 лет - 41,5%; 50 лет и старше - 13,8%. По стажу рабо- ты наблюдалось следующее распределение: 1 год и менее - 10,8%; 2-5 лет - 30,8%; 6-10 лет - 18,5%; 11-15 лет - 20%; 16-20 лет - 12,3%; больше 20 лет -7,6%.Основным методом исследования в нашей работе выступил анкетный опрос. В качестве методики исследования была выбрана Анкета для выявления факторов, стимулирующих или препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учи- телей в школе Т. И. Шамовой (Шамова, 1995). Выбор методики определило ее широкое использование другими исследователями и, главное, наличие в ее со- ставе двух списков факторов - способствующих профессиональному самораз- витию и препятствующих ему. Это позволило охватить обе категории факторов профессионального саморазвития и осуществить в итоге цель исследования. Так- же следует отметить крайне ограниченный перечень существующих методик для изучения как профессионального саморазвития в целом, так и его факторов в частности.При работе с анкетой испытуемые оценивали влияние каждого фактора из обоих списков по пятибалльной шкале. Полученные баллы дали возможность оценить степень влияния факторов на профессиональное саморазвитие, осуще- ствить их ранжирование на основе сравнения средних значений оценок (М).РезультатыПо группе факторов, стимулирующих профессиональное саморазвитие, были получены следующие результаты (табл. 1).Факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие (средняя оценка в баллах и стандартное отклонение)Таблица 1(Factors of professional self-development (mean scores and standard deviation))ФАКТОРМSDИнтерес к своей профессиональной деятельности4,400,81Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться4,221,02Потребность в самосовершенствовании4,200,85Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать4,200,89Система материального стимулирования4,170,98Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе4,050,96Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя3,891,05Пример и влияние коллег3,681,09Личный пример руководителя3,581,21Возможность получения признания в коллективе3,521,17Наиболее стимулирующим профессиональное саморазвитие участники ис- следования посчитали фактор «интерес к своей профессиональной деятельности» (М = 4,40). Значение стандартного отклонения (SD = 0,81) показало, что мнение респондентов в отношении этого фактора оказалось и наиболее консолидиро- ванным. Фактор «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться» получил средний балл в 4,24 и занял второе место в рейтинге стимулирующих факторов. Столь высокое место в ряду значимости показывает важность органи- зации работодателем условий для повышения квалификации и профессиональ- ного развития педагогов-психологов. По факторам «потребность в самосовер- шенствовании» и «новизна деятельности, условия работы, возможность экспе- риментировать» получился одинаковый средний балл - 4,20. При этом фактор«потребность в самосовершенствовании», безусловно, является личностной ха- рактеристикой, отражающей наличие у специалиста духовных потребностей вы- сокого уровня. Фактор «новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать», в свою очередь, является комплексной характеристикой организации профессиональной деятельности. Следующий по рейтингу влияния на саморазвитие фактор - «система материального стимулирования» (М = 4,17). Это еще один фактор, имеющий отношение к организации условий по месту ра- боты. Профессиональное саморазвитие нередко связано с финансовыми затра- тами, поэтому материальное стимулирование позволило бы работнику компен- сировать хотя бы часть расходов. Практически на границе в 4 балла оказалось среднее значение оценок по фактору «атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе» (М = 4,05). Близкий по содержанию фактор «пример и влияние коллег» получил более низкий средний балл (М = 3,68). Оба этих фак- тора носят социальный характер и отражают значимость для профессионального саморазвития педагогов-психологов организованного профессионального взаи- модействия с коллегами и наличия благоприятного психологического климата в коллективе. К сожалению, далеко не всегда это может быть осуществлено по объективным причинам, так как во многих случаях в образовательном учрежде- нии педагог-психолог работает один (одна ставка). Следующий фактор из числарассмотренных - «поддержка и внимание к этой проблеме у руководителя» (М = 3,89), а родственный ему фактор «личный пример руководителя» получил в результате опроса средний балл - 3,58. Таким образом, результаты опроса по- казывают, что личность руководителя и его позиция по отношению к профессио- нальному саморазвитию своих сотрудников хоть и не является ведущим, но все же оказывает заметное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов- психологов. Фактор, получивший самые низкие оценки своего влияния на само- развитие педагогов-психологов, - «возможность получения признания в кол- лективе» (М = 3,52).Рассмотрим результаты опроса в отношении факторов, препятствующих про- фессиональному саморазвитию. Как показал анализ полученных данных, наи- большее препятствующее влияние на саморазвитие, по мнению опрошенных педагогов-психологов, оказывает фактор «ограниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» (табл. 2). Средняя оценка влияния дан- ного фактора на профессиональное саморазвитие составляет 3,75 балла по пяти- балльной шкале. Низкий уровень заработной платы, несомненно, ограничивает возможности для саморазвития педагога-психолога, препятствуя приобретению профессиональной литературы, оплате повышения квалификации и другим ин- вестициям в себя.Факторы, препятствующие профессиональному саморазвитию (факторы, препятствующие профессиональному саморазвитию)Таблица 2(Barriers to professional self-development (mean scores and standard deviation))ФАКТОРМSDОграниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства3,751,18Недостаток времени3,411,09Состояние здоровья2,841,28Отсутствие специалистов (курсов), у которых можно было бы поучиться2,741,23Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны руководства2,701,26Собственная инерция2,691,25Разочарование, в результате имевшихся ранее неудач2,521,21Отсутствие «обратной связи» со стороны руководства и членов коллектива о моей деятельности2,381,14Потеря интереса к своей профессиональной деятельности2,291,42Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих Ваше стрем- ление к саморазвитию2,061,10«Недостаток времени» - следующий по степени влияния фактор из данной группы. Среднее значение оценок по данному фактору составляет 3,41 балла. Анализируя влияние фактора «недостаток времени», нельзя не принимать во вни- мание его высокую субъективную составляющую. Людям свойственно оправды- вать свое неумение распределять рабочее время, расставлять приоритеты внеш- ними причинами. Конечно, нельзя отрицать и объективную составляющую - большое количество отчетной документации, постоянное увеличение внеплановой нагрузки и т.