RODINA BOGOV (NOVELLO)

Cover Page

Abstract


В первом номере нашего журнала были опубликованы материалы выездной конференции РУДН, состоявшейся в Карловых Варах (Чехия). Она была посвящена теме «Новая этимология», предложенной О.О. Сулейменовым. В качестве примера приведена этимология чешского слова rano - «утро», образовавшегося на территории Древнего Средиземноморья в III-I тысячелетии до н.э. (как считает автор) с помощью египетского иероглифа Ra. А русское - утро и южнославянское ютра - «утро» произошли в другом регионе Древнего Мира - в Шумере от другого, уже шумерского иероглифа ud - «солнце» (IV-III тысячелетия до н.э.).

В первом номере нашего журнала были опубликованы материалы выездной конференции РУДН, состоявшейся в Карловых Варах (Чехия). Она была посвящена теме «Новая этимология», предложенной О.О. Сулейменовым. В качестве примера приведена этимология чешского слова rano - «утро», образовавшегося на территории Древнего Средиземноморья в III-I тысячелетии до н.э. (как считает автор) с помощью египетского иероглифа Ra. А русское - утро и южнославянское ютра - «утро» произошли в другом регионе Древнего Мира - в Шумере от другого, уже шумерского иероглифа ud - «солнце» (IV-III тысячелетия до н.э.). I Утро истории начиналось в Шумере. С этим пока никто не поспорит. Страна возникла в IV тысячелетии до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, протянулась до Персидского залива Индийского океана. Сейчас там Ирак, где совсем недавно на исходе II тысячелетия н.э. реально начался закат цивилизации биологического вида Homo Sapiens. И поэтому надо успеть обобщить то немногое, что нам известно о Шумере и о связанных с ним культурах. Может, это хотя бы притормозит процесс? В III тысячелетии с юга Аравийского полуострова в край Великих рек нагрянули древние семиты, завоевали страну и остались там навсегда. Шумерская культура с той поры продолжилась Аккадо-Вавилоно-Ассирийской… Население страны, некогда многоэтническое, разбилось, рассыпалось, растеклось... Солнцепоклонники ушли на Восток, искать край земли, из-за которого каждое утро возрождается угасшее солнце. Те, кто молились Венере, направились спасаться на Запад. И за века миграций разнесли по планете священные знаки-первоиероглифы, созданные в шумерском общежитии, и слова, сотворенные с их помощью. В начале 60-х я познакомился с шумерской темой и несколькими шумерскими иероглифами (не все до нас дошли). Увлекся и - до сих пор. В то время я изучал древнетюркское письмо VIII в. н.э., и мне показалось, что эти разделенные временем и пространством письменности родственны. Графические формулы их явно перекликались - вертикальные, диагональные прямые и единичные округлые линии: ud - «солнце»; gud - «бык»; tud, tu - «родить»; udu - «бог солнца». Я подобрал группу шумерских иероглифов, названия коих содержали повторяющийся элемент -ud, показавшийся мне корневым. Чем бы ни занимался, всегда возвращался к этой группе, и это помогло мне сформулировать грамматику сложных первоиероглифов, во многом повторившуюся в грамматике языков Древнего мира. В итоге теперь допускаю, что основные знаки древнетюркского письма возникли в то же время и, похоже, в том же регионе, что шумерские, а некоторые шумерские иероглифы имеют тюркское происхождение. Да и сам термин Шумер сотворен тюрками! (Шумеры называли себя saggig - «черноголовые».) Древние семиты покорили страну, имени которой не знали. Часть завоеванного населения называли ее Sub-er (Sum-er). Эти слова усвоили пришельцы и сделали их именем завоеванной страны. У разгромленного народа семиты вместе с письмом заимствовали иероглиф , означавший «чужая страна». Шумеры и вслед за ними семиты дали имена частям этого сложного знака - «гора» (одна вершина), «земля» (удвоенная). Тюрки, бывшие в составе населения, нарекли части знака чужбины по-своему: sub (sum) - «вода»; jer - «земля». (Чередование b/m - лингвисты называют тюркским.) При чтении сложного вертикального знака сверху вниз возникало: subjer (sumjer) - «Вода-Земля» - «чужбина». Создавали и противоположный знак jer - «земля»; sub - «вода». И складывалось новое слово: jersyb. В текстах Орхона и Енисея (VIII в. н.