THE VALUES-CONCEPTS OF VITEBSK AND VLADIMIR IN REGIONAL LANGUAGE CONSCIENCE (BASED ON POETIC INTERNET DISCOURSE)

Abstract


The article centers round theoretical issues of functioning and describing value-concepts. Attention is drawn to their linguistic and cultural significance, dynamic nature as well as specificity of their diachronic changeability. The fact of the presence of different approaches to the restoration of value- concepts is pointed out and choice of the methods of modeling is substantiated. These methods are of complex and visual character. On the basis of local poetic Internet texts attempt is made to model images of the value-concepts of Vitebsk and Vladimir which are shaped in the language conscience of the residents of the Regions. The research findings have proved the space variability of the ideas of value-concepts: notion nuclei of the analyzed value-concepts have similar culturally significant content features. However, they differ in zones of factual information and interpretation.

Категория ценности имеет важное значение для многих гуманитарных наук. В частности, в лингвистике изучение и описание ценностей позволило заметно продвинуться в решении целого ряда проблем, связанных с исследованием на- ционального менталитета, особенностей языкового мышления и сознания и т.д.В пocлeдниe гoды ценностные исследования стали входить в число приори- тетных направлений лингвистики, где ценности чаще всего рассматриваются как важнейшая составляющая определенного дискурса: публицистического (Е.Н. Ко- маров), рекламного (Л.А. Кочеткова), рекламного (О.Б. Абакумова) и др. Многие ценности-концепты уже описаны по материалам различных источников, в том числе и поэтических текстов («счастье» (С.Г. Воркачев), «добро» (Е.С. Палеха),«сердце» (Э.В. Бабарыкова, Ю.В. Шатин), «Родина» (Е.В. Купчик, А.Г. Саносян),«пространство», «время» (С.А. Кривошапко) и др.).51Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3В Словаре русской ментальности отмечается, что ценности «не составляют осо- бого царства, отделенного от бытия. Ценность народа никак не зависит от обще- хронологической даты его формирования… определяется содержанием его соб- ственной истории, его собственного времени» [2. С. 474]. Думается, что ценности являются важнейшими категориями языковой картины мира, так как, во-первых, они тесно взаимосвязаны с ключевыми регуляторами исторически сложившегося поведения - социальными нормами; во-вторых, ценности включены в культуру, следовательно, находятся в ядре языкового сознания и картины мира. По мнению В.А. Масловой, термин «языковая картина мира» не более чем метафора [5. С. 91], что унифицирует его употребление во времени и пространстве и делает возможным применить его локализовано, то есть на примере отдельного региона.Проведенные исследованная международного научного коллектива в рамках выполнения гранта БРФФ-ГРНФ «Общеславянские ценности в зеркале регио- на (Владимирщина и Витебщина): язык как главная духовная ценность» показы- вают, что понимание ценностей как ключевой категории социальной реальности, а также их содержание пространственно вариативно. На наш взгляд, это связано прежде всего с вариативностью культурного бытия. Ценности включены в знание о мире и лежат в основе индивидуального и общественного сознания, обуслов- ленного динамикой его исторического, социального, политического, экономи- ческого и др. развития. Это позволяет говорить о понятии ценности-концепта, так как ценности также как и концепты являют собой ментальные образования и не даны нам в прямом наблюдении. Они создают в языковом сознании целый ряд образов, представляющих собой когнитивно нагруженные структуры. Имен- но вокруг ценностей формируются важные для культуры концепты.