POLITICAL PARTIES OF BANGLADESH AND THE CULTURE OF POLITICAL VIOLENCE

Cover Page

Abstract


Political parties are crucial for the development of democracy in Bangladesh. They represent interests of different social groups and, by means of participation in elections, affect the development of political and socio-economic power strategies. Thus, political parties provide guarantee of equal rights of all the country’s citizens and contribute to their involvement in the democratic process. The democratic institutions in Bangladesh are represented by 40 officially registered parties, among which the largest and most popular are the Awami League, the Nationalist Party, the Jatiya Party and the Jamaat-i-Islami. The article studies political parties’ participation in the life of the country since the establishment of Bangladesh and compares the four main political parties in terms of their ideology, organizational structure, leadership and popular support during elections. Throughout the country’s political history, the winning party has always enjoyed the monopoly of power, which has contributed to the aggravation of conflict between opposition parties and authorities. This situation significantly hinders the country’s socio-economic development. Strikes, often accompanied by extremist violence, are taking place in different parts of the country. The author uses the historical method to analyze the nature of the opposition of various political forces in Bangladesh.


Политическая партия - самая активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанные идеологической общностью и борьбой за политическую власть [3]. Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической жизни. В Древней Греции формирование партий было связано с желанием правящих сил привлекать население на их сторону, чтобы проводить определенную политику. То есть в древние времена партии рассматривались как инструмент борьбы за власть и сохранение власти, как инструмент влияния на общество. В современных условиях политические партии начали создаваться по историческим меркам относительно недавно. Сначала в Англии в 70-80-е годы XVII века была сформирована партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурирующие в борьбе за влияние на королевскую власть [3]. В процессе демократизации в Бангладеш политические партии играют центральную роль. Партии выражают требования различных групп населения в своих программных документах и тем самым добиваются их поддержки. Значителен их вклад в политическую социализацию людей. Они выбирают и обучают из числа своих сторонников кандидатов на выборные должности, контролируют деятельность правительства. Партии связывают простых людей с правительством и информируют правительство об общественном мнении [15]. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ БАНГЛАДЕШ После обретения независимости Бангладеш в период 1972-1975 годов существовала только одна политическая партия. Во время нахождения военных у власти (1975-1990 гг.) была разрешена деятельность разных партий, создалась многопартийная система. В начале 90-х годов фактически доминировали две партии. Они в зависимости от складывающейся политической и экономической обстановки вступали в союз с другими небольшими партиями. Одной из крупных является старейшая политическая партия Авами Лиг, основанная в 1949 году, пользующаяся широкой поддержкой населения. В значительной степени ее популярность связана с ведущей ролью в войне за независимость в 1971 году [12]. В Пакистанский период Авами Лиг и ее лидер Шейх Муджибур Рахман возглавляли различные протестные движения против колониальной политики центральных властей по отношению к бенгальскому населению. В 1970 году на выборах в Национальное собрание Авами Лиг получила 167 из 169 мест, выделенных тогдашнему Восточному Пакистану (сегодня Бангладеш), а в провинциальных структурах управления - 288 из 300 мест [15]. Пакистанские власти не признали результаты выборов и перешли к политике репрессий. Пакистанская армия 25 марта 1971 года внезапно напала на жителей Дакки, столицы страны, и начала убивать невинных людей. Это стало началом гражданской войны. Лишь через 9 месяцев после продолжавшейся вооруженной борьбы Восточный Пакистан получил независимость, в результате чего было создано новое государство Народная Республика Бангладеш. После обретения независимости оппозиционные партии, идеология которых основана на религии и которые во время освободительной войны имели поддержку со стороны Западного Пакистана, значительно ослабли. Лидер Авами Лиг шейх Муджибур Рахман стал президентом. В 1975 году в результате четырех поправок