XXV WORLD CONGRESS OF INTERNATIONAL POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION IN AUSTRALIA: “BORDERS AND MARGINS”

Cover Page

Abstract


The article analyses preparation, key stages, structure, character and the results of the work of XXV World Congress of International Political Science Association «Borders and Margins», held in Australia, Brisbane 21 to 25 July 2018. The overview considers the key problems and directions of discussions that took place during the Brisbane`s Congress: borders, frontiers and margins in politics and the world, human right in the era of globalization and nationalism, contradiction of migrations processes, contemporary challenges of liberal democracy and global rise of populism, federalization, tradition and democratic innovation in electoral system of Australia, research methods and approaches in political science, participation of Russian political scientists it the congress. The author considers XXV World Congress of International Political Science Association «Borders and Margins» as a logical stage in its seventy years genesis.


Ведущей организацией политологов различных стран вот уже семьдесят лет выступает Международная ассоциация политической науки (International Political Science Association (IPSA), созданная по инициативе ЮНЕСКО в 1949 г. Формирование Международной ассоциации политической науки (МАПН) явилось принципиальным этапом в генезисе и академическом конституировании политологии. С этого времени политическая наука стала развиваться как формально признанная мировым сообществом научная дисциплина, что сыграло во многих случаях ключевую роль для институализации политологии в большинстве стран мира. Международная ассоциация политической науки является членом Международного совета по социальным наукам при ООН и имеет статус консультативного члена ЮНЕСКО. Она объединяет 57 национальных и региональных ассоциаций (включая Российскую ассоциацию политической науки), 110 ассоциированных членов (политологических кафедр ведущих университетов мира) и более 3600 индивидуальных членов IPSA. Численность женщин в IPSA имеет тенденцию к росту и сейчас уже примерно такая же, как и мужчин [6. P. 5]. Не случайно за последние полтора десятилетия Президентами IPSA избирались женщины: Лурдес Сола (Бразилия), Хелен Милнер (США), Марианна Кнойер (ФРГ). Основные направления функционирования IPSA: взаимодействие с национальными и региональными ассоциациями политической науки; организация международных политологических исследований и публикация их результатов; поддержка деятельности постоянных исследовательских комитетов; выпуск специализированных журналов («International Political Science Review», «International Political Science Abstract», «World Political Science», «Participation»), регулярное, с 1950 г. (раз в три года, а с 2012 г. - в два) проведение всемирных конгрессов политологов; периодически - их международных конференций, а также выездных летних исследовательских школ в разных странах по проблемам методологии политической науки. Журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология» традиционно уделяет должное внимание анализу деятельности Международной ассоциации политической науки, опубликовав ряд аналитических обзоров ее Всемирных конгрессов за последние два десятилетия [1. C. 78]. ВСЕМИРНЫЕ КОНГРЕССЫ IPSA В соответствии с конституцией IPSA ее высшим органом является Совет. Он определяет политику организации, финансовое обеспечение, может вносить изменения в программные документы, избирает Президента, Генерального секретаря, членов Исполнительного комитета; принимает решения о составе и месте пребывания секретариата организации (с 2001 г. - находится в г. Монреале, в Университете Конкордия); о руководстве редакций научных журналов МАПН, различных ее комиссий и др. Указанные выше вопросы Совет обычно решает во время работы всемирных конгрессов политологов, на которых, как правило, бывают представлены все зарегистрированные в МАПН национальные ассоциации политической науки (признается только одна ассоциация от страны). Представитель ассоциации принимает участие от имени национальной делегации в выборах руководящих органов МАПН и решении других организационных вопросов. Всемирный конгресс IPSA - наиболее масштабный и представительный международный форум политологов. Он дает возможность уловить и оценить новые тенденции в развитии различных направлений политической науки и политики, познакомиться с результатами исследований специалистов из разных стран мира, новейшей политологической литературой, а также политологией и политикой страны проведения конгресса, предоставить возможность выступить и опубликовать свой доклад любому политологу - члену IPSA, завязать или укрепить научные контакты. Целесообразно уметь выделять и анализировать основные этапы в генезисе деятельности Международной ассоциации политической науки с точки зрения расширения ее геополитических масштабов присутствия в мире посредством проведения Всемирных конгрессов политологов. Можно выделить континентальноевропейский (1950-1970 гг. - первые 8 конгрессов); англо-американо-российский (1973-1994 гг. - также еще 