Как показывает анализ научной литературы по исследованию ценностей, ин- тересы ученых, как правило, сосредотачиваются на изучении важнейших обще- человеческих или национальных ценностей-концептов. К сожалению, регио- нальные ценности, имеющие не только отличительное локальное значение для отдельной территориально, административно, национально и др. обособленной языковой общности, но и региональное происхождение, очень редко попадают в фокус исследовательского внимания лингвистов. В этой связи наше обращение к региональному языковому пространству и региональным ценностям является актуальным, ибо позволяет изучить отдельные локальные особенности языково- го сознания, которое так же вариантивны в пространстве, как и язык.Материалом для реконструкции концептов обычно служат произведения из- вестных и признанных поэтов, таких как А. Ахматова, В.В. Высоцкий, П.А. Вя- земский, С.А. Есенин, М.Ю. Лермонтов, М. Цветаева и др. Мы же в исследовании региональных концептов-ценностей - ключевых топонимов северо-восточного региона Беларуси (Витебская область) и одного из центральных регионов России (Владимирская область) используем материал местных поэтических интернет- текстов, находящийся в открытом доступе.Поэтический текст - благодатная исследовательская почва для описания раз- личных ценностей-концептов. В.А. Маслова считает, что поэт имеет свою соб- ственную концептосферу, ибо поэзия не без основания является «древнейшим способом освобождения человеческого духа, являя собой проповедь истины» [6. С. 43].52Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...Ценность-концепт как когнитивная единица отражает в языковом сознании не отдельное явление, факт, за ним кроется стереотипная ситуация, чаще - си- туации, объединяющие и объясняющие несколько объектов. Он создает в язы- ковом сознании образ, который хранит память и социальный опыт поколений. Этот образ динамичен - он как губка впитывает в себя новые смысловые эле- менты или исключает их из актуального содержания, помещая в своеобразную буферную зону исторической памяти. Описание образа концепта-ценности всег- да требует контекстуальной коннотации, обращения к глубокому анализу язы- кового материала.Содержание ценности-концепта, как и его описание, всегда в значительной степени субъективно, так как зависит от авторской позиции, подходов к пони- манию самих понятий «ценности» и «концепт», а также методики их анализа и реконструкции. В современном языкознании существует несколько методов ис- следования и описания концептов: историко-сопоставительный, концептуаль- ный, компонентный, дистрибутивный анализы, стилистическая, дефиниционн- ная, когнитивная интерпретации, верификация полученного когнитивного опи- сания у носителей языка, методика контекстного и текстового анализа, интерпретация результатов описания семантики языковых средств и т.д. Однако, реализуя предложенные методы, исследователи часто используют собственную«гибридную» методологию, в которой различные варианты описания концептов сочетаются и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, это позволяет ис- следовать и описать концепт как объект взаимодействия языка, культуры и мыш- ления, с другой - привносит дополнительный фактор субъективности в интер- претацию результатов.По нашему мнению, в случае для минимизации субъективной составляющей ценность-концепт логичнее моделировать. Это объясняется несколькими фак- торами. Во-первых, моделирование значительно облегчает систематизацию язы- кового материала. Во-вторых, моделирование относится к наглядным методам исследования, позволяет в доступной форме представить результаты работы. На- конец, в-третьих, модель отличается своей гибкостью и может быть использова- на для отражения динамики варьирования образа ценности-концепта как в син- хронии, так и в диахронии. Более того, по мнению различных ученых, ценность имеет полевую структуру, что можно прекрасно отразить в модели. Такой подход является наиболее разумным, так как он позволяет не очерчивать четкую грани- цу, а рассуждать в терминах центральных и периферийных членов данного клас- са. Последнее утверждение пересекается с мнением В.А. Масловой: «Ценности - этo динамичecкиe oбразoвания; oни имeют раcплывчатыe границы: тo раcширяютcя, тo cливаютcя или, наoбoрoт, разбиваютcя на чаcти. Cooтвeтcтвeннo, измeняeтcя и вce пoлe» [4. С. 110].