к Конституции все остальные партии страны были запрещены. Введена президентская форма правления. При этом действовала единственная партия под названием Бангладеш Крисок Шрамик Авами Лига (БАКСАЛ). Членам других политических партий предлагали присоединиться к БАКСАЛ. Но эксперименты с однопартийной системой длились недолго. Через шесть месяцев 15 августа 1975 года Президент вместе со всеми членами его семьи были убиты группой армейских офицеров [15. P. 5]. Потеряв своего лидера, Авами Лига ослабела и на протяжении двадцати лет находилась вне власти. Авами Лига под руководством дочери Муджибура Рахмана Шейх Хасина Вазед победила на выборах в 1996 году, в 2008 и 2014 годах в альянсе из четырнадцати партий [6]. В состав партии входят такие организации, как Сатро Лига (Студенческая Лига), Джубо Лига (Молодежная Лига), Срамик Лига (Трудовая Лига) и некоторые другие. Они играют важную роль в деятельности партии. В основе идеологии Авами Лиг лежит бенгальский национализм, демократия, секуляризм (свобода для всех религий), необщинная политика, социализм, свобода от эксплуатации и социальная справедливость [15. P. 11]. После смерти Шейха Муджибура Рахмана политическая жизнь в Бангладеш оказалась в длительном кризисе. Генерал армии Зиаур Рахман, бывший одной из главных фигур в борьбе за независимость, взял власть, ввел военное положение, став вначале главой администрации, а затем в 1977 году президентом страны [6]. В сентябре 1978 года им была основана Националистическая партия Бангладеш. В этот период была изменена Конституция страны, что позволило войти в политику многим политическим партиям. Зиаур Рахман был убит в 1981 году. После долгих уговоров вдова убитого Президента Халеда Зиа была утверждена исполнительным вице-председателем националистической партии. В конце 1984 года ее избрали председателем. На выборах 1991 года она утверждена премьер-министром [11]. Основой идеологией этой партии являются бангладешский национализм, демократия, свободная рыночная экономика, признание ислама религией большинства населения [15]. Националистическая партия выступала за более тесные отношения с большинством мусульманских государств и обвинила Авами Лиг в желании поставить под угрозу эти связи, основанные на религиозной идентичности, укреплении связей с Индией, провозглашении политики секуляризма. В круг влияния Националистической партии входил также ряд различных организаций, таких как Джобо дол (Молодежная лига), Сатро дол (Студенческая лига). Генерал Эршад, второй военный руководитель Бангладеш (1982-1990), издал декрет, по которому всякая партийная деятельность в стране была запрещена. Однако в ноябре 1983 года создается новая партия под именем Джанадал во главе с юристом Ахсануддином, поддерживающая политический курс властей. В 1985 году Эршад основал другую организацию под названием Джатио фронт, которая в 1986 году была преобразована в партию. Эршад стал ее председателем [15. P. 6]. В 2001 году после выборов Джатио в союзе с Националистическй партией вошла в Правительство. Накануне выборов в 2008 году в партии возникла дискуссия о дальнейшем альянсе с одной из двух основных крупных партий. В результате она уже в союзе с Авами Лиг победила на выборах и вошла в правительство. На выборах 2014 года Джатио участвовала самостоятельно. Поскольку Националистическая партия отказалась участвовать в выборах, Джатио стала единственной оппозиционной партией в парламенте страны. Основой идеологии этой партии провозглашается независимость и суверенитет, исламская идеология, свобода всех религий, бангладешский национализм, демократия, социальный прогресс и экономическая свобода [15. P. 11]. Джамаат-и-ислами - четвертая по численности политическая сила в стране и самая организованная среди других партий. Она была образована в 1941 году известным исламским ученым Сайидом Абулом Ала Модудом и действовала кроме Бангладеш в Пакистане и Индии. В Индии она не проявляла политическую активность, в Бангладеш и Пакистане активно участвовала в избирательном процессе. Политическая философия Джамаат-и-ислами состоит в создании государства, основанного на законах ислама [10]. Она с самого начала была инспирирована партией «Братья-мусульмане», созданной в Египте еще в 1928 году с целью достижения исламской революции и создания исламского государства [9]. В 1971 году во время освободительной войны Джамаат-и-ислами поддерживала репрессивные действия Пакистанской армии против бенгальского населения. Члены и сторонники этой партии принимали непосредственное участие совместно с пакистанской армией в массовых убийствах, изнасилованиях, разрушении домов и захвате имущества представителей