FEATURES OF RESPONSIBILITY IN HIGH SCHOOL STUDENTS FROM LARGE AND ONE-CHILD FAMILIES

Abstract


The results of the study of the responsibility in high school students of early adolescent age from one-child families and families with many children are submitted in the article. The study was performed in line with the systemic-functional approach developed by A.I. Krupnov. In the context of the approach, the responsibility is considered as the most important volitional moral property that includes a number of conceptual-semantic and instrumental-stylistic components. The results of the study reveal statistically significant differences in 11 characteristics (socially significant purposes, sociocentricity, egocentricity, consciousness, awareness, initiative, willpower, internality, operational difficulties). The responsibilityin students from one-child families is characterized by a higher level of both public and personal oriented motivation, deep understanding of its content, high performance in object-active and subject- communicative spheres. Only children are more passive in demonstration of the responsibility, but show more intensive emotional reaction in its successful implementation. Such children are more careful when they give promises or take obligations, as they tend to experience external difficulties in manifestation of this personality trait. The responsibility in students from large families is, to a greater extent, community oriented. Their knowledge about this personality trait is larger in scale. These children are more active in implementing responsibility and take its successful implementation easier, they also cope better with external difficulties in manifestation of the responsibility.

Ответственность является одним из главных фундаментальных принципов в обществе и в жизни каждого человека, так как люди предельно чувствительны к чувству долга, личной ответственности и вине, без которых не существует ответ- ственности. Ответственность характеризуется как социально ценное личностное качество, которое нужно развивать, формировать, воспитывать прежде всего в семье, первом социуме, в который «приходит» ребенок. Особенно важно форми- ровать чувство ответственности с детства, когда семья является центральным ме- стом развития и воспитания. В раннем юношеском возрасте ответственность становится ориентиром и базой для формирования профессионального самоопре- деления, самосознания личности, включающего и отношение к себе как к субъ- екту профессиональной деятельности, и личностной самодетерминации.Целью нашего исследования было изучение ответственности старшеклассни- ков из однодетных и многодетных семей в русле системно-функционального под- хода, разрабатываемого под руководством А.И. Крупнова [3-5; 10], в котором ответственность рассматривается как важнейшее волевое и морально-нравствен-ное свойство, как совокупность содержательно-смысловых и инструментально- стилевых составляющих. В русле системно-функционального подхода изучались психологические особенности ответственности различных групп учителей [9], психологические особенности ответственности студентов будущих управленцев и специалистов [1], ответственность, как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [2], как системное свойство личности мужчи- ны в соотношении с феноменом отцовства [14], ценностно-смысловые детерми- нанты в различных типах ответственности [6]. Определена роль ответственности в проявлении патриотичности личности [7], эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации [8], выделены внутрисемейные факто- ры, способствующие формированию и развитию ответственности как свойства личности [15]. Выявлены факторы уверенности у подростков с девиациями в по- ведении: общественно-динамический, субъектный и аэргичный у девочек и ос- мысленно-динамический, эмоционально-стилевой, эгоцентричный у мальчиков [12]; лингвистические и психологические характеристики ответственности, про- являющиеся в речевой деятельности старшеклассников и курсантов военного вуза [2]; общие черты и специфические особенности структуры ответственности у латиноамериканских и африканских студентов [13]; полоролевые особенности ответственности четырех возрастных групп (подростки, ранняя юность, юность и зрелый возраст), обнаружены различия в структуре ответственности у мальчи- ков и девочек, юношей и девушек, студентов и студенток, мужчин и женщин, выявлены общие тенденции во взаимосвязи различных компонентов ответствен- ности в сравниваемых группах и др. [11]. Таким образом, изучение ответствен- ности проводилось в профессиональных, гендерных, полоролевых, этнических и других аспектах, но исследований особенностей ответственности у старше- классников из однодетных и многодетных семей, не смотря на многочисленные исследования данного вопроса, в русле системно-функционального подхода до настоящего времени не было. Новизна исследования определяется тем, что рас- крыта психологическая специфика проявления ответственности, которая заключается в качественных отличиях, выражающихся в составе различных пере- менных ответственности и в степени предпочтения тех или иных признаков ре- ализации данного свойства старшеклассниками из однодетных и многодетных семей.