Для реконструкции выбранных ценностей-концептов (Витебск и Владимир) мы используем модель, предложенную В.А. Масловой. По ее мнению, поле цен- ности-концепта можно представить следующим образом:в центре его находится ценность, т.е. само имя ценностного концепта, его синонимы, в том числе и контекстуальные. При ценностном подходе к культур- но-языковой специфике концепта предметом изучения в первую очередь стано-53Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3вятся те культурно-значимые содержательные признаки, которые связаны с цен- ностными предпочтениями социума, со стереотипами сознания и поведения. Значения антропоцентричны, так как отражают общие свойства человеческой природы;ближняя периферия - информационно-понятийный слой - это фактуаль- ная информация о ценности, т.е. фиксация разных планов ее бытия;дальняя периферия состоит из двух «слоев», или «кругов»: первый круг - это образное (поэтическое) представление, второй круг - интерпретационная зона, которая состоит из элементов, смыслы которых не лежат на поверхности, а требуют интерпретации [4. С. 110].Остановимся подробнее на описании первой ценности-концепта - «Витебск». Ядро ценности занимает ее имя - топоним Витебск (Віцебск), который име-ет русско- и белорусскоязычный варианты написания. Информационно-поня- тийный слой ценности занимает известная фактуальная информация: географи- ческое положение (находится на северо-востоке Беларуси, на реке Западная Дви- на), административное значение (является областным центром), территория (занимает 124,538 км2), численность населения (около 374 000 человек) и др.Согласно Летописи города Витебска, списанной с рукописи Михаила Пан- цирного Степаном Аверкою, считается, что Витебск был основан в 974 г. княги- ней Ольгой:В лето 974 Ольга, победив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину и с войском заночевала. Понравилась ей гора, и она основала деревянный замок, назвав его, от реки Витьбы, Витебском; построила в Верхнем замке каменную церковь свя- того Михаила, а в нижнем - Благовещения и, пробыв два года, отправилась в Киев.Эта легенда считается официальной, хотя не отличается исторической досто- верностью, так как доподлинно известно, что сама княгиня умерла в 969 г. Кроме того, археологи доказали, что упомянутые каменные постройки относятся к бо- лее позднему временному периоду. Скорее всего, при переписывании летописи были допущены ошибки. Так, в Российском государственном историческом ар- хиве (г. Санкт-Петербург) есть следующие примечания о Витебске:Город Витебск герб имеет: воина с обнаженною шпагою и шитом на коне с убором золотым в красном поле. Оной город начало свое имеет от российской княгини Оль- ги, которая в 914 году проезжала в Киев через оное место и ночевала на горе, где и велела на той горе строить город, и по реке Витьбе назвав Витебск.Однако и это документальное свидетельство противоречит другим летописным данным, по которым княгиня родилась в 920 г. и правила Киевской Русью с 945 по 960 гг. Таким образом, правдоподобнее всего выглядит предположение о том, что город был основан в 947 г., а в летописи была допущена ошибка, связанная со случайной заменой местами цифр 4 и 7.Образная часть Витебска как ценности может быть описана посредством ана- лиза поэтического языкового интернет-материала. В нем с помощью многочис- ленных тропов зафиксированы различные образы Витебска.54Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...Витебск - духовное место. В этом образе Витебск чаще всего противопостав- ляется своей внешней «неказистости». Противопоставление заключается в том, что внутреннее, духовное содержание атмосферы, жизни города не соответству- ет его внешнему облику:Ты помнишь ль меня, мой город, мальчишку, ветром вздутый ворот...... Там, где дома стоят кривые, где склон кладбищенский встаёт, где спит река,там золотые деньки я грезил напролёт.А ночью ангел светозарныйнад крышей пламенел амбарной и клялся мне, что до высотмое он имя донесет.(М. Шагал).