меньшинств. В результате миллионы людей вынуждены были бежать в Индию. Джамаат-и-ислами в то время создала из числа своих сторонников группы поддержки пакистанской армии. Такие группы, как Разакар, Аль-Бадр, Аль-шамс, особенно зверствовали в декабре 1971 года в разных городах за несколько дней до освобождения. Так, только 14 декабря в Дакке были убиты сотни известных профессоров, певцов, писателей, других деятелей культуры, просвещения и науки. Чувствуя свое неминуемое поражение, пакистанская армия и мусульманские экстремисты пытались уничтожить бенгальскую интеллектуальную элиту. После освобождения и окончания военных действий в декабре 1971 года многие лидеры Джамаат-и-ислами ушли в подполье, а некоторые бежали в Пакистан. Конституция 1972 года лишила религиозные партии возможности участвовать в политической жизни страны. Однако отстранение исламистов от участия в политике было недолгим. Придя к власти, генерал Зиаур Рахман позволил религиозным партиям вернуться в политику, и лидерам Джамаат-и-ислами было разрешено вернуться в страну [10]. В 2010 году правительство Шейха Хасины (лидер партии «Авами Лиг») учредило Международный трибунал для наказания лиц, ответственных за преступления, совершенные во время движения за независимость Бангладеш. В ходе борьбы за независимость пакистанскими силами безопасности и их сторонниками было убито около трех миллионов бенгальцев и изнасиловано более 200 000 женщин. После получения независимости в 1973 году был принят Закон о Международном трибунале по делам о преступлениях. Предполагалось привлечь к ответственности почти 200 военных преступников. Однако в последующем в договоре, подписанном между Индией, Пакистаном и Бангладеш, предполагаемые военные преступники были помилованы [8]. Джамаат-и-ислами активно участвовала в социальной жизни страны. Положение партии изменилось в августе 2013 года, когда Высокий суд Дакки объявил регистрацию политической партии Джамаат-и-ислами незаконной на том основании, что ее устав не признает парламент единственным учреждением, принимающим законы, запрещает немусульманам и женщинам его возглавлять. Высший суд Бангладеш утвердил это решение, лишив партию регистрации. В ноябре 2013 года, согласно решению Верховного Суда, комиссар избирательной комиссии Шах Наваз заявил, что партия не может участвовать в национальных выборах [8]. Позже многие их лидеры были приговорены к смертной казни за участие в массовых убийствах в 1971 году. Основой идеологии Джамаат-и-ислами являются: установление исламского образа жизни, справедливого общества и государства, свободного от эксплуатации, вера в Аллаха, демократия, экономическая и социальная справедливость, обеспечение основных потребностей всех граждан независимо от религии и национальности, братство мусульман всего мира и дружба со всеми государствами [15. P. 11]. ХАРАКТЕР НАСИЛИЯ В СТРАНЕ И СВЯЗЬ С НИМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Один из современных политологов справедливо заметил, что насилие - это великая головоломка политики. Проблемы начинаются уже с поиска ответа на вопрос о том, что такое насилие. Одни считают, что насилие является синонимом вреда, зла, причиняемого человеку. Другие отождествляют насилие с принуждением и говорят об идеологическом, психологическом, моральном насилии. Третьи под насилием понимают физическое воздействие на человека. Не меньше неясностей заключает в себе и вопрос о роли насилия в политике. Абсолютное большинство политических деятелей и исследователей в той или иной степени осуждает насилие, говорит об ограниченности его возможностей («на штыках нельзя сидеть») [1]. По словам известного политического деятеля, философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли, степень насилия в государстве во многом зависит от людей, его населяющих. В частности, мыслитель писал, что если народ делает глупости, то они опасны не тем, что они сами по себе вредны, а тем, что благодаря создаваемому ими беспорядку может появиться тиран. Если же эти глупости делает тиран, подданные бояться его, но надеются на то, что благодаря его гнусным поступкам его свергнут и восторжествует свобода [4]. Следует отметить, что культура насилия характерна для современной партийной системы в Бангладеш. Как известно, забастовки имели место в колониальный период в борьбе за справедливость, а также в пакистанский период использовались против правителей и диктаторов этой страны [12]. Из политической истории страны известно, что победившая партия всегда пользуется монополией власти на время своего избирательного срока. Поскольку оппозиционные партии имеют мало возможностей для открытого