8 конгрессов); азиатско-дальневосточно-новоевропейский периоды (1997-2018 гг. - состоялось 9 конгрессов). Первый всемирный конгресс IPSA состоялся в 1950 г. в Швейцарии в Цюрихе (на нем было представлено 80 политологов из 23 стран). В 50-е и 60-е гг. XX в. конгрессы проводились только в странах континентальной Западной Европы: их было проведено восемь. В этот период конгрессы имели в основном европоцентристскую идеологическую и научную направленность. В 70-е гг. «география» конгрессов значительно расширилась. IX конгресс (1973 г.) состоялся впервые вне Европы - Канаде (Монреаль, 1 тыс. участников, 56 стран), X (1976 г.) - в Великобритании (Эдинбург, 1081 политолог, 55 стран). А XI конгресс (1979 г.) был проведен в СССР, в Москве (1466 участников из 53 стран) [7. P. 24], что имело существенное значение для дальнейшего развития политической науки и МАПН, а также содействовало будущей институализации политологии в России на рубеже 90-х годов как официально признанной государством. В 80-е гг. географический ареал конгрессов IPSA продолжал расширяться в направлении Америки (временами «возвращаясь» в Европу): XII конгресс IPSA (1982 г.) состоялся впервые в Латинской Америке, Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1477 участник, 49 стран), XIII конгресс (1985 г.) был проведен в Париже (1763 политолога, 66 стран). XIV конгресс IPSA (1988 г.) впервые состоялся в США (Вашингтон, 1700 участников, 65 стран); XV конгресс (1991 г.) - второй раз в Латинской Америке, в Аргентине (Буэнос-Айрес, 1400 участников, 55 стран); XVI конгресс (1994 г.) - в ФРГ (Берлин, 1884 политолога, 83 страны) [4]. В странах Востока конгрессы IPSA начали проводиться с конца 90-х гг.: XVII конгресс (1997 г.) - в Республике Корея (Сеул, 1470 участника из 72 стран), XX конгресс (2006 г.) - в Японии (Фукуока, 2 тыс. участников, 100 стран). XIX конгресс (2003 г.) впервые был проведен в Африке (ЮАР, Дурбан, 1011 политологов, 69 стран). XX (2009 г.) - третий раз в Латинской Америке, в Чили (Сантьяго, 2119 исследователей, 70 стран). XXII конгресс (2012 г.) состоялся впервые в Испании (Мадрид, 3 тыс. политологов из 78 стран), XXIII конгресс (2014 г.) в Канаде (Монреаль, приурочен к 100-летию Канадской ассоциации политической науки (1913 г.), XXIV конгресс (2016 г.) был первый раз проведен в Восточной Европе - Польше, Познани (2900 участников из 72 стран), а XXV конгресс (2018 г.) - в Австралии. Конгрессы IPSA пока не проводились в крупных государствах Азии (Бангладеш, Индия, Индонезия, Казахстан, Пакистан и др.), а также в КНР, поскольку IPSA признает политологическую ассоциацию только Республики Китай (Тайваня) - и это, на наш взгляд, является несомненным ограничителем международной и научной деятельности IPSA. Для участия в работе Всемирных конгрессов IPSA необходимо стать ее членом (зарегистрироваться на ее портале - IPSA.org/membership и внести вступительный взнос), выслать тезисы выступления (на англ. или фр. яз.), а затем (после одобрения) и весь доклад, оплатить организационный взнос участника (350 долл., для членов-студентов - 80 долл.). Портал IPSA имеет интерактивный характер: можно корректировать свои тезисы, предлагать формировать секции со своими коллегами - членами IPSA по общей теме, выбирать различный статус участия (докладчик, дискуссант, председатель секции) и др. Разрешается участие в работе всех секций и сессий. Информация о членах IPSA представлена на ее портале; между ними возможны различные формы интерактивного взаимодействия, каждый член IPSA имеет личный online-кабинет. Тезисы докладов на всемирных конгрессах и их сообщения доступны на портале ipsa.org (Online Paper Room) для всех участников. На нем же находится доступный для всех его посетителей (IPSAportal. Top 300 websites for Political Science), где представлены сотни адресов различных политологических и политических сайтов. Новацией работы в конгрессах является разрешение участвовать в них без доклада и тезисов, в качестве сопровождающего лица, но полноправного участника, с допуском на все основные мероприятия IPSA (при 50% оплате участия), что в принципе удобно, если член IPSA хочет быть на конгрессе с членами семьи или коллегами, которым не нужны публикации. XXV КОНГРЕСС IPSA: ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА XXV-й (в известном смысле юбилейный) конгресс Международной ассоциации политической науки проходил с 21 по 25 июля 2018 г., впервые за всю историю IPSA в Австралии, в специализированном, обширном Центре конгрессов и выставок крупного австралийского города Брисбен. В этом Конгресс-центре часто проходят важные международные конференции. Так, например, в 2014 г. там была проведена встреча делегаций государств группы G20, в которой участвовал президент России В.