В материалах витебских поэтов уровень духовности города настолько велик, что он становится местом, где может жить душа человека, оставив тело и разум:И сказал Шагал, чуть дышав час последний вдали от родины:«Там осталась моя душа…» - и глаза его синие дрогнули.(Д. Симанович)Духовное начало города символизируют культовые сооружения:Стоят церквушки, храмы здесь, Народ в достатке, в мире весь!(Nichelas)На духовное начало города указывает и его главная атрибутика - герб:И герб его Иисус с мечом, Святую веру мы несём!(Nichelas)Как и все духовное Витебск несет в себе какую-то тайну, что-то неизведанное и загадочное - то, что хочется познать и разгадать:Горад ШагалаІ горад Малевіча, Дай распазнаць Таямніцу тваю! (Неизвестный)Витебск может связать и с Богом, и с дьяволом, что придает городу дополни- тельную таинственность:Я - из Витебска, где Малевич С Уновисом, с семьею левых,55Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3Богу брат и дьяволу брат, поднимал, как знамя квадрат.(Д. Симанович)Витебск - Родина, дом, бацькаўшчына. В этом образе город тесно связан в ре- гиональном языковом сознании с понятием малой родины:Мой Витебск - ты мой дом, Теплом семейным полон он.(Н. Мятлушко)Бацькаўшчына наша, Віцебск дарагі,Свет аконец блізкіх ты нясі ў вякі(Р. Маруд)Этот город очень светлый, очень яркий - не фантом -Стал для тысяч Витебск древний близким, точно мамин дом. Это Родина для многих: бульбашей, хохлов, жидов.И не важно как их звали, Витебск дал им первый кров.(B. Witber)Витебск - ностальгия:Вези меня, вагончик мой желанный, По улицам моим и площадям,Пусть на душу ложится панорама, Как будто чудодейственный бальзам. Беги, не останавливаясь, к центру, Минуя перекрестки и мосты...Пусть мчится по Московскому проспекту Трамвай моей серебрянной мечты.(Э. Муллер)Витебск - город творчества, искусства и вдохновения:Здесь поэт подбирает такие слова, от которых осеннее небо теплеет.(Е. Криклевец)Я - из Витебска, где под небом белорусским работал Репин,и сияет, как добрый след, его жизни «Осенний букет».Я из Витебска, где сквозь тлен старый Пэн берет меня в плен, хоть холодных ветров торжество над забытой могилой его.Я - из Витебска, где Шагал56Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...Прямо с Замковой в небо взлетал, Зацепился за облака -и остался тут на века.(Д. Симанович)В этом образе Витебска часто проводится параллель с Парижем:Мой Витебск - маленький Париж!Искусством дышишь и паришь(Л. Светик)Культурная составляющая Витебска имеет одну из первостепенных ассоциа- тивных связей в языковом сознании региональной личности. Об этом свидетель- ствуют результаты проведенного нами ранее ассоциативного эксперимента [3].Кроме того, далеко за пределами Витебщины город известен как культурная столица Беларуси:Мастацтваў сталіца, Прыдзвіння зямля А колькі для свету дала ты цяпла! Цяпло твае пэнзалі ў свет паняслі, Цяпло твае гукамі чуем удалі.Еўропа, Амерыка, нават Сіднэй,Усе ведают, Вцебск - мастатцтва музей(Юз. Ароўкін)Мая сталіца - гэта Віцебск, Там пахне музыкай душы,І ад мастацтва як празрысты Ідзеш по беразе Дзвіны(В. Вітак)Витебск - история. Витебск является одним из древнейших городов Белару- си. Неслучайно поэтому тема истории города, его старины занимает важное ме- сто в региональной поэтическом интернет-дискурсе. Город привлекает и манит своей древностью, он пропитан и дышит ею:Открой история страницу,Где Витебск древний, молодой! Княгиней Ольгой ты заложен Над полноводною Двиной! Прекрасен ты в лучах восхода, Неподражаем ты во всём: Мостами, Ратушей, Природой. Гордимся тем, что здесь живем!(Л. Бикбулатова)Никого кругом, от серых зданий Веет тихой вековой тоской…(С. Мишурная)57Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3Я - из Витебска, чей портрет ярко вписан в картину лет,и художники новых дней свято помнит учителей(Д. Симанович)Витебск - провинция:Широко раскинулся Витебск родной, На двинских берегах процветая;Он город красивый, он город большой - Окраина Русского Края!(А. Левшицкая)Дышит тихою провинцией, Город древний, молодой.