э.) и через несколько прошедших тысячелетий сохранялось это слово: jersub - «родина». Какими маршрутами доходило это слово через время и расстояние до МонголииVIII в. н.э.? Геродот (V тысячелетие до н.э.): Персидский царь Дарий с большим войском пришел в Скифию и послал своих представителей к вождям скифов с требованием положить к его ногам Землю и Воду, то есть свою Родину. Теперь мы именно так будем понимать это иносказание. В буквенном письме Орхоно-Енисея есть несколько явных иероглифов, которые до сих пор историками письма не рассматриваются как таковые. Прежде всего b’, употребляясь отдельно, читается, как слово äb’ - «юрта, дом». В разных текстах от Монголии до Алтая, начертанных на каменных стелах, встречаются разновидности этой буквы-иероглифа: b’ (äb’) - «дом», «юрта». Одну из таких фигур дома разделили и из нее создали иероглиф, противоположный знаку чужбины . Скорее, Sub-jer появился как противоположность знаку Родины jersub: - - . Где родина рун? Авторство графической идеи «Дом - это Родина» принадлежала, по-видимому, тюркам и разошлась по Древнему миру. Где она выразилась столь же отчетливо? В древнескандинавском «алфавите». Графическая формула этого письма почти совпадает с формулой тюркского - вертикали и диагонали. Не случайно скандинавские ученые в XIX веке первыми заинтересовались таинственными письменами, обнаруженными на берегах Орхона и Енисея. Плотно изучали, пока датский ученый В. Томсен не нашел ключ к дешифровке надписей. Они содержали тюркские тексты. (Тюркологи до сих пор еще не сложили оду в честь Вильгельма Томсена.) Историкам письма надо было продолжать сопоставление букв этих письменностей. Но они поспешили утвердиться во мнении, что тюркский «алфавит» произошел из согдийского: одна из персидских производных арамейского. Почему? Торговые караваны согдийцев доходили до Монголии в V в. н.э. Но этого мало. Надо бы сопоставить курсивное (курчавое) письмо согдийцев с остроугольными буквами тюрков. И станет ясно, что говорить о родственности этих систем - все равно что настаивать на происхождении римских цифр (I II III IV V…) от арабских (1 2 3 4 5…). А сравнивая тюркское письмо со скандинавским, мы бы пришли кисторически верным результатам. Двадцать лет назад я написал и выпустил в Риме книгу «Язык письма», где несколько страниц посвятил древнескандинавскому «алфавиту». Почему в кавычках? Это был не алфавит, а надпись из 24 знаков, несущая поразительный смысл. Четыре знака - это иероглифы, точнее, «цифры»: - 5, - 10, - 15, - 20. «Цифры» завершали каждую из четырех пятизначных групп и выражали оценку смысла, содержащегося в слове. Я сохранил «цифры», а буквы перевел на «латинский»: futar kwihn obrst hm nd . И попытался перевести выявленный текст, применив теперь арабские цифры. Король - 5, Королева - 10, Старейшина - 15, Родина - 20. Это была конституция с основной статьей - Родина превыше всего! Вот на какую глубину уходят корни философского закона, ставшего известным всему миру в ХХ столетии. И мне стало понятно происхождение имени нескольких этрусских царей - Тарквиниев. Первое из них было, видимо, почерпнуто из растиражированной древними германцами таблицы с этим удивительным текстом. Диалектов германского было много, и на одном из них сформировался вероятный вариант текста конституции:«фон Тарквиний - старейшина Родины». На Аппенинский полуостров многие этносы в I тысячелетии до н.