п. Таким образом, недостаточное умение распределять свое время, в сочетании с высокой загруженностью на работе приводит к нехват- ке времени на себя, в том числе и на саморазвитие.«Состояние здоровья» как фактор, препятствующий профессиональному са- моразвитию, находится на третьем месте по степени влияния (М = 2,84). Потреб- ности и мотивы, связанные со здоровьем, относятся к базовым биологическим потребностям. Для человека они будут приоритетными по отношению к само- развитию. Поэтому в ситуации ограниченности ресурсов - временных, энерге- тических, финансовых - выбор будет сделан в пользу здоровья. Это может оказать препятствующее воздействие на профессиональное саморазвитие.Целая группа факторов, представленных в анкете, имеет отношение к услови- ям по месту работы специалиста. В частности, влияние условий связанных с ор- ганизацией работодателем повышения квалификации и наставничества выража- ет фактор «отсутствие специалистов (курсов), у которых можно было бы поучить- ся» (М = 2,74). Значимость для педагогов-психологов действий работодателя по стимулированию сотрудников в вопросе саморазвития отражает фактор «отсут- ствие поддержки в вопросе саморазвития со стороны руководства» (М = 2,70). Фактор «отсутствие “обратной связи” со стороны руководства и членов коллек- тива о моей деятельности» (М = 2,38) является еще одним препятствующим фак- тором, характеризующим условия для профессионального саморазвития. Орга- низованная система «обратной связи» предоставляет специалисту ценную ин- формацию о его деятельности, позволяющую увидеть проблемные моменты. Это дает ему возможность попытаться скорректировать их в ходе действий по про- фессиональному саморазвитию.Следующий по значимости препятствующий фактор - «собственная инерция» (М = 2,69). Это, в отличие от предыдущих факторов, уже личностный фактор. Инерция в качестве характеристики темперамента (инертность) проявляется в замедленном реагировании на обстоятельства, необходимости потратить больше времени на принятие решения о начале деятельности. Также у инерции могут быть причины мотивационного характера. К ним можно отнести и фактор «по- теря интереса к своей профессиональной деятельности». Его значимость участ- ники опроса оценили на 2,29 балла в среднем. «Разочарование в результате имев- шихся ранее неудач» тоже может привести к снижению мотивации на професси- ональное саморазвитие. Этот фактор получил от педагогов-психологов средний балл в 2,52. Как показало исследование, самое незначительное препятствующее влияние на профессиональное саморазвитие опрошенных педагогов-психологов оказывает фактор «негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих Ваше стремление к саморазвитию» (М = 2,06).Сопоставление данных табл. 1 и 2 выявило любопытный факт: фактор «инте- рес к своей профессиональной деятельности» занял первое место в рейтинге сти- мулирующих факторов (М = 4,40), а идентичный ему по сути фактор «потеря интереса к своей профессиональной деятельности» занял предпоследнее место по значимости в списке препятствующих факторов (М = 2,29). Такое, казалось бы, несоответствие вполне объяснимо тем, что педагоги-психологи оценивают влияние факторов на свое профессиональное саморазвитие в контексте действи- тельности. Иными словами, ставя «интерес к профессиональной деятельности» на первое место среди стимулирующих факторов, они фактически декларируютналичие у себя этого интереса. Ставя же фактор «потеря интереса к своей про- фессиональной деятельности» на предпоследнее место, они тем самым говорят, что он не является значительным препятствием к саморазвитию, потому что ин- терес к работе у них не потерян.ВыводыПроведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в процессе профессионального саморазвития специалист неизбежно сталкивается с факторами как стимулирующими, так и препятствующими ему. Все разнообра- зие авторских подходов к выделению факторов саморазвития можно разделить на три группы: организационные, финансовые и личностные. К организацион- ным факторам относятся факторы, характеризующие условия для профессио- нального саморазвития, созданные работодателем, наличие поддержки руково- дителя и коллег. К финансовым можно отнести материальное стимулирование профессионального саморазвития и собственные финансовые ресурсы. Личност- ные факторы обобщают аспекты мотивационно-ценностной сферы специалиста в отношении своего развития в профессии.Ведущими стимулирующими факторами профессионального саморазвития являются личностные факторы «интерес к своей профессиональной деятельно- сти» (М = 4,40), «потребность в самосовершенствовании» (М = 4,20); организа- ционные факторы «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться» (М = 4,22), «новизна деятельности, условия работы, возможность эксперимен- тировать» (М = 4,20); финансовый фактор «система материального стимулиро- вания» (М = 4,17).В актуальных жизненных обстоятельствах наиболее значимыми барьерами для саморазвития педагоги-психологи считают для себя финансовый фактор «огра- ниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» (М = 3,75) и фактор «недостаток времени» (М = 3,41), который с объективной стороны выступает как организационный фактор, а с субъективной - как лич- ностный.В целом, судя по средним баллам оценок влияния, препятствующие факторы не проявляют себя так выраженно, как стимулирующие. Это предположительно должно позитивно сказываться на активности профессионального саморазвития педагогов-психологов.Выявленные ведущие факторы профессионального саморазвития, а также предлагаемая систематизация могут быть использованы для создания в органи- зации специальных условий, способствующих профессиональному саморазвитию, обозначая направления воздействия на специалистов (организационное, финан- совое, личностное).