Он спокойный, без амбиций.Витебск нежный и родной(Ю. Юль)Интерпретационная зона описываемой ценности состоит из элементов, чье содержательное значение требует дополнительной объективизации и осмысления. Такие элементы для описываемой ценности зашифрованы в эстетическом об- разе города, который является уютным и «неказистым» одновременно. Такое со- четание является скорее не взаимоисключающим, а дополняющим друг друга. Дело в том, что, как мы и отмечали выше, духовность города противопоставля- ется его внешней непривлекательностьи. Думается, что это отражает специфику языкового сознания региональной личности, для которой материальное и земное является второстипенным, в отличие от духовного:Никого кругом, от серых зданий Веет тихой вековой тоской…(С. Мишурная)Мокрыя вуліцы Горада Віцебска, Як вы падобны Адна на адну!(Неизвестный)Одеваюсь, словно на работу,Витебскую тишину ловлю…(С. Мишурная)При этом красоту города чаще всего олицетворяют тишина, спокойствие и простота:Тихий, спокойный, задумчивый город, Уютные улицы, простые дома.(О. Светайло)58Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...Нет вычурности в городе этом, Он прост и красив от того.Наверно, любим потому и поэтом,Что с ним на душе всегда очень легко(Н. Гуталинов)Петляют две серебрянные нити По городу волшебной красоты(Э. Муллер)Таким образом, графически модель ценности-концепта «Витебск» можно пред- ставить следующим образом (рис. 1).Рис. 1. Модель ценности-концепта «Витебск»Теперь обратимся к моделированию ценности-концепта «Владимир». Его ядро содержит следующую информацию о городе: Владимир (Володимѣрь (древняя форма используются в устных наречиях и диалектах до сих пор)) располагается на северо-востоке от столицы, занимает площадь 124,59 км2, на которой прожи- вает около 353 000 человек, имеет статус административного центра Владимирской области. Официальным годом основания города считается 1108 г. - летописное59Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3известие о закладке Владимиром Мономахом крепости и постройке первой ка- менной церкви Спаса. Однако первое упоминание о городе в многочисленных исторических летописях (Густынской, Ермолинской, Холмогорской) относится к 990 г. и связано с именем другого князя - Владимира Святославовича. Боль- шинство исследователей придерживаются этой даты. Поддержал историков и Д.С. Лихачёв, считавший, что «“город” по-древнерусски означает не только город как населенный пункт, но и городские стены. Поэтому “поставить город”, “со- орудить город” могло чаще всего относиться к строительству стен» [0].Таким образом, можно заметить, что ядро описываемых ценностей-концептов во многом идентично (примерно одинаковые год основания, географическое по- ложение, территория, численность населения и административно-территориаль- ное значение). Исходя из этого логичным представляется мнение, что и факту- альная информация, и интерпретационная зона Владимира могут иметь значи- тельные сходства с реконструированным ранее Витебском. Однако дальнейшая проделанная работа показывает, что это не так. Дело в том, что пространственное варьирование языка и языковых традиций (в этом случае можно говорить о на- личии белорусского варианта русского языка, подвергшегося ощутимому влиянию со стороны «беларуская мовы») проявляется и в языковом сознании, отражающим представления о ценностях-концептах. Это связано не столько с интерференци- ей языков и их взаимовлиянием, сколько с факторами социально-экономиче- скими, идеологическими и культурными, обусловливающими развитие отдель- ного региона, а вместе с ним и парадигмы когнитивных представлений его жи- телей.Так, местные поэтические интернет-тексты создают несколько иные в отличие от Витебска образы города.Владимир - древняя столица. Этот образ города является одним из самых зна- чимых в поэтическом сетевом дискурсе и отсылает к представлениям о значимо- сти Владимира в истории развития древнерусского государства:О град Владимир! Стар и молод, Давно стоишь ты на земли,При Мономахе был основан, Столицей прежде был Руси.