э. претендовали как на свою «домашнюю землю». II О событии современной истории можно написать тома, о доистории - лучше попробовать две-три страницы. Поэтому, пытаясь поскорее дойти до главного, я кратким курсом пунктирно пробегаю маршруты, проложенные тюрками в доистории и ранней истории. Заявленные темы требуют дальнейшей разработки специалистами, чтобы опровергнуть или подтвердить сказанное мной. Временные расстояния и географические имеют определенное значение, но не всегда решающее. Что пока известно? Шумер - IV тыс. до н.э., Древняя Передняя Азия. Тюрки - I тыс. н.э., Монголия, Алтай. И, несмотря на видимую несовместимость понятий Шумер и Тюрки, я, как и полвека назад, заявляю, что некоторые шумерские иероглифы были явно тюркского происхождения. Откуда первое солнце? В этом эссе рассмотрим только один сложный иероглиф с такой, на мой взгляд, родословной: ud - «солнце» (шум.). Восстанавливаю предформу: ud. Анализирую: u, -d? В шумерском есть простой иероглиф u - «десятка», «десять». Но отдельного знака «косой крест» не нашел. А в древнетюркском есть - u (уже буква, а не иероглиф); -di (d’). 1. Соединяю эти две буквы в сложный знак . Соединяю их наименования u-di. В таком порядке сложный знак может прочитаться, но не в шумерском письме, где строка шла слева направо. А тюрки писали только справа налево. 2. Главное: u-di>ud. Сингармонизм тюркского языка не позволяет быть в одном слове звукам разного качества - твердым и мягким. В данном созвучии в начале - твердый звук, он ассимилирует все следующие. В шумерском (и во всех других языках планеты, кроме тюркского) сингармонизма нет. Поэтому эти два положения (направление письма справа налево; сингармонизм) позволяют считать, что сложный иероглиф ( ) ud - «солнце» - создан тюркскими знакотворцами. Шумеры могли прочесть сложный знак по-своему слева направо. Но зачем им это? Они поклонялись не Солнцу, а Венере. И это обстоятельство может служить доказательством, что знаки солнца не шумерами создавались. А были привнесены другими народами, солнцепоклонниками. В данном примере - тюрками. И отношение «черноголовых» к этой графеме было, скорее всего, техническим, но не религиозным. Откуда второе? К знаку udu - 1) «бог солнца»; 2) «баран» - тюрки не могли иметь прямого отношения. Во-первых, графическая формула тюркского письма не допускает горизонталей. Во-вторых, как двусложный знак породил трезвучное слово? Эти знаки солнца попали в Шумер из разных, но, вероятно, близких культур: и выражали, по-видимому, общее значение - u - «луна, месяц». Косой крест и прямой - символы отрицания. (Происхождение знаков солнца - отдельная тема.) Похоже, удалось установить, что в грамматике языка, пришедшего в Шумер вместе с этим иероглифом, действовал фонетический закон, похожий на сингармонизм. Я назвал его - «шумерская гармония гласных». Гласный начального слога ассимилирует все последующие. Этот этнос привнес в шумерский язык слова, в которых восстанавливается второй гласный. Например, amar - ‘теленок’ (шум.) из *amur, Dingir - «Венера» из *Di er и т.д. Полагаю, что - udu первоначально прочлось *u-di. Письменности у этих двух народов-солнцепоклонников, пришедших некогда в Двуречье, были родственны: , - u («луна, месяц»), , + di (отрицание). Северный месяц и южный Известно, что римляне и греки заимствовали алфавит у финикийцев; что букв для гласных в финикийском не было; что древнеевропейцы ввели буквы для некоторых гласных, вероятно, взяв их в неизвестной иероглифической письменности. В разновидностях латинского появились - - «u» (V в. до н.э.) и - «о» (V в. до н.э.). …Наши выводы. Римляне и греки применили иероглифы «полная луна» и «южный месяц» с общим названием *ů. Грамматисты упростили сложный губной звукслово до двух простых - u, о, приписав каждый к одной из форм «ночного светила». Итак, - u - «*южный месяц», - о - «*полная луна». …Таким образом, открывается генезис латинских букв для гласных - «u» и «о», их связь с шум. иероглифом - u и другой тюрк. буквой - u (о). Откуда deūs-бог (лат.)