Separatism in Casamance: How to End the War? Constitutional Federalism or Autonomy?

Cover Page

Abstract


The article is devoted to analysis of the military conflict in the southern region of Senegal, Casamance. The conflict for autonomy in the region continues for more than thirty years between MFDС separatist group (Movement of democratic forces of Casamance) and the government of Senegal. The emergence of this crisis is due to historical, cultural and social specificities of the region. The author shows that the conflict is also largely affected by political instability in neighboring countries: Guinea Bissau and Gambia.


В первое десятилетие независимости Западная Африка стала театром многочисленных вооруженных конфликтов. В регионе были кровавые перевороты, восстания, насильственные сепаратистские проекты, ни одна западно-африканская страна не избежала внутренних вооруженных конфликтов. Сепаратисты в Западной Африке претендовали на независимость отдельных этносов или регионов. Нигерия и Чад являются наиболее наглядными примерами этой тенденции в 1960-х годах. Однако в 1980-х и 1990-х гг. в Нигере, Мали [21] и Сенегале появились новые сепаратистские движения. Так, в Сенегале движение демократических сил Казаманса (MFDC)[1] агитировало за региональную автономию начиная с 1947 года, выбрав путь насильственной сецессии только в 1982 году. Данное сепаратистское движение строило свою борьбу вокруг регионального партикуляризма и исторической автономии провинции Казаманс. Конфликт Казаманс является одной из многочисленных гражданских войн в постколониальной Африке. В качестве сторон конфликта выступали государство Сенегал и Движение Демократических Сил Казаманса (ДДСК), которое боролось за независимость провинции Казаманс с 1982 года, но до настоящего времени (2017) не смогло достичь этой цели. Данный конфликт представляет собой, прежде всего, сепаратистский конфликт. Война в Казамансе была одной из наименее кровопролитных среди множества африканских конфликтов по количеству и характеру/типу жертв, несмотря на ряд нарушений прав человека[2]. Тем не менее, по данным 2012 г. погибли более 788 человек, экономическое развитие региона было остановлено, что привело к распространению бедности, десятки поселков были разрушены и тысячи человек стали беженцами [19]. Парадоксально, что конфликт происходит в южной части Сенегала - страны, считающейся самой стабильной в Западной Африке. Каковы причины конфликта в одной из самых стабильных стран Африки? Протестные движения и беспорядки прошли в самом южном регионе Сенегала, Казаманс, в 1981 г. (забастовка лицея Джинабо), и особенно в декабре 1982 и 1983 г. Эти повторяющие мятежи касались подавляющего большинства населения Казаманса, то есть департаментов Усуй, Зигиншор и Бинона, снова обнажив проблему, считавшуюся прежде решенной. Не вызывает сомнений специфичность региона Казаманс по своей истории, населению, географическому положению. Условия его колонизации и вхождения в Сенегал, также очень специфичны. Регион богат полезными ископаемыми, экономический и производственный потенциал системы сельского хозяйства также очень высок. Коренное население в основном составляет этнос Диола, занимающий 4 место по численности населения в Сенегале. В своей истории Казаманс имел различный опыт колониализма [18]. Являясь частью португальской колонии, он был продан французам. Колониальная администрация Казаманса отличалась от остальной части французской колонии, то есть Сенегала. Во время колониального периода французские правители столкнулись с огромным сопротивлением в Казамансе [14. P. 7-34]. Это повлекло за собой множество последующих соглашений с органом управления регионом. В частности, современный Казаманс являлся частью области, называемой Ле-Ривьер-дю-Сюд, что примерно соответствует территории между бывшими империями Судана и Мали и прибережьем Атлантического океана. Этот период был характерен отсутствием широкой политической организации для объединения племен. В 1845 г. Ле-Ривьер-дю-Сюд и все французские территории, в том числе Габон, перешли под руководством Иль-де-Горе в качестве столицы, где управлял губернатор. Казамансом управляли отдельно от остальной части Сенегала (здесь имеется в виду, что регион имел статус автономии от остальной колониальной территории Сенегала) с 1854 по 1939 г., под непосредственным руководством губернатора французской Западной Африки (AOF), и присоединили только как единое унитарное государство к концу колониального периода. После обретения независимости 4 апреля 1960 г. провинция Казаманс оставалась