В. Путин; в 2003 г. состоялся XV Всемирный конгресс международной социологической ассоциации (ISA). (Очередной XIX Всемирный социологический конгресс также запланирован в Австралии (г. Мельбурн) в 2022 г. - в отличие от политологических - социологические конгрессы проводятся 1 раз в 4 года, а не в три-два, начиная также с 1950 г., когда ISA провела свой первый конгресс параллельно с первым конгрессом IPSA в Швейцарии (причем вначале они собрались все вместе, а затем разошлись по своим конгрессам); поэтому у социологов состоялось 19 всемирных конгрессов, а у политологов - 25). Общее руководство подготовкой конгресса осуществлял Программный комитет IPSA в составе: Террел Карвес (Великобритания), Фезун Туркмен (Турция), Катарины Гелбер Австралия, Йоко Касуя (Япония) и Йезуса Товаро (Мексика). Организационную работу в подготовке конгресса реализовывал постоянный Секретариат IPSA во главе с ее Генеральным секретарем (с 2000 г.) Ги Лашапелем (Канада) и координатором Роксоланой Бобек (Канада), которая оформляла и подписывала, после одобрения руководителей IPSA, все приглашения на конгресс. Участников конгресса приветствовали официальные лица: министр инноваций и развития туристической индустрии Австралии Хон Джонс, лорд-мэр г. Брисбена Грэхэм Квирк, Президент IPSA Илтер Туран (Турция). Приветствия от правительства и мэра города проведения конгресса означали не только вежливость принимающего государства, но и его принципиальное согласие на работу этого международного форума, его правил и состава участников. В г. Брисбене основную организационную работу осуществлял Австралийский (Local) организационный комитет под руководством его Председателя - Катарины Гелбер (Университет провинции Квинсленд, куда входит Брисбен). В Комитет вошли представители крупнейших вузов Австралийского Союза: Австралийского национального университета (Мариан Совьер), Университета Мельбурна (Робин Ескерсли), Университета Сиднея (Пиппа Норрис), Университета Квинсленда (Брайан Хеад, Джессика Кирк), Университета Нового Южного Уэльса - школы государственного управления (Микаэль Франческо), Университета Гриффитса (Рене Джефри) и др. (из тринадцати членов Локального комитета 9 были женщинами). Работа XXV конгресса IPSA основывалась на всесторонней поддержке Австралийской ассоциации политических исследований, созданной в 1952 г. и ставшей членом IPSA в 1953 г. Ассоциация объединяет около 570 постоянных членов, выпускает журнал «Australian Journal of Political Science», президент Дженни Левис [11. P. 18]. Значительную помощь в работе конгресса оказывали студентыволонтеры, осуществлявшие регистрацию участников, аккредитацию прессы, распространение информации, подготовку залов и т.л. Тема конгресса - «Границы и разделительные линии» («Вorders and Margins») - была призвана охватить те многообразные процессы, преобразования и острые противоречия глобализации, которые определяют развитие современного мира («новая нормальность», как говорят экономисты, или «посткризисная, многополярная реальность», как чаще определяют ее политологи) и влияют на состояние и трансформацию мирового порядка, взаимодействие государств, наций и этносов, управленческих структур, процессов и теорий [3]. Конгресс вызвал значительный научный интерес. По официальной информации IPSA, более 2150 ученых из 83 стран мира приняли участие в работе конгресса и в течение недели обсуждали вызовы современности, тенденции развития политологии и государственного управления. Были представлены практически все зарегистрированные в IPSA национальные ассоциации политической науки, включая российскую. Брисбенский конгресс, как и любой другой, имел свои особенности. Это был первый всемирный форум IPSA на «пятом континенте». Речь шла как об анализе актуальных политологических и политических проблем, так и популяризации идей IPSA в Австралии, изучении местного опыта. Последние десятилетия конгрессы IPSA обычно проводятся летом, в конце июля. XXV конгресс IPSA не стал исключением. Его основная работа продлилась пять дней: с 21 по 25 июля 2018 г. Они так и были обозначены в программе: День 1 (22 июля), День 2 (23 июля) и т.д. Однако в его структуру были по традиции «подключены» еще два дня. Так, 20 июля было обозначено как традиционный предконгрессовский день, когда в здании соседнего отеля «Меркурий» прошли организационные собрания руководства IPSA и работала традиционная школа изучения методов исследования политики. А в конрессовский день (26 июля) в этом же отеле провел свои заседания только что избранный новый исполком IPSA. Таким образом, весь международный политологический форум в Брисбене включил, как обычно, 7 дней. Структурно работа Брисбенского конгресса подразделялась на целый ряд различных заседаний и мероприятий, связанных между собой общей повесткой дня. Выделялись пленарные сессии (Plenary Session - SS.01; 02...). Их тематика меняется на каждом конгрессе, и они проводятся в самых больших залах. На этот раз были актуализированы темы: «Австралийские демократические инновации»; «Будущее человеческих прав в эру узкого национализма»; Президентская пленарная сессия «Вызовы границам либеральной демократии: глобальный подъем популизма» и др. Общие сессии (General Session - GS.01, 02...) проводились по темам: «Демократия и автократия», «Сравнительная политика», «Международные отношения», «Глобализация и международная политическая экономия», «Электоральная интеграция», «Политическая теория», «Меньшинства: расовые, религиозные, сексуальные», «Миграция: границы, граждане, маргиналы», «Политическое участие», «Местная