PRINCIPLES OF INTERCULTURAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA

Cover Page

Abstract


This review is an attempt to systematically outline the main principles of cultural interaction between Russia and China. One of the most significant aspects is the cooperation of the states in the field of education, which is actual, in particular, for the Peoples’ Friendship Uneversity of Russia, within the walls of which intercultural communication programs between students of both countries are being implemented.


Важным аспектом отношений РФ и КНР является взаимодействие в культурно-гуманитарной области. На сегодняшний день этот процесс охватывает различные аспекты взаимоотношений, поэтому в широком смысле определяется как «культурное взаимодействие». Государствами было выработано несколько основных направлений гуманитарного сотрудничества на уровне правительств. Основным институциональным компонентом в механи зме подготовки и реализации встреч глав правительств России и КНР, проводимых каждый год, является комиссия по гуманитарному сотрудничеству между Россией и Китаем [1]. По замечаниям ряда ученых, гуманитарное сотрудничество двух государств постепенно налаживается в области укрепления культурных контактов. Культурные взаимоотношения России и Китая подразделяются на два периода: первый период - 1992-1999 гг.: первое межправительственное соглашение о сотрудничестве в гуманитарной области и образование Межправительственной комиссии по культурному взаимодействию; второй период - с начала 2000-х гг. по настоящее время [1]. В 2005 году гуманитарные отношения РФ и КНР приобретают комплексный и системный характер. Так, начиная с 2005 г. первые лица обоих государств начали согласовывать уникальную в практике межгосударственных отношений программу, на правленную на взаимное приобщение граждан обеих стран к искусству, культуре, экономике, политике и особенностям социальной сферы. Речь идет о Годе России в Китае и о Годе КНР в России в период с 2006 по 2007 гг. Для реализации программы был сформирован двусторонний оргкомитет. В этот период было проведено свыше 250 мероприятий, имеющих культурномассовый характер: выставок, концертов, представлений, специальных кинопоказов, конкурсов, научных форумов и научно-практических конференций [1]. Такой опыт культурного сотрудничества был вскоре взят на вооружение другими государствами (Год России в Болгарии, Год России во Франции и т.д.). Китай также использовал накопленный опыт при проведении Года Китая в Индии и в других государствах. Во время культурного сотрудничества реализуются проекты для изучения русского языка в Китае и китайского языка в России в школах и университетах, а также в пяти функционирующих Центрах русского языка в КНР, которые расположены в крупнейших высших учебных заведениях. В России китайский язык изучают в семнадцати Институтах Конфуция, функционирующих при финансовой и методической поддержке Китая [1; 2]. По данным Министерства образования РФ, в 2014 г. в России обучалось 23 тысячи студентов из Китая, а в КНР по образовательному обмену насчитывалось 15 тысяч российских студентов. Российские вузы предлаг ают в основном включенные академические программы обучения по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам. Китайские же высшие учебные заведения и колледжи (больше 100 учреждений) предоставляют программу обучения по отдельно выделенной специальности «Русский язык». По ней на сегодняшний момент обучается больше 14 тысяч студентов. В Российской Федерации китайский язык не выделяется в вузах как отдельная специальность. Активное взаимодействие и стратегическое партнерство России и Китая приведет к росту числа вузов, где будет преподаваться китайский язык. В сфере сотрудничества государств в образовании главное направление работы - обмен студентами и преподавателями, двусторонние исследовательские работы. Для того чтобы привлекать студентов из Китая для получения образования в России, Россия совместно с представителями КНР начиная с 2001 г., регулярно организует презентации и выставки образования в китайских вузах. Москва и Санкт-Петербург с 2002 г. проводят такие же выставки высших учебных заведений КНР. В марте 2011 г. стороны создали Ассоциацию технических университетов РФ и КНР - важную платформу сотрудничества, образованную с поддержкой Харбинского технологического университета. Ассоциация способствует образованию новой формы международной экономики, используя российско-китайский обмен кадрами и стимулирование взаимного развития обеих стран. Участники Ассоциации участвуют в развитии организации, улучшают механизм ее функционирования, пополняют научные кадры двух государств и повышают планку исследовательских работ, прилагают все силы для взаимного технического развития и экономического благосостояния. Цель, которой руководствуется Ассоциация технических университетов РФ и КНР, - координация работы престижных российско-китайских технических высших учебных заведений, воспитание высококвалифицированных кадров и научнотехническое сотрудничество, помощь в совместном развитии новейшей экономики двух государств. «Ассоциация технических университетов РФ и КНР» стала новым механизмом взаимодействия двух государств в сфере высшего образования, направленного на развитие образовательной и культурной областей. Участники организации на базе ассоциации осуществляют обмен опытом в среде высшего технического образования, обсуждают новые проблемы и пути их решения. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Сотрудничество между Россией и Китаем осуществляется по нескольким направлениям: политика, экономика, культура. В последние годы усиливается политическое и военное направления партнерства. Подобная динамика взаимоотношений является реакцией на ухудшение отношений России со странами Запада, а также итогом новой внешнеполитической доктрины КНР, смысл которой - постепенное ослабление влияния США в Азии. В настоящее время в рамках культурного сотрудничества складываются благоприятные условия, способствующие усилению двусторонних отношений. В культурной сфере преобладает несколько направлений: культурный обмен, развитие сотрудничества между образовательными учреждениями и туризм. В данном вопросе стороны достигли существенных успехов, особенно в деле продвижения изучения русского языка в КНР и китайского языка в РФ. Увеличивается количество туристов из обеих стран, развиваются студенческие обмены. Однако одной из причин, препятствующих дальнейшему расширению культурного сотрудничества, является нехватка кадров со знанием китайского и русского языков. С учетом усиления интереса к изучению языков данная проблема может быть поэтапно решена в обозримом будущем.

O K Amosova

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: olgakonstantinovna@bk.ru
Miklukho-Maklaya str., 10, Moscow, Russia, 117198

Amosova Olga Konstantinovna - graduate student of the Faculty of Humanities and Social Sciences of the Peoples’ Friendship University of Russia.

  • Loginov E.L., Loginova V.E. Novyi segment mirovoi finansovoi arkhitektury: finansovye instituty strategicheskogo sotrudnichestva BRIKS [New segment of the world financial architecture: financial institutions of strategic cooperation BRICS]. Finansy i kredit. 2013. No. 12 (540).
  • Ryasnov I.A. Kul’turnoe cotrudnichectvo Roccii i Kitaya v XXI veke [Cultural cooperation between Russia and China in the 21st century]. Vlact’. 2013. No. 9.

Views

Abstract - 1085

PDF (Russian) - 94

PlumX


Copyright (c) 2017 Amosova O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.