частью Сенегала. Казаманс был стратегически значим для колонизаторов, будучи торговым пунктом для рабов, воска, слоновой кости и риса. Народ Казаманса славится своей долгой историей сопротивления колониальным захватчикам, которая характеризуется жестокими битвами и убийствами [18. P. 241-242]. Исторический опыт является частью коренных причин конфликта в Казамансе. В случае Сенегала попытки первых двух президентов страны к объединению различных этнических групп под одной общей сенегальской идентичностью путем развития одного языка в ущерб другим, столкнулись с большим сопротивлением в Казамансе. Такие правила были восприняты как дискриминация со стороны центральной власти. Это противоречило эгалитарному характеру некоторых этнических групп в регионе Казаманс. Более 90% населения Сенегала говорят на языке волоф, в том числе и неносители языка, включая такие народности, как пулар и серер [8. P. 101-106]. Казаманс пошел против всех этих стратегий объединения народа, потому что они воспринимались как дискриминационные меры в отношении своих традиционных обычаев, которые отвергают любое политическое руководство. При Президенте Л.С. Сенгоре введение французского языка сопровождалось согласием лидеров политических партий, представляющих правительство в своих регионах. Социальные и экономические проблемы Казаманса Еще одним источником конфликта является развитие чувства дискриминации по занятости населения к остальным регионам страны. Руководство Сенегала не уделяло достаточного внимания развитию южного региона. Таким образом, самый богатый регион страны по полезным ископаемым и ресурсам оказался также и самым бедным по уровню и качеству жизни. Интересы южной части Сенегала не могут быть адекватно озвучены в Дакаре, поскольку он не имеет достойных представителей в органах, принимающих политические решения. Одна из наиболее острых проблем заключалась в образовании местной молодежи. У населения Казаманса росло чувство колонизации в суверенной стране. Недостаточные инвестиции в Казамансе также вызывают недовольство властью в Дакаре на протяжении длительного времени. Отсутствие инвестиций в Казамансе привело к замедлению развития на юге и росту проблем местных жителей на рынке труда [16]. К причинам военного конфликта также можно отнести политику соседних стран. Так, в Гвинее-Бисау [17] Африканская партия Независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) вела успешную войну за независимость против колониальной власти Португалии в 1974 году. Важно отметить, что жители Казаманса поддерживали народ Гвинеи-Бисау в ходе освободительной войны против португальского колониального господства. Была определенная надежда, что совместное участие в этой войне обеспечит поддержку во время боевых действий за независимость региона Казаманс. В Гамбии военный переворот экс-президента Дауда Диавара усилил нестабильность региона. Кроме того, густой лес Казаманса, наличие ветеранов войн в Индокитае и Алжире, а также отставных офицеров армии Сенегала являлись дополнительными катализаторами конфликта [20. P. 179-201]. Стороны военного конфликта Важную роль в конфликте сыграл католический священник отец Джамакун Августин Сенгор [7]. Ранее в 1967 г. он начал делать образовательные радиопрограммы и использовал эту возможность для того, чтобы подготовить почву для восстания в Казамансе. В своих программах он говорил об уникальности региона Казаманс в плане культурной специфики и религиозной практики, которая больше склоняется к анимизму. С 1980 по 1981 г. отец Джамакун проводил конференции, писал письма властям Сенегала. Тайные встречи проходили в «священных рощах» Казаманса, известных как Ле-Буа Сакре [6. P. 210-241], «священный путь», где большая часть восстания была тактически и духовно подготовлена при помощи и с благословения женщин. Основными протагонистами в рассматриваемом конфликте являются, с одной стороны, сепаратистские движения, возглавляемые Движением демократических сил Казаманса, и государство Сенегал в лице правительства Сенегала. Конфликт оказался затяжным - он продолжался более 30 лет и привел к многочисленным жертвам. Чем отличается конфликт в Казамансе от других войн в африканских странах? В отличие от многих конфликтов в Африке к югу от Сахары причины военного конфликта на юге Сенегала связаны не только с соперничеством за природные ресурсы. Конечно, важное значение имеют нефтяные месторождения, обнаруженные в 1970 г. у берегов Казаманса, на которые претендует также Гвинея-Бисау. Внешние державы пользуются возможностью оказать давление на Сенегал для дестабилизации