(А. Шафранска)Владимир-град, ты был столицей Великой Киевской Руси…Ты - как истории страница, Что прибавляет людям сил.(А. Гаврюшкин)В летописных сводах ты запечатлен,О Владимир, пусть в твой праздник чудо приключится, Каждый, кто тебя увидел, навсегда пленен,Северо-Востока древняя столица.(Неизвестный)60Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...В образе древней столицы историческое влияние и значение Владимира про- тивопоставляются ценностям столицы современной - Москвы:Ты не равняйся на Москву, Твои дары побольше многих. Пускай столицей не зовут, Зато зовут - Великий город!(Е. Мальцева)Кроме того, этот образ тесно связан с представлениями о возрасте города и его древней истории:Ты - древнерусский старый город, В тебе тот стержень для славян,С которым им не страшен голод, И лютый холод, и обман.(А. Гаврюшкин)Древна столица - наш Владимир, Не сосчитать уже веков, Историей своей, однак, не вымер Историей своей жив град Христов(Р. Одулма)Историческая значимость города как центра формирования Северо-Восточной Руси дает посыл к еще одному, не менее важному образу «Владимир - душа Рос- сии».Владимир - о центр культуры в России! Владимир - владыко, посланник Христа! Владимир остался душою России!И будет таким до конца!(С. Ефимова)Всё сможем мы - России люди, Когда такие города,Как град Владимир, есть и будут. Не победить нас никогда!(А. Гаврюшкин)Здесь я живу, расту, учусь, Тут мама родилась моя,И древняя живёт здесь Русь. И я хочу, чтоб милый город С годами цвёл и расцветал!(П. Петрухина)Владимир - нет места родней на земле! Владимир поможет и мне, и тебе.61Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3В исторью России страницу вписать, Отчизну прославить и знаменем стать.(С. Ефимова)Душу России, коей является Владимир, в региональном поэтическом интер- нет-дискурсе олицетворяют традиционные образы богатыря, мужика в рубахе и сакрального для русской души животного - медведя:Владимир - это не Москва, Его огни ведь не стекляшки. Его огни - страны заря,Мужик российский он в рубашке.(Неизвестен)Разросся город и вознёсся, Дома растут и ввысь и вширь,Мой город, ты - как песня льёшься, Владимир - русский богатырь!(А. Шафранска)Подобно русскому медведю Ты независим и свободен.В твою судьбу я свято верю -В ее ведь дух народа вложен(П. Кляземский)В региональном поэтическом интернет-дискурсе Владимир представляется также как город куполов, символизирующих многочисленные православные церк- ви и соборы. Думается, что в этом образе акцентируется значимость Владимира не только как одного из исторических центров начала русской государственности, но и важнейших центров развития христианских традиций:Сады, и парки, и собор,Над Клязьмой возвышаясь, он Стоит, сияет в куполахВ рассвете, в солнечных лучах.(П. Петрухина)Сверкают купола соборов, Церквей сияют купола,Как дорог мне любимый город, И как любовь к нему светла!(А. Шафранская)Блестят на солнце купола И белокаменные сводыДуховное начало Владимира, его величественные храмы в исследуемом кор- пусе поэтических текстов часто описываются с применением различных тропов62Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...(сравнений, метафор, эпитетов и т.д.), что придает их восприятию дополнитель- ную экспрессивность:И только старинный собор с куполами Все такой же! Ничуть не стареет, Безупречно прекрасен собой,Как весенняя вишня белеет.(В. Боков)Куполам Владимирских церквей, Горящих пламенем как златом, Видавших тысячи мечей,Не счесть истории по датам.(Неизвестен)Стоят Владимирские церкви, Их купола как маяки.Они души открытой метки, Той, что осталась у реки…(Д. Сирова)Мне старина твоя мила, Милы и нынешние годы!(П. Рыжков)Владимир! Нет любимей края, Здесь вырос и родился я, Здесь купола в лучах играют, И здесь живёт моя судьба.(А. Бирючков)Практический материал исследования показывает, что интерпретационная зона описываемой ценности-концепта «Владимир» относится к теме современ- ного роста города. Подробный анализ поэтических интернет-текстов открывает скрытые элементы, описывающие положительное, так и отрицательное отноше- ние к росту города:Раскинув в будущее взор, Растет, становится все краше, Я восхищаюсь им все чаще - Как дорог мне его простор!