политика», «Популизм», «Политика в Азии». Было проведено несколько специальных сессий (Special Session) по вопросам анализа документов, событий и видеосюжетов в политике. Они ежедневно проходили в фойе Конгрессхолла. Состоялись заседания традиционных тематических сессий (темы меняются на конгрессах) по проблемам миграции, безработицы, реальных европейских и мировых границ, а также цифровых ограничений и возможностей. На Конгрессе, как обычно, прошли традиционные заседания 51 постоянно действующего исследовательского комитета МАПН (Research Committee) по широкому дисциплинарному спектру политической науки и политики (один комитет мог организовать несколько панелей-заседаний). Наиболее значительные комитеты по количеству участников: RC.01. Концепции и методы; RC.02. Политические элиты; RC.06. Политическая социология; RC.10. Электронная демократия; RC.14. Политика и этничность; RC.29. Политическая психология; RC.26. Права человека; RC.30. Сравнительная публичная политика; RC.32. Публичная политика и администрация; RC.51. Международная политическая экономия. Кроме того, состоялись заседания нескольких временных малых групп (создаются только на время Конгресса), в которые было объединено по 8-9 участников, рассматривавших обычно определенную заранее политологическую или политическую проблему. В рамках конгресса состоялись заседания 7 австралийских секций по актуальным проблемам политологии и политики в Австралии, в которых в основном участвовали местные политологи (См.: [10. P. 41-49]). В течение работы Конгресса прошли протокольные церемониальные сессии (открытия, закрытия, награждений, актовых лекций). Графики всех заседаний и сессий на Конгрессе имели строгий регламент (1 час 45 минут); их названия, фамилии участников (председатель и сопредседатель, дискуссант, докладчики), темы докладов, время проведения и аудитория, а также общий алфавитный список всех участников с указанием страниц (где можно было найти информацию о времени и месте деятельности любого участника) были зафиксированы в объемной научной программе конгресса (См.: [10]). Тезисы выступлений были доступны на конгрессовском разделе сайта IPSA - ipsa.org; впервые работа основных секций была снята на видео и, соответственно, размещена на нем. ХАРАКТЕР ПЛЕНАРНЫХ СЕССИЙ КОНГРЕССА Важную роль в работе конгресса сыграли пленарные сессии, объединявшие большое количество участников. Первая из них называлась «Австралийские демократические инновации». Вообще на конгрессах обычно на пленарные сессии не ставятся «вопросы страны проведения форума». Однако в этом случае организаторы решили, что проблемы политики и политологии в Австралии будут интересны большинству участников, тем более что речь шла не только о стране, а и о целом континенте, имеющим более чем столетний опыт «непрерывной демократии». Австралия занимает 4-е место в сводном списке «Лучшие страны мира», который суммарно состоит из следующих рейтингов этой страны: образование - 13-е место, здоровье - 3 место, качество жизни - 6 место, динамизм экономики - 6 место, политическая обстановка - 9 место. В рейтинге самых конкурентоспособных стран мира Австралия - на 16 месте. При численности населения почти в 25 млн человек ее ВВП превышает 1 триллион долл.; на душу населения приходится 50 тыс. долл.; индекс человеческого развития - высокий (0,939 - 4-е место в мире). Австралийский доллар достаточно стабилен. Являясь составной и неотъемлемой частью англо-саксонской цивилизации (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия) и Британского Содружества, Австралия успешно использует их потенциал и опыт в своеобразных условиях развития и входит в первую двадцатку наиболее экономически и технологически развитых, благополучных стран мира (См.: [2]). В качестве ведущих докладчиков на первой пленарной сессии выступили профессор Университета Сиднея А. Грин и профессор политики Университета Аделаиды Л. Хилл. Доклад А. Грина назывался «Считая все взгляды: австралийский опыт преференциального голосования». Докладчик на фактическом материале, с презентацией таблиц, проанализировал австралийскую методику и практики преференциального голосования на примере выборов в парламент. Высший законодательный орган Австралийского Союза состоит из двух палат: верхняя - Сенат (72 члена - по 2 от каждого штата и 2-х территорий) и нижняя - Палата Представителей (150 депутатов). Сенаторы избираются на основе пропорциональной избирательной системы. Выборы в Сенат проходят по партийным спискам. Сенаторы избираются на 6 лет, при этом каждые три года происходит обновление Сената наполовину. Для выборов в нижнюю палату Австралия поделена на 150 избирательных округов. Все депутаты Палаты Представителей (как и депутаты палаты парламентов штатов) избираются на три года по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с предпочтительным (преференциальным) голосованием. Институт преференциального голосования имеет целью дать избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Согласно этой системе избиратель помечает цифрами против фамилий кандидатов в избирательном бюллетене, в каком порядке он за них голосует, то есть это голосование с указанием кандидатов в порядке предпочтения. Такая процедура, по мнению А. Грина, имеет больше преимуществ, чем обычное голосование. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства первых мест в рейтинге, то кандидат с наименьшим рейтингом исключается из списка, а полученные им голоса перераспределяются в соответствии с рейтингом кандидата, получившего второе место в списке. И этот процесс продолжается, пока кто-то из оставшихся в списке кандидатов не наберет абсолютное большинство голосов. Используя преференциальное голосование, избиратель может содействовать избранию популярного кандидата, помещенного в середину списка. При выборах в Сенат Австралии многомандатно-преференциальная система носит более сложный характер, потому что от каждого штата избирается 6 членов. Кандидаты считаются избранными, если получают необходимую квоту голосов (1/7) от списочного числа плюс один голос. У депутатов, получивших «избыток» голосов, его перераспределяют в пользу других кандидатов, занявших относительно более низкие места, а занявшие последние исключаются из списка. В австралийской практике выборы приносят пропорциональное представительство партий (См.: [5. P. 4]). Профессор Л. Хилл выступила с докладом «Обязательное голосование в Австралии: эффекты, публичное одобрение и демократическое обоснование». Докладчик проанализировала электоральную систему страны с точки зрения характера участия граждан в выборах. Она показала, что австралийскую избирательную систему в процедурном смысле отличает такая особенность, как обязательное голосование населения. В Австралии голосование является обязательным, включая обязательную регистрацию участников голосования. Впервые обязательная система голосования была применена для принятия решений на референдумах в 1915 г., а для определения победителей на федеральных выборах - с 1924 г. Голосование является обязательным как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов и территорий. Людей, не принявших участие в выборах, просят предоставить объяснения, и в случае, если их нет или они признаны неудовлетворительными (болезнь, религия), к виновным применяется административная мера взыскания в виде штрафа (20 долл.). В случае неуплаты штрафа виновные могут быть вызваны в суд, где их ждет более серьезное взыскание. В результате в выборах гарантированно участвует 95% австралийских граждан [2]. Л. Хилл полагает, что обязательное голосование и преференциальные выборы, в сочетании с активной позицией граждан, в сложном (федеративном) устройстве страны содействуют демократизации и прозрачности австралийской политики. Вторая пленарная сессия называлась «Будущее человеческих прав в эру узкого национализма». Ее провел известный общественный деятель, консультант Отдела ООН по делам беженцев, а также Международной организации Красный Крест и Полумесяц, Президент Комитета по правам человека IPSA, профессор политических наук университета штата Небраска (Линкольн) Дэвид Форсайт. Он обратил внимание на возрастающую роль национальных (этнических) проблем в мировом развитии и в области прав человека. В этой связи Д. Форсайт дал характеристику современного периода как своеобразной эры «Нового Национализма», поскольку за последние десятилетия произошли глубокие национальные изменения в мировом политическом процессе: появилось много новых национальных государств (в том числе часто образованных конфликтным путем «выхода» из прежних, более крупных), изменились и меняются численность и взаимоотношения между многими нациями и этносами как внутри стран, так и за их пределами, возникают новые национально-этнические конфликты и войны, повысилось значение этнических сообществ, движений за национально-этническое самоопределение. Все это затрудняет международное и межгосударственное сотрудничество, обостряет противоречия в условиях глобализации и повышает конфликтность мировой политики. Но в то же время «Новый Национализм», по мнению Форсайта, по ряду направлений похож на предшествующий, «старый национализм» начала XX века (периода Первой мировой войны). Докладчик выделил такие их общие черты, как спекуляция на популистских, почвеннических или местечковых этнических проблемах, причем в ущерб универсальным правам человека и правовым методам урегулирования конфликтов. При этих «староновых» подходах международное право и институты начинают ослабевать. Им противопоставляется некое «национальное величие», «национальная власть», «национальное благоденствие», что выше, чем правовые институты, а свободы и права человека рассматриваются как явление второстепенное по отношению к национальным или наднациональным аспектам. Докладчик отметил в этой связи особое значение Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ООН в 1948 г. (как раз исполнилось 70 лет!), других документов международного гуманитарного права, которые замалчиваются сторонниками или вдохновителями узко-националистических подходов и решений. Д. Форсайт указал на острую необходимость как политиков, так и политологов, активных и разумных граждан, соответствующих институтов и учреждений последовательно выступать против вопиющих нарушений прав человека: геноцида, преступлений