ситуации, чтобы расширить свое влияние и воспользоваться «серыми зонами», возникающими в результате конфликта для любого вида трафика. Восстанию удалось найти поддержку у соседних государств, с которыми у Сенегала были сложные отношения: Гамбии и Гвинеи-Бисау. Споры между Сенегалом и Гамбией начались за несколько лет до возникновения ДДСК. Как известно, армия Сенегала дважды провела военные действия на территории у своего соседа Гамбии: первый раз - в 1980 г., чтобы избежать угрозы переворота, второй раз в 1981 г., чтобы свергнуть силы, совершившие революционный переворот, который приветствовало население страны. В настоящий момент с приходом к власти в Гамбии с помощью ЭКОВАС и Сенегала нового Президента Адама Барро страны улаживают соседские отношения и развивают политическое и экономическое сотрудничество для стабильности и развития региона. Напряженность отношений между Сенегалом и Гвинеей-Бисау Армии обеих стран пересекли границы друг друга в 1990 году, когда партизаны ДДСК начали свое наступление в Казамансе. Сложившиеся отношения между государствами возникли в ходе войны за независимости Гвинеи-Бисау, у которой находилась военная база в Казамансе. Также на отношения двух стран оказывает влияние спор о делимитации территориальных вод, в которых зона добычи нефти и обширные рыбные ресурсы находятся в исключительном экономическом владении Сенегала. Исчезновение коммунистического режима в Гвинее-Бисау сопровождалось неолиберальными преобразованиями и сближением с Францией и Сенегалом: вход в Франкофонию и Зону франка способствовал урегулированию территориальных споров с Сенегалом и партнерству во всех сферах деятельности и кооперации. Мир и безопасность в Казамансе: политическая и экономическая необходимость и социальная справедливость Развитие Западной Африки невозможно без мира и стабильности. Нужно адаптировать политическую архитектуру на национальном и региональном уровнях и военный арсенал, правовые, административные механизмы и культурные привычки для решения нового типа политических задач. Это необходимо для того, чтобы построить будущее мира, солидарности, взаимного уважения и развития на благо населения. Гамбия и Гвинея-Бисау должны быть полноценными участниками, как и Сенегал, в обеспечении мира и безопасности на границах Сенегала. Их участие в процессе мира в Казамансе не должно быть следствием их доброй воли и их правильных положений в отношении с Сенегалом, но осознанием того, что там происходит и как это влияет на мир и безопасность в своих странах. Без «мира, стабильности и безопасности на Юге Сенегала» не может или не должно быть «мира, стабильности и безопасности в соседних странах, которые служат в качестве убежищ для вооруженных группировок, которые нарушают наши границы, нападают на наших сограждан, мирных жителей и наши силы безопасности, сеют опустошение среди населения, используя мины» [12]. Ситуация в Казамансе сложнее, поскольку на текущий момент не удалось договориться с сепаратистами. Необходимо отметить, что их внутренние фракции усложняют процесс поддержания мира. Для эффективного возвращения мира они должны «говорить одним голосом», то есть согласовать между собой условия переговоров. Объединение сепаратистов в единую структуру необходимо, однако этого пока не произошло. Возвращение мира в Казамансе основывается только на «продолжении и завершении мирного процесса» и «реализации активных действий, экономического, социального и культурного развития, учитывающего интересы населения Казаманса» [10]. Со стороны государства значительные усилия были предприняты с момента прихода к власти бывшего Президента Абдулай Вад, который в свое время предложил решить конфликт за 100 дней. К сожалению, 12 лет его правления прошли без значительных результатов. Политической воли обеих сторон оказывается недостаточно. Для прекращения огня жизненно необходимы воссоединение Казаманса с остальной территорией страны путем инфраструктуры (дороги, железные дороги, аэродром), важно разработать подходящий правовой статус, восстановить деревни, которые были разрушены, в соответствии с пожеланиями местных жителей, расчистить все заминированные районы, осуществить реабилитацию ветеранов, оказать помощь людям, пострадавшим от конфликта. К тому же необходима политическая воля для того, чтобы обратить внимание на интересы и мнения ассоциаций гражданского общества, глав религиозных и национальных традиций, лидеров общественного мнения [9. P. 145]. Совокупность вышеперечисленных шагов является гарантией успеха в нормализации политической и экономической ситуации в регионе.