? Версия. Кроме шумеров, писали слева направо слоговым письмом и протолатины, входившие в состав пестрого населения Двуречья. Они, вероятно, были солнцепоклонниками, поэтому, в отличие от саггигов, восприняли тюркский священный знак солнца как божественный и прочли его название слева направо: - *di-u. Так, думаю, появилось слово diw > div > dev, получившее значение «бог-солнце» > «бог», в ранних наречиях Древней Передней Азии, Ирана, Индии… После захвата Шумера древними семитами протолатины, я думаю, дошли до Малой Азии, где проявили себя. У них развилась мощная религия, которая сделала их лидерами в новом регионе. В век многобожия они подняли знамя культа Бога-Мужа. Именно в Малой Азии слово *deu - «бог» обретет показатель мужского рода: *deu-us > deūs (лат.). В греческом главный Бог-Муж еще будет носить протолатинское имя: Зевс (*Deūs > Deus > Devs). В лувийском: Tivas - «бог-солнце»; в хеттском: Shivas - «бог». Все это - IIтысячелетие до н.э. К выводам: u-di > ud - «солнце» (тюрк. > шумер.). Справа налево прочитаны простые знаки в сложном. di-u > diu (deu) - «бог» (протолат.). Слева направо прочитаны простые знаки в сложном. Из одного письменного материала сделаны термины близкого содержания в тюркском и протолатинском языках. Огненное солнце Тюрки со временем придают знаку Солнца и другую семантику: ud(ut) - 1) «солнце»; 2) «огонь». У них появляется, вероятно, другой иероглиф, взявший на себя главное значение. (У тюркских народов накопилось несколько слов, обозначающих «солнце». Значит, были разные сложные знаки.) Итак: ut (ud) - «огонь» (тюрк.-шумер.). Этот иероглиф с такой семантикой жрецы письма следующих поколений толкуют, видят в нем изображение печи-очага и в нем дрова. В языках Древнего мира складывалась общая грамматика, и жрецы знали правила, которые помогали им осваивать заимствованные сложные иероглифы. Общее название приходило вместе со знаком, но как назывались детали - не знали. И они применяли правило: если хочешь узнать имя детали сложного знака, отрицай общее название. История сохранила слова, которые получили шумеры и тюрки при толковании знака ud(ut) - «огонь». Отрицали тогда внешними флексиями. В данном случае была флексия - n. (Ее применение в тюркской грамматике до сих пор заметно: Москва-да - «в Москве», Москва-дан - «из Москвы» (турец., узб., татарск., каз. и др.)) Итак, ud - 1) «солнце»; 2) «*огонь» (шум.); udun - «очаг» (шум.). Они так назвали основной элемент знака, вместилище огня. ut - «огонь» (тюрк.); utyn - «дрова» (тюрк.). Они назвали другую деталь. Эти этимологии добавляют аргументы к версии о тюркском авторстве знака ud(ut) - с первым значением «солнце». III И теперь об еще одном и вовсе не косвенном значении, впрямую касающемся детали «косой крест». Иероглиф ud(ut) толковался и как знак восходящего Солнца. Важную роль играл «крест», имя коего выявлялось не отрицанием, а другим грамматическим способом. Кто-то принес из Средиземноморья иероглиф Ra, который никем не был воспринят как священный, и его использовали как грамматический знак, а название - в качестве союза со значением «в». (В казахском, турецком: son - «конец», sonra - «в конце».) В шумерском имелись примеры употребления такого союза. И славянские знакотворцы в том эпизоде тоже поучаствовали: ud(ut). Деталь выделялась добавлением союза ra к общему названию - udra (utra). Полученные звукосочетания требуют подробного рассмотрения. Но для начала и этого краткого курса достаточно. (Однако с пояснением, что египетский иероглиф был известен в Древнем мире с названиями - Ru, Ro, Ra. И от каждого в разных языках произошли двусложные слова.) IV Итак, знак восхода был получен. И в противоположность ему создается иероглиф захода. В нем исключается роль «крестика», т.