The mystery as aesthetic category

Abstract


The mystery as aesthetic category


Тайна и таинственность с древних времен являются особой формой миросозерцания, выражая переживание непознанного или недоступного для познания, одновременно подразумевая также и эмоциональную жажду познания. «Всеобщность тайнотворчества определяется личностной модальностью потребности в познании мира» [4. C. 260]. При обращении к словарным источникам для выявления семантических свойств понятия «тайна» мы обнаруживаем, что в самом общем понимании тайна представляет собой 1) нечто неразгаданное, неизвестное; 2) нечто скрываемое кем-то от других; 3) скрытая причина, сущность чего-либо [1]. Одновременно это понятие может быть обращено, как мы видим, и к простым повседневным ситуациям, и к научным, и к философским проблемам, неразрешимость которых зачастую сводится к тому, что проблема для нас и становится синонимом тайны. Однако здесь было бы важно провести разграничение между понятиями проблема и тайна. Понятие «проблема» этимологически восходит к греческому глаголу προβάλλω - кидать вперед, бросать, выставлять перед собой, обвинять [3]. Определение понятия проблемы в философском словаре звучит следующим образом: «Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» [5. C. 356] (1). Понятие проблемы восходит к аристотелевской диалектике и тесно связано с Логосом, с рационально-понятийной деятельностью. В определении понятия проблемы, данном в «Новой философской энциклопедии», подчеркивается, что проблема является моментом познавательной деятельности, т.е. предполагает для своего разрешения рационально-теоретические процедуры. Однако и тайна как особая форма сознания тоже имеет в себе определенную рациональную составляющую. Тайна интенционально содержит в себе стремление к познанию. «Мир и разум не составляют проблемы; они, если хотите, таинственны, но таинство это их определяет» [2. C. 21], - писал М. Мерло-Понти. Тайна переживается на эмоциональном уровне, в то время как проблема больше осмысливается и обдумывается. Тайна, таким образом, - это синтез когнитивного, ценностного и эмоционального (характеризующегося интенциональностью и бинарностью) аспектов сознания; в тайне объединены знания, с одной стороны, и переживания, эмоциональная чувственность, с другой. Психологические истоки тайны кроются в глубинной человеческой потребности в получении знания о неизведанном. Переживания тайны представляют собой определенные состояния сознания, которым свойственна высокая чувственная образность, коррелирующая с эмоциональностью. Рассмотрим с этих позиций в самом общем плане некоторые способы выражения и постижения тайны. Когда эмоциональные переживания доминируют над когнитивной составляющей познания, тайна облачается в мистицизм и мифологию. В таком случае актуализируется личностный момент тайны, и на первый план выходит отношение от образа к субъекту (от бога к человеку, например). В данном случае мы имеем дело с мистическим способом постижения тайны. Он самый распространенный в истории культуры и проявляется в различных мистических учениях, религиозных культах, мифологиях и др. Но возможна и другая форма выражения и постижения тайны. В этом случае при постижении тайны подключаются когнитивные структуры, а также творческое, эмоционально нагруженное воображение, активизирующее отношения между субъектом и образом. Здесь постижение тайны предполагает, прежде всего, создание художественных средств ее выразительности, ее воспроизведение художественно-эстетическими образами. В этом случае мифологический образ трансформируется в эстетическую образность, воспроизведение и развитие которой становится задачей искусства. Неслучайно в истории искусства на протяжении многих веков именно религиозные-мистериальные мотивы направляли творчество художников, поэтов, писателей и др., а мифологическо-религиозные, насыщенные мистицизмом образы становились главной темой произведений искусства. Религиозно-мифологическое и эстетическое неразрывно связаны друг с другом тайной, являются зеркальными сторонами единого процесса выражения и постижения тайны. Особенность эстетического «преодоления» тайны определяется творческим преобразованием и обобщением мифопоэтического образа, приданием ему эмоционально насыщенных смыслов, выражающих отношение художника к тайне. Этот процесс достаточно трудно поддается рациональному анализу, он является частью творческого, созидательного, чувственного порыва. Таким образом, мы можем говорить о мистическом и эстетическом способах постижения тайны, которые лежат в основании религии и искусства. При этом они отличны от научного и философского способов разрешения научных и философских проблем. Введение в категориальный аппарат эстетики тайны как особой категории позволяет углубить наше понимание природы художественного творчества и вдохновения, обогатить теоретические подходы к объяснению сущности искусства. ПРИМЕЧАНИЯ (1) Стоит отметить, что англоязычные источники (например, «Философская энциклопедия университета Стэнфорда» [6]) не дают общего определения понятия «проблема», но активно обсуждают различные виды проблем (проблема индукции, проблема восприятия и т.д.). © Марджи Н.М., 2017

N M Mardzhi

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: vred-2845@yandex.ru
6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russian Federation

  • Levontina IB. Tajna. In: Apresjan Ju. D. Novyj ob#jasnitel'nyj slovar' sinonimov russkogo jazyka. Moscow: Russkie slovari, 1995. (In Russ).
  • Merlo-Ponti M. Fenomenologija vosprijatija. St. Petersburg: Nauka, 1999. (In Russ).
  • Mihel'son AD. Ob’jasnenie 25000 inostrannyh slov, voshedshih v upotreblenie v russkij jazyk, s oznacheniem ih kornej. Moscow: Izdanie knigoprodavca AI Manuhina, 1865. (In Russ).
  • Najdysh VM. Vlast' tajny. Ocherki po filosofii mifologii. Moscow: Al'fa-M, 2014. (In Russ).
  • Novaja filosofskaja jenciklopedija. Vol. 3. Moscow: Mysl', 2000. (In Russ).
  • URL: https://plato.stanford.edu/contents.html.

Views

Abstract - 138

PDF (Russian) - 55

PlumX


Copyright (c) 2017 Mardzhi N.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.