THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN FIGHT AGAINST CORRUPTION

Cover Page

Abstract


The article is devoted to research forms of participation and activity of public anticorruption associations. The author analyzes conditions and activities of non-profit public organizations. In the end of the article the author comes to the conclusion that the role of non-governmental organizations in political arena in anticorruption fight is very important.


Коррупция влияет на работу государственного аппарата, государственных структур, способствует замедлению роста национальной экономики, порождает сомнение в эффективности работы государственных институтов, снижая авторитет власти в глазах граждан. Отсутствие долгосрочной стратегии, четкого плана ее реализации и общая апатия граждан - все это влияет на неэффективность принимаемых мер. Современному общественному сознанию характерно двойственное отношение к коррупции. С одной стороны, общество, понимает пагубное воздействие коррупции на все сферы взаимоотношений, с другой стороны, она стала обыденностью, вошла в привычку при решении любых вопросов. Важно отметить, что в государствах с развитым гражданским обществом нетерпимость к коррупции гораздо выше, чем в других, таким образом, отсутствие конфронтации интересов государства и института гражданского общества является показателем эффективности государственного управления. Деформированная социальная стратификация, высокий уровень бедности, низкий уровень правовой культуры, деформация моральных ценностей - все это способствует развитию и укоренению теневых общественных отношений. Способ приостановить развитие подобных отношений существует - это в первую очередь просветительская работа по недопущению коррупционных отношений, которую могут осуществлять некоммерческие общественные организации на основе опыта исследовательской работы по изучению понятия коррупции, методов борьбы с ней, но при условии информационной прозрачности проводимых анализов ситуаций в разных сферах, таких как система жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, на предмет коррупции. Общественный контроль необходим как превентивная мера по профилактике коррупционных действий. В законодательных актах Российской Федерации о противодействии коррупции [1; 5] одним из важных направлений работы институтов гражданского общества названо формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, только при этом условии возможно появление новой формы организации общества как саморазвивающейся системы с гибкой структурой для адекватной реакции на возможное проблемные ситуации, а государство в этой системе должно играть роль правового арбитра. Институциональную основу подобного гражданского общества еще в 1930-х гг. стали составлять некоммерческие организации (НКО), работа которых была закреплена в различных правовых актах [6-8]. В 1990-х гг. утверждается Федеральный закон «Об общественных объединениях» [3], где закрепляются формы общественных объединений и порядок создания таких организаций, в том числе и на религиозной основе [4]. В настоящее время деятельность НКО в Российской Федерации регулирует Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [2]. Роль НКО сегодня заключается в артикуляции и агрегации общественных интересов всех социальных слоев, лоббирование их интересов в государственных структурах, обеспечивая диалог государства и общества, в том числе и по вопросам борьбы с коррупцией. Например, деятельность НКО в сфере антикоррупционой политики. 1. Для превращения гражданского общества и его институтов в значимый субъект по борьбе с коррупцией необходимо заниматься развитием основ гражданского общества, то есть речь идет о развитии частной собственности, поддержки честной конкуренции рыночной экономики, то есть основ демократического политического режима. Однако государственные органы власти активно подрывают эти основы [11]. В современных условиях практически невозможно найти опору для антикоррупционной политики, так как коррупция охватила все сферы общественной жизни и стала привычной, в связи с чем необходимо создать правовые условия для поддержания определенного уровня противоречий в различных сферах общественной жизни: в экономике через конкуренцию, в государственном механизме через горизонтальное и вертикальное разделение властей, в политической жизни общества через поддержание сильной оппозиции, в духовной сфере через свободу средств массовой информации. Разрешение этих противоречий неизбежно подтолкнет стороны к действиям против коррупции. 2. Активное участие НКО в законотворчестве, в частности в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Речь идет о правовых мерах обеспечения демократизации правотворчества: развитии практики референдумов, опубликовании проектов нормативных актов и обсуждении их, организации общественных слушаний. Процесс огласки при разработке антикоррупционной программы позволит привлечь к проблеме коррупции больше общественного внимания. 3. Прозрачность проведения выборов, работы государственных органов являются также важной функцией общественных некоммерческих организаций. Более того, стоит включить представителей институтов гражданского общества в состав комиссий по урегулированию конфликта интересов, созданных в государственных структурах [14. С. 56-58]. 