выражения своих взглядов, они часто прибегают к проведению многочисленных забастовок, используя их в качестве средства оказания давления на правящую партию и правительство. Бангладеш никогда не видела свободных от насилия выборов. Участие политических партий в выборах всегда сопровождалось проявлением насилия, направленного против оппозиции, а также избирателей. С конца 1980-х годов все основные политические партии непосредственно участвовали в столкновениях, сопровождаемых беспорядками. Особенно активно принимали в этом участие студенческие и молодежные организации этих партий. Вооружение этих групп молодежи, по сути, было институционализировано самими партиями. Это явление общее для всех основных политических партий, имеющих своих собственных вооруженных членов (в частности, они принадлежат к студенческому и молодежному крылу основных партий), Основная цель действий этих групп заключается в укреплении политической базы и противодействии членам конкурирующих политических партий. Новое проявление политического насилия в последнее время добавило в политический ландшафт взрывы бомб, поджоги домов, похищение людей [12]. Чтобы проанализировать роль двух ведущих партий в эскалации насилия, рассмотрим политическую ситуацию с 2001 по 2017 годы. Националистическая партия в альянсе с четырьмя партиями пришла к власти в 2001 году и правила до 2006 года. Довольно скоро она стала крайне непопулярной из-за неправильного управления, обмана, злоупотребления властью, убийств, пыток и внесудебных расправ. В это время было убито около 400 человек, более 17 000 получили ранения. В это время внесудебные убийства широко применялись после создания специальных армейских батальонов быстрого реагирования (РАБ). С момента основания РАБ в июне 2004 года по сентябрь следующего года около 600 человек были убиты при так называемом перекрестном огне и более тысячи получили серьезные ранения в результате физических пыток. По меньшей мере 53 человека были убиты в армии и более семи тысяч физически замучены в период операции «Чистое сердце», которая длилась 86 дней [14. Р. 37]. Авами Лиг пришла к власти во второй раз в 2008 году в альянсе с Джатио Парти и с другими небольшими партиями, и в третий раз в 2014 году. Политическое насилие и при этой партии также оставалось неизменным. С 2009 по 2013 год в общей сложности в стране 20693 человека были убиты. Политически мотивированные убийства стали более многочисленными, 1330 человек были убиты в результате внесудебных расправ, погибло 18 журналистов. Число раненых во многочисленных столкновениях достигло 79883 человек. После всенародных выборов, помимо других групп, студенческое крыло Авами Лиг Сатра Лиг (BCL) было вовлечено в различные акты насилия, в 187 столкновениях в разных университетских кампусах 1711 студентов были ранены и 20 студентов были убиты [14. Р. 22]. В течение всего 2013 года при подготовке национальных выборов 2014 года политические деятели из Авами Лиг, Националистической партии и Джамаат-иислами принимали участие в ряде актов насилия на общегосударственном уровне, что сделало выборы 2014 года одними из самых жестоких и не демократических за всю 45-летнюю историю страны [5]. 5 января 2014 г. в Бангладеш прошли 10-е парламентские выборы, принесшие вновь победу Хасине Вазед и ее партии «Авами Лиг». Однако как предвыборная кампания, так и процесс голосования прошли не без проблем для партии-победительницы. Ее основная соперница, Националистическая партия, обвинила «Авами Лиг» и ее лидера в использовании административного ресурса во время избирательной кампании, что делало, по ее мнению, победу партии на выборах не законной [3]. Она не участвовала в выборах, требуя создания временного внепартийного правительства в переходный период, формирования нейтральной избирательной комиссии и наблюдения за ними в целях обеспечения свободных и справедливых выборов [7]. Большинство (80%) мест в парламенте получила Авами Лиг. Явка избирателей была рекордно низкой (40%) из-за бойкота другими партиями и повсеместного насилия. Только в день выборов 21 человек погиб и 553 избирательных участков в школах были сожжены, избирательные комиссии из-за беспорядков приостановили голосование на 597 избирательных участках. Айн о Салиш Кендра, правозащитная организация, находящаяся в Дакке, сообщила о более чем 500 смертях перед выборами в 2013 году, и только в январе 2014 года погибло 62 человека [18]. Еще больше обострилась напряженность в связи с судебным процессом над исламистскими военными преступниками и дискуссии о том, следует ли предоставить политическому исламу юридическое пространство в демократической системе страны. В