против человечества и человечности, особенно военных действий преступного характера в вооруженных конфликтах; для обеспечения всей совокупности человеческих прав в политической, социальной, экономической и культурной сферах и областях [5. P. 5]. Третья пленарная, президентская сессии «Вызовы границам либеральной демократии: глобальный подъем популизма» была проведена Президентом IPSA (2016-2018 гг.), профессором Ильтером Тураном (почетный профессор политической науки Университета Бильги, Турция). Он обратил внимание на кризис современной «западной» формы неолиберализма, которая навязывается многими исследователями в качестве универсальной и якобы единственно рациональной для всех стран мира. И если на первой этапе ее развития и применения (рубеж XX-XXI вв.) она действительно внесла позитивный вклад в развитие мировой экономики и глобализации, то позже оказалась неспособной дать рациональный анализ причин мирового экономического кризиса 2008/9 гг., резкого расслоения обществ на бедных и богатых, объяснить успехи успешного экономического подъема государств, руководствовавшихся консервативно-либеральными, национально ориентированными теориями генезиса. Соответственно, им был актуализирован вопрос как о границах и пределах либеральной демократии, о ее соотношении с глобальным подъемом популизма и ростом миграционных процессов. В обсуждении приняли участие известные политологи. Так, профессор Школы управления им. Кеннеди Гарвардского университета и департамента управления Университета Сиднея (Австралия), лауреат премии IPSA имени К. Дойча, Пиппа Норрис проанализировала популизм как выражение политической позиции, апеллирующей к народным массам и критикующей правящие элиты. Многие популисты представляют себя защитниками отдельных регионов либо социальных групп. К распространенным популистским выражениям относятся: «прямая демократия», «авторитетный лидер», «антинародное правительство», «борьба с коррупцией» и др. Популисты часто утверждают, что социальные проблемы имеют ясные решения: борьба с властью коррумпированных политических группировок, бюрократов и корпораций, привлечение к управлению представителей народа. Сторонники популизма считают его истинной демократией, а противники - демагогическими способами борьбы за власть, подрывающими основы сложившегося порядка [9]. П. Норрис полагает, что несмотря на многообразие популистских партий, их все объединяют два принципа: «антиистеблишментские убеждения и суверенитет народа». Со стороны либеральных кругов и элит (особенно в ЕС или в связи с феноменом Д. Трампа) отношение к популистским оппозиционным движениям является негативным; они рассматриваются как внесистемные или деструктивные силы, «открывающие дверь» для популяризации «авторитаризма, национализма и изоляционизма». Норрис подвергла критическому анализу феномен правого авторитарного популизма. Профессор политической науки Свободного международного университета Гвидо Карли (Италия), президент IPSA в 2009-2012 гг., руководитель интернетпортала IPSA, Леонардо Морлино представил презентацию на тему «Новый популизм и протестные партии». Он отметил, что многие исследователи популизма рассматривали его как стиль риторики, который может служить не одной, а множеству идеологий. Популизм включает в себя критику существующего режима, а также иногда национализм, расизм или религиозный фундаментализм. Особенностью современного («нового») популизма является то, что он явился реакцией на резкое ухудшение положения народных масс (особенно молодежи) и обеднение среднего класса в условиях всемирного финансового кризиса, резкой дифференциации общества. Впервые после Второй мировой войны новое поколение на Западе живет хуже, чем предыдущее. Причиной популярности популизма являются и сильные антиэлитные настроения. Избиратели не любят «истеблишмент» и готовы голосовать против него. Политика превратилась в закрытый клуб, куда пускают только «по спискам», а «демократическая политика» превратилась в банальное администрирование. Так, 75% депутатов французского парламента - выходцы из системы государственной службы, профессиональные чиновники. Собственно, «новый» популизм - это политика декларации ценностей в противовес политике проговаривания ритуала. Люди устали от бюрократического контроля с одной стороны и тотальной безответственности власти с другой. Еще одной причиной популизма является провал миграционной политики ЕС, направленной на интеграцию мигрантов в европейские общества, и неудачами мультикультурного проекта в Германии, Франции и Великобритании, открыто признанного лидерами этих стран. Л. Морлино полагает, что популистские партии имеют национальную специфику; в Европе это обычно «евроскептики» [8]. «Левый» и «правый» популизм имеют отличия. Правые (Национальный фронт во Франции, Альтернатива для Германии, движение «Брексит», партия евроскептиков «Шведские демократы») делают акцент на интересах всей нации, ее истории, культуре, борьбе с незаконной миграцией и т.