The Mission of the Intellectual in Modern Society

Cover Page

Abstract



Восстановить наше общее, втоптанное невеждами в национальные столбовые дороги, - так я понимаю задачу интеллигенции. И пытаюсь внести свою лепту в ее решение, чем бы ни занимался - стихами, борьбой против ядерных полигонов или «мелочью суффиксов и флексий». (из письма О.О. Сулейменова Ю.Н. Афанасьеву) Сегодня весьма активно в гуманитарный лексикон внедряется слово «интеллектуалы», которое, по сути, передает содержание понятия «интеллигенция». Современный лексикон на самом деле отражает социальные, культурные и политические трансформации. Мы не будем вдаваться в дискуссию о соотношении понятий «интеллектуал» и «интеллигент», отметим лишь, что для нас понятие «интеллектуал» означает особую социальную ответственность, поскольку тесно связывает две составляющие: профессионализм и нравственность. Именно в этом аспекте мне хотелось бы сказать несколько слов о чувстве особой ответственности писателя, общественного деятеля и дипломата Олжаса Сулейменова в современном обществе. I В день празднования очередной 26-й годовщины вступления Казахстана в Организацию Объединенных Наций состоялась официальная церемония подписания Республикой Казахстан Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Информационные агентства передали следующие сообщения: Постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Умаров подписал договор о запрещении ядерного оружия, сообщает министерство иностранных дел страны (Республики Казахстан). «Казахстан принял активное участие в разработке и принятии текста Договора, ставшего первым в истории ядерного разоружения юридически обязательным документом. Его основные положения отвечают принципиальной позиции Казахстана, который прошел внушительный путь от обладателя четвертого в мире ядерного арсенала до страны-лидера в сфере ядерного разоружения и нераспространения», - сообщили в ведомстве. В Министерстве иностранных дел РК отметили, что это решение стало возможным из-за закрытия второго крупнейшего ядерного полигона в мире, а также благодаря отказу от «ядерного наследия холодной войны». Также в министерстве подчеркнули, что президент страны Нурсултан Назарбаев продолжает призывать мировое сообщество к отказу от ядерного оружия, несмотря на нежелание ряда ведущих стран идти на разоружение. Это напомнило мне историю движения «Невада - Семипалатинск». Как известно, история этого антиядерного движения началась в феврале 1989 года, в дни предвыборной кампании в депутаты Верховного Совета СССР. В одном из выступлений кандидат в депутаты О.О. Сулейменов поднял вопрос об утечке радиоактивных газов, которая произошла за несколько дней до этого на Семипалатинском ядерном полигоне, и о том, какую опасность для народа Казахстана, для всей страны представляют взрывы в Семипалатинске. Его предвыборная речь была сконцентрирована на главной идее: ядерные полигоны должны быть закрыты, и он призвал алмаатинцев выйти на митинг протеста. Даже в Wikipedia отмечается, что «движение “Невада - Семипалатинск” достигло успеха, впервые в мире применив новую модель - взаимодействие народной и парламентской дипломатии». И здесь мне вспомнились слова Олжаса Сулейменова: «Нет Востока, и Запада нет. Есть восход и закат. Есть одно большое слово - ЗЕМЛЯ». Эти его слова были написаны в начале 60-х годов - это было время «оттепели», время физиков и лириков. Не случайно его поэма «Земля, поклонись человеку!», в которой он передал дух времени начала 60-х, была весьма популярна. Первый полет человека в космос стал великим свершением человечества. Именно сулейменовское понимание Времени и ответственности поэта в эпоху «оттепели» стало действенным «оружием» в движении «Невада - Семипалатинск». 29 августа 1991 года указом президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева официально был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, и через несколько лет Казахстан отказался от ядерного оружия, унаследованного от СССР. II В письме О.О. Сулейменова Ю.Н. Афанасьеву есть два интересных слова «и.о. ученые» и «наученость». История этих двух слов в творчестве О.О. Сулеменова связана с ответами, порой эмоциональными, на критику историков и лингвистов его работ «Аз и Я» и «Язык письма». Несколько слов о тезисах его аргументации. 1. Он не претендует на то, что его работы - абсолютная истина, он говорит о своих лингвистических изысканиях и предположениях, о преодолении европоцентризма, о единении культур народов. 2. Он призывает к диалогу с учеными в рамках того, что сегодня называется междисциплинарными исследованиями. «В человековедении (чем гуманитарные науки, кажется, являлись) узкая специализация - это своего рода искусственный дальтонизм, намерено выработанная способность видеть избирательно, только отведенный участок спектра, свой цвет». Говоря о книге «Язык письма», он пишет, что «книга призывает обсудить предполагаемый комплексный подход к слову как к явлению письма, культа, материальной культуры, философии и археологии, то есть культуру в целом. Ничем, кроме пользы, дискуссии на эти темы науке не угрожают … И “Аз и Я” делалось не для профессиональных толкователей темных мест в “Слове...”». И он приводит замечательную фразу: “Science for science that is not science”. 3. Он считает своей задачей как писателя рассказать об открытиях, наукой еще не признанных: «Наука же - это бесконечный процесс узнавания, она и есть вечный двигатель, работающий на энергии инакомыслия». III Говоря о пространстве смыслов современной истории языком «Слова…», важно понять те самые исторические ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Олжас Омарович справедливо подчеркивал, что в современную эпоху информационных технологий весьма опасен технократический взгляд на мир, на человека и общество. К сожалению, в эпоху «экономики знаний» практически не осталось места для гуманитарного образования и знания, и это привело в конечном счете к современным мировым проблемам, межэтническим и религиозным конфликтам, экстремизму и терроризму, нетерпимости и национализму, прагматизму и экономическому эгоизму. Он отметил, что «XXI столетие должно быть веком гуманитарного знания. Не “китайским” веком, не “американским”, не “индийским”, но временем Человека разумного, а это уже зависит от уровня развития, не столько технических, сколько мировоззренческих знаний». Хотелось бы отметить удивительное обаяние Олжаса Омаровича, которое идет от его высокой внутренней культуры. И как писатель, и как гражданин он весьма далек от идеологической конъектуры. Он часто выступает с лекциями и проводит мастер-классы в стенах Российского университета дружбы народов. Студентов и преподавателей РУДН он покорил своей простотой, высокой культурой речи, высоким профессионализмом лингвиста, взвешенным подходом к пониманию проблем современной жизни, проблем современной науки. Не случайно в 2016 году О.О. Сулейменов единогласным решением Ученого совета был избран Почетным доктором Российского университета дружбы народов, в котором обучаются студенты из 155 стран мира, представляющие более 500 народов и этнических групп, исповедующие идею дружбы и диалога цивилизаций и культур. Именно его жизнь и творчество позволяют сказать о нем его же словами: «Земля, поклонись человеку!»

Nur S Kirabaev

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: kirabaev-ns@rudn.ru
6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation Doctor of Philosophy, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the National Academy of Sciences of Kazakhstan, First Vice Rector - Vice Rector for Science, Peoples’ Friendship University

Views

Abstract - 26

PDF (Russian) - 5


Copyright (c) 2018 Kirabaev N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.