4. Развитие общественного сознания и информированности людей. Однако для России характерна особенность, заключенная в отчуждении большинства населения от активного участия в решении общих проблем, в связи с чем деятельность НКО должна быть направлена и на корректировку системы ценностей, изменение общественной культуры. НКО позволяют выстроить реальный диалог государства и власти, особенностью которого является возможность получения аналитики для оценки эффективности принимаемых управленческих решений и реакции населения на них. Таким образом, влияние НКО на политической арене достаточно весомо. Они имеют возможность оказывать реальную поддержку гражданам, быть независимым «диагностом» работы государственных структур. По данным Минюста РФ, на июнь 2016 г. зарегистрировано 277 тысяч 397 НКО, в том числе в Москве - 33,8 тыс., в Московской обл. - 15 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Свердловской обл. - 6,6 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс., Татарстане - 5,5 тыс., Башкирии - 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности [17]. Важно также отметить роль ненасильственных общественных организаций, движений в борьбе с коррупцией. Например, Стивен Зунс [12] отмечает, что при авторитарном или неэффективном управлении в паре с эндемической (местной) коррупцией, порочный круг может развиваться, что приведет к дальнейшей делегитимации власти и правопорядка, которые, в свою очередь, укрепят авторитарное или неэффективное управление, безнаказанность, нищету и так далее. Результат - то, что Джек Дюваль называет «фрагментированной тиранией» - слабые, хрупкие демократические государства или полуавторитарные системы. Стивен Зунс указывает, что у гражданского сопротивления есть потенциал, чтобы активировать антикоррупционный цикл. Ненасильственные общественные движения, гражданские кампании могут бросить вызов связи насилия, бедности, коррупции, уполномочив гражданскую сферу продолжить вести стратегические гражданские кампании и движения. Под гражданским сопротивлением стоит понимать процесс по борьбе с притеснением, безнаказанностью и несправедливостью через власть народа, его называют также «ненасильственным сопротивлением», «ненасильственная борьбой», «ненасильственным конфликтом» и «ненасильственным действием». Гражданское сопротивление ненасильственно в этом, оно включает участие обычных людей, стоящих вместе против притеснения. Мацей Бартковский, специалист по гражданскому сопротивлению, отмечает: «...или откровенные или молчаливые, ненасильственные формы сопротивления - популярное выражение коллективного намерения людей отделить власть людей от власти государственной. Люди могут отказаться следовать за принужденной или устоявшейся системой лжи и обмана, и, таким образом, намеренно усилить роль официального контроля» [9]. Хотя термины «гражданское сопротивление» и «народная власть» часто используют как взаимозаменяемые, но есть различие. Гражданское сопротивление порождает власть народа. Таким образом, она состоит из значительного числа лиц, объединенных целью оказания социального, экономического, политического и психологического давления и участвуя в ненасильственных стратегиях и тактиках, таких как гражданское неповиновение, отказ от сотрудничества, забастовки, бойкоты, мониторинг, ходатайство диски, низкий риск массовых акций и демонстраций. Джин Шарп описал свыше 198 видов тактик, движений и кампаний, позволяющих стратегам сопротивления по мере необходимости концентрировать борьбу или распылять ее [15]. Эффективность гражданского сопротивления - это не вопрос теории или догадки. У кампаний власти народа и движений есть богатая история ограничения притеснения и несправедливости, а также доказанного послужного списка успеха над насильственным сопротивлением. В статье Эрики Ченовет написано, что в прошлом веке сильные (жесткие) кампании имели успех только в 26 процентах всех случаев по сравнению с 53 процентами в случае ненасильственных, основанных на гражданских кампаниях. Тридцать ненасильственных кампаний изучали происшествия в странах, которые причислили к автократии (от -7 и -10 по шкале «the Polity IV»), и все они испытывали суровые репрессии. Тем не менее, двадцать один из них (70 процентов) имели успех, и даже более высокий показатель успеха, чем в среднем для ненасильственных кампаний перед другими типами режимов. Наконец, спустя пять лет последующий анализ выявил в целом высокую корреляцию между ненасильственными кампаниями и демократией. Ненасильственная борьба имеет гораздо больше шансов на успех, чем насильственный конфликт, она закладывает основу для более мирных и справедливых последствий [13]. Таким образом, исторический опыт подтверждает, что Махатма Ганди понял десятилетия назад: формы борьбы влияют на ее исход. Он писал: «...средства можно уподобить семени, цель - дереву. Между средством и целью существует такая же неразрывная связь, как между семенем и выросшим из него деревом» [10]. Ненасильственная тактика представляет методы гражданского сопротивления, которая может генерировать власть народа. Массовые гражданские инициативы в области борьбы с коррупцией значительно расширили состав гражданского сопротивления, создав инновационную тактику. Таким образом, подводя итог, следует отметить важную роль общественных объединений, применяющих ненасильственную тактику, в том числе и в борьбе с коррупцией. Сейчас государству необходима четкая гражданская позиция, когда общество нацелено на изменение неэффективных государственных институтов, где целенаправленное воздействие гражданского общества на государственные органы приводит к демократизации политической и общественной жизни, принуждает государство к переменам в интересах населения. Создание сильного института гражданского общества - это процесс долгий, но он должен иметь постоянный характер, при этом быть гибким и иметь тенденцию к постоянному расширению, включению все большего числа людей в общественную жизнь, тем самым повышая уровень удовлетворенности своим положением, повышая уровень жизни в целом каждого социально активного члена общества.

A V Skorobogatova

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: Anna.skorobogatova2011@mail.ru
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Skorobogatova Anna Vladimirovna - graduate student State and Municipal Administration Chair Peoples’ Friendship University of Russia

  • Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g. N 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii». Available from: http://base.garant.ru/12164203/#ixzz4iwT70HDu.
  • Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizacijah» ot 12.01.1996 N 7-FZ. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.
  • Federal'nyj zakon «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah» ot 19.05.1995 N 82-FZ. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.
  • Zakon RSFSR ot 25.10.1990 N 267-1 (red. ot 27.01.1995) «O svobode veroispovedanij». Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/.
  • Ukaz Prezidenta RF ot 1 aprelja 2016 g. № 147 «O Nacional'nom plane protivodejstvija kor¬rupcii na 2016—2017 gody». Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71264578/#review.
  • Postanovlenie CIK SSSR, SNK SSSR ot 06.01.1930 «O porjadke uchrezhdenija i likvidacii vsesojuznyh obshhestv i sojuzov, ne presledujushhih celi izvlechenija pribyli». Available from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=2808#0.
  • Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 10.07.1932 «Ob utverzhdenii Polozhenija o dobrovol'nyh obshhestvah i sojuzah». Available from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=ESU;n=24793#0.
  • Postanovlenie VS SSSR ot 09.10.1990 N 1709-1 «O vvedenii v dejstvie Zakona SSSR «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah». Available from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ESU&n=3675&rnd=263249.868626352&dst=100017&fld=134#0.
  • Bartkowski M. Nonviolent Civilian Defense to Counter Russian Hybrid Warfare. Washington: Johns Hopkins University. March 2015. Available from: http://advanced.jhu.edu/wp-content/ uploads/2015/02/GOV1501_WhitePaper_Bartkowski.pdf.
  • Gandi Mahatma. Mudrost' Gandi. Mysli i izrechenija. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2015.
  • Denisov S.A. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti nekommercheskih organizacij po protivo¬dejstviju korrupcii. Available from: https://www.civisbook.ru/files/File/Denisov.pdf.
  • Zuns S. Nenasil'stvennye obshhestvennye dvizhenija. Blackwell, 1999.
  • Stefan M., Chenovet Je. Pochemu nenasil'stvennye dejstvija jeffektivny: logika nenasil'stvennogo konflikta. International Security. 2008. № 1.
  • Shapkina E.A. Konstitucionnye osnovy vzaimodejstvija gosudarstva i institutov grazhdanskogo obshhestva v protivodejstvii korrupcii. Uchenye trudy Rossijskoj Akademii advokatury i no¬tariata. M.: Rossijskaja Akademija advokatury i notariata. 2011. № 2 (21).
  • Sharp D. 198 metodov nenasil'stvennyh dejstvij. Filosofskie nauki. 2013. № 12. Available from: http://www.aeinstein.org/wp-content/uploads/2013/10/The-198-Methods-of-Nonviolent-Action-Russian-.pdf.
  • Informacionnyj portal Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii, razdel «Informacija o zare¬gistrirovannyh nekommercheskih organizacijah». Available from: http://unro.minjust.ru/ NKOs.aspx.

Views

Abstract - 86

PDF (Russian) - 648

PlumX


Copyright (c) 2017 Skorobogatova A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.