д.; «левые» («Podemos», Испания, «СИРИЗА», Греция) - на антикапиталистические, антибюрократические и антиглобализационные идеи. Для некоторых популистских движений характерно прямое общение с гражданами через Интернет («Движение 5 звезд») или апробация интересов макрорегиона («Лига Севера» - в Италии). Л. Морлино отметил, что в популистских движениях большое значение имеют образы их политических лидеров. Представители «нового» европейского популизма обычно позитивно относятся к России, ориентируясь на ее пример независимого поведения. В целом популизм стал явлением международного значения, выходящим за пределы либеральной демократии; следует обращать внимание на его генезис и возможные трансформации. РОССИЙСКИЕ ПОЛИТОЛОГИ НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ И ЕГО ИТОГИ Делегации российских обществоведов и политологов традиционно участвуют в работе Всемирных конгрессов IPSA, начиная с ее III-го конгресса, состоявшегося в 1955 г. (!) в Стокгольме. Важно отметить, что с 1961 г. известные российские обществоведы: А.И. Лепешкин, А..А. Тадевосян, В.А. Туманов, Г.Х. Шахназаров, В.В. Смирнов, Е.Б. Шестопал, Т.А. Пархалина и М.В Ильин избирались членами исполкома IPSA., а В.А. Туманов, В.В. Смирнов, Г.Х. Шахназаров, Е.Б. Шестопал и М.В. Ильин - ее вице-президентами. Соответственно, они содействовали развитию научных отношений между российскими и зарубежными политологами. Профессор М.В. Ильин (НИУ ВШЭ, Москва) является редактором журнала IPSA «Participation». В качестве ассоциированных членов IPSA от России выступают журнал «Полис», ИНИОН РАН, факультет политологии МГУ. Из России в работе XXV Всемирного конгресса IPSA по линии РАПН приняли участие более 30 политологов из ведущих вузов и исследовательских центров страны, выступивших в различных заседаниях и сессиях. Были представлены МГИМО, ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, РГГУ, РУДН, СПбГУ, ПФУ (Казань), ЮФУ (Ростов/Дон), журнал «Вестник РУДН. Серия: Политология», журнал «Полис» (Политические исследования)», Институт социологии РАН. Президент РАПН, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, профессор О.В. Голутвина явилась председателем секции «Межсекторальное взаимодействие политических элит» и выступила с докладом о режимных трансформациях в посткоммунистических государствах. Профессор ВШЭ М.В. Ильин выступил по проблеме институционального наследия как ресурса. Вице-президент РАПН, профессор ВШЭ А.Ю. Мельвиль представил доклад о новых компонентах государственной мощи и влияния. Председатель совета РАПН по международному сотрудничеству профессор МГИМО А.И. Никитин выступил по проблеме применения Россией вооруженных сил за пределами страны. Профессор МГИМО О.Ю. Малинова сделала доклад о значении культурной политики памяти как источнике и ограничителе государственной власти и политики; доцент МГИМО О.Г. Харитонова рассмотрела проблемы траекторий регулирования межэтнических конфликтов. Председатель Научного Совета РАПН, профессор СПбГУ Л.В. Сморгунов представил доклад о правительстве как цифровой платформе: критика технократической культуры государственного управления в цифровую эпоху. Заведующий кафедрой Приволжского (Казанского) федерального университета, профессор О.И. Зазнаев выступил с докладом о соотношении этничности и форм правления на секции «Причины и последствия этнической политики». Главный редактор журнала «Полис», профессор С.В. Чугров рассмотрел политику «постправды» в современном мире. Ответственный секретарь редколлегии журнала «Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: Политология», доктор политических наук В.Г. Иванов активно участвовал в работе ряда секций. В работе конгресса приняли участие и другие известные российские политологи: Т.Л. Барандова (ВШЭ), С.С. Бодрунова (СПбГУ), Г.А. Грибанова (СПбГУ), Л.Е. Ильичева (РАНХиГС), Ю.В. Ирхин (РАНХиГС), В.Н. Коновалов (Южный федеральный университет, Ростов/Дон), А.В. Кутелева (РУДН-Университет Альберты), Т.Н. Литвинова (Институт социологии РАН), И.Ю. Окунев (МГИМО), С.Н. Пшизова, (МГУ), А.Ю. Сунгуров (СПб, Центр «Стратегия»), И.Ю. Орлова (РАНХиГС) и др. Важно, что Т.Л. Барандова, О.В. Гаман-Голутвина, И.Ю. Окунев и Л.В. Сморгунов выступили председателями программных секций конгресса. Кандидатура профессора Л.В. Сморгунова была рекомендована РАПН и российскими политологами на конгрессе для избрания в Исполнительный комитет IPSA, однако при рейтинговом голосовании представителей всех национальных ассоциаций политической науки ему не хватило нескольких голосов. На конгрессе было избрано новое руководство IPSA. Ее президентом на 2018- 2020 гг. стала Марианна Кнойер - известная исследовательница проблем политики, профессор Университета Хильдесхайма в Нижней Саксонии (университет создан в 1978 г., основные факультеты - социальные и информационные науки). Генеральный секретарь IPSA Ги Лашапель (Канада, Монреаль, Университет Конкордия) и ее секретариат продолжили исполнять свои обязанности. На заключительной церемонии конгресса были кратко подведены его итоги и оглашено решение Исполкома о том, что следующий XXVI Всемирный конгресс IPSA состоится 23-28 июля 2020 г. в Португалии, в одном из крупнейших вузов страны - Лиссабонском Университете (Universidade de Lisboa, воссоздан в 1911 г., 22 тыс. студентов). По существующей традиции прежний и избранный