е. «восхода» - jud(jut). Эта графема получит особые толкования. Грамматисты обозначат числовое значение ее: - 10, - 2, | - 1, - 12, - 13. И случайно ли 13-й на тайной вечере известен был по имени Иуда? Но все это потом, через пару-тройку тысячелетий. Пока только об ошибке жреца, который знаку заката почему-то придал значение утра: ut, крестик («восходящее солнышко»), и с его выделением в иероглифе (как?) добавлялся аффикс - utra (utro) - «восход». jut. Появление знака захода уже должно было исключить всякое упоминание крестика - символа восхода. Но жрец не знал этого, и получилось *jutra (jutro) - «утро», как у предшественника. IV А о том, каким был знак, предшествовавший слову utra - «время» (тюр.), подробно в другой раз. Здесь могу только указать (без доказательств) исходную позицию его: ut. Точка - utra, т.е. «вut». Так, вероятно, рождались песочные часы. Согды или китайцы? Историки письма, согласившись с исторически приемлемой версией о происхождении древнетюркских рун от согдийского алфавита, упорно не хотят замечать, что некоторые из них выполняли двойную функцию - иероглифа и буквы. Такого не было ни в одной буквенной системе, начиная с финикийской, и почему-то проявилось только в тюркской. Может, под влиянием китайской иероглифики? Она могла повлиять, но только не «новая», исполненная «квадратным почерком» (возникшим в I тыс. до н.э.). Потому что я нашел соответствие тюркскому jaj - «солнце» не в новом, а в предшествовавшем ему древнекитайском. Это был иероглиф - «луна, месяц». Эпоха Инь, II тысячелетие до н.э. Название не сохранилось, как считают синологи. В новом полный комплекс Знак - Название - Значение выглядит так: - juj - «луна, месяц». При изменении почерка в квадратном - округлые линии перешли в прямые, точка - в черту: - «солнце». «Название не сохранилось» (др.-кит.). И в новом: - ži - «солнце». Характер графических изменений тот же. Благодаря сравнению с древнетюркским можно попытаться восстановить название древнекитайского иероглифа: иероглиф-буква jaj не могла произойти от - juj, но вполне могла - от - *juj. Отличие тюркской формы - утрата точки. А вместе с ней и значения? Зная общий механизм создания знаков солнца («отрицание луны»), проанализируем тюркскую графему: | - j, - aj. Слово aj - «луна, месяц» известно во всех тюркских языках, кроме чувашского ujak - «луна, месяц», где -ak - суффикс уменьшительности. Чуваши, похоже, сохранили в корне своего слова древнейший гласный названия светила. Стрела *j убивала (отрицала) луну. И родилось новое слово - jaj (*juj) - «солнце». Создавался этот сложный знак тюрками не в Китае и не в Монголии, а в Древнем мире (Средиземноморье, Шумер, Малая Азия), откуда и пришли во II тысячелетии китайцы и тюрки на новые территории. По дороге или еще в Древнем мире тюрки потеряли точку? При письме на скальной поверхности точка сливалась с естественными неровностями камня - одна из причин. Тогда, вероятно, существовал и простой знак u - «луна», и сложный uj - «солнце». Точка могла пропасть уже в этом случае. В китайский попало отрицание письменного солнца j-uj (что могло случиться при унификации разновидностей архидревнего письма, когда был избран основной вариант - «солнце», зачем было сохранять - «солнце»?). А в тюркском с пропажей точки появилась новая «луна» - uj, и, отрицая ее, сотворили и новое солнце - juj. Поэтому я считаю, тюрки не заимствовали этот сложный знак вместе с точкой, чтобы потом ее утратить (иначе значение не изменилось бы). Пойдя таким путем, мы можем восстановить еще несколько «забытых» названий эпохи Инь. Праформы Для темы utro - jutro. Наши этимологии китайско-тюркских иероглифов имеют дополнительное значение. Славянские этимологи считают русское utro механическим превращением исходного jutro с сохранением