Editorial note

Abstract



Предлагаемый читателям второй номер нашего журнала в 2017 г. посвящен исследованию ряда актуальных философских проблем в таких областях философского знания, как онтология, гносеология, философия мифологии, философия сознания, математическая логика, философские проблемы конкретно-научного познания, философские аспекты социального прогнозирования, аксиология и др. Российское общество находится в состоянии глубокого перелома, оно переживает период поиска и формирования нового общественного уклада. В сложном процессе противоречивых и нередко непоследовательных экономических, социальных, культурных реформ трансформируются мировоззренческие устои, системы ценностей, норм отечественной духовной культуры, идет поиск новых идеалов, жизненных смыслов и ориентиров. Духовная культура - это целостная система, структурно-функциональные особенности которой определяются сознанием человека. Духовная культура есть отражение и идеальное преобразование действительности в сознании человека. Именно сознание является творцом и носителем духовной культуры. Оно выступает ядром, основой, «мотором» духовной культуры. Поэтому основное внимание в данном выпуске уделено теме сознания. Проблема сознания - ведущая тематика выпуска, его «сверхзадача». Она раскрывается в различных аспектах. Прежде всего это теоретико-методологические вопросы исследования сознания как специфического объекта конкретно-научного и философского познания, существующие философские парадигмы анализа природы сознания. Большое внимание уделено реконструкциям истории сознания, и прежде всего анализу мифологического сознания. Мифотворчество теоретически реконструируется как культурная универсалия, представленная рядом своих исторических форм: первобытная мифология, фольклорное сознание, обыденное сознание, теология, т.е. вплоть до неомифологии, например, в виде политической мифологии, квазинаучной мифологии и др. В отечественной философской литературе и в публицистике в последние годы развернулась широкая дискуссия о закономерностях связи теологии и науки, о месте теологии в духовной культуре и в образовании. Учитывая, что государственная политика все в большей степени ориентируется на клерикализацию духовной культуры и образования, прояснение этих вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Выводы и рекомендации этой широкой общественной дискуссии прямо определяют пути реформирования науки и образования в стране. Журнал начинает цикл статей по проблеме понимания природы теологии, ее роли и места в истории культуры. Отдельная статья посвящена политическому мифотворчеству, которое расцветает в условиях, когда политика превращается в параполитику, где политические идеи имитируются и создается лишь иллюзия того, что в обществе открыто реализуются партийные, политические программы и др., а на этой основе легко мистифицируются реальные пути достижения политических целей и идеалов. Все буквально по У. Черчиллю, который говорил, что Россия является «загадкой, упакованной в тайну, спрятанную в непостижимость». В данном номере читатель может познакомиться и с историей философских подходов к анализу «логики» воображения, становления интересного философского направления - философией воображения. У его истоков стояли работы русского мыслителя Я.Э. Голосовкера и французского мыслителя Г. Башляра. Их взгляды на место, функции и роль воображения в познании и в бытии в значительной мере определили пути становления имагинативной философии. В нашем традиционном разделе «Онтология и теория познания» рассматриваются актуальные логико-онтологические проблемы, принципы, на которых строятся онтологии научных теорий, т.е. принципы метаонтологии; а также логические модели связи времени и пространства, в том числе и такие, которые отражают не только реальный чувственно наблюдаемый мир, но и моделируют возможные миры. В разделе «Логические исследования» представлены историко-логические исследования взглядов Аристотеля на отношение между логикой и онтологией, а также исследования в области логической семантики. Представлен аппарат логической семантики, который расширяет область определения операторов истинности и ложности на универсум символьных выражений и таким образом позволяет логически оперировать как с осмысленными, так и с бессмысленными выражениями языка. Философские реконструкции сознания позволяют представить его динамику и структуру через взаимодействие познавательного и ценностного функционалов, реализующееся в самых различных его формообразованиях, в том числе и в «превращенных» (например, тайна, утопия и др.). Одна из таких форм возникает в социальном прогнозировании, футурологии, в конструировании моделей «возможных миров» будущего, где нужно учитывать, что направленность исторического процесса определяется не только закономерными, но и случайными факторами. Образ будущего формируется в сложном взаимодействии когнитивных (теоретико-методологических, в том числе и философских, конкретно-научных) и ценностных предпосылок, сконцентрированных в обыденном сознании. Показано, что в новейшей футурологии ценностные предпосылки уровня обыденного сознания играют все большую роль. Данный номер также знакомит читателей с интересным вариантом современного утопизма - феминистической утопией, выражающей особый экзистенциальный, гендерный опыт субъекта. Его стержень - забота о человеке, акцентирующая внимание на ценностях родства и различий, в том числе в рамках бинарной оппозиции «нормальное»/«патологическое». Ценностный функционал сознания играет важную роль в выработке смысложизненных ориентаций личности. В культуре постмодерна наблюдается тенденция распространения аддиктивных форм поведения, что особенно актуализирует проблему смысла жизни. В данном номере рассматриваются основные типы смысложизненных ориентаций и их философские обоснования. К этому материалу примыкает статья, посвященная сложному, противоречивому влиянию информационно-коммуникационных технологий на психические характеристики человека, его личность и возможности развития. В данном выпуске также обсуждаются сдвиги базовых мировоззренческих установок в культуре постмодерна. Классическая философия относилась к бытию как к чему-то предельно прочному и монолитному; она искала именно такое бытие. Показано, что постклассическая мысль все в большей мере ориентирована на неустранимость ускользающего мира. Ценностный функционал сознания теснейшим образом переплетается с чувственно-эмоциональной сферой, с миром переживаний, с художественно-эстетическим творчеством. Этот аспект деятельности сознания раскрывается через анализ тайны как эстетической категории. Большое внимание в данном номере уделено аналитической философии, критическому рассмотрению ее теоретико-методологических установок в анализе природы сознания, возможностей их расширения, в частности, с помощью теории информации и лингвистики; обсуждение методологических границ вычислительных моделей в реконструкции когнитивных процессов сознания. Авторы данного выпуска - это известные в стране специалисты, маститые ученые, преподаватели ведущих вузов страны (РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова), научные сотрудники Института философии РАН и докторанты российских вузов (Пятигорский государственный университет), а также наша аспирантская молодежь.

- -

Views

Abstract - 99

PDF (Russian) - 21


Copyright (c) 2017 - -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.