(П. Рыжов)Разросся город и вознесся,Дома растут и ввысь и вширь…(А. Шафранска)Растешь, мой город, и идешь вперед, Даешь на будущее ты надежду.63Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2016, № 3А стою один у Золотых ворот,Как будто в молодости прежде(И. Шелиханов)Истории страницу древней - Владимир в стройку превратили. И я его не вижу прежним,Лишь купола его озолотили(Д. Юхнов)Разросся наш Владимир-город, Конца и края не видать.Ну, хорошо, пусть будет молод,Да только древность не видать(М. Нерльский)Растет и строится Владимир, Но хорошеет ли тогда,Когда не купол уже собора, Мы сверху видим, а леса?(Неизвестен)Как новомодны новостройки Где у России старина,Где начинали мы креститься,Теперь бетона лишь стена…(И. Карсевчик)Как видно из приведенных примеров, рост города то восхищает (я восхищаюсь им все чаще) и олицетворяет его красоту (становиться все краше), отсылает к на- дежде на будущее (даешь на будущее ты надежду), то, наоборот, обращает внима- ние на свое несовершенство (но хорошеет ли тогда), несоответствие исторической застройки (да только древность не видать; и я его не вижу прежним) и т.д. Как и в случае с описанным выше ценностью-концептом «Витебск», интерпретация Вла- димира требует постоянной временной объективизации и должна рассматривать- ся как система элементов, требующих дополнительного осмысления.Исходя из описанных образов Владимира, его модель в региональном поэти- ческом интернет-дискурсе можно представить следующим образом (рис. 2).Подытоживая проведенную исследовательскую работу, можно заключить сле- дующее.Ценности-концепты являются объектом междисциплинарного исследования и относятся к особым ментальным единицам, исследование которых имеет при- оритетное значение в изучении специфики национального, регионального и ин- дивидуального языкового сознания.Ценности-концепты сложно поддаются описанию в первую очередь из-за от- сутствия универсальной методики проведения подобных исследований. Однако это не усложняет научную работу, а наоборот, постоянно актуализирует и допол-64Лавицкий А.А. Ценности-концепты «Витебск» и «Владимир» в региональном языковом сознании...няет процесс объективизации представлений об описываемых ценностных кате- гориях, в основе которого лежит личный авторский подход или узкоспециальное направление. К одним из передовых способов описания ценностей-концептов следует отнести моделирование, визуализирующее представления об определен- ной ценности, а также отражающее различные аспекты ее смыслового функци- онирования в массовом языковом сознании.Рис. 2. Модель ценности-концепта «Владимир»Для моделирования ценностей-концептов может быть использован любой языковой материал, по смыслу и содержанию связанный с исследуемыми мен- тальными единицами. Часто в качестве такого исследователи используют поэти- ческий текст, отличающийся значительной эмоциональностью и экспрессивно- стью, а также образностью представлении. В аспекте изучения региональной специфики понимания и осмысления ценностей-концептов логичным является выбор местного языкового материала.Понимание ценностей-концептов варьируется во времени и пространстве, объективными критериями оценки которых являются исторические, социальные, духовные, нравственные, геополитические, культурные и др. особенности раз- вития общества. Это наглядно доказывает сравнительный анализ моделей цен- ностей-концептов «Витебск» и «Владимир», имеющих сравнительно идентичное смысловое ядро со схожими культурнo-значимыми содержательными признака- ми, но сильно разнящимися зонами фактуальной информации и интерпретации.

A A Lavitski

Vitebsk State P.M. Masherov University

Moskovsky prospekt, 33, Vitebsk, Belarus, 210038

Views

Abstract - 929

PDF (Russian) - 81


Copyright (c) 2016 Лавицкий А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.