первичного смысла. Приводятся примеры произношения юноша > уноша и подобные. Но меня более убеждают примеры гипотетического развития первичной Точки в «сияющее солнышко». uj > udži > udi > ud (ut). Этот ряд доказывает первичность формы и значения русского слова утро. И указывает на ошибку грамматиста, принявшего графику заката («закрытия восходящего солнышка») за знак утра: jut (jud) + Ra. Примечание О механическом чередовании письменных j/d(t) свидетельствуют множество примеров в языках, еще не замеченные лингвистами. В русском я открыл родство слов рой (roj) и род (rod), стая (staja) и стадо (*stada). Напрашиваются интернациональные - ja! - да (нем.), ejn - «один» (нем.) и edin (слав.). Англ. you - «ты» (*ju) и нем. du - «ты», англ. jam - «я есть» (*ajam) и перс. adam - «я есть». Древнеперсидское слово могло стать в Древнем мире именем библейского первого человека - Адам. Провозгласившего Миру своим появлением - «Я есть!» Этимология поэта? Найдите более академическую. Хочу завершить тему чередования j/di/d еще одним примером. Diavus-pitar - «Бог-отец» (древн.-инд.). Похоже на итальянское произношение древнелатинского *Devus-piter. Миссионерами, проповедовавшими эту религию, принесенную из Малой Азии в Индию в начале I тыс. до н.э., могли быть итальянцы, судя по следам, оставленным в древнеиндийском (его называют санскритом и пытаются понять, из какого наречия Индии термин сей возник и что означал). [Я расшифровал его в Риме на площади Sanct-Petrus, которую итальянцы называют San-Petro. Так же просто они произносят латинское Sanct-scriptum («Священное писание»), превращая его во вполне произносимое sanscritto. Древним индусам этот термин в произношении миссионеров, вероятно, понравился, и язык древнелатинского Священного писания стал санскритом - языком их храмов наук и литературы.] До обретения родового окончания имя бога Отца звучало Deu-piter, Diu-piter и восходило к начальному Ju-piter. А теперь задание студентам. Что означало выражение, дожившее до последних лет латинского Рима - «Что положено Юпитеру, не положено быку!»? Некоторые итоги Шумер (одна из чужбин на путях архи древних тюрок) - родина богов! Подтверждается ли заголовок? 1. Да, в ту эпоху названия сложного знака солнца могли обретать и такую семантику - «бог». Чем сполна воспользовались пралатины. Но тюрки из ud - «солнце», «огонь» бога себе не сотворили. Или мы уже не помним, что сохраняющиеся на Алтае ud - «корова» (хакас.), ut - «корова» (алт.-киж.), uj - «корова» (кирг.) на заре истории содержали и такое значение, когда корова (баран) были представителями Солнца на Земле. Выходит, и пралатины поклонялись Корове. И Ju-piter, получается, было скорее дамское имя. Поэтому во времена патриархата потребовалось к Ju - «Корова» добавлять piter (peter, pater) - «отец», «отче». А затем и показатель м.р. -us. 2. Возможно, в те времена и появилось это чудо: (* ) - gud - «бык» (шум.). Хотя это, конечно, был знак коровы *ud. И, возможно, германское got - «бог» восходит к диалектному имени этого знака. Да и слово gut, goot - «хорошо» (герм.) с ним соотносится, как русское хорошо - с хорош, хорс - «бог солнца» (др.-рус.). 3. udu - «бог-солнце» (*u-di). Генеалогия знака: - - . В самом начале именно Точку (красную) назвали по правилу грамматики отрицания - *udi-n. Не тогда ли родилось имя скандинавского Верховного бога - Odin? И славянское числительное - odin. В славянских, близких к древним немцам, слово подпало под воздействие фонетического закона регрессивной ассимиляции. Если в конце заимствованного термина есть мягкий звук, он смягчит и все предшествующие. Мы начинали новеллу с чешского rano и заканчиваем чешским: *odin > edin.

O O Suleimenov

Views

Abstract - 9

PDF (Russian) - 1


Copyright (c) 2018 Suleimenov O.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.