Наше исследование проводилось на базе МОБУ «Лицей № 1» с. Верхние Киги, Республики Башкортостан. В исследовании приняло участие 90 учеников 10-11 классов, из них 50 человек из семей с одним ребенком и 40 человек из многодет- ных семей. Для изучения ответственности был использован «Бланковый тест - Ответственность» А.И. Крупнова, который позволяет рассматривать ответствен- ность комплексно: с позиции мотивационно-смысловой подсистемы субъектом обеспечивается селекция тех или иных побуждений (целевой и мотивационный компоненты), глубина и точность смысловых значений (когнитивный компо- нент), сфера приложения свойств личности (продуктивный компонент). С по- зиции инструментально-динамической подсистемы определяется система при- емов и способов осуществления реализации свойств личности: интенсивность (динамический компонент), эмоциональность переживаний (эмоциональныйкомпонент), способы регуляции (регуляторный компонент) и трудностей, кото- рые испытывает респондент в процессе реализации свойств личности (рефлек- сивно-оценочный компонент) [3].В результате проведенного исследования были выявлены следующие значимые различия по 11 переменным ответственности (табл. 1): общественно значимые цели (р = 0,00), социоцентричность (р = 0,01), эгоцентричность (р = 0,01), осмысленность (р = 0,01), осведомленность (р = 0,00), предметность (р = 0,03), субъектность (р = 0,00), аэнергичность (р = 0,00), стеничность (р = 0,04), интернальность (р = 0,00), операциональные трудности (р = 0,00).Средние значения переменных ответственности старшеклассников из однодетных (N = 50) и многодетных семей (N = 40)Таблица 1КомпонентыПеременные ответственностиПоказатели переменных ответственностиU-критерий Манна- УитниУровень значи- мости (р)однодетная семьямногодетная семьясред- ниестанд. отклсред- ниестанд. отклЦелевойОбщественно значи- мые цели30,035,235,123,21540,00Личностно значимые цели32,235,0134,024,81490,18МотивационныйСоциоцентричность28,204,024,306,01550,01Эгоцентричность27,002,224,506,11460,05КогнитивныйОсмысленность28,643,624,693,002540,00Осведомленность20,102,0024,903,22100,00ПродуктивныйПредметность30,035,3027,104,42100,03Субъектность32,104,0026,704,022840,00ДинамическийЭнергичность25,704,0025,743,525450,98Аэнергичность22,945,419,224,606190,00ЭмоциональныйСтеничность29,206,0024,246,442500,04Астеничность23,903,0421,424,333320,07РегуляторныйИнтернальность28,043,722,004,505440,00Экстернальность22,104,129,435,53230,39ОценочныйОперационные трудно- сти17,214,6011,804,443650,00Личностные трудности15,546,1013,223,9125970,16Примечание: достоверные различия выделены полужирным шрифтом.Различия в реализации ответственности у старшеклассников из семей с одним ребенком и старшеклассников из многодетных семей проявляются в следующем: показатель переменной общественно значимые цели (30,03 и 35,12) у единственных детей ниже аналогичного показателя у старшеклассников из многодетных семей. Иными словами, ответственность старшеклассников из многодетных семей чаще нацелена на достижение успеха в деятельности, обретение надежных и верных друзей, реализацию теоретических, инициативных дел, что, скорее всего, связа- но с наличием других детей в семье.У старшеклассников из однодетных семей выше показатели по переменнымсоциоцентричность (28,20 и 24,39) и эгоцентричность (27,00 и 24,50), т.е. ответ-ственность единственных детей имеет в большей степени как общественную, так и личностную мотивацию, характеризуется амбивалентностью. С одной стороны, их ответственность чаще, чем у их сверстников из многодетных семей, побужда- ется желанием оказать помощь другим людям, стремлением не огорчать близких им людей, желанием оградить близкого человека от неприятностей, ориентиро- ванностью на других людей. С другой стороны, чаще по сравнению со своими сверстниками из многодетных семей побуждается желанием утвердиться в груп- пе и коллективе, испытать свои возможности, получить поощрение, ориентиро- ваться на себя. Иными словами, ответственность «единственных детей» побуж- дается как общественной, так и личностной мотивацией: общественная направ- ленность подкрепляется личностной и наоборот.