президенты IPSA - Илтер Туран и Марианна Кнойер - передали представительнице Национального организационного комитета будущего XXVI конгресса в Португалии Эдалине Санчес официальный флаг IPSA. По его сине-голубому фону золотистыми буквами вверху выделена на французском и английском языках аббревиатура AISP*IPSA, под ней размещены символ земного шара и надпись World Congress - Congress Mondial, а затем чуть ниже выделены названия всех 25 городов, где проводились конгрессы (среди них есть и Москва (1979 г.). Э. Санчес выступила с приветственной речью и от имени оргкомитета пригласила всех присутствующих на Лиссабонский конгресс IPSA. Коллективная работа конгресса показала важность совместного обсуждения политологами различных стран, школ и направлений актуальных проблем политологии, национальной и мировой политики. Тема «Границы и разделительные линии» пронизывала все научные мероприятия форума. Было показано, что ускорение процессов глобализации, появление новых центров мировых сил и острая конкурентная борьба за ресурсы жизнедеятельности и влияния в целом привели к обострению глобализационных процессов. Кроме традиционных государственных возникли границы безопасности и «глобализационные пределы и границы»; нормы международного права оспариваются вычерчиванием пределов «национальных интересов»; установление санкционных, протекционистских, миграционных и иных границ стало нормой деятельности США и ЕС. Эти новые искусственные линии и границы направлены на изоляцию ряда государств, народов, этносов и т.д. С другой стороны, эгоистическая политика учреждения новых, искусственных границ и пределов вызывает растущую озабоченность и противодействие многих институциональных членов мирового сообщества, представителей демократических кругов, в том числе политологов. В целом конгресс, представлявший около 3 тыс. политологов различных направлений, дал глубокий и достаточно плюралистический анализ актуализированных им проблем. Планирующийся XXVI конгресс в Португалии может быть полезен с точки зрения его проведения в экономически, политически и социально проблемной зоне Южной Европы, для обсуждения вопросов как общеевропейского, так и мирового посткризисного развития и сложившейся новой реальности международных отношений и политики в целом.

Youri Vasilievich Irhin

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the auspice of the President of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: irkhine@mail.ru
Vernadskogo prospect 84, 119606, Moscow, Russia

PhD (History), Doctor of Science in Philosophy, Full Professor of the Department of Political Science and Management of the Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Administration; Professor of Russian State Humanitarian University (Russian Federation)

  • Irhin Y.V. XXIII Vsemirniy kongress Mezjdunarodnoi assosiatsii politicheskoi nayki v Kanade «Vizovi sovremennomy upravleniy» [XXIII World Congress of International Political Science Association in Canada: «Challenges of Contemporary Governance»]. RUDN Journal of Political Science. 2014; 4: 78—89 (In Russ.).
  • Australian Politics in the Twenty-first Century: Old Institutions, New Challenges. Eds. Ian Ward (G. Kefford, H. Murphy-Gregory, I. Ward, St. Jackson, L. Cox, A. Carson). Cambridge, UK. New York. Port Melbourne. Victoria. New Delhi: Cambridge University Press; 2018. 350 p.
  • Borders and Margins: Federalism, Devolution and Multi-Level Governance. Eds. Guy Lachapel, Pablo Onate. Berlin&Toronto: Barbara Budrich Publishers. Opladen; 2018. 230 p.
  • Boncourt T. Une histoire de L`Association Internationale de Science Politique. Canada. Québec: IPSA; 2009. 82 p. (In Fr.).
  • Carver T., Turmen F. The Politics of Borders & Margins: Political Scientists Convine in Brisbane. Australia’s Democratic Innovations: Аntony Green. Counting All Opinions; Lisa Hill. Compulsory Voting in Australia. Participation. Canada, Quebec: IPSA. 2017; Vol. 41; 1: 4—6.
  • International Political Science Associations. 2017—2018 Biennial Report. Ed. Guy Lachapelle. Canada. Quebec: IPSA; 2018. 45 p.
  • Merritt R., Hanson E. Science, Politics and International Conferences. A Functional Analysis of the Moscow Political Science Congress. USA: Boulder, Colorado; 1989.
  • Morlino L. Democrazia e mutamenti: attori, strutture, processi. Roma: Luiss University Press; 2016. 266 p. (In Ital.).
  • Norris P. Electoral Integrity in America. New York: Oxford University Press; 2018. 280 p.
  • Program. IPSA•AISP 25th World Congress of Political Science 25eme Congrés mondial de science politique. Borders and Margins. Frontiéres et marges. 21—25/07/2018. Brisbane. Australia. Montreal. Canada: Concordia University; 2018.
  • Sawer M. A History of the Australian Political Studies Association. Participation. 2017. Vol. 41; 1: 18—19.
  • Trent J., Stein M. The World of Political Science: A Critical Overview of the Development of Political Studies around the Globe: 1990—2012. Canada. Toronto: Barbara Budrich Publishers; 2012.

Views

Abstract - 295

PDF (Russian) - 176

PlumX


Copyright (c) 2018 Irhin Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.