ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Обложка

Аннотация


Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях внутренней экономической напряженности и внешнеполитического давления повышаются требования к аппарату органов власти. Политическая наука призвана выработать инструментарий, позволяющий обеспечить адекватность государственной службы потребностям современного общества. Целью статьи является изучение политических факторов трансформации института государственной службы. Используемая методология основана на принципах неоинституционализма, широко используемых в современных исследованиях общественно-политических процессов. На научную новизну претендуют такие положения исследования, как концептуализация понятия политического фактора, понимаемого как условие, влияющее на процессы в экономике и обществе, связанное с особенностями политической системы, которое подлежит наблюдению, измерению и используется для описания характеристик данного общества. Впервые предложена классификация политических факторов институциональной трансформации государственной службы, включающая выступления политических лидеров, государственное планирование, систему предписаний (политические ценности и правовые нормы), кадровую политику и механизм оценки эффективности управления. В результате проведенного исследования предложена модель жизненного цикла реформы государственной службы и обосновано утверждение, что современные дисфункции данного института во многом объясняются неоптимальным институциональным выбором, сделанным в начале 1990-х годов. Проектирование реформ государственной службы осуществляется узким кругом политико-бюрократической элиты, что способствует длительному консервированию институцио-нализации госслужбы в незавершенной стадии. Чем больше времени проходит с начала политического транзита в России, тем больше возрастает зависимость от предыдущего этапа развития и к тем бо´льшим политическим и социально-экономическим издержкам приводит незавершенная реформа бюрократии. Предложена программа мер по развитию института публичной службы, призванных снизить влияние неэффективной неопатримониальной бюрократии и создать условия для перехода к инклюзивным политическим институтам.


Г А Борщевский

Лицо (автор) для связи с редакцией.
ga.borshchevskiy@migsu.ranepa.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ пр-т Вернадского, 82, 119571, Москва, Россия

Борщевский Георгий Александрович - кандидат исторических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ

  • Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.
  • Гаман-Голутвина О.В. Мировой опыт реформирования систем государственного управления // Вестник МГИМО. 2013. № 4. С. 187-194.
  • Гельман В.Я. Модернизация, институты и «порочный круг» постсоветского неопатримониализма. СПб.: Европейский ун-т, 2015. 59 с.
  • Слатинов В.Б Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки // Россия и современный мир. 2012. № 1. С. 79-90.
  • Шастико А.Е. О методологии институциональных исследований // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 96-120.
  • Шульман Е.М. Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в современной России: дис.. к.п.н. М., 2013.
  • Drechsler W. The Rise and Demise of the New Public Management // Post-autistic Economics Review. 2005. Is. 33. Р. 17-28.
  • Lynn L.Jr. What is a Neo-Weberian State? Reflections on a Concept and Its Implications // NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. 2008 Vol. I. № 2. Р. 17-37.

Просмотры

Аннотация - 84

PDF (Russian) - 62


© Борщевский Г.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.