Saidu Diallo

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: wesley.wesley@yandex.ru
Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198

postgraduate student of the Department of Comparative

  • Damaskin O.V. Vybory i suverenitet gosudarstva v sovremennyh uslovijah. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i praktika. 2016; 2: 38—40. (In Russ).
  • Senegal / vnutrennie konflikty i raskoly. Politicheskij atlas sovremennosti. Vnutrennie konflikty i raskoly. Available from: http://www.hyno.ru/tom4/1545.html. (In Russ).
  • Tjegi: Kazamans, Senegal, separatizm, vojna, povstancy. Available from: http://www.conflictologist.org/dvijenie-za-nezavisimost-kasamanca-v-senegale.htm. (In Russ).
  • Habenskaja E.O. Regional'nye konflikty, otnoshenija Senegala s Respublikoj Gambija: opyt i perspektivy. Konfliktologija. 2014; 1. SS. 89—98. doi: 10.7256/.2014.1.13241. Available from: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=31685. (in Russ).
  • Jebzeev B.S. Narod, narodnyj suverenitet i predstavitel'stvo: doktrinal'nye osnovy i konstitucionnaja praktika. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i praktika. 2016; 2: SS. 3—12. (In Russ).
  • Bassene R.C. Casamance: récits d’un conflit oublié (1982—2014). 1 juin 2015 à Harmattan. 308 p.
  • Bassene R.C. L'abbé Augustin Diamacoune Senghor Broché. 1 février 2013. 216 p.
  • Cisse M. Langues, Etat et Societe au Senegal. Université Cheikh Anta Diop (Sénégal), 2005. 130 p.
  • Boucounta D. La Crise Casamançaise: Problématique et Voies de Solutions. L'Harmattan, 2009. 153 p.
  • Ibrahima D. Retour de la Paix en Casamance: La Solution Pour les Cadres Casamançais. Sudonline.sn — Webnews. Le 20 mars, 2012.
  • Diouf L., Yaguello M. J'apprends le wolof, (édition Karthala). 1991.
  • Gnoungo F. Crise gambienne — Pour le Sénégal, l’intérêt, la paix en Casamance. Rédaction Politikafrique.info. 24 janvier 2017. Available from: http://politikafrique.info/crise-gambienne-senegal-linteret-paix-casamance.
  • Jallow M.K. Senegambia: Gambia’s permanent state of crisis and Senegal’s impossible peace. Senegambia News. 16 February 2014. Available from: http://www.senegambianews.com/ 1333/65871/a/senegambia-gambias-permanent-state-of-crisis-and-senegals-impossible-peace.
  • Hubert L. Héroïnes Africaines. Vol. 1. Aline Sitoe Diatta-Anne Zingha-Lalla Fatma N'Soumer. Album — 30 mai 2012. 42 p.
  • Macky Sall à Banjul: «Nous allons consolider la Sénégambie des peuples et la Sénégambie économique». Senego. 18.02.2013. Available from: http://senego.net/senegal/2013/02/18/macky-sallhomologue-gambien-allons-consolider-senegambie-peuples-senegambie-economique_ 77699.html.
  • Ndiaye Amadou (contributeur Le Monde Afrique). Casamance: quatre raisons qui font perdurer un conflict. Le Monde.fr. 15.12.2015.
  • O’Regan D., Thompson P. Advancing Stability and Reconciliation in Guinea-Bissau: Lessons from Africa’s First Narco-State. Africa Center for Strategic Studies. June 2013. Available from: https://africacenter.org/publication/guinea-bissau-stability-reconciliation-narco-state/.
  • Roche Ch. Histoire de la Casamance. Conquête et résistance: 1850—1920. Année. 1988. Vol. 75; 279: 241—242.
  • Sosthène M. Guerre civile au Tchad: Souvenirs d’un survivant. La Voix. 15.02.2011.
  • Straus S. Wars Do End! Changing Patterns of Political Violence in Sub-Saharan Africa. African Affairs. 2012; 111(443): 179—201.
  • Themnér L., Wallensteen P. Armed Conflicts 1946—2012. Journal of Peace Research. 2013; 50(4): 509—521.

Views

Abstract - 179

PDF (Russian) - 98

PlumX


Copyright (c) 2017 Diallo S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.