декабре 2014 года Джамаат-и-ислами и его студенческая организация провели массовые протесты по всей стране, ознаменованные широкомасштабным насилием после казни духовного лидера партии Абдула Кадера Моллах за преступления, совершенные им во время войны за независимость в 1971 году [18]. В январе 2015 года участники массовых демонстраций потребовали, чтобы правительство премьер-министра Хасины прекратило насильственное противостояние между оппозицией и ее сторонниками. В то время погибло 36 человек. За первые два месяца 2015 года экстремистки настроенная молодежь сожгла почти 1200 автомобилей и по меньшей мере погибло 112 человек. По оценкам Всемирного Банка, в первом квартале 2015 года из-за политической нестабильности чистый убыток страны составил 2,2 млрд долларов США [19]. Общественность обеспокоена тем, что стремление правящей партии Авами Лиг оставаться у власти ограничивает участие в политической жизни страны ее оппонентов. Многие лидеры и члены оппозиционных партий были заключены в тюрьму по серьезным обвинениям, 15-ти лидерам Националистической партии и Джамаат-и-ислами суды дали пожизненное заключение за их якобы причастность к силовым протестам в 2013 году. Более 100 членам Националистической партии были предъявлены обвинения за участие в 2015 году в блокаде дорог, учебных заведений и т.д. В июне 2016 года полиция Бангладеш арестовала 2100 лидеров и активистов оппозиционной Националистической партии в рамках преследования более 11 000 подозреваемых в религиозном насилии исламских экстремистов [13]. В течение 1999-2016 гг. исламистские боевики совершили 203 нападений, направленных против религиозных меньшинств, было убито 190 невинных людей: светских блогеров, представителей интеллигенции и иностранцев, ранено 2658 человек [16]. Насильственное поведение политических партий распространяется на группы меньшинств. Только в 2015 году произошло 262 случая нарушения прав человека. Сообщается, что 24 человека были убиты, 239 получили ранения, 24 - похищены, 25 - изнасилованы, в том числе двое из них были убиты после сексуальных домогательств. Произошло 209 инцидентов, связанных с захватом имущества и земель. Осуществлено 31 нападение на индуистские храмы, 180 изображений богов в этих храмах были уничтожены [17]. ВЫВОДЫ В данном исследовании рассмотрена эволюция партийной системы в Бангладеш за последние сорок три года. Было проанализировано и проведено сравнение основных черт четырех партий «Авами Лиг», «Националистической партии», «Джатия» и «Джамаат-и-ислами». С момента обретения Бангладеш независимости в 1971 году их политика характеризовалась конфронтацией и политическим насилием. Однако нынешний кризис в Бангладеш является следствием целого ряда сложных вопросов: политика отказа от компромисса, лишения избирательных прав и враждебность способствовали политической нестабильности в стране. Очевидно, что нестабильность является важным политическим явлением в Бангладеш, которое препятствует эффективному управлению и демократизации и что корень этого явления - конфронтация между двумя основными политическими силами. При рассмотрении политической нестабильности утверждается, что взаимоотношения двух ведущих политических партий Авами Лиг и Националистической партии демонстрируют ту политическую культуру, когда обе стороны стремятся владеть государственной властью и негативно настроены по отношению друг к другу. В результате, как правило, оппозиционные политические партии и заинтересованные группы в Бангладеш организовывают «харталы», один из видов забастовок как форму протеста против правящих партий, которые длятся целый рабочий день. Хартал - акция гражданского неповиновения против колониализма в странах Южной Азии, их число резко возросло в Бангладеш в последние десятилетия. В статье рассмотрен ряд моментов политической жизни в Бангладеш. Во-первых, межпартийное политическое насилие в Бангладеш широко распространено и оно в основном связано не с серьезными различиями в национальной политике, а с взаимным антагонизмом, личностными конфликтами и высокомерием руководства. Во-вторых, существует циклическая связь между насилием и враждой, причем одна из них усиливает другую. В-третьих, политическое насилие наиболее широко проявляется через парламентский бойкот, харталы, вымогательства и репрессии властей. Причины и последствия политического насилия носят цикличный характер, а культура политического насилия создает политический тупик, серьезное общественное недоверие к партиям и руководству, нивелирующую политическую социализацию. Партийная система должна учиться и практиковать демократические нормы для решения политических разногласий.