Valeriy M Miniyarov

Moscow City Teacher Training University (Samara Branch)

Author for correspondence.
Email: hose.marti@mail.ru
Stara Zagora, 76, Samara, Russia, 443081

Anton E Esterle

Regional Centre for Social Work and School Psychology

Email: esterle.anton@yandex.ru
Metallistov, 61a, Samara, Russia, 443034

  • Blinova, V. L. (2013) Theoretical Model of Personality's Readiness for Self-development Formation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, (1), 16-20. (In Russ).
  • Garanina, J. G. (2012). Personal-professional self-development of specialists of socionomic sphere. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 378. (In Russ).
  • Garanina, J. G. (2014). Motivatsionno-smyslovye faktory lichnostno-professional'nogo samorazvitiya spetsialistov. In Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Dostizheniya i perspektivy psikhologii i pedagogiki” (pp. 7-9). Ufa: Nauchnyy Tsentr “Aeterna”. (In Russ).
  • Glukhikh, E. V. (2000). Pedagogicheskoe obshchenie kak faktor professional'nogo samorazvitiya budushchego uchitelya. Ph.D. thesis. Khabarovsk. (In Russ).
  • Kaydan, I. G. (2010). Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagogov kak vazhnyy faktor ikh professional'no-lichnostnogo samorazvitiya. In Vserossiyskoe pedagogicheskoe chtenie “Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova” (pp. 296-297). Barnaul. (In Russ).
  • Koroleva, A. A. (2009). Theoretical model of counteraction mechanism to learning and self-development. Acmeology, (4), 114-117. (In Russ).
  • Kudinov S.I., Vladimirova Yu.V. (2015). Role of professional identity in self-realization of psychologists-teachers. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia, (3), 30-38.
  • Litvinenko, T. V. (2009). Motivation of development of professionally important qualities of the teacher in the course of self-education. The world of science, culture and education, (5), 271-273. (In Russ).
  • Luchkina, T. V. (1995). Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelya kak faktor ego samorazvitiya. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (pp. 53-57), Chita. (In Russ).
  • Maralov, V. G. (2004). Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moscow: Akademiya. (In Russ).
  • Nazarova, A. S. (2015). Faktory professional'nogo samorazvitiya yurista v usloviyakh postdiplomnogo obrazovaniya. Young scientist, (6), 662-666. (In Russ).
  • Ostroumova, E. N. (2011). Informatsionno-obrazovatel'naya sreda VUZa kak faktor professional'nogo-lichnostnogo samorazvitiya budushchego spetsialista. Fundamental research, (4), 37-40. (In Russ).
  • Pishchulin V.N. (2015). The implementation of competence-based approach in training of bachelors in the sphere of tourism at the lessons in economic disciplines. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (30), 139-144.
  • Pishchulin V.N. (2016). The actualization of the problem education of bachelors of economics under in competenceapproach conditions. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (34), 85-89.
  • Semenov, I. N., & Stepanov, S. Yu. (1983). Refleksiya v organizatsii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitii lichnosti. Voprosy Psychologii, (2), 35-42. (In Russ).
  • Trofimova, Yu. V. (2010). Samorazvitie i fenomeny psikhologicheskogo “ukhoda” ot nego. Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii, (5), 8-13. (In Russ).
  • Shamova, T. I. (Ed.). (1999). Menedzhment v upravlenii shkoloy. Moscow: Magistr. (In Russ).
  • Shchurov, E. A. (2014). Factors of professional self-development of the personality in the course of high school education. Humanities, Social-economic and Social Sciences, (1), 186-190. (In Russ).
  • Vekovtseva, T. A. (2012). Factors of professional and creative self-development of high school teachers. Moskovskoe nauchnoe obozrenie, (9), 29-32. (In Russ).

Views

Abstract - 491

PDF (Russian) - 1710

PlumX


Copyright (c) 2017 Минияров В.М., Эстерле А.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.