CHALLENGING PROBLEM OF ETHICS IN HIGHER EDUCATION: Review of Tsvyk V.A. (ed.), Ethics of Higher Education. Moscow: RUDN University; 2016. 210 p. (In Russ)

Cover Page

Abstract


-


Образование есть сложная система, реализующая многие научные, технические, социально-гуманитарные функции. Качество образования зависит от процессов модернизации высшей школы, которые в своей основе содержат четыре основополагающих принципа: - научиться познавать, - научиться делать, - научиться приобрести профессиональную квалификацию, - научиться справляться с различными многочисленными ситуациями в быстроменяющейся реальности. Образование как социально-культурный феномен имеет свои функциональные и структурноорганизационные особенности. Функциональность образования обеспечивает воспроизводство и развитие социального (социума) и систем деятельности. Реализация образования происходит через трансляцию культурных норм и ценностей в сочетании традиций и инноваций, опыта, сменяющихся поколений людей. Функциональный механизм образования охватывает все сферы жизнедеятельности. Вместе с тем оно имеет структурно-организационное воплощение. Их реализует специализированные социальные институты и социальные субъекты (образовательные учреждения всех уровней, в том числе и высшего образования). Всеобщий образовательный процесс конкретизируется в следующих проявлениях: обучение как технологизация познавательной деятельности; воспитание как процесс социализации людей - передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в обществе в условиях реальносуществующей культуры, создания условий для поведенческой мотивации; подготовка кадров как технологизация профессиональных требований для развития общества. Именно эти проблемы рассматриваются в коллективном труде специалистов, выполненного под руководством профессора В.А. Цвык (Этика высшей школы: монография / В.А. Цвык, И.В. Цвык, А.А. Косорукова, И.Е. Лапшин, М.В. Моисеенко, В.С. Мухамеджанова, О.В. Саввина. - Москва, РУДН, 2016). В монографии обозначена актуальность и своевременность научного анализа проблем профессиональной этики как полноправной части общей этической теории. Рассматривая предмет и задачи этики в высшем образовании, автор В.А. Цвык отмечает, что высшее образование в России и в мире в целом претерпевает ряд изменений. Некоторые из современных вызовов вступают в противоречие с традиционной академической этикой. Во-первых, это коммерциализация высшего образования и конкуренция между вузами на рынке. Эти тенденции заставляют по-другому взглянуть на вышеназванного отношения учитель-ученик в рамках высшей школы. Во-вторых, это воспроизводство научного знания в университетах и наукометрические показатели, не так давно ставшие актуальными в вузовской конкурентной борьбе. Внедрение информационных технологий, изменения государственных стандартов и другие нововведения также заставляют пересмотреть цели, ценности и этические ориентиры высшей школы [1]. Все это активизирует значимость этической составляющей высшего образования как учения о содержании, формах создания правил и требований и к социальным отношениям, акцентирующих обобщенные сущностные принципы поведения человека и общностей. Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предлагает синтез всех духовно-нравственных качеств личности. Прежде всего - это основные этические понятия, такие как долг, добро и зло, честь, совесть и т.д., а также определение предметного поля профессиональной и прикладной этики. Развитие современных информационных технологий привело к формированию нового понятия «виртуальная реальность», которое означает, что человек может видеть, слышать, переживать в среде, созданной с помощью персонального компьютера и глобальной компьютерной сети [2]. Особенное беспокойство вызывает доверчивость и неподготовленность студенческой молодежи к восприятию типичных нарушений через троллинг в Сети. Троллинг (от английского trolling) - распределение в Сети (на форумах, в группах новостей) провокационных сообщений с целью вызвать конфликтную ситуацию. Виртуальные провокаторы являются активными участниками популярных форумов. Создавая определенные установки, они предлагают обсудить актуальные проблемы чаще всего на политические, религиозные и общественные темы [3]. Перенесенная в социальную сферу, эта проблема борьбы с неэтическими действиями в сети Интернет приобретает практическое звучание. С помощью знаний, полученных при изучении курса профессиональной этики, студенты смогут критически интерпретировать полученную из Интернета информацию [4]. Авторы В.А. Цвык, А.А. Косорукова, Н.В. Моисеенко раскрывают в монографии богатый опыт работы преподавателей, как в подобных ситуациях противостоять нигилизму, равнодушию и недоверию к официальной информации. Особенно актуальной сегодня является проблема теоретического осмысления философами и социологами понятия «патриотизм». М.В. Моисеенко отмечает, что патриотизм является одним из основных принципов обучения в высшей школе. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что он становится одной из форм согласования личных и общественных интересов, единения человека и Отечества [5]. Следующий блок проблем в монографии затрагивает принципы и ценности этики высшей школы. Здесь рассматриваются базовые ценности университетов, такие как знание, труд, воспитание, толерантность. В связи с этим раскрывается перспектива интеграции этих ценностей в стенах вуза и рассматриваются возможные ценностные конфликты. В рамках понимания образовательного пространства и преемственности вузовской практики раскрывается важность уважения существующих традиций академической среды и в то же время необходимость дальнейшего развития этики высшей школы, переосмысления и дополнения ее принципов. Такой анализ подводит к раскрытию разнообразных форм этического регулирования в профессиональной вузовской среде, что актуализирует субъектную составляющую высшего образования, профессиональной этики преподавателя. Отношения «учитель - ученик» и отношения преподавателя с коллегами в современном мире наталкиваются на множество этических дилемм, которые требуют теоретической проработки. Важным является рассмотрение этики межнационального общения в вузе, педагогического такта как нравственного принципа, этики дистанционного обучения и использования информационных технологий, этикета в высшей школе. Специально в монографии выделяются проблемы этики научно-исследовательской работы в вузе. Сюда входят вопросы: особенности научно-исследовательской деятельности в вузе; рассмотрение принципов академической этики и их сочетание с необходимостью вести научные исследования; специально этические проблемы научных публикаций и актуальный ныне вопрос научной этики - этики ведения научных дискуссий. Следует отметить, что в монографии, помимо заключения, в котором подводятся итоги, содержатся приложения - этические кодексы российских вузов, в том числе МГУ, РУДН, миссия и гимн РУДН, кодекс чести преподавателя РУДН. Необходимость специфических моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали проявляется прежде всего в социально-гуманитарных профессиях. Основным содержанием этих требований является воспитание и удовлетворение потребностей личности, как в профессиональной деятельности, так и в общении с коллегами. Профессионально-этические кодексы складываются в тех видах деятельности, которые связаны с исполнением важных социальных функций в обществе, одной из которых является обучение в высшей школе. Вполне закономерно, что при рассмотрении большого пласта этики высшего образования и этики науки следуют обращения к опыту Российского университета дружбы народов. В первую очередь - это этика межнационального общения и толерантность, та сфера, в которой РУДН имеет много положительного опыта. Уже более 50 лет университет работает в этом направлении, и его практический опыт служит базой для теоретических обобщений. Немало мест в исследовании занимает научный поиск в рамках современного университета. Здесь следует подчеркнуть, что научный поиск и отчетность по этому направлению работы в вузе могут сильно расходиться, и только этические принципы и личная ответственность сотрудников высшей школы способны оградить от нарушений научной этики и сохранять честь и достоинство как отдельных сотрудников, так и вуза в целом. При этом следует подчеркнуть, что этические принципы высшей школы должны соблюдаться и служить ориентиром для всех участников образовательного процесса в вузе. Только таким образом можно обеспечить авторитет и репутацию преподавателей, менеджеров и иных сотрудников современного вуза. Таким образом, настоящая монография представляет собой существенный вклад кафедры этики РУДН с исследованием места и роли преподавателей этики в высшей школе. Важно, что настоящее исследование ориентировано на довольно широкую аудиторию - это, безусловно, сотрудники высшей школы - преподаватели, администраторы, менеджеры, а также обучающиеся в вузе аспиранты, магистры, бакалавры. Оно также заинтересует исследователей в области академической и профессиональной этики.

V Y Kryanev

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Author for correspondence.
Email: dmeds@rambler.ru

старший преподаватель кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета

T P Pavlova

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Email: vtp52@mail.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского авиационного института

  • Ethics of higher education / V.A. Tsvyk, I.V. Tzvyk and others. Moscow: Publishing House of the PFUR, 2016. 210 p.
  • History and Philosophy of Science (Philosophy of Science). Ed. by Yu.V. Kryanev, L.E. Motorina. Moscow: INFRA-M, 2008. P. 416. (In Russ)
  • Malyuk A.A, Polyanskaya O.Yu., Alekseeva I.Yu. Ethics in the field of information technology. Moscow, Goryachaya Liniya — Telekom, 2011.
  • Tsvyk I.V. Computer Technologies in the Contemporary Educational Process: the Ethical Aspect. RUDN Journal of Philosophy. 2014;(2):145—151. (In Russ).

Views

Abstract - 53

PDF (Russian) - 35


Copyright (c) 2018 Kryanev V.Y., Pavlova T.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.