«Единственные дети» глубже и точнее понимают значение ответственности по сравнению со своими сверстниками из многодетных семей (осмысленность 28,54 и 24,69), так как считают ответственность обязательностью и добросовест- ностью человека, самоотчетностью за свои дела, поступки, действия, качеством, которое приобретается в процессе жизни. В свою очередь, у старшеклассников из многодетных семей преобладают менее существенные представления об от- ветственности (осведомленность 24,90 и 20,10), так как они считают, что ответ- ственность как черта личности передается по наследству, является врожденным свойством личности, качеством, которое не поддается воспитанию. Возможно, такое понимание ответственности у «единственных детей» связано с тем, что они могут надеяться только на себя, в то время как старшеклассники из многодетных семей могут делегировать ответственность своим братьям и сестрам.Показатели результативности ответственности, переменные предметность (30,03 и 27,10) и субъектность (32,10 и 26,70) старшеклассников из однодетных семей выше, чем у их сверстников из многодетных семей. Иными словами, от- ветственность «единственных детей» способствует успешному выполнению кол- лективных дел, достижению признанию среди окружающих, выбору решения в пользу успеха общего дела, но в то же время развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку и т.д.Старшеклассники из однодетных семей более пассивны в проявлении ответ- ственности (аэнергичность 22,94 и 19,22). Они чаще по сравнению со старше- классниками из многодетных семей избегают ситуаций, в которых ответствен- ность нужно брать на себя, бывают обязательными только тогда, когда требуют окружающие, порой забывают о своих обещаниях, что, скорее всего, связано с отсутствием братьев и сестер и, соответственно, опыта по распределению ответ- ственности.Эмоциональная окраска ответственности (стеничность 29,20 и 24,24) прояв- ляется у «единственных детей» ярче. Они чаще радуются, если могут выполнить ответственные поручения, гордятся тем, что люди считают их обязательными, сильнее беспокоятся, когда выполнение порученного дела затягивается. Иначе говоря, для «единственных детей» эмоциональная наполненность ответствен- ности наиболее значима, в то время как старшеклассники из многодетных семей не видят в реализации ответственности что-то особенное и воспринимают удачи и поражения как должное.У старшеклассников - «единственных детей» - больше выражен внутренний локус контроля (интернальность 28,04 и 22,00). Они чаще склоняются к тому, что нужно каждому быть ответственным и не надеяться на других людей, считают, что лучше быть обязательным в малом, чем много обещать и не выполнять, т.е. наличие активной внутренней саморегуляции, скорее всего, связано с отсутстви- ем сиблингов и, соответственно, поддержки с их стороны.При этом «единственные дети» испытывают больше трудностей извне при реализации ответственности (операциональные трудности 17,21 и 11,80). Их от- ветственность больше затрудняют: недостаток сил, утрата личной свободы, от- сутствие необходимых навыков в реализации ответственности. Другими словами, они могут ощущать недостаточность взаимообогащающего опыта, который име- ет место в многодетных семьях и способствует преодолению трудностей в социуме.Итак, ответственность старшеклассников из однодетных семей характеризу- ется общественной и личностной мотивацией, более глубоким пониманием, вы- сокой результативностью как в предметно-деятельностной, так и субъектно-ком- муникативной сферах, яркостью положительных эмоций при успешной реали- зации ответственности, высоким уровнем самоконтроля, но в то же время более выраженной выраженной пассивностью и большим количеством внешних труд- ностей при реализации ответственности.Ответственность у старшеклассников из многодетных семей имеет более вы- раженную общественную направленность, менее существенный характер пред- ставлений о данном свойстве личности, они реже проявляют пассивность при реализации ответственности, проще относятся к успешной реализации данного свойства личности, легче преодолевают внешние трудности.Результаты эмпирического исследования использованы при составлении тре- нинговых программ, направленных на гармонизацию и развитие ответственности в раннем юношеском возрасте. Коррекционные программы составлены с учетом компонентов и переменных ответственности как для «единственных» старше- классников, так и для старшеклассников из многодетных семей, также разрабо- таны рекомендации для родителей с учетом состава семьи.

G A Shurukhina

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University

Chernyshevsky str., 25a, Ufa, Russia, 450077

Views

Abstract - 186

PDF (Russian) - 152


Copyright (c) 2016 Шурухина Г.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.