Islam Md Sazedul

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: sazid.ul.islam2010@gmail.com
Mikhlukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russian Federation

PhD Student of the Department of Comparative Politics of Peoples’ Friendship University of Russia

  • Zalysin I.YU. Violence as a Power Tool: Essence and Political Opportunities. In the Context of Conflict Resolution Studies. Collected articles. Ed. T.M. Dridze and L.N. Tsoi. Moscow: The RAS Institute of Social Studies; 1997; 1. Available from: http://conflictmanagement.ru/ nasilie-kak-sredstvo-vlasti-sushhnost-i-politicheskie-vozmozhnosti. Accessed: 01.02.2018 (In Russ.).
  • Kotin I.YU. “Dagger Jihad” in Bangladesh: Cause and Effect. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017; Vol. 17; 4: 684—696. doi: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-684-696. Accessed: 01.02.2018 (In Russ.).
  • A Party as a Political Institution. Available from: http://kulturoznanie.ru/politology/partiyakak-politicheskij-institut/. Accessed: 01.02.2018 (In Russ.).
  • Pidzhakov A.YU., Resheckij F.N., Bajramov SH.B. Concept and Meaning of “Political Violence”. Credo New. 2009; 1. Available from: http:intelros.ru/readroom/credo_new/cn_ 1_2009/3540-ponjatie-i-sushhnost-kategorii.html. Accessed: 01.02.2018 (In Russ.).
  • Akbar N.T. Outside the Institutional Box: Why Political Parties Use Pre-electoral Violence in Bangladesh. UC Berkeley Electronic Theses and Dissertations; 2016. Available from: https://cloudfront.escholarship.org/dist/prd/../qt3cg365bh. Accessed: 01.02.2018.
  • B Suykens I.A. The Distribution of Political Violence in Bangladesh. 2015. Available from: www.psw.ugent.be/../The%20Distribution%20of%20Politic. Accessed: 01.02.2018.
  • Bangladesh Political Violence, a Case Study from the 2014 Human Rights and Democracy Report. 12.03.2015. Available from: https://www.gov.uk/../case-studies/bangladesh-politicalviol. Accessed: 01.02.2018.
  • Curtis L. Bangladesh’s Fracture: Political and Religious Extremism. Heritage.org. 30.04.2015. Available from: www.heritage.org/testimony/bangladeshs-fracture-political-and-religiousextremism. Accessed: 01.02.2018.
  • Lintner B. Religious Extremism and Nationalism in Bangladesh. Available from: apcss.org/ Publications/Edited%20Volumes/ReligiousRadicalism/PagesfromReligiousRadicalismand SecurityinSouthAsiach17.pdf. Accessed: 01.02.2018.
  • Masooda B. Allowing for Diversity: State-Madrasa Relations in Bangladesh. Religions and Development Research Programme Working Paper 13 — 2008. Available from: epapers.bham.ac.uk/1548. Accessed: 01.02.2018.
  • Mass Arrests in Bangladesh: Round up the Usual Suspects. The Economist. 27.01.2016. Available from: www.economist.com/news/asia/21700669-spate-assassinations-provokes-heavyhanded-response-roundup-usual-suspects. Accessed: 01.02.2018.
  • Moniruzzaman M. Party Politics and Political Violence in Bangladesh: Issues, Manifestation and Consequences. South Asian Survey. March 2009. Available from: https://www.researchgate.net/../240717337_Party_Politics_a. Accessed: 01.02.2018.
  • Mohsin A.A. Religion, Politics and Security: The Case of Bangladesh. APCSS Studies. 1984; 8: 467—468. Available from: apcss.org/Publications/Edited%20Volumes/ReligiousRadicalism/ PagesfromReligiousRadicalismandSecurityinSouthAsiach20.pdf. Accessed: 01.02.2018.
  • Political Violence in Bangladesh: A Comprehensive Study. A Bangladesh Study. 01.10.2014. Available from: http://savebd.org/wp-content/uploads/2016/09/POLITICAL-VIOLENCE-astudy.pdf. Accessed: 01.02.2018.
  • Rounaq J. Political Parties in Bangladesh. Centre for Policy Dialogue (CPD) Working Paper 8. 2014. Available from: www.cmi.no/publications/file/5229-political-parties-in-bangladesh.pdf. Accessed: 01.02.2018.
  • Rahman M.A. The Forms and Ecologies of Islamist Militancy and Terrorism in Bangladesh. Journal for Deradicalization. 2016; 7: 68—106.
  • Suvrota Sh. Human Rights of the Minority in Bangladesh. Blog.mukto-mona.com. 16.03.2016. Available from: https://blog.mukto-mona.com/2016/03/16/48634/. Accessed: 01.02.2018 (In Bengal.).
  • The State of Conflict and Violence in Asia. The Asia Foundation. 11.10.2017. Available from: asiafoundation.org/wp-content/uploads/2017/10/StateofConflictandViolenceIntroduction.pdf. Accessed: 01.02.2018.
  • World Bank, Bangladesh Development Update. Washington, DC: World Bank; 2015; 3. Available from: http://documents.worldbank.org/curated/en/550801468014652230/Bangladesh development-update-April-2015. Accessed: 01.02.2018.

Views

Abstract - 185

PDF (Russian) - 110

PlumX


Copyright (c) 2019 Md Sazedul I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.