ETERNAL VALUES: SIGNIFICANCE OF CREATIVITY OF A.S. PUSHKIN IN THE AGE OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS (For the 220th Birth Anniversary)

Cover Page

Abstract


The purpose of the article is to study the importance of Pushkin's work in the age of scientific and technological progress, to identify and analyze the moral values that accompany the work and personality of Alexander Pushkin and are particularly relevant to our time. The article discusses the moral values of honor and dignity, the ratio between good and evil, concepts of duty, justice, love and friendship, happiness, freedom, creativity, patriotism, national idea, peoples’ friendship and the problem of preserving Russian language in modern Russia. The article is written through the prism of interpretation of Pushkin’s creativity by Russian philosophers abroad and modern philosophers. The article deals with the problem of using neural networks that make it possible to reproduce the style of A. S. Pushkin. The author concludes about the relevance of the work of A. S. Pushkin in our days. The issues of preserving spirituality, moral values, national identity, and optimistic Renaissance perception of the world, of understanding the beauty of life, remain relevant and in demand in modern age of rapid scientific and technical progress, both in Russia and in the world.


Введение 6 июня 2019 года исполнилось 220 лет со дня рождения великого поэта, драматурга и прозаика, принадлежащего к гениям мировой культуры. Философ русского зарубежья И.А. Ильин оценивал А.С. Пушкина как «путеводную звезду русской культуры», [1] главный вход в русскую культуру. Считал, что творчество А.С. Пушкина помогает лучше понять Россию, почувствовать ее специфику. Сегодня мы также задаемся вопросом, что значит для нас А.С. Пушкин в век научно-технического прогресса? Какие нравственные ценности, актуальные и остро востребованные в наше время, связаны с личностью и творчеством А.С. Пушкина? И с удивлением обнаруживаем, что творчество А.С. Пушкина не только прекрасное литературное наследие и дань уважения прошлому, но и актуальный ныне феномен. А.С. Пушкин в своих произведениях обращался к вечным нравственным ценностям: чести и достоинства, совести, соотношения добра и зла, понятиям долга, справедливости, любви и дружбы, счастья, свободы, творчества, патриотизма, национальной идеи, дружбы народов, явился создателем современного русского литературного языка. Методы и материалы Данное исследование опирается на научные труды философов российского зарубежья и современных философов, посвященные исследованию жизни и творческого наследия А.С. Пушкина, помогающие акцентировать внимание на этических аспектах творчества А.С. Пушкина. Также в исследовании использованы материалы, отражающие возможности современных нейронных сетей, обученных создавать стихи в стиле Пушкина и других поэтов. Проблемы морали в творчестве А.С. Пушкина Невозможно переоценить значение А.С. Пушкина как создателя современного русского литературного языка. И.А. Ильин замечал, что в деле освобождения от церковно-славянского языка Пушкину удалось найти точную меру, соблюсти преемственность. Сегодня проблема сохранения богатства русского языка в современной России как никогда актуальна, учитывая обеднение, оскудение национального языка. В своих произведениях А.С. Пушкин поднимает вечные нравственные проблемы чести и достоинства, совести, долга, справедливости, любви и дружбы, счастья. В сказках А.С. Пушкина, таких как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», также остро ставятся нравственные проблемы добра и зла, сущности любви, понятия счастья, справедливости. Их отличают красота пушкинского слога, заложенные в них мудрость, оптимизм, светлое начало, благотворно влияющие на нравственное, гармоничное развитие молодого поколения. Причем эстетическое удовольствие получают не только дети. Нравственные ценности свободы, национальной идеи, дружбы народов в произведениях А.С. Пушкина Философ российского зарубежья Н.А. Бердяев подчеркивал, что литературное наследие Пушкина обращает нас к глубокому осмыслению проблемы творчества. Философ справедливо замечал, что моральная проблематика лежит в основе русской классической литературы в целом, определяя ее специфику [2]. А.С. Пушкин воспевал в своих произведениях свободу, вольность, рассматривая свободу как абсолютную ценность, не сводящуюся только к политической свободе. Б.П. Вышеславцев в произведении «Вольность Пушкина. (Индивидуальная свобода)» писал о гениальной способности Пушкина творчески выразить многогранность свободы. «Революционная свобода, политическая свобода, гражданская и правовая свобода не исчерпывают и не выражают подлинной сущности свободы, а являются лишь условием ее возможности, лишь путем ее достижения и защиты» [3]. И добавлял, что «Пушкин дает, конечно, не философию свободы, а поэзию свободы; но, его поэзия имеет в себе мудрость, и эту мудрость в одежде красоты легко угадать философу» [3]. Пушкину была дана и «свобода пророческого слова... свобода „глаголом жечь сердца людей“» [3]. М.А. Маслин пишет о духовном влиянии Пушкина на исследователей проблемы национального самосознания [4]. В знаменитой «Пушкинской речи» на открытии памятника А.С. Пушкину в 1880 году Ф.М. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» А.С. Пушкина и способности к перевоплощению в дух других народов, связывая эти черты и с национальной спецификой русского народа. Философ российского зарубежья И.А. Ильин, в свою очередь, подчеркивал, что «отзывчивость» поэта не исчерпывается только составом других народов, а связывает поэта со всей вселенной [5]. Но, в силу универсальности своей личности и таланта перевоплощения в дух других народов, личность и творчество А.С. Пушкина способствовали сплочению и дружбе народов. И.А. Ильин отмечал, что современники А.С. Пушкина были свидетелями появления поэта в общественных местах и дома «в русском крестьянском, нищенском - странническом, турецком, греческом, цыганском, еврейском, сербском, молдаванском, бухарском, черкесском и даже самоедском „ергаке“» [5]. Такие «перевоплощения» помогали ему лучше вжиться в особенности менталитета различных народов, прочувствовать многонациональную стихию («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Нравственные ценности творчества, патриотизма в произведениях А.С. Пушкина Говоря о специфике творчества А.С. Пушкина, И.А. Ильин отмечал характерную особенность его творчества, заключающуюся в оптимистичном, радостном принятии мира. Он видит и описывает человеческие страдания, но светлое, жизнеутверждающее начало доминирует в его произведениях. Пушкин, по мнению И.А. Ильина - солнечный центр нашей истории. Характеризуя творчество гения, Ильин подчеркивал, что «...все принято, все умудрено, все очищено, все просветлено и прощено в глаголах законченной солнечной мудрости. Все смутное стало очевидным; все страдания преобразились в радость бытия... И дивное глубокомыслие и глубокочувствие сочеталось с радостью поющей и играющей формы...» [6]. В лице А.С. Пушкина впервые от лица России миру и Богу был пропет гимн радости и утверждения. Об этой особенности творчества А.С. Пушкина писал и Г.П. Федотов. Радостное, светлое, жизнеутверждающее восприятие мира было ему ближе, хотя, безусловно, он сочувствует простому народу, не закрывает глаза на его страдания. Та же мысль звучит и в произведениях Н.А. Бердяева. Философ российского зарубежья отмечал ренессансный характер творчества Пушкина [7]. Эта черта его творчества отличает его от общей, скорее печальной и критической направленности русской классической литературы. П.А. Николаев замечает удивительную способность А.С. Пушкина прятать «страшное в нестрашном» («Капитанская дочка»), характеризует его как о врачевателя, примирителя, положившего в своих произведениях «боль на музыку» [8]. После чтения его произведений не остается тяжелого чувства, безысходности. А.С. Пушкин является для нас и примером патриотизма. Хотя он не питал иллюзий относительно России, хорошо зная отечественную историю, прекрасно видел и осознавал, как ее плюсы, так и минусы, включая «отсутствие общественного мнения... равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной,... циничное презрение к человеческой мысли и достоинству...» [9]. В «Письме П.Я. Чаадаеву» от 19 октября 1836 года А.С. Пушкин, во многом соглашаясь с мыслями П.Я. Чаадаева относительно России, все же констатировал: «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» [9]. Нравственные ценности свободы, творчества, дружбы народов, национальной идеи, патриотизма не только не утратили своей актуальности в современных условиях, но, востребованы как никогда. Творчество А.С. Пушкина и нейросети После проведения анализа не осталось сомнения в том, что Пушкин на настоящий момент актуален и важен. Можно даже сказать, что сейчас нам его не хватает. Человечество не стоит на месте и развивается в научно-техническом плане. Нейросеть как один из методов машинного обучения зародилась еще в 1940-х годах. Тогда ученые пробовали воссоздать в технике биологические нейронные сети - человеческий мозг. Стоит отметить, что создание искусственного интеллекта и глубинное изучение деятельности мозга являлись и являются по сей день параллельными процессами. На протяжении многих лет интерес к нейронным сетям то пропадал, то снова усиливался, особенно когда выяснилось, что со многими задачами, связанными с анализом естественной информации, нейронные сети справляются лучше, чем другие алгоритмы. Важным событием на стыке литературы и технологий стал выход в конце 2018 года первой книги стихов, созданной нейросетью, под названием «Нейролирика». Автор эксперимента - ученый из Школы лингвистики ВШЭ Борис Орехов. Автор эксперимента «натренировал» нейронную сеть на стихах великих поэтов и заставил писать собственные. Проект позволил определить «формулы» поэзии Гомера, Овидия, Пушкина, Ахматовой, Мандельштама какими их видит искусственный интеллект. Обученные нейросети породили собственные тексты, напоминавшие исходники разными чертами стиля. Соблюдались ритм, размер, синтаксис, интонации, излюбленные слова поэтов [10]. Поскольку умные устройства чувствительны к объему обучающей выборки, поэтому для того, чтобы порождать тексты приемлемого качества, им нужно проанализировать сотни тысяч стихотворных строк. При этом Борис Орехов признался, что в ходе эксперимента «Мы не рассказывали сети, что бывают морфемы, ударения, синтаксические конструкции, а она вдруг взяла и все это поняла сама» [10]. Данный эксперимент подтвердил, что возможно научить нейросеть писать стихи в стиле Пушкина. Возможно, с дальнейшим развитием технологий, можно будет дойти до такой степени «схожести», что дети в школьной программе не смогут отличить «нейростихи» от оригинала. Но можно ли заменить А.С. Пушкина? Конечно, имитация стиля А.С. Пушкина нейронными сетями - явление, безусловно, положительное, т.к. мы подчеркивали проблему оскудения, обеднения современного русского языка. Тем более, компьютеры способны создавать свою продукцию в неограниченном масштабе. Но традиционно считается, что лирика - это подчеркнуто авторское высказывание. Ее создатель выражает свои чувства, мысли, интенции, транслируют свой пережитый опыт. Каждое стихотворное произведение - это «ручная, штучная работа» и нередко плод больших интеллектуальных усилий. Поэтому, безусловно, невозможно воссоздать неповторимую многогранную личность А.С. Пушкина, неотрывного от России, его думы и чаяния, мечты и свободолюбивые идеалы. Заключение Творчество А.С. Пушкина актуально и современно в наше время. Нравственные ценности чести и достоинства, совести, соотношения добра и зла, понятия долга, справедливости, любви и дружбы, счастья, свободы, творчества, патриотизма, национальной идеи, дружбы народов, проходящие красной нитью через все творчество Пушкина, актуальны и востребованы в современных условиях. Нравственные проблемы, поднимаемые гением, принадлежащим мировой культуре, и сегодня не оставляют человечество равнодушным. Мы живем в век научно-технического прогресса, человечество постоянно развивается в научно-техническом плане. Важным событием на стыке литературы и технологий стал выход в конце 2018 года первой книги стихов, созданной нейросетью, под названием «Нейролирика». Автор эксперимента - ученый из Школы лингвистики ВШЭ Борис Орехов. Данный эксперимент подтвердил возможность написания стихов в стиле А.С. Пушкина. Имитация стиля А.С. Пушкина нейронными сетями - явление, безусловно, положительное в условиях оскудения, обеднения современного русского языка. Также стихи, написанные нейронной сетью, стилизованные под А.С. Пушкина, способны повысить интерес молодого поколения к первоисточникам. В современных условиях нейросеть может написать за один день объем стихов, соразмерных всему творчеству поэта. Однако, при соблюдении узнаваемого стиля, использовании любимых тематик, во всех произведениях будет отсутствовать мораль, глубокий смысл, горячее сердце поэта. Невозможно воссоздать уникальность личности А.С. Пушкина. И.А. Ильин подчеркивал, что великий человек обрекает нас на то, чтобы мы всю жизнь разгадывали его неповторимую личность.

M V Moiseenko

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: moiseenko-mv@rudn.ru
Moscow, Russia

кандидат философских наук, доцент кафедры этики факультета гуманитарных и социальных наук

  • Ilyin IA. Alexander Pushkin as a guiding star of Russian culture. Collected works: In 10 volumes. V. 6. B. III. Мoscow, Russkaya kniga, 1997. P. 213 (In Russ.)
  • Moiseenko MV, Tsvyk VA. Philosophical interpretation of the specifics of creativity of Pushkin A.S. 4 th International multidisciplinary scientific conference on Social Sciences & Arts SGEM 2017 conference. Proceedings BOOK 6 Sciences & Arts. Vol. II, 24—30 August, 2017 Albena Co. P. 573.
  • Vysheslavcev BP. Pushkin's Liberty. (Individual freedom). O Rossii i russkoj filosofskoj kul'ture. Moscow, 1990. P. 400. (In Russ.).
  • Maslin MA. Pushkin and Russian philosophy. (International conference proceedings. Part 1.) Pushkin A.S. i sovremennost'. K 200-letiju so dnja rozhdenija pojeta. Moscow, RUDN, 1999. P. 121. (In Russ.).
  • Ilyin IA. Prophetic calling of Pushkin. Collected works: In 10 volumes. V. 6. B. II. Мoscow, Russkaya kniga, 1996. P. 43—55. (In Russ.).
  • Ilyin IA. About Russia. Three speeches. 1926—1933. Collected works: In 10 volumes. V. 6. B. II. Мoscow, Russkaya kniga, 1996. P. 33 (In Russ.).
  • Berdjaev NA. Russian idea. The main problems of Russian thought of the XIX century and the beginning of XX century. O Rossii i russkoj filosofskoj kul'ture. Moscow, 1990. P. 63. (In Russ.).
  • Nikolaev PA. Pushkin in the modern public consciousness. (International conference proceedings. Part 1.) Pushkin A.S. i sovremennost'. K 200-letiju so dnja rozhdenija pojeta. Moscow, RUDN, 1999. P. 205. (In Russ.).
  • Neuropoetry. How and why computers write poetry. Available from: https://iq.hse.ru/news/ 228812683.html. Accessed: May, 20, 2019. (In Russ.).

Views

Abstract - 20

PDF (Russian) - 